Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная» Есенина

«Гой ты, Русь, моя родная…», анализ стихотворения Есенина

Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная» Есенина

«Гой ты, Русь, моя родная…» – стихотворение, относящееся к раннему периоду творчества Есенина. Оно было включено в первое издание дебютного сборника Сергея Александровича «Радуница», увидевшего свет в 1916 году. В произведении, считающемся одним из лучших в наследии поэта, отразилась его безграничная любовь к родной стране.

История создания

Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» создано в 1914 году (точная дата неизвестна). В то время Есенин жил в Москве, трудился с перерывом в двух типографиях, печатался в детском журнале «Мирок», большевистской газете «Путь правды», журнале «Проталинка» и газете «Новь», летом успел побывать на юге – в Севастополе и Ялте, активно работал над лирикой.

При жизни Сергея Александровича критики неоднозначно приняли стихотворение. По большей части они разделились на два лагеря.

Первые отмечали, что от текста веет подлинной Русью, что в нем есть «здоровый народный взгляд на свою родину», что произведение – значительное достижение поэта, который только начал входить в профессиональную литературу.

По мнению других, в лирике Есенина ничего «общенародного» нет, зато в ней присутствует «невыносимое националистическое ухарство», выражающееся главным образом в чрезмерном употреблении «народной» лексики.

Сюжет

Четкого сюжета у стихотворения нет. Лирический герой просто любуется деревенскими пейзажами, наслаждается единением с природой, рассуждает о родине. Можно предположить, что действие произведения разворачивается в августе. Догадка основана на упоминании Спаса. Видимо, имеются в виду сразу два православных праздника, приходящихся на последний месяц лета, – Яблочный Спас и Медовый Спас.

Тематика и образы

Ключевая тема стихотворения – тема родины, которая раскрывается через образ деревенской Руси. Образ этот создан в первую очередь при помощи приема метафоры. Хаты поэт сравнивает с иконами в ризах.

Сравнение такое возникает неспроста. Лирический герой видит дома с окошками, украшенными наличниками. Из-за этого у него возникает ассоциация с иконами, обложенными ризами.

Деревенские хаты в стихотворении – это иконостас, находящийся в большом храме – Руси.

Смысловая оригинальность при раскрытии темы родины в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» заключается в том, что родина для лирического героя привлекательнее самого рая. Более того – она и есть рай. Об этом говорится в заключительном четверостишии текста.

Лирический герой

Стихотворение начинается со старорусского слова «гой», которое обозначает пожелание здравствовать. Далее лирический герой сравнивает себя с захожим богомольцем, достигшим цели путешествия, взирающим с радостью и трепетом на край, перед ним представший. Его отношение к родной земле – восторженное и в то же время молитвенное.

Русь для него – место, наполненное небесным светом, место, где повседневная жизнь приносит радость и где царит душевная красота. Кроме того, лирический герой пребывает в гармонии с природой, тонко чувствуя ее.

Он замечает витающие в воздухе запахи меда и яблок, звонно чахнущие тополя, его взгляд словно тонет в бескрайней небесной синеве («синь сосет глаза»).

Размер, рифмы и тропы

Стихотворение написано четырехстопным хореем, часто встречается пиррихий. Рифмовка перекрестная, используются мужские и женские рифмы.

Произведение изобилует средствами художественной изобразительности. В их числе – метафоры («синь сосет глаза»), аллитерации на свистящие и ассонансы, сравнения («как захожий богомолец»).

Немаловажную роль играют устаревшие слова – например, леха (гряда, борозда) и стежка (путь, дорога).

Благодаря им, а также использованию существительных с нулевыми суффиксами (пляс, синь) и междометия «гой», есенинское стихотворение становится близким к народной речи.

Литературное направление

Раннее творчество Есенина принято относить к новокрестьянской поэзии. Это не совсем литературное направление. Скорее – условное название для творчества русских поэтов серебряного века, которые имели деревенское происхождение. В их числе – Клюев, Орешин, Ширяевец.

Творческого объединения они не образовывали, манифестов не провозглашали. Несмотря на это, были некоторые общие черты в лирике новокрестьянских поэтов. Например, обращение к теме деревенской России, близость к фольклору.

Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» – как раз яркий образец новокрестьянской поэзии.

  • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина
  • «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», анализ стихотворения Есенина, сочинение
  • «Белая береза», анализ стихотворения Есенина
  • «Письмо к женщине», анализ стихотворения Есенина
  • «Я помню, любимая, помню…», анализ стихотворения Есенина
  • «Не жалею, не зову, не плачу…», анализ стихотворения Есенина
  • «Песнь о собаке», анализ стихотворения Есенина
  • «Чёрный человек», анализ поэмы Есенина
  • «Спит ковыль. Равнина дорогая…», анализ стихотворения Есенина
  • «Собаке Качалова», анализ стихотворения Есенина
  • «Пугачёв», анализ поэмы Сергея Есенина
  • «Поет зима – аукает», анализ стихотворения Есенина
  • «Письмо матери», анализ стихотворения Сергея Есенина
  • «Пороша», анализ стихотворения Есенина
  • «Русь советская», анализ стихотворения Есенина

По произведению: «Гой ты Русь моя родная…»

По писателю: Есенин Сергей

Источник: https://goldlit.ru/esenin/1156-goi-ty-rus-analiz

«Гой ты, Русь, моя родная». Анализ стихотворения С.А. Есенина

Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная» Есенина

Сергей Есенин – один из известнейших и любимейших поэтов начала XX века, посвятивший огромное количество своих лирических произведений Руси, ее людям, природе и быту.

Ему довелось побывать в разных странах мира, где было все обустроено намного лучше, но он всегда скучал по своей нетронутой родине и непременно возвращался обратно.

Для него Русь была всегда олицетворением бескрайних просторов полей и лесов, пыльных ухабистых дорог и крестьянских деревенек с приземистыми избами.

«Гой ты, Русь, моя родная». Анализ стихотворения Есенина

Поэта Есенина невозможно считать идеалистом, он видел, что в его стране много недостатков, но тем не менее прощал ей ее несовершенство, самодурство и недальновидность помещиков, постоянное пьянство народа и возведенную в абсолют веру в справедливого и доброго царя.

Эту любовь он описал в своем знаменитом произведении «Гой ты, Русь, моя родная», анализируя которое, можно уверенно сказать, что он непоколебимо любил свою родину такой, какой она была. Имея возможность жить за границей, он предпочел вернуться, чтобы умереть только в России.

В 1914 году поэт уже жил в Москве, и к тому времени он был достаточно известным. Именно в это время в его голове родились прекрасные строчки стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная». Анализируя жизнь Есенина, может показаться, что большие города навевали на него страшную тоску о прошлом, когда он был простым рязанским пареньком из обычных крестьян, свободным и необыкновенно счастливым.

Святой храм

В своих мечтах и мыслях он всегда бродил по бескрайним зеленым лугам, с полным наслаждением вдыхая свежий воздух.

Вся родина у него ассоциировалась с большим, светлым и чистым храмом, который может излечить душу неспокойного странника и вернуть его к истинным духовным ценностям.

Есенин отождествлял себя с «захожим богомольцем», который вернулся на свою землю, чтобы глубоко поклониться ей и, совершив такой нехитрый, традиционный для русского человека обряд, опять уйти в чужие края.

Он видит дореволюционную Россию как единый храм, это подчеркивается словами «хаты – в ризах образа». И тут же поэт не может не пройти мимо ее нищеты и примитивного уклада жизни: «У низеньких околиц звонко чахнут тополя».

Радуница

В искренней любви к земле родной всегда и везде признается Есенин. “Гой, Русь, моя родная” – так он обращается к ней в своем стихотворении, для него она как близкий человек. Это произведение вошло в первый сборник стихов Есенина, который носил название «Радуница».

В этом стихотворении есть одна характерная особенность ранней поэзии Есенина – иногда не совсем понятные слова для городского читателя, типа “корогод”, много религиозной символики, например “рать святая”, “рай”, “кроткий Спас”, “в ризах образа”. Читатель сразу окунается в атмосферу доброты, светлой радости и чистоты, которая посещает человека после праздничного богослужения.

Поэт усиливает художественное восприятие образов звуковым рядом слов, создавая иллюзию колокольного звона.

Упоение родиной

Произведение «Гой ты, Русь, моя родная» анализируется очень легко, поэт очень чувствительно и красиво изливает в нем всю свою душу, и это благодаря своему огромному поэтическому таланту.

Есенин – натура тонкая, он создает упоительное состояние души и отмечает, что никогда бы ни на что не променял аромат меда и яблок, которым всегда сопровождается летний Спас, и веселый девичий смех, сравниваемый со звоном сережек.

Поэт, чувствуя и понимая, что в его современном обществе назрели серьезные социальные проблемы, как бы завидует крестьянам, которые, как ему кажется, ведут более правильную и разумную жизнь, чем даже его собственная.

И это все потому, что они умеют радоваться даже самому малому и, главное, чтут традиции своих предков. Их богатство – это плодородная земля, зеленые леса и луга, голубые реки и озера, которые восхищают поэта своей первозданной красотой.

Стихи Есенина всегда были наполнены этим восторгом.

Рай

Именно такую народную крестьянскую лирику включило в себя произведение «Гой ты, Русь, моя родная».

Анализ стихотворения раскрывает все думы поэта, который искренне считает, что если и есть на свете рай, то он непременно находится именно в русской сельской глубинке, до которой еще не дошла цивилизация, и поэтому она сумела сохранить свою первозданную чистоту и привлекательность. Эти размышления подтверждают его слова «не надо рая, дайте родину мою», которыми он и заканчивает свое стихотворение, подводя этим некий итог.

Теперь уже наверняка стало понятно, о чем хотел сказать Сергей Есенин в своем стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная».

Анализ в очередной раз говорит нам о том, что он очень рад чувствовать себя частью своей родины и своего народа.

И это осознание для него важнее всех сокровищ и богатств мира, ведь они никогда не заменят его любовь к родной земле, которую он впитал с материнским молоком и которая оберегала его всю жизнь.

Источник: https://autogear.ru/article/184/515/goy-tyi-rus-moya-rodnaya-analiz-stihotvoreniya-s-a-esenina/

Анализ «Гой ты, Русь, моя родная», Есенин С. А

Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная» Есенина

Тема родины – одна из популярных у писателей и поэтов. Каждый из них по-своему изображает свои края и выражает чувства к ним.

В этой статье мы проведем анализ «Гой ты, Русь, моя родная». Есенин посвятил это стихотворение родным краям. Впрочем, как и многие свои произведения.

Жизнь и творчество С. А. Есенина

Прежде чем начать рассматривать стихотворение, мы ознакомимся с некоторыми биографическими данными и творчеством поэта.

Есенин был родом из села Константиново Рязанской губернии. Его с детства окружала природа. Он восхищался и вдохновлялся ею. Его первые стихотворения были посвящены именно ей.

Уехав из родного села в шумный город Москву, Есенин тосковал по родным местам. Там он был простым пареньком, который наслаждался окружающим миром. То, как поэт изображает свои края, нам покажет анализ стихотворения С. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная».

1914 – год его написания. К этому времени поэт уже 2 года живет в столице и тоскует по родному селу.

стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная»

Произведение начинается с обращения поэта. Оно направлено родной Руси. Он изображает ее с хатами, которые облачены образами. Русь бескрайняя, с синим небом, в котором тонут глаза. Автор смотрит на поля, словно «захожий богомолец». Вокруг изгородей шумят тополя.

Во время Спаса пахнет медом и яблоками. На лугах весело водят хоровод и пляшут. Поэт пишет, что он побежит по мятой тропинке между зелеными лугами и услышит девичий смех.

Он говорит, что даже если его позовут в рай, но он должен будет покинуть эти края, то он откажется. Только Родина нужна поэту.

Красочно описывает свои края Есенин («Гой ты, Русь, моя родная»). Анализ, который будет приведен далее, покажет нам с различных сторон это произведение. Мы рассмотрим литературные приемы, которые использовал автор для создания своего детища.

Анализ стихотворения С. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная»

Родина, которую изобразил поэт, показана святой. В ее домах стоят иконы (образа). Сам поэт чувствует себя в ней «захожим богомольцем». Празднуется Спас в церквях. Все это показывает духовность Руси.

Родина, словно живая, и поэт обращается к ней, как к близкому человеку.

Чувство грусти выявляется в этой лирике. Поэт тоскует по родным местам, он всего лишь «захожий», странник. Его засасывает синее небо, манит мятая тропинка. Как четко назвал стихотворение Есенин – «Гой ты, Русь, моя родная»! Анализ этого произведения возвращает нас в детство и юность, когда на душе было светло. Это стихотворение – ностальгия по родному краю.

Чтобы передать всю духовность, красоту, тоску, автор использует различные выразительные средства. Какие именно, мы рассмотрим далее и на этом завершим анализ «Гой ты, Русь, моя родная». Есенин в своей поэзии всегда использовал литературные приемы, которые делали ее неповторимой.

Выразительные средства в произведении

Первый прием, который мы встречаем в стихотворении, – это олицетворение. Оно выражается обращением поэта к Руси. Также этот прием использован по отношению к плясу (танцам), который гудит.

Поэт применяет цветопись. Небо изображает настолько синим, что глаза в них тонут. Луга – зелеными. Также можно отметить золотой цвет, который представляется читателю, когда он встречает строки об образах, меде, церквях.

Есенин активно применяет метафоры – веселый пляс, чахнут тополя, а также эпитеты – захожий, низенький, кроткий, мятый, зеленый.

Что показывает нам анализ «Гой ты, Русь, моя родная»? Есенин активно использует определения, чтобы передать свою характеристику Родины.

Он применяет глаголы, чтобы читатели двигались вместе с ним, его сюжетом. Сначала он осматривает родную землю, потом бежит по тропинке и слышит смех девушек.

Заключение

Как много показал нам анализ «Гой ты, Русь, моя родная». Есенин – преданный поклонник, патриот своего родного края. Его Русь – это Константиново, в котором он провел свои счастливые, безмятежные годы. Именно сельские пейзажи, уклад жизни привлекают Есенина. Он тоскует по ним, находясь в Москве.

Чем привлекают его родные края? Духовностью, красотой, простотой. Всем тем, чего он не встретил в столице.

Для выражения своих чувств автор воспользовался различными приемами: олицетворением, метафорой, эпитетом, применил цветопись.

Все эти литературные инструменты сумели нарисовать в глазах читателей ту Русь, которую хотел изобразить поэт – с ее хатами, иконами, маленькими изгородями, церквями, бескрайним небом, полями, хороводами. Сущность Родины для поэта в ее духовной красоте, близости с природой.

Родные края вдохновляли Есенина всю его творческую жизнь. Они сподвигли его к поэзии, стихотворения о них помогли ему войти в литературный круг. Конечно же, тематика произведений Есенина не ограничивается одним лишь признанием в любви к Родине и ее описанием. Однако эти мотивы звучат во многих его ранних стихотворениях.

Источник: http://fb.ru/article/218752/analiz-goy-tyi-rus-moya-rodnaya-esenin-s-a

Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…» (С. Есенин) | Литерагуру

Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная» Есенина

Сергея Есенина относят к «новокрестьянским» поэтам. Их произведениям присуще обращение к теме деревенской России, а также тесная связь с миром природы и устным народным творчеством. Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» отражает все эти характерные черты.

Основные образы

Какой же видит поэт деревню? Это раздольное – «не видать конца и краю» – место, над которым простирается ярко-синее небо; под ним – поля, пашни, дорожки… Во многих стихотворениях Есенин упоминает и про вечную крестьянскую беду – нищету, но здесь она явно не прослеживается (разве что «низенькие околицы,», у которых «звонно чахнут тополя»). Зато говорится, что жизнь простого люда тесно связана с православной верой («Хаты – в ризах образа…»). Какое настроение царит в деревне? Радость и веселье («И гудит за корогодом // На лугах весёлый пляс»).

Представить общую картину можно так: герой вначале окидывает взором всё пространство, смотрит в небо; затем идёт вдоль домов, полей – пока медленно; но вот послышались звуки «пляса» – и он, поддавшись этому новому настроению, уже «бежит по мятой стежке»; из наблюдателя рассказчик становится участником действия – и пусть это лишь воспоминания или, наоборот, надежды (так как время глаголов меняется с настоящего на будущее), но тем ярче видно, что деревня, Родина, Русь навсегда в сердце героя, они неразрывно связаны друг с другом.

Стихотворение написано от первого лица: лирический герой, близкий к автору, описывает, что он видит, слышит, чувствует, проходя по родному краю.

Сам себя он сравнивает с «захожим богомольцем», который пришёл поклониться своей земле, после чего вновь уйдёт в чужие края, – это создаёт лирическое настроение, пронизанное светлой грустью; однако бодрость, задор, веселье, свойственные народной песне, на которую стихотворение очень похоже по форме, постепенно берут верх, достигая апогея к финалу.

Средства художественной выразительности

Стихотворение написано четырёхстопным хореем, рифма перекрёстная, точная – всё это придаёт тексту напевность, плавность, мелодичность.

Музыкальность – ключевая особенность стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…».

Этот эффект создают эффект ассонансы (например, повтор звуков [э], [у] в четвёртой строфе) и аллитерации (особо нужно отметить повторение сонорных [р], [л], [м], [н], звонких взрывных [б], [г], [д], звонких шипящих [з], [ж], придающих звучность, бравурность).

На уровне лексики обнаруживается сходство с народной речью: в характерном междометии при обращении «гой» («Гой ты, Русь…»), в диалектных словах («корогод» — хоровод, «стежка» — дорога, «лехи» — борозды, пашни).

В стихотворении много существительных, образованных с помощью нулевых суффиксов («синь», «Спас», «пляс», «приволь»), что также характерно для народной речи. Таким образом, Есенин берёт за основу форму народной песни. Этим он, во-первых, создаёт атмосферу русской деревни, а во-вторых, делает акцент на эмоциональности, глубине чувств. Как известно, музыка, песня – это прямое выражение души человека.

По содержанию стихотворение описательное: в нём преобладают существительные, а большинство глаголов имеет значение восприятия («не видать», «смотрю», «пахнет», «гудит», «прозвенит»). Кроме того, в нём много метафор («синь сосёт глаза», «гудит… пляс», «прозвенит девичий смех»), сравнений («как захожий богомолец», «как сережки»).

В чём смысл?

мысль сосредоточена в последней строфе стихотворения. В ней Русь образно сравнивается с раем, что можно понимать и в прямом, и в переносном смысле (как любое место, где человеку лучше всего) – и герой выбирает Родину. Такая патриархальная, православная, дореволюционная отчизна – его идеал.

У читателя это стихотворение рождает идиллический образ. Плохо знакомые с реальностью деревенского быта, мы легко поддаёмся влиянию поэта, который опускает проблемы и трудности – ведь и он сам, находясь в городских стенах, не вспоминает о них, ему видится только лучшее.

Эта точка зрения и яркая, сильная, афористичная финальная строфа заставляют задуматься о собственном отношении к Родине.

Читатель думает о том, что, при всех недостатках, в ней гораздо больше прекрасного, а также о том, что любовь к отчизне, как и любовь в принципе – чувство абсолютное, и для истинного патриота иной выбор, кроме того, которым заканчивается стихотворение, невозможен.

Надежда Сидорова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-stihotvoreniya-goj-ty-rus-moya-rodnaya-s-esenin/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.