Анализ стихотворения «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» Ахматовой

«Двадцать первое. Ночь. Понедельник». Анализ раннего произведения А. Ахматовой

Анализ стихотворения «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» Ахматовой

Сложный жизненный и творческий путь был у русской поэтессы А. Горенко, которая взяла татарский псевдоним Ахматова. «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…»: анализ этого короткого раннего стихотворения мы проведем в статье.

Кратко о биографии

Дворянка Анна Андреевна была третьим ребенком в большой семье. Три ее сестры в юности умерли от туберкулеза, старший брат покончил с собой, самый младший умер в эмиграции через 10 лет после смерти Анны. То есть близких, родных в трудные минуты жизни рядом с ней не было.

А. Горенко родилась в Одессе в 1889 году, а детство провела в Царском Селе, где училась в Мариинской гимназии. Летом семья ездила в Крым.

Девочка выучила французский язык, слушая разговоры гувернеров со старшей сестрой и братом. Писать стихи она начала в 11 лет. К 1905 году в нее влюбился начинающий поэт – красавец Н. Гумилев – и издал ее стихотворение в Париже. В 1910 году они соединили свои жизни, и Анна Андреевна взяла псевдоним Ахматова – фамилию своей прабабушки. Спустя два года родился сын Лев.

Через шесть лет отношения между поэтами стали напряженными, и в 1918 году они развелись. Не случайно в 1917 году вышел 3-й сборник стихотворений под названием «Белая стая». В него было включено произведение «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…», анализ которого будет ниже. Пока же скажем, что в нем звучит разочарование в любви.

В том же 1918 году, в 29 лет, Анна Андреевна скоропалительно выходит замуж за Владимира Шилейко и уже через три года расстается с ним. В это время арестовывают и практически через месяц расстреливают Н. Гумилева. В 33 года Анна Андреевна соединяет свою жизнь с искусствоведом Н. Пуниным. В этот период ее стихотворения перестают печатать.

Когда сыну было 26 лет, то его арестовывают на пять лет. Поэтесса расстается с Н. Пуниным и сможет ненадолго увидеть сына только в 1943 году. В 1944 году он уходит в армию и участвует во взятии Берлина. Однако в 1949 году Н. Пунина и сына арестовали. Лев приговорен к 10 годам лагерей.

Мать обивала все пороги, стояла в очередях с передачами, писала стихи, певшие славу Сталину, но сына не выпускали. Свободу ему принес XX съезд КПСС.

В 1964 году в Италии поэтессе была присуждена премия.

В 1965 году состоялась поездка в Британию: она получила почетный диплом Университета Оксфорда.

А в 1966 году, на 77-м году жизни, Анна Андреевна скончалась. Могла ли поэтесса придумать себе такую горькую жизненную участь, когда в 28 лет на бумагу легли строки «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…»? Анализ произведения будет дан ниже. Несложившаяся любовь занимала в этот момент ее мысли.

Кратко о «Белой стае» в творчестве А. Ахматовой

Можно задать вопрос: почему такое странное название у третьего сборника поэтессы? Белый – это невинный, чистый, а также цвет Святого Духа, который спустился на грешную землю в виде голубя. Также этот цвет – символ смерти.

Образ птиц – это свобода, отсюда и стая, которая оторвалась от земли, на все смотрит отрешенно. Чистая свобода и смерть чувств – это и есть тема произведения «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…».

Анализ стихотворения показывает, как лирическая героиня отделилась от «стаи», чтобы ночью одной предаться конкретному размышлению: нужна ли любовь? Стихотворение без заголовка.

Это говорит о том, что поэт опасается, что название может рассматриваться как отдельный текст и давать дополнительный смысл, который не требуется автору.

«Двадцать первое. Ночь. Понедельник…». Анализ стихотворения

Произведение начинается короткими, в одну строку, законченными предложениями. И создается впечатление отделенности лирической героини от всех и вся: «Двадцать первое. Ночь. Понедельник».

Анализ последних двух строк первой строфы показывает ночную беседу в тишине с самой собой, полную уверенности в том, что на земле нет любви. Ее только сочинил какой-то бездельник.

Деловые люди не испытывают чувств, по мнению лирической героини.

Вторая строфа не менее презрительна. Все поверили бездельнику только от лени и скуки. Вместо того, чтобы заниматься делом, люди полны мечтаний и надежд на встречи, страдают от разлук.

Последнее четверостишие посвящено людям избранным, тем, которым открылась тайна, и потому их ничто не тревожит. В 28 лет наткнуться случайно на такое открытие, когда еще вся жизнь впереди, очень горько. Потому и говорит лирическая героиня, что она как будто заболела. Ей, несчастной и одинокой, так же трудно, как юной девушке, переживающей первую драматическую любовь.

Этот сборник во многом навеян встречами с возлюбленным Борисом Анрепом, с которым А. Ахматова познакомилась в 1914 году и часто встречалась. Но судьба разлучила их: Анреп провел всю жизнь в эмиграции. Они встретились только тогда, когда Анна Андреевна приезжала в 1965 году в Англию. По его мнению, и в этом возрасте она была величава и прекрасна.

Заканчивая анализ стихотворения Ахматовой «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…», следует добавить, оно написано анапестом.

Источник: http://fb.ru/article/297718/dvadtsat-pervoe-noch-ponedelnik-analiz-rannego-proizvedeniya-a-ahmatovoy

Анализ стихотворения Ахматова Двадцать первое. Ночь. Понедельник (21 ночь)

Анализ стихотворения «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» Ахматовой

Свое произведение “Двадцать первое. Ночь. Понедельник” Ахматова написала в 1917 году, когда обстановка в России была достаточно напряженной. Личная жизнь поэтессы не имела успеха и возникали некоторые сомнения относительно своего творческого мастерства.

Тематика стихотворения лаконична и проста. Оно несёт в себе полное разочарование в существовании любви и переосмысление некоторых ценностей. Ахматова говорит иронически об этом чувстве, которое принесло ей боль и страдания.

Первое четверостишие имеет свое начало с точной констатации числа, времени и дня недели. Оформлено это все в рваном ритме, создается впечатление будто читаешь телеграмму. Но далее идёт строчка полная умиротворения, отражающая то, что видит поэтесса подойдя к окну. И появляется чувство, что становишься невольным слушателем чужого письма.

Дальше можно понять, что поэтесса разговаривает сама с собой, она сетует, что только бездельник мог выдумать любовь. Анне в то время было лишь 28 лет, а она уже переживает душевную драму.

Второй катрен пронизан досадой того, что все поверили тому, кто придумал любовь. Так и живут с бессмысленной верой в эту бестолковую сказку.

Заключительная часть стихотворения содержит главную мысль автора. Поэтесса случайно узнав о том, что любви нет, вынуждена теперь страдать и это не даёт ей спокойно жить.

Ощущение лирического размышления создается путем написания текста в размере трехстопного анапеста, ритм которого способен создать подобное чувство.

Ахматова пишет это произведение намеренно простым, использовав для него лишь пару выразительных средств. Эпитет “любовные песни” и высокопарную метафору “почиет на них тишина”. Такая простота подчеркивает душевное безразличие страдающей героини.

Пережитая любовная драма меняет главную героиню. Происходит её становление как мудрой женщины, спокойно относящейся к чувствам. Нет, она не потеряла веру в искренность любви, ей просто удалось переосмыслить свое отношение к ней, которое обрело более земное понимание.

В стихотворении идёт одна линия рассуждения. Гармония между формой и содержанием появляется засчет логично выстроенных предложений.

Все введенные в повествование образы очень просты по своей сути. В этом и заключается вся особенность поэтического стиля Ахматовой, которая может наполнить любой образ смыслом и эмоциональной составляющей.

Анализ 2

В 1917г. вышел 3 том поэтессы под названием «Белая стая», которая является наиболее значимой из всех ею написанных произведений.

Данное стихотворение достаточно небольшое, и оно входит в том «Белая стая». Где хорошо отражены, какие происходят перемены, претерпела, поэтессы.

Начинается с речевого оборота – парцелляции, показывающие интонационное деление высказанной мысли на небольшие части, и звучат как самостоятельные фразы. Данный прием помогает поэтессе добиться значимых окрасок, ясности, четкости.

Появляется ощущение, что первые строки произведения – это некий обрывок из послания. Четко, сжато – лишь только дается указания времени.

Сначала представляется, что к чувствам Ахматова относится с некой ноткой иронии. Как она считает, сам факт явления любви на земле придумал некий лентяй, которому нечем было заняться. Другие люди ему доверились, – может от лени своей, может от того, что нечем заняться.

В изданном томе у Ахматовой уже нет некого трепета к влюбленности. Она пропала, с появлением первых этих чувств.

Нет той женщины, которая сжималась под своей мрачной вуалью, носила на правой руке перчатку левой руки, и мчалась за своим любимым молодым человеком до калитки, клявшись, покончить собой, если тот исчезнет из ее жизни.

Пережив свои драмы любви, на века меняют ее, делают более спокойной и мудрой. Но не нужно полагать, что девушка отреклась от самых прекрасных ощущений на земле. Лучше предположить, что она просто все переосмыслила и осознала.

Любовь она осознает как некую тайну, доступную только некоторым людям. И распознание ее приносит им умиротворение. Девушке это стихотворения лишь случайно удалось оказать в числе избранных.

Любовь, эта некая болезнь, некая загадка – это эти новые ощущения, которые открываются тем, кто читает третий сборник поэтессы.

Вариант 3

Стихотворение представляет собой одну из составных частей поэтического сборника автора под названием «Белая стая» и отличается автобиографичностью, связанной с личными переживаниями поэтессы.

Основной тематикой лирического произведения являются авторские размышления о любовных разочарованиях, приводящих к переосмыслению человеческих ценностей.

Структурная композиция представляет собой линейную форму, в которой мыслительное развитие сюжетной линии осуществляется последовательно, позволяя понять и проникнуться душевным миром лирической героини.

Первая строфа показывает задумчивую глубину состояния женщины, создавая ощущение мысленного диалога самой с собой, во второй строфе усиливаются ноты разочарования, вызванного любовным чувством, а третья строфа посвящена раскрытия главного мотива стихотворения, заключающегося в утрате жизненных иллюзий, лишивших лирическую героиню радости бытия и надежды на счастливое будущее.

В качестве стихотворного размера произведения поэтессой выбирается трехстопный анапест, выражающий авторский замысел в виде мыслительных размышлений посредством своеобразной звуковой ритмики.  

Среди немногочисленных средств художественной выразительности, применяемых в стихотворении, выделяются изобразительные эпитеты и метафоры, которые, несмотря на их скупое использование, подчеркивают душевные страдания лирической героини в виде смятений и разочарования, демонстрируя ненужность высокопарных фраз и слов. При этом автором намеренно выбирается простое изложение выбранной тематики в целях описания душевного безразличия страдающей и разочарованной женщины.

Отличительной особенностью стихотворения является применение своеобразного оборота речи в форме парцелляций, заключающихся в интонационном разделении стихотворного содержания на небольшие отрывки, звучащие в качестве самостоятельных выражений, которые создают впечатление об некоем посланном обрывке письма, изложенном в четком и сжатом виде.

Использование одной линии авторских рассуждений позволяет достичь поэтической гармонии, сочетающейся логично выстроенными предложениями с включением в повествование простых образов.

Анализ стихотворения Двадцать первое. Ночь. Понедельник по плану

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/ahmatova/dvadcat-pervoe-noch-ponedelnik-21-noch

Жизнь после кровавой революции

В том же 1918 году, в 29 лет, Анна Андреевна скоропалительно выходит замуж за Владимира Шилейко и уже через три года расстается с ним. В это время арестовывают и практически через месяц расстреливают Н. Гумилева. В 33 года Анна Андреевна соединяет свою жизнь с искусствоведом Н. Пуниным. В этот период ее стихотворения перестают печатать.

Когда сыну было 26 лет, то его арестовывают на пять лет. Поэтесса расстается с Н. Пуниным и сможет ненадолго увидеть сына только в 1943 году. В 1944 году он уходит в армию и участвует во взятии Берлина. Однако в 1949 году Н. Пунина и сына арестовали. Лев приговорен к 10 годам лагерей.

Мать обивала все пороги, стояла в очередях с передачами, писала стихи, певшие славу Сталину, но сына не выпускали. Свободу ему принес XX съезд КПСС.

В 1964 году в Италии поэтессе была присуждена премия.

В 1965 году состоялась поездка в Британию: она получила почетный диплом Университета Оксфорда.

А в 1966 году, на 77-м году жизни, Анна Андреевна скончалась. Могла ли поэтесса придумать себе такую горькую жизненную участь, когда в 28 лет на бумагу легли строки «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…»? Анализ произведения будет дан ниже. Несложившаяся любовь занимала в этот момент ее мысли.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.