Анализ стихотворения «Бабье лето» Пастернака
4 класс. Чтение. Поэтическая тетрадь. Дмитрий Кедрин
http://www.photoline.ru/secbase/picpart/1253/1253201093.jpg
– Как вы понимаете этот заголовок? Что такое «бабье лето»? (В сентябре выпадают прекрасные дни, которые длятся с 14 –по 21 сентября) Солнце припекает, небо чистое, ясное, кажется, лето заблудилось, много паутины. Такое явление называется «бабье лето».
Тёплый и сухой период в середине осени. Температура воздуха достигает 25 – 27 С)
Кроме того, бабьим летом называют тонкую, легкую паутину, летающую по полям и в лесах, предвещающую сухую осень. Эта паутина ассоциируется с едва заметными седыми прядями волос у женщин, а время теплых и погожих дней – с ее возрастом, который предшествует пожилому и характеризуется относительным расцветом.
– Сегодня мы познакомимся со стихотворением Дмитрия Борисовича Кедрина «Бабье лето».
О поэте.
http://az.lib.ru/k/kedrin_d_b/.photo1.jpg
Дмитрий Борисович Кедрин родился 4 февраля 1907 в пос. Щегловка (Донбасс ) в семье счетовода железной дороги и машинистки Коммерческого училища .Он рано осиротел и воспитывался хорошо образованной бабушкой-дворянкой, которая познакомила внука с поэзией Пушкина, Лермонтова, Некрасова, русским фольклором.
Учился в Коммерческом училище, потом в техникуме путей сообщения г.Екатеринослава (Днепропетровска), где в 1924 стал литературным сотрудником местной комсомольской газеты.
С 1931 жил в Москве, в 1933–1941 работал литературным консультантом издательства «Молодая гвардия». Большую часть жизни поэт провёл в Москве и Подмосковье, где выходили его книги, где пришла к нему слава.
Худенький, невысокий, очень близорукий и всегда задумчивый, Дмитрий Кедрин становился сильным и прекрасным, когда речь заходила о поэзии.
Когда началась Великая Отечественная война, Кедрин , вопреки запретам врачей, ушел на фронт сотрудником газеты « Сокол Родины» С этого времени его главной темой становится тема защиты Родины
К сожалению, 18 сентября 1945г жизнь Дмитрия Борисовича Кедрина трагически оборвалась…«Дмитрия Кедрина нет среди нас, но голос его остался надолго»,-сказал Лев Озеров. Об этом, мне кажется, говорил и сам Кедрин в стихотворении «Пластинка»:
Чтение с комментированием
– Ваши впечатления от стихотворения. Что представляли, когда слушали стихотворение? (Солнце ярко светит. Листья шуршат под ногами. Лёгкая паутинка летит. Птицы прощаются и кружат)
– Если бы вам нужно было бы нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению, какие краски вы использовали бы? (Мы использовали бы жёлтые, зелёные, оранжевые, красные цвета)
– Если бы вам надо было бы написать музыку к этому стихотворению, то какую музыку выбрали бы? (Мы выбрали бы тихую, печальную, спокойную, грустную мелодию)
Словарная работа.
-Поставим перед собой задачу, чтобы лучше проникнуть в тайны художественного слова, понять мысли и чувства поэта давайте выясним значения слов, которые вы не знаете, и объясним смысл непонятных выражений.
– Что такое синонимы? (Слова , различные по звучанию, но одинаковые по лексическому значению)
– Подберите синонимы к словам:
зябкий (мёрзлый, закоченевший, ледяной, промёрзший, застывший, студёный);
быстрый (стремительный, ходкий, моментальный, мгновенный, молниеносный, проворный);
– Что такое антонимы? (слова , противоположные по лексическому значению)
– Подберите антонимы к словам:
зябкий (горячий, жаркий, знойный, тёплый);
поздний (ранний).
– Объясните значение слов:
щёлка– маленькая щель, отверстие
слаже– слаще, приятнее, лучше
пряжа– нити , полученные прядением.
заслоня– закрыв, сделав невидимым , недоступным
– Что такое эпитет? (образно – выразительное средство, художественное определение, слово или словосочетание, определяющее лицо, действие или предмет с позиции автора. Отличается от простого определения художественной выразительностью.)
– Прочитайте стихотворение. Назовите эпитеты, вместе со словами, к которым они относятся.
(Бабье лето, прощальное тепло, позднее солнце, зябкого денька, паутинок лёгких, дождик быстрый, , зимней тьмы)
– Как поэт говорит о паутинках? Почему? (Паутинки белого цвета. Блестят на солнце. Похожи на серебро)
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/64/157/64157627_0_3598f_3dae516f_XL.jpg
– Как поэту удаётся показать, что осень скоро уступит место зиме? Найдите подтверждение в стихотворении. («Дни прощального тепла» «Паутинкам серебристым Жить осталось два – три дня»)
– Посмотрите на строфы этого стихотворения.
– Сколько строк входит в каждую строфу?
– Как называется такая строфа? (Строфа ,в которую входит четыре строки называется четверостишьем)
Вспомним , что такое рифма? (Рифма – это звуковое совпадение, связывающее окончания или несколько строк.)
Итоги
Познакомились с жизнью и творчеством Д. Б. Кедрина. Рассмотрели такое явление природы, как «бабье лето». Учились выражать свои мысли.
Читали и анализировали стихотворение Дмитрия Борисовича Кедрина «Бабье лето». Это стихотворение о тёплом периоде осени, в котором поэт выразил грусть, сожаление по уходящему лету. Отметили, что очень важно замечать красоту окружающего мира, уметь любоваться ею, но ещё важнее сохранить эту красоту.
ИСТОЧНИК
https://educontest.net/STORAGE_1/FILES/article/17617/urok%205.doc
https://www..com/watch?v=13QyKdZn5pk
https://educontest.net/STORAGE_1/FILES/article/17617/urok%205.ppt
http://vsekratko.ru/biography/kedrin/
Источник: https://www.kursoteka.ru/course/5962/lesson
Анализ стихотворения Пастернака «Бабье лето. Анализ стихотворения Пастернака «Бабье лето»
Уж сколько их упало в эту бездну,
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.
Застынет все, что пело и боролось,
Сияло и рвалось.
И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет все — как будто бы под небом
И так недолго злой,
И колокол в селе…
— Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!
К вам всем — что мне, ни в чем не знавшей меры,
И с просьбой о любви.
И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто — слишком грустно
И только двадцать лет,
За то, что мне прямая неизбежность —
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид,
За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру…
— Послушайте!- Еще меня любите
За то, что я умру.
Анализ стихотворения «Уж сколько их упало в эту бездну» Цветаевой
Творчество М. Цветаевой – яркое явление в русской поэзии. Поэтесса начала писать стихи в раннем возрасте, в 18 лет она издает первый сборник.
Уже первые произведения Цветаевой несут в себе глубокое философское содержание. Поэтесса рано потеряла мать, возможно поэтому немаловажное место в ее творчестве занимает тема смерти.
Этой теме посвящено стихотворение «Уж сколько их упало в эту бездну…» (1913 г.).
Размышление лирической героини начинается с признания неизбежности смерти. Первая часть описывает прекращение физического существования, исчезновение «с поверхности земли». Свою смерть Цветаева сначала представляет отстраненно с помощью безличных глаголов, затем ее размышление принимает глубоко личный характер. Смерть – это исчезновение «зелени глаз» и «нежного голоса».
Лирическая героиня отмечает, что ее смерть никак не повлияет на остальной мир, все останется как прежде. В этом заключается глубокий ужас переживания. Пока человек существует в своем физическом воплощении, он способен влиять на остальных людей.
Цветаева не упоминает о каком-либо варианте жизни после смерти. Для нее это не важно, ведь контакта с миром мертвых еще никто не установил.
Важно то, что со смертью человека исчезает весь его богатый внутренний мир со своими чувствами, эмоциями, переживаниями.
Цветаева всегда остро ощущала свою индивидуальность. Она с трудом может допустить, что ее уникальная и неповторимая личность навсегда исчезнет. От физических свойств она переходит к описанию своих привычек и склонностей.
Изменчивость, любовь к вечерам у камина, склонность к музыке и лесным прогулкам – бесконечно милые и дорогие поэтессе качества своей души, делающие ее, в конечном счете, живым человеком «на ласковой земле».Можно сделать вывод, что Цветаева и не хочет никакой другой формы существования, связанной с потерей физических ощущений.
В заключительной части стихотворения поэтесса обращается ко всем своим современникам «с требованьем веры и с просьбой о любви».
Она просит любить ее за все совокупность положительных и отрицательных качеств, за молодость, которая может внезапно оборваться, за гордость.
Одним словом, Цветаева просит любить ее только за то, что она – живой человек, который, к сожалению, смертен. Очень эффектен последний довод поэтессы – «за то, что я умру».
Глубоко интимный характер стихотворения не исключает общечеловеческого смысла. Обесценивание личности делает его актуальным и в наше время.
Отзывы к стихотворению
Очень красивое произведение, Марина Цветаева всегда талантлива писательница. С большим желанием читаю ее стихи.
Какое стихотворение! а я раньше и не читала Цветаеву, всему свое время…
Отличный стих! мне очень понравился.
Недооценивала Цветаеву… Простите. Каюсь. И ВЫ МЕНЯ ЛЮБИТЕ…ЗА ТО.ЧТО Я УМРУ….
Это крик непонятой души. Стыдно такое не читать. На чем же вы росли.
Одно из моих любимых и часто читаемых стихотворений.
Мне тоже нравится. Песня на это стихотворение в исполнении Пугачевой нравится.
Просто потрясающе))) в самое в сердце, в самую суть)
повторюсь Реквием Души…….
Вечный поиск любви. И так хочется взять ее руки в свои и нежно гладить
ЭТО ПРИЗЫВ К ЛЮБВИ БЛИЖНЕГО. УМРЕМ ВСЕ РАНО ИЛИ ПОЗДНО, НАДО ПОДУМАТЬ НА ЧТО ПОТРАЧЕНА ЭТА ЖИЗНЬ.
Очень грустное стихотворение. Как хочется верить словам апостола Павла, что смерть не бездна, а «приобретение», а значит и земная жизнь-это только начало…
Мне кажется, что из-за знаков препинания, которые расставлены, по-моему мнению, не так, этот текст в некоторых местах трудно понять. Он глубже.
Изменчивой, как дети, в каждой мине,
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой. (тут точка не нужна, потому что дальше — продолжение мысли, что именно она любила)Виолончель, и кавалькады в чаще,
И колокол в селе…
К вам всем (к кому именно,) что мне, ни в чем не знавшей меры чужие и свои,
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви (обращаюсь когда и как — не надо точку) и день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто — (зачем тире?) слишком грустно,
И только двадцать лет…
Великому Поэту, как минимум, надо доверять, даже если речь идет о расстановке знаков препинания.
А чтобы понимать Марину Ивановну, нужно долго и много ее читать, быть в курсе ее технических приемов, понимать ее ритмику, ее динамику, расщепление строк на слоги, на смыслы, на музыкальные фразы (поэтическое ритмическое мышление Цветаевой начало складываться в детстве и отчасти вобрало в себя то построение, что было в детских и юношеских песенниках, по которым ее учили музыке, с этой разбивкой на слоги, на цезуры).
А знаком тире она пользовалась как главным инструментом деления высказывания на отрезки, внося паузы для дыхания. Также цветаевские тире — это знак усиления акцента. Она очень много внимания уделяла интонации, работала с ней самым неожиданным образом.
Что до шедевра «Уж сколько их упало в эту бездну»… ну, если вдруг так захотелось разобрать нюансы… Здесь, очевидно, иная логическая связь отрезков, о чем нам говорит необычно построение высказывания.
Вот этот отрезок: «И будет все —
как будто бы под небом И не было меня!»
связан вот с этим: «- Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!»
И, соответственно, «виолончель, и кавалькады» связаны не с тем, что она (лирическая героиня) любила. Они связаны с предложением:
«И будет жизнь с ее насущным хлебом,
«Виолончель, и кавалькады в чаще,
— это то, что будет потом, как и было при жизни.
Обрати внимание на запятую после существительного «виолончель» перед союзом «и». Она потому и стоит, что здесь три предикативных центра, три действующих лица, а вовсе не однородное перечисление того, что любила героиня.
А после «к вам всем» стоит тире потому что здесь внутри высказывания абсолютно отдельное размышление. Этот прием широко применяем в литературе. Его очень любит Толстая, и я обожаю. Правда, я в таких случаях немного злоупотребляю кавычками, а Марина Ивановна использует исключительно тире.Высказывание звучит: «К вам всем… Я обращаюсь с требованьем веры»… А до тех пор пока она не обозначила, с чем обращается к этим всем, она рассуждает: а что ей, собственно, чужие и свои? Ей-то, ни в чем не знавшей меры, все едины. И у всех она требует веры и просит любви. Это в духе максимализма Цветаевой — никаких полумер.
P.S. В общем, обращайся, Танюш, если будут сложности с пониманием поэтической речи))) Тем паче когда речь о гениях.
Лариса, классно разобрала. А что ты скажешь про «Чужие и свои?!-»
Кстати, я читала про авторскую пунктуацию… Но человек, впервые знакомящийся с этим стихотворением и творчеством Поэта, тоже имеет право на его понимание. Возможно, именно «Реквиемом» он откроет для себя поэзию Цветаевой. И ему трудно через эту пунктуацию продраться.
«Реквиемом» он откроет для себя поэзию Ахматовой, а отнюдь не Цветаевой.))) Ты немного опечаталась. А если кроме шуток… Не думаю, что Цветаеву можно и нужно читать «с наскока» постороннему, случайно проходящему.
Цветаева как и Бродский — это не просто стихотворцы, создающие тексты по принципу «сделайте мне красиво». В Цветаевой и Бродском либо живешь, либо обходишь стороной. Ахматову — пожалуйста, пусть читают, выискивают свое, примеривают к себе, сострадают, растут с ней вровень.
Ее «Реквием» — выдающаяся поэтическая живопись, выстраданная в каждом нерве, в каждом фрагменте.
Цветаева же — это атлет от формы, чья динамика текста, как правило, придает образу такое центробежное ускорение, что она — Цветаева — ни всем по глазу, по дыханию, по скорости успевания за метафорой, за речевым жестом. Чтобы бежать с ней вровень, нужны тренировки. Не всех гениев можно сложить в коробочку с одинаковыми условиями восприятия. Не ко всем подходят общие правила знакомства. На то они и гении!
А про «чужие и свои» я написала в предпоследнем абзаце. Но если еще что-то нужно добавить, я добавлю.
А насчет диагноза «ему трудно через эту пунктуацию продраться»… Как правило, когда речь о Поэзии с большой буквы, то трудно бывает продраться не через пунктуацию, а через собственное невежество, через убожество собственного словаря и ассоциативных речевых рядов. Невозможно засунуть содержимое огромного чемодана в дамскую сумочку. Как невозможно, например, приступить к азам квантовой механики, минуя базовую программу по математике и классической механике. Никакое наличие прекрасной фантазии не спасет.
Лариса, я тоже думала, что это только Ахматовой. Но увидела в книге, что это стихотворение названо так. Удивилась. Набрала в Интернете. Точно — «Реквием»Очень люблю читать твои пояснения. они глубже тех, что выложены к этому стихотворению в сети (кто-то не больно умный, но научный написал, а остальные — размножили). Надо было сразу тебя спровоцировать))), а не по Интернету рыскать, пытаясь найти что-то про это стихотворение.
вообще-то у Марины Ивановны это стихотворение не имеет названия. А вот дата проставлена — 8 декабря 1913 года, когда Цветавой только-только исполнился 21 год. И ни о каких реквиемах она, понятное дело, не думала. Ибо реквием (дословно) — заупокойная месса.
А такое название текст обрел после того, как в 1987 году Пугачева записала соответствующую песню на музыку Минкова. Именно песня называется «Монолог (Реквием)», а вовсе не текст Цветаевой. Если кто-то уже и в книгу это название переносит, то это на совести издателя.
Хотя, подозреваю, что книга — не цветаевский сборник, а какой-нибудь общий.
И спасибо за понимание и правильное прочтение того, о чем я пишу! Жму руку! Я знала, что ты поймешь.
ТОП-20 стихов
Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта | Контакты
© Все анализы стихотворений, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом.
При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений — запрещено.
Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).
Лирика и глубокая философия, жизнь и смерть, любовь и вера переплетены в стихотворении Марины Цветаевой «Уж сколько из упало в эту бездну», анализ которого я и предлагаю.Строки, исполненный загадки, написаны поэтессой в 1913 году, когда Марине было 20 лет, и вся жизнь была впереди, хотя и первый жизненный опыт получен. Цветаева уже замужем, до кровавой революции, которая разлучит семью, далеко и на горизонте счастья нет облаков.
Вечность и Цветаева
В стихотворении затронуты вопросы вечности:
Сияло и рвалось
Но жизнь на этом не остановится, всё будет также, только уже без нас. Жизнь, по мнению Цветаевой – это когда дрова превращаются в золу. Этот процесс превращения и есть жизнь, он нравится автору строк, как и большинству из нас. Поэтесса любит жизнь так, что не знает в этом меры, но требует от нас веры и просит о любви:
Что мне – прямая неизбежность –Прощение обид,
И слишком гордый вид
Источник: https://realartist.ru/analiz-stihotvoreniya-pasternaka-babe-leto-analiz-stihotvoreniya-pasternaka-babe-leto.html
Бабье Лето Кедрин Д. Б
Наступило бабье лето —Дни прощального тепла.Поздним солнцем отогрета,
В щелке муха ожила.
Солнце! Что на свете крашеПосле зябкого денька?..Паутинок легких пряжа
Обвилась вокруг сучка.
Завтра хлынет дождик быстрый,Тучей солнце заслоня.Паутинкам серебристым
Жить осталось два-три дня.
Сжалься, осень! Дай нам света!Защити от зимней тьмы!Пожалей нас, бабье лето:
Паутинки эти — мы.
Напишите пару слов о личности автора стихотворения
Напишите доминирующие направления его поэзии, укажите факты биографии автора связанные с сюжетом произведения анализ которого вы производите. Определите место стихотворения в творчестве поэта. Укажите дату написания стихотворения.
Определите жанр
- Эпитафия — посмертное;
- эпиграмма — сатирический портрет;
- элегия — грустное стихотворение чаще всего о любви;
- послание, поэма, баллада, роман в стихах;
- песня, сонет, ода, лирическое стихотворение;
Выделите ведущую тему стихотворения
- Любовная лирика — стихотворение о любви и чувствах.
- Пейзаж — описывается красота природы.
- Философия — автор рассуждает о смысле всего сущего и категориях бытия.
- Общественно-политическая — стихотворение посвящено социально значимым проблемам.
Определите сюжет
В стихотворении есть выраженный сюжет, если автор описывает образы событий (укажите какие именно события); без выраженного сюжета — автор описывает только образы чувств (какие именно чувства).
Раскройте тему стихотворения
Для этого можно попробовать разделить стихотворение на смысловые блоки и проследить развитие темы произведения и изменения его характера в каждом отдельно взятом блоке.
Укажите с какой целью его написал автор, предположите какое у автора в этот момент было настроение, какие автор переживал эмоции в процессе написания произведения, какие ощущения и ассоциации вызывает это стихотворение у вас.
Приведите примеры схожих произведений автора. Выделите проблематику стихотворения, задавая вопросы к тексту и подтексту произведения, зачастую проблематика скрыта в подтексте произведения но иногда и указана напрямую.
После того как мы уже провели часть анализа мы можем перейти к художественным средствам, с помощью которых автор создал образы в произведении.
Выявим организацию поэтической речи. «Размер стихотворения»:
- Ямб 4х стопный (_ _’ / _ _’ / _ _’ /_ _’ — ударение на каждом втором слоге)
- Хорей 3х стопный (‘_ _ / ‘_ _ / ‘_ _)
- Дактиль (‘_ _ _ )
- Амфибрахий (_ _’ _)
- Анапест (_ _ _’) и т.д.
Как вы видите отличия состоят в количестве слогов в строке и размещении ударения, которое составляет ритм стиха в целом.
Определим какую рифму использовал автор
- абаб — перекрестная (рифмуются четные и нечетные строки);
- аабб — парная (рифмуются 2 строки подряд);
- абба — кольцевая (рифмуется 1 и 4 строка, а также 2 и 3-я).
Проведем анализ лексики
Для этого выделим из текста произведения специальные изобразительные средства:
- аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
- эпитеты — художественное определение или определение при слове, влияющее на его выразительность.
- ирония — скрытая насмешка или троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.
- гипербола — художественное преувеличение;
- литота — художественное преуменьшение;
- метафора — троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.
- олицетворение — троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым.
- сравнение — процесс количественного или качественного сопоставления разных свойств (сходств, отличий, преимуществ и недостатков) двух объектов.
Проведем анализ синтаксиса
Выявим специальные синтаксические средства — стилистические фигуры:
- повторение
- инверсия — необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
- — умолчание — незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель должен домать ее сам.
- риторический вопрос — риторическая фигура, представляющая собой не ответ на вопрос, а утверждение. Это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности.
- риторическое обращение — стилистическая фигура: обращение, носящее условный характер. В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения
- риторическое восклицание — приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п.
Анализ фонетического строя речи или поэтической фонетики:
- аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность;
- ассонанс — повторение гласных звуков;
- анафора — единоначатие, стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слова или группы слов в начале ряда фраз или строф;
- эпифора — противоположность анафоры — повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
В завершающей стадии анализа можно сказать в целом о лирике автора и пояснить как творчество поэта повлияло на ваше мировоззрение и жизнь в целом
✚ Заказать ✎ Написать
Источник: https://avosya.ru/sochinenij/analiz-stihotvorenij/babe-leto-kedrin-d-b/