Анализ стихотворения «Быть знаменитым некрасиво» Пастернака

Анализ стихотворения «Быть знаменитым некрасиво» | Литерагуру

Анализ стихотворения «Быть знаменитым некрасиво» Пастернака

Борис Пастернак – не только известный, но и признанный обществом русский поэт 20 века. Он написал более 500 произведений.

Было время, что он писал в направлении футуризма, что его очень роднит с Маяковским, но автору прискучили сложность языка и отказ от традиций, поэтому его позиция поменялась. Стиль стал легким и непринужденным.

В стихотворении «Быть знаменитым некрасиво» он повествует о своей точке зрения по поводу литературного творчества и о людях, которые отдали себя искусству.

История создания

Стихотворение известного русского поэта Бориса Пастернака «Быть знаменитым некрасиво» создано в 1956 году. Оно находится среди его творческих работ из поэтического сборника «Когда разгуляется».

Тогда на автора были совершены многочисленные нападки в прессе, и его не радовала такая слава. Поэтому он и предостерегает своих потомков: известность кажется красивой лишь тогда, когда ее нет.

На деле же она отвратительна.

Автор в своих стихотворениях затрагивал множество различных тем: любовь, общество, время, философия. На данном этапе своей жизни, Пастернак много рассуждал о том, в чем суть творчества в жизни каждого поэта.

Жанр, направление, размер

В стихотворении можно проследить, как Пастернак ведет философскую нить и раскрывает все свои мысли по поводу целей творчества, его процесса и результатов. Поэтому перед нами чистейшая философская лирика.

Стихотворение написано постоянно меняющимися размерами: спондей – пиррихий – ямб. Рифма перекрестная. Пастернак использует такие переходы для свободной передачи своих мыслей, чтобы люди не задумываясь, внимали, о чем повествует поэт.

Образы и символы

Лирическим героем в стихотворении является, по сути, сам Пастернак. Он проходит долгий путь в поисках правды, настоящего, чего-нибудь подлинного, и, в итоге, приходит к определенным умозаключениям и выводам, познав на собственном опыте сущность славы, публики и признания.

Лирический герой умиротворен и безмятежен, его внутреннее состояние обрело гармонию. Он, наконец, осознал, кто такой истинный творец. Хотя герой отличается уверенностью в себе, он не перестает продолжать поиски лучших путей для реализации своих творческих мыслей.

Путь и след – символы творческой и жизненной тропы. Поэт прячет шаги в неизвестности, то есть открывает новые горизонты, к которым по его стопам придут люди. Туда и ведет его зов будущего.

Туман – неизвестность, куда авторы отправляются всякий раз, когда выдумывают то, чего еще не было.

Темы и настроения

Настроение стихотворения – торжественное. Автор изрекает истины, определяющие суть его мировоззрения.

  1. Основная тема – поэт и поэзия. Автор рассуждает о творческого пути и предназначении творческого человека. Он видит его не в славе, а в том, чтобы открыть для читателей что-то новое, то, чего еще не было. Необходимо оставить значимый след в той области, где ты реализуешь свой потенциал.
  2. Пастернак затрагивает проблему самоотдачи. Не каждый из нас способен принести в жертву идеалам и стремлениям часть себя. Люди хотят легкого успеха, ничего не давая взамен, но это достижение позорно, по мнению автора.
  3. Также автор говорит о подлинном и ложном признании. Поэт должен творить «без самозванства», его место оценит история, а не он сам. Не стоит приписывать себе значимость, которой нет на самом деле, ведь бессмысленно оставлять за собой кипу бумаг, если ты так ни кем и не отозвался в памяти людей.
  4. В стихотворении можно проследить тему поиска себя, своего стиля, своего направления. Только шагая в неизвестность, в новые просторы по зову будущего, можно сотворить что-то по-настоящему значимое.
  5. Также важна тема скромности: нужно относиться к себе и окружающим без тщеславного желания пустить пыль в глаза. Даже неоспоримые достоинства необходимо признавать без лишнего бахвальства.
  6. Кроме того, в стихотворении важную роль играет проблема славы. Многих художники не выдерживают испытания успехом и признанием, а ведь так важно всегда оставаться собой, не придавая значения легковесной и непостоянной любви толпы.

Основная идея

мысль стихотворения в том, что значимость творца зависит не от количества написанных им произведений, не от криков и лести толпы, не от признания власти, а от того, какой он вносит вклад в вечность, насколько его творения ценны в масштабах истории. Только первопроходцам должны принадлежать лавры гения, ведь по их следам движется человечество.

Будучи наставником, Пастернак призывает писать не для известности и богатства, а для общества, для своего слушателя, для будущего. Поэт протаптывает дорогу в неизвестность, чтобы вести людей за собой – вот смысл его миссии.

Но даже если ему удается это делать, нельзя забывать о скромности. И к победам, и к любви аудитории, и к славе нужно относиться адекватно.

Этим не надо упиваться, ведь поэт – это художник слова, призванный сами будущим, а не самозванец, делающий все для своей выгоды.

Средства художественной выразительности

Пастернак для выразительности и передачи своего эмоционального настроения использует глаголы и деепричастные обороты. Но, помимо них, можно отметить и другие способы художественной выразительности, такие как, эпитеты «живому следу», и «единой долькой».

Герой погружается в безвестность будущего, «как прячется в тумане местность» — это сравнение. Автор часто использует антитезы: «поражение» и «победа», «шумиха» и «любовь пространства».

Также Пастернак придает особую яркость стихотворению благодаря фразеологизмам: «быть притчей на устах у всех», «не видать ни зги», и «за пядью пядь».

За метафорой «оставлять пробелы в судьбе», автор скрывает призыв к поиску самого себя, к мыслям о самопознании.

В последнем четверостишие поэт прибегает к использованию повторения, что приумножает значение этого слова и придает стихотворению «Быть знаменитым некрасиво» еще более эмоциональную окраску:

Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца

Виктория Арфано

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-stihotvoreniya-byt-znamenitym-nekrasivo/

Анализ стихотворения Быть знаменитым некрасиво Пастернака 9 класс

Анализ стихотворения «Быть знаменитым некрасиво» Пастернака

Стихотворение Быть знаменитым некрасиво написано Пастернаком в форме своеобразного послания другим литераторам, хотя содержание вполне возможно рассматривать и более глобально: как послание всем людям.

Как ни удивительно, но с годами стихотворение только приобретает актуальность, ведь в современную эпоху факт популярности приобретает совершенно новое и иное значение.

Теперь, в эпоху массовых коммуникаций, практически каждый может приобрести популярность, стать знаменитым, только вот подобное свойство может совершенное не сочетаться с какими-либо действительно имеющими ценностями факторами.

Об этом и говорит автор «ничего не знача.. быть на устах у всех».

Если рассмотреть эти первые строфы, то становится понятен общий смысл, который хотел выразить поэт: популярность является только побочным фактором к каким-либо заслугам, если человек чего-то достигает, то дополнительно иногда становится знаменитым. При этом не следует искать популярности ради популярности, такая цель является просто пошлой, некрасивой.

Пастернак смещает акцент внимания на более ценные аспекты человеческого существования, он как бы говорит: какой вам прок от популярности как таковой? Гораздо целесообразнее иметь более интересные цели, такие как «привлечь к себе любовь пространства». Такое действительно не может дать никакая популярность, такое возможно только достичь самому.

Конечно, следует сделать краткую ремарку касательно самого автора, который, как известно, приобрел мировую популярность.

Он получил нобелевскую премию, хотя и по факту награждение было не только для Пастернака, но и для того чтобы выразить определенное признание русской интеллигенции как таковой.

Так или иначе, Пастернак не понаслышке знал о феномене популярности, но он был искренним и образованным человеком, поэтому мог отличить пошлость и примитивность от истинных ценностей.

Существенное значение имеет фраза о цели творчества, которое, по мнению автора, стремится к самоотдаче и в этом действительно есть смысл.

Довольно глупо вести творческую деятельность ради того чтобы приобрести популярность, творчество выше любых земных благ, только будучи независимым от этого оно становится подлинным и ценным.

В процессе творчества творец практически исчезает, он сгорает в этом акте, для того чтобы дать миру нечто сверхценное.

Безусловно, подобное поведение, абсолютная самоотдача привлекает внимание. Поскольку такое поведение требует усилия и доступно не каждому. Соответственно, творческий человек выделяется среди всех остальных и поэтому может естественным образом получить популярность.

Если посмотреть на биографии действительно достойных творческих людей, то они, как правило, не обращали внимания на собственную популярность. Такие люди стремились только быть живыми в самом сокровенном смысле этого слова. Именно благодаря этому они имели и имеют способность вдохновлять других людей, которые пядь за пядью могут двигаться или хотя бы стараться двигаться путем великих.

Вариант 2

” Быть знаменитым некрасиво…” Именно так начинается одно из известных произведений  Бориса Пастернака. Данное произведение было написано в 1956 году.  Это стихотворение остается актуальным и по сей день. Все стихотворения Пастернака построены на поэтическо-философском замысле. Его рассуждения касаются и творчества, и жизни, и любви.

Как предполагают некоторые литературные критики, Борис Пастернак в этом стихотворении откровенно отмежевывается от творчества другого современника – Владимира Маяковского.

Стихотворение “Быть знаменитым некрасиво” наполнено очень глубоким содержанием. Борис Пастернак невероятно точно изложил в стихотворной форме назначение творческого человека.  Уже с первых строк автор цепляет нас своим красивым повествованием и мудрыми фразами. Каждая строка произведения питает в себе глубокий смысл, к которому он призывает нас прислушаться.

Здесь есть эпитеты, сравнения, отсутствуют метафоры,  присутствуют глаголы, обороты, сложные предложения и многое можно назвать проповедью.

Основное значение этого произведения – познание и поиск себя. В данном стихотворении Пастернак рассуждает об истинной цели творчества, потому что ни слава, ни успех не определяют качество созданных произведений.

задача творчества- полностью отдать себя произведению, достигнуть наивысшего профессионализма, “а не шумиха, не успех”. Творец не должен стремиться к признанию публики и к славе.

Он должен лишь своим мастерством, благодаря своей самоотдаче, труду добиться любви и признания читателей и публики.

По мнению Пастернака для того, чтобы остаться в вечности, нужно обязательно быть живым до самого конца. Он призывает писать свои работы, придавая значение тому, о чем ты пишешь.

Таким образом, человек должен всегда создавать произведения, работать над творчеством не с целью прославиться, а с целью полностью посвятить себя этому делу. Борис Пастернак своим произведением учит скромности и достоинству.  Поэт подчеркивает, что признание должно возникать

Творчество не создано, с целью привлечения славы и успеха. Оно создано для выражения самого себя, вкладывания души  себя самого в это дело.

Но только упорным трудом, самоотдачей и любовью к делу можно добиться высоких результатов, в том числе и признание публики. И только тогда твои произведения и работы будут жить вечно.

Анализ 3

Стихотворение Б. Л. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво» представляет собой анализ нравственных качеств человека. Речь идет о духовном начале, о том, что нет ничего дороже богатого внутреннего мира людей, где должно быть место и таланту, и скромности. Именно на такие качества опирается человек в процессе творческого поиска.

Произведение состоит из нескольких строф, которые звучат призывом и выражают уверенность автора в том, что мотивом создания любого шедевра в литературе является «самоотдача». Однако с самого начала текста просматривается четкая композиция.

В начале – это укор, преждевременный вывод поэта о том, что знаменитость в некотором смысле – порок. Отрицая самозванство, в центральной части он пошагово объясняет, как нужно к этому стремиться.

В третьей речь идет об облегчении будущему поколению понимания смысла творческого процесса.  

Имея за плечами опыт общения в поэтических кругах, падения и взлеты в литературном движении, ему приходилось не раз испытать переживания, связанные со смыслом существования человека, размышления о предназначении в этом мире.

По мнению Пастернака, человек, связанный с творчеством, должен применять все старания, чтобы передать знания окружающим, доставить удовольствие. Только в этом состоит истинное призвание творческой личности, которая на листе размещает сои мысли.

Автор напоминает о том, что наследие будет со временем доступно каждому поколению, которые возьмут для себя в определенный опыт.

Стихотворение представляет совокупность активных действий. Это выражается с помощью глаголов («подымает», «заводить», «трястись». «окунаться», «жить»). В первой части к ним представлена частица «не», занимающая позицию в начале предложения. Поэтому глаголы получает настойчивый акцент на отрицании.

Необыкновенную энергию выражают и деепричастия («не знача»). При этом в целом глаголы наполняют текст жизненной энергией, оптимизмом. Задействованные понятия связаны с процессом создания литературных произведений: «заводить архива», «над рукописями», «среди бумаг».

Эпитет «живому следу», «жизни целой», метафора «притчей на устах» придают яркость, создавая в воображении яркие образы.

Основная мысль стихотворения заключается в отношении человека к жизненным ценностям. Каждый человек по-разному расставляет приоритеты, выбирая для себя правильный путь.

Анализ стихотворения Быть знаменитым некрасиво по плану

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/pasternak/stih-byt-znamenitym-nekrasivo

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.