Анализ стихотворения «Друзьям» Блока

Анализ стихотворения «Друзьям» (А. С. Пушкин) | Литерагуру

Анализ стихотворения «Друзьям» Блока

Александр Сергеевич Пушкин поистине считается одним из самых великих поэтов и писателей во всём мире. Его вклад в развитие русской литературы невозможно переоценить.

В коллекции Александра Сергеевича сотни стихов, десятки поэм и романов. Будучи высокообразованным человеком, он вобрал в себя все черты интеллигентного благочестивого мужчины.

Для него вечные ценности — не пустой звук, а закон, который невозможно переступить.

История создания

Стихотворение «Друзьям» написано поэтом в достаточно юном возрасте, в 1816 году. Пушкину было всего 17 лет, когда он уже до конца понял, что дружба — священный долг мужчины; этот мотив он проносит через большинство стихотворений.

Говоря о тех, кому именно поэт посвятил эти строки, следует назвать его самым близких и преданных друзей — лицеистов: Пущина, Кюхельбекера, Дельвига, Малиновского. Конечно, прямого перечисления имён или фамилий читатель не наблюдает, но оно и не нужно, бессчетное количество писем этим людям подтверждает, что друзьями Пушкин считал именно их.

Произведение «Друзьям» увидело свет не сразу. Первая версия стихотворения была более лирической, дружба была схожа с любовью, оно и понятно, ведь дружба в какой-то мере и есть любовь, но не романтическое чувство, а нечто совсем другое и не менее сильное. Пушкину пришлось немного исправить содержание стихотворения, и в 1816 году оно было опубликовано.

Жанр, направление и размер

После редакции стихотворение «Друзьям» приобрело характер типичного послания — прямого диалога с теми, кому адресовано произведение. Пушкину удалось четко воссоздать атмосферу непринужденного разговора друзей. Такое ощущение складывается из совокупности двух приемов.

  1. Во-первых, Пушкин использует для написания стихотворения двусложный размер ямб, который не нагружает строку длинными и не всегда легкими фразами, создаёт динамичное и неформальное настроение от беседы.
  2. Во-вторых, автор мастерски использует разные типы рифмовки: в первом четверостишии — перекрестная рифма (АВАВ), в во втором — кольцевая (АВВА). Опять же создаётся ощущение постоянно развивающегося, а не застывшего во времени разговора. Такая живость языка только подтверждает то, что дружба для Пушкина была одним из важнейших чувств.

Образы и символы

Система образов и символов в данном стихотворении не очень многообразная. Центральным образом выступает лирический герой. Герой — отражение самого автора, значит, и все окружение Пушкина в какой-то мере представлено в стихотворении.

Остальные герои дружеской трапезы лишены имён, нам остаётся лишь догадываться, кто именно сидит с Пушкиным за одним столом. Стоит также упомянуть образ торжества. Игры, песни, чтение стихов — символы праздника, в котором участвует все самые дорогие и близкие друзья Александра Сергеевича.

Темы и настроение

Настроение всего стихотворения очень легкое и непринужденное. Основная тема, которую и раскрывает автор, тема дружбы. Пушкин рисует картину идеального вечера в компании друзей. Для автора дружба — некий божественный дар. Он рад, что у него ещё есть возможность вот так видеться, слушать истории близких людей и рассказывать собственные.

Также имеет место быть тема быстротечности жизни. Автор призывает друзей утратить вечер шумный, прожить остаток дней ярко и весело. Да, срок, отведенный нам судьбой, не велик, и это обязывает нас не тратить время понапрасну, жить каждый миг, как последний.

Поэт хоть и находится в юном возрасте, но уже осознает, как коротка жизнь, поэтому на его глаза наворачиваются слезы. Он призывает товарищей к шумной веселости, зная, что они еще не сделали этого печального открытия. Он и сам находит счастье в их неведении.

Основная идея

мысль стихотворения – стремление прожить отведенное время весело и продуктивно. Поэт призывает друзей увидеть прелесть мгновения, которое запечатлело их молодость. Молодые люди любимы, уважаемы и сильны тем, что есть друг у друга. Так зачем предаваться бесплодным печалям о быстротечности бытия? Нужно любить и ценить то, что есть сейчас. И от этой взаимной радости уйдут все тревоги.

Также смысл пушкинских строк заключается в умении разделять чувства товарищей. Поэт счастлив лишь оттого, что его друзья веселы. Ему достаточно их радости, чтобы утешиться. Это говорит о том, что человек должен любить не только себя, но и свое окружение, тогда он быть жить ярко и полноценно.

Средства художественной выразительности

Данное стихотворение не очень велико по своему объему, поэтому в нём не так много изобразительно-выразительных средств. Достаточно ярки эпитеты: «златые дни, златые ночи». Автор указывает на драгоценность времени, которое он может провести в компании друзей, сравнивает его (время) с редким и дорогим металлом.

Также стоит отметить образную и метафоричную антитезу «сквозь слезы улыбнулся я». Невозможно не привести параллель со знаменитым высказыванием «слёзы счастья». Лирического героя переполняют чувства, поэтому он не находит сил больше сдерживать свои эмоции и плачет.

Игорь Васильев

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-stihotvoreniya-druzyam-a-s-pushkin/

Анализ стихотворения Блока Друзьям

Анализ стихотворения «Друзьям» Блока


Друг другу мы тайно враждебны,Завистливы, глухи, чужды,А как бы и жить и работать,

№ 4 Не зная извечной вражды!

Что делать! Ведь каждый старалсяСвой собственный дом отравить,Все стены пропитаны ядом,

№ 8 И негде главы приклонить!

Что делать! Изверившись в счастье,От смеху мы сходим с умаИ, пьяные, с улицы смотрим,

№ 12 Как рушатся наши дома!

Предатели в жизни и дружбе,Пустых расточители слов,Что делать! Мы путь расчищаем

№ 16 Для наших далеких сынов!

Когда под забором в крапивеНесчастные кости сгниют,Какой-нибудь поздний историк

№ 20 Напишет внушительный труд.

Вот только замучит, проклятый,Ни в чем не повинных ребятГодами рожденья и смерти

№ 24 И ворохом скверных цитат.

Печальная доля — так сложно,Так трудно и празднично жить,И стать достояньем доцента,

№ 28 И критиков новых плодить.

Зарыться бы в свежем бурьяне,Забыться бы сном навсегда!Молчите, проклятые книги!

№ 32 Я вас не писал никогда!

Drug drugu my tayno vrazhdebny,Zavistlivy, glukhi, chuzhdy,A kak by i zhit i rabotat,

Ne znaya izvechnoy vrazhdy!

Chto delat! Ved kazhdy staralsyaSvoy sobstvenny dom otravit,Vse steny propitany yadom,

I negde glavy priklonit!

Chto delat! Izverivshis v schastye,Ot smekhu my skhodim s umaI, pyanye, s ulitsy smotrim,

Kak rushatsya nashi doma!

Predateli v zhizni i druzhbe,Pustykh rastochiteli slov,Chto delat! My put raschishchayem
Dlya nashikh dalekikh synov!

Kogda pod zaborom v krapiveNeschastnye kosti sgniyut,Kakoy-nibud pozdny istorik

Napishet vnushitelny trud.

Vot tolko zamuchit, proklyaty,Ni v chem ne povinnykh rebyatGodami rozhdenya i smerti

I vorokhom skvernykh tsitat.

Pechalnaya dolya — tak slozhno,Tak trudno i prazdnichno zhit,I stat dostoyanyem dotsenta,

I kritikov novykh plodit.

Zarytsya by v svezhem buryane,Zabytsya by snom navsegda!Molchite, proklyatye knigi!

Ya vas ne pisal nikogda!

Lheu lheue vs nfqyj dhf;lt,ys,Pfdbcnkbds, uke[b, xe;ls,F rfr ,s b ;bnm b hf,jnfnm,

Yt pyfz bpdtxyjq dhf;ls!

Xnj ltkfnm! Dtlm rf;lsq cnfhfkczCdjq cj,cndtyysq ljv jnhfdbnm,Dct cntys ghjgbnfys zljv,

B ytult ukfds ghbrkjybnm!

Xnj ltkfnm! Bpdthbdibcm d cxfcnmt,Jn cvt[e vs c[jlbv c ev, gmzyst, c ekbws cvjnhbv,

Rfr heifncz yfib ljvf!

Ghtlfntkb d ;bpyb b lhe;,t,Gecns[ hfcnjxbntkb ckjd,Xnj ltkfnm! Vs genm hfcxboftv

Lkz yfib[ lfktrb[ csyjd!

Rjulf gjl pf,jhjv d rhfgbdtYtcxfcnyst rjcnb cuyb/n,Rfrjq-yb,elm gjplybq bcnjhbr

Yfgbitn dyeibntkmysq nhel///

Djn njkmrj pfvexbn, ghjrkznsq,Yb d xtv yt gjdbyys[ ht,znUjlfvb hj;ltymz b cvthnb

B djhj[jv crdthys[ wbnfn///

Gtxfkmyfz ljkz — nfr ckj;yj,Nfr nhelyj b ghfplybxyj ;bnm,B cnfnm ljcnjzymtv ljwtynf,

B rhbnbrjd yjds[ gkjlbnm///

Pfhsnmcz ,s d cdt;tv ,ehmzyt,Pf,snmcz ,s cyjv yfdctulf!Vjkxbnt, ghjrkznst rybub!

Z dfc yt gbcfk ybrjulf!

Анализ стихотворений «Как тяжко мертвецу среди людей», «Ночь, улица, фонарь аптека», «Поэты», «Друзьям» Блока

У Блока в стихотворении «Как тяжко мертвецу среди людей» появляется образ чиновника-мертвеца, винтика большой государственной машины, который не способен чувствовать, радоваться.

Он ведет обычную внешнюю жизнь: ходит на службу, посещает балы, разговаривает, улыбается, но он мертв, потому что не испытывает никаких чувств. Он – порождение общества.

Его черты Блок видел и в себе, и в окружающих.

Кольцевая композиция стихотворения «Ночь, улица, фонарь аптека» подчеркивает бессмысленный круговорот жизни человека и, возможно, всего человечества в целом. Это стихотворение называют самым пессимистическим в мировой литературе.

Стихотворение Блока – выражение боли, иногда – скепсиса, трагедии, но отождествлять мир героя с самим поэтом нельзя, т.к.

у Блока всегда была вера в любовь, в Россию, таким образом, лирический герой выражает лишь одну грань мировоззрения поэта.

Поэты в одноименном стихотворении Блока противопоставлены обывателям. Новаторство в том, что мир поэтов изображен дисгармонично.

Автор пишет, что поэты посвящают свою жизнь вину и усердной работе, они считают себя выше и лучше, чем есть («надменная улыбка»), но, несмотря на несовершенный мир поэтов («квартал вырос на почве болотной и зыбкой»), их мир оказывается выше и лучше, чем мир обывателей. Так как поэтам дана возможность творить:

Пусть жизнь меня в землю втоптала, – Я верю: то бог меня снегом занес,

То вьюга меня целовала!

В стихотворении «Друзьям» звучат трагические, исповедальные ноты, мотив бездомности. Автор поднимает проблему творца и творчества. Поэт – фигура трагическая, он разочарован в том мире, который создает, он видит, что его не понимают. И единственное, что остается, вера в то, что он «расчищает путь для наших далеких сынов».

2159

Анализ стихотворения А.Блока «Сытые»

Стихотворение А. Блока «Сытые» было создано в ноябре 1905 года как отклик на кровавые события Первой Русской революции. Поэт чувствовал, что начинается новая веха в истории, свершаются колоссальные события, которые изменят устоявшийся веками российский уклад.

Принимал ли сам Блок революционные перемены? Думаю, он относился к ним скорее положительно, ибо видел в революции справедливое возмущение угнетенных. В «Сытых» (стихотворение входит в цикл «Город») поэт создал портрет тех, кто жил за счет этих угнетенных, – портрет богатых людей.

Уже в самом названии выражено отношение Блока к этим людям – презрительно-возмущенное: как можно радоваться жизни, когда вокруг столько горя и несправедливости, которые совершаются по их же вине?! Но презрение лирического героя вызывает не только это – он считает, что «сытые» давно потеряли способность жить полной жизнью: Они скучали, и не жили, И мяли белые цветы.

Метафора «мяли белые цветы», мне кажется, обозначает, что эти люди «пачкали» свою душу той жизнью, которой они жили. Больше того, они «пачкали» саму жизнь своим низким и бездуховным существованием. Вообще, можно сказать, что образ «сытых» передан в фантасмагорических тонах. Богачи давно превратились в ходячих мертвецов – их основной характеристикой стала скука.

Важно, что по мере развития стихотворения Блок употребляет это слово несколько раз. Времяпрепровождение таких людей – это скучные «чинные» обеды «над грудой рюмок, дам, старух». Так длилось из года в год, «сытые» влачили свое убогое существование в непрекращающейся спячке, пока их не «встряхнуло» неожиданное событие – «свет электрический потух».

Эта реальная деталь быта – в те год действительно были частые перебои с электричеством – перерастает у Блока в метафору. «Потух свет», то есть прежняя жизнь «сытых» закончилась, их благополучно-равнодушному существованию пришел конец. «Сытые» пытаются как-то исправить положение – приказывают внести свечи, но это им практически не помогает и уж точно их не спасает.

Потому что эти люди уже не способны нормально, «по-человечески», думать – они уже давно перестали быть людьми: К чему-то вносят, ставят свечи, На лицах – желтые круги, Шипят пергаментные речи, С трудом шевелятся мозги. С презрением и даже ненавистью лирический герой описывает тревогу «сытых» – они почувствовали опасность, «зашевелились».

Что же больше всего беспокоит их? То, что они потеряют возможность «кормиться» – их «хлев» будет разрушен и будет нарушена «сытость» их важных чрев. Сравнение героев стихотворения со свиньями говорит само за себя.

Оно очень эмоционально и откровенно выражает отношение Блока к тем, кого он описывает: Ведь опрокинуто корыто, Встревожен их прогнивший хлев! Что теперь, в новых условиях, ожидает «сытых»? Им выпадает «скудный жребий» – не только потому, что их социальное положение изменится, но и потому, что, наконец-то, они увидят то, что творится округ них: И жгут им слух мольбы о хлебе И красный смех чужих знамен! Обрисовав положение «сытых», герой Блока делает вывод в заключительной строфе. Какой же, по его мнению, участи достойны богачи? Последние строки, в какой-то степени, неожиданны – поэт призывает оставить их в покое. Судьба и так уже довольно наказала этих людей. Задача «новых людей» одна – не брать пример с «сытых», не принимать их ценностей, их образа жизни и мысли: Пусть доживут свой век привычно Нам жаль их сытость разрушать. Лишь чистым детям – неприлично Их старой скуке подражать. В этих последних строках выразился гуманизм Блока, его четкая позиция, которая коренным образом, как мы знаем, отличалась от позиции тех, кто пришел к власти. Стихотворение довольно богато средствами художественной выразительности. Здесь есть метафоры – «мяли белые цветы», «над грудой рюмок, дам, старух», «над скукой …свет потух», «шипят пергаментные речи» и т.д. А также здесь присутствуют и эпитеты – «пергаментные речи», «девственная мечта», «красный смех». В плане синтаксиса в стихотворении можно отметить наличие восклицательных предложений, выражающих эмоции лирического героя.

Таким образом, стихотворение «Сытые» – это отклик Блока на события 1905 года. Можно сказать, что в этом произведении, в определенной степени, выражена позиция поэта, его взгляд на революцию, ее причины и последствия.

Анализ стихотворения АБлока

Стихотворение А.А.Блока « Мы, сам-друг, над степью в полночь стали…» входит в цикл « На поле Куликовом». Цикл состоит из 5 стихотворений: «Река раскинулась.

Течет, грустит лениво…», « Мы, сам-друг, над степью в полночь стали…» ,« В ночь, когда Мамай залег с ордою…», «Опять с вековою тоскою…», «Опять над полем Куликовым…» Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди.

Это стихотворение теснее прочих связано если не с реальными, то с легендарными приметами Куликовской битвы, и поэтому больше стилизовано под старину и под фольклор. В основе его сюжета — легендарное гадание перед боем. Блок хочет сохранить дистанцию между историей и предметом стихотворения, чтобы одновременно и напомнить о реальной битве, и отличить собственные картины от исторических.

События XIV века становятся поводом для размышлений о судьбах современной России. В цикле «На поле Куликовом» мы видим противостояние двух миров, двух станов. Главный герой – ратник времен Куликовской битвы и одновременно современник поэта, стоящий на пороге «высоких и мятежных дней». Автор решает сложную художественную задачу: рассказать о прошлом, настоящем и будущем России.

К ультурологическое пространство многослойно. Каждый образ несет в себе богатейшие ассоциации, что обусловлено многозначностью слов и сложными связями с различными элементами культуры. Через все произведение проходит образ реки. В нашем отрывке это Непрядва. Непрядва — символ разделения добра и зла, родины и врага.

Строка «Не вернуться, не взглянуть назад» относит нас к мифу об Орфее, возвращающемся из Аида, и Лотовой жене. Река становится рубежом, переход через который необратим. Образ реки ассоциируется с образом воды, «древним универсальным символом чистоты, плодородия и источником жизни.

Считалось, что чистая вода имеет целебные свойства и является формой божественной милости, даром матери-земли (родниковая вода) или небесных богов (дождь и роса)».

Тревожное настроение создают постоянные упоминания о криках лебедей. В образе лебедя — значения, восходящие к мифологическим представлениям: лебедь — олицетворение божества, чистоты, красоты. Во всей полноте образ птицы раскрывается в этом цикле.

Торжественно-тихое стихотворение « Мы сам-друг, над степью в полночь стали». За Непрядвой кричат лебеди. Под тихими зарницами в криках лебедей воин слышит Ее голос. В душе народа русский поэт прочитал Ее имя: имя Пречистой Заступницы – Богородицы.

В криках, плеске и трубах лебедей есть нечто пророческое: накануне Куликовской битвы они были приметами будущей победы.

Звуковой пласт создается с помощью сочетания «лебеди кричали». Лебединые крики становятся символом тоски, предупреждением, призывом к защите родины. Так с помощью разнообразных образов-символов автор создает уникальный образ России.

Благодаря многозначности большей части слов создается сложное лингвокультурологическое пространство. Обращение Блока к Куликовской битве опиралось на многовековые фольклорные и литературные источники и традиции, подготовившие его художественно-символическую интерпретацию.

В стихотворении полночь противостоит ранней обедне и светлой жене.

Первое стихотворение цикла было насквозь динамично и организовано мотивом движения в пространстве, то второе, напротив, статично (единственный раз мотив движения появляется в слове “путь”, но и путь здесь скорее “предстоящий, лежащий перед нами”, — не предполагающий движения, так сказать, “в кадре”). Зато статичные “картинки” поданы в постоянно изменяющейся временной перспективе, “подсвечиваются” то прошлым (“НадНепрядвойлебеди кричали…”). то будущим (“Долго будет родина больна…”). Это мотивировано и поддержано ситуацией гадания, предполагающей “встречу” времён.

Более прочная, чем в других стихотворениях цикла, опора на древнерусские источники нигде, однако, не оборачивается прямым цитированием или пересказом (самой точной цитатой оказывается цитата из «Гамлета»).

Искусно поддерживая у читателя ассоциации с произведениями Куликовского цикл а, Блок тем не менее не даёт этим ассоциациям стать чересчур конкретными и оформленными: это бы разрушило его поэтический язык, предназначенный для разговора о вечном.

Символистская поэтика, по выражению современного автора, “ловила на слове то, для чего не выдумано языка”.

Друзьям – Блок А

Друг другу мы тайно враждебны, Завистливы, глухи, чужды, А как бы и жить и работать,

Не зная извечной вражды!

Что делать! Ведь каждый старался Свой собственный дом отравить, Все стены пропитаны ядом,

И негде главы приклонить!

Что делать! Изверившись в счастье, От смеху мы сходим с ума И, пьяные, с улицы смотрим,

Как рушатся наши дома!

Предатели в жизни и дружбе, Пустых расточители слов, Что делать! Мы путь расчищаем

Для наших далеких сынов!

Когда под забором в крапиве Несчастные кости сгниют, Какой-нибудь поздний историк

Напишет внушительный труд.

Вот только замучит, проклятый, Ни в чем не повинных ребят Годами рожденья и смерти

И ворохом скверных цитат.

Печальная доля – так сложно, Так трудно и празднично жить, И стать достояньем доцента,

И критиков новых плодить.

Зарыться бы в свежем бурьяне, Забыться бы сном навсегда! Молчите, проклятые книги!

Я вас не писал никогда!

Темы соседних сочинений

← Дикий ветер↑ БлокЖелезная дорога →

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/bloka/druzyam

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.