Анализ стихотворений Жуковского

Анализ стихотворения Жуковского Море 9 класс сочинение

Анализ стихотворений Жуковского

Стихотворение «Море» было написано Жуковским В.А.  в 1829 году. Он сочинил его в свои зрелые годы. Красота морских просторов вдохновляла многих поэтов писать свои незабываемые произведения, не оставило оно равнодушным и Жуковского.

В стихотворении поэт, наделенный богатым воображением, разговаривает с морем, как с живым существом. Он пытается разгадать ее тайну: «Что движет твое необъятное лоно?». Море стихотворец описывает во взаимосвязи с небом.  Эти две стихии и правда очень близки друг к друга. Небо отражается в море. А цвет морской воды зависит от состояния погодных условий. Сила волны связана с ветром.

Небо поэт описывает, как более свободную стихию. Жуковский − человек верящий в бога. Он считает, что жизнь моря зависит от неба. Поэт показывает через морскую стихию, что все мы в это мире зависимы от всевышних сил. Стихотворец доверяет свои философские мысли морю. Он делится с водной стихией своими сокровенными мыслями.

Поэт доверяет свои переживания водной стихии. Поэт, как и любой человек, не хочет ни от кого зависеть, но это невозможно. Море тоже не может быть свободным, оно: «Терзает враждебную мглу.

» Поэт считает, что, может быть на небе его ждет счастье, так же, как и море: «Иль тянет тебя из земныя неволи далекое, светлое небо к себе?»

Поэт очень красиво сумел описать море и небо. Он рассказывает, что море ласкает облака золотые и радостно блещет звездами его. Ведь небо отражается в море.  

Это стихотворение учит нас любить природу. А также оно заставляет за думаться нас о смысле жизни, о свободе, которую сложно отстоять в нашем неспокойном мире.

Анализ стихотворения Море Жуковского

Василия Андреевича Жуковского известного русского автора и поэта уже давно отнесли к поэтам, которые смогли стать открывателями романтического стиля в поэзии российских произведений.

Именно это, новое направление в области поэзии принесло авторам, которые применяли его в своих произведениях новые темы, необычные образы, разные настроения, от грустных и лирических, до веселых и даже смешных, совершенно неожиданные мотивы, художественные способы более яркого изображения своего произведения.

По мнению специалистов и критиков в области литературы, открывателем всего нового, что смог дать русским поэтам романтизм, для России стал именно Жуковский.

Стоит справедливо отметить, что стихотворение “Море” данного автора, стало одним из самых ярких образцов применения стиля романтизм в литературе.

Из истории стихотворения, надо отметить один важны факт, оно было написано и создано в 1822 году. Именно с этого времени, стиль романтизм стал довольно широко распространяться в произведениях многих поэтов.

Стихотворение начинается с открывающейся взгляду прекрасной картины «лазурного моря», которое не смотря на всю свою мощь и силу, довольно спокойное и умиротворенное. Большое количество различных эпитетов только лишь подчеркивает чистоту моря, его спокойствие, свет и так далее. Именно всё это и пронизывает каждый участок данной картины, которая стала началом произведения.

Так же значительное место в данном произведение уделено небу, которое представлено широкой воздушной, необъятной пеленой, которая обволакивает морские просторы.

Вторая часть стихотворения как бы приоткрывает нам тайну, которую хранит морская душа, происходит это во время начинающийся бури.

И лишь в третьей части читатели смогут понять основную идею создания данного произведения.

Вариант 3

Знаменитый русский литератор Жуковский В.А. очень давно считается поэтом, который стал одним из основоположников романтического стиля в российской поэзии.

Это новшество в сфере стихосложения принесло литераторам, применявшим это в своих работах, свежие и непривычные тематики, новые стили, различное эмоциональное состояние, от печального и задумчивого, до жизнерадостного и немного игривого, абсолютно внезапные лейтмотивы, живописные приемы более сильно насыщенного описания своих произведений. У многих литературоведов, а также экспертов существует определенная точка зрения по поводу того, что новатором в русском романтизме оказался именно Жуковский Василий Андреевич.

Очень важно подметить, что стих “Море” этого поэта, является одним из самых лучших версий использования романтизма в литературной сфере. Данную работу Василий Андреевич написал в 1822 г.

Считается, что именно этот период является точкой отсчета когда, такой жанр, романтизм достаточно обширно стал распространяться в литературных работах многочисленного числа авторов того времени.

В начале стиха открывается взору прекраснейшая картина «лазурного моря», но, несмотря на достаточное могущество и силу, оно безмятежное и тихое. Огромное число разных эпитетов еще больше оттеняет чистую морскую гладь, спокойное море, свет и прочее.

Особенно такие описания и проскальзывают в каждом участке этого зрелища, которое стало началом произведения. Очень ощутимое место в этом стихотворении уделяется небу, которое представляется обширной невесомой, бесконечной дымкой, обволакивающей морское раздолье.

У Жуковского море находится в тесной взаимосвязи с небом. Две природные стихи крепко взаимосвязаны друг с другом. Величина волн и цвет морской поверхности подчиняется силе ветра, небесная стихия более могущественна.

Поэт хочет сказать о том, что никто и ни что не может быть абсолютно свободным. В этом мироздании все зависит от всевышних сил.

Следующая часть произведения вроде раскрывает нам загадку, хранимую морской душой. Происходит это во время приближающегося шторма.

И только, читая заключительную часть, можно понять основу замысла сотворения написанного детища. Это произведение заставляет задуматься нас о том, в чем смысл жизни, от чего мы зависим, а где граница нашей свободы? И как трудно бывает отстаивать эту свободу в нашем многогранном мире.

Сочинение на тему Море Жуковского

В литературе существует много направлений, но много лет самым главным направлением является романтизм. Ведь романтика, любовь и лирика это такие чувства, которые всегда вызывают положительные эмоции у читателя.

Жуковский Василий Андреевич являлся предводителем в России в продвижении романтизма. В 1822 году Василием Андреевичем было написано стихотворение «Море», в котором поэт сравнивает море с живым существом.

Писатель наделил море всеми человеческими качествами и вложил в него человеческую душу. В данном произведении море дышит и волнуется.

Многие считали, что это стихотворение было посвящено любимой Жуковского, которая его любила, но не смогла выйти замуж. Родители Марии Протасовой запретили девушке выходить замуж за писателя, и она не смогла пойти против их воли.

Стихотворение написано с любовью о красоте природы и ее бескрайности. Писатель просит у моря ответ, о чем оно дышит и к чему тянется. Писатель сравнивает себя с небом, а свою возлюбленную Марию с морем.

Небо и море, словно две половинки воссоединяются воедино, а потом расходятся врозь.

Море и небо это две стихии, которые сливались воедино, и им это нравилось, но в какой-то момент набежали тучи и все потемнело. Писатель хотел этим сказать, что так же родители Протасовой разлучили писателя и девушку. Через некоторое время все успокоилось, но море еще долго волнуется и переживает.

В своем стихотворении Василий Андреевич решил взять не людей, а две стихии. Он смог передать всю прелесть природы и много деталей, которые завершают картину данной истории.

Стихотворение после прочтения заставляет читателя задуматься о многом и пересмотреть свою жизнь в корне.

Стоит помнить, что лишь любовь правит этим миром и так важно, чтобы она была взаимной, и никто не мешал двум любящим сердцам.

Жуковский хоть и расстался с любимой навсегда, но последней строчкой стихотворения он пишет о том, что она будет его помнить всю жизнь и продолжает любить писателя. Своим стихотворением он доказал, что не стоит отказываться от своих чувств.

9 класс

Анализ стихотворения Море по плану

  • Анализ стихотворения Посвящение ГиппиусСтихотворение, действительно, посвящено человеку – самому, вероятно, близкому и родному для поэтессы. Впрочем, ни в тексте, ни в названии имя его не обозначено. Для Гиппиус он был соратником, другом, братом…
  • Анализ стихотворения Смятение АхматовойЭто стихотворение о чувствах и отношениях. Оно искренне написано от первого лица – самой поэтессы. Она влюблена, но чувства вызывают лишь смятение в ней самой.
  • Анализ стихотворения Немые ТвардовскогоЭто стихотворение посвящено вражеским захватчикам России во время второй Мировой войны – немецким фашистам. Конечно, оно обличает их. Само название – это кличка немцев. В произведении несколько раз повторяется
  • Анализ стихотворения Капитаны ГумилеваСтав молодым человеком Николай Гумилев проникся духом романтизма и поиска приключений. Он много путешествовал, когда выдалась такая возможность, а ранее создал цикл под названием Капитаны, который был посвящен приключениям и путешествиям в дальние страны.
  • Анализ стихотворения Блока Река раскинуласьЭто философское, но в то же время весьма эмоциональное стихотворение, богатое повторами и восклицаниями, а также образами, которые характерны для творчества Блока. Например, костры как символы надежды здесь озаряют даль

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/zhukovskogo/more

Жуковский,

Анализ стихотворений Жуковского

В стихотворении “Вечер” Жуковского соединяется с необычайной выразительностью формирование восторженного по своей сути образа с твердостью отображения, с легкой и искренней поэзией.

Не ученик, проявляющий свои способности, а мэтр, уверенной рукой изображающий мир так, как он ему видится и откликается в его сердце, – подобное представление стихотворца возникает перед теми, кто читает данную элегию, получившую бесконечную жизнь в сознании не одного поколения.

Анализ “Вечера” Жуковского: образ природы

Равно как и в предыдущих стихотворениях, то же самое явление незаметно ослабевающего света, знакомые очертания преображаются в бездонный полумрак.

«Включается» луна, и возникает немыслимое, в дневное время нереальное: чуть заметная золотая тропа лунного блеска на водной глади. Само изображение природы динамично, она находится в движении – взять хотя бы строчку “ручей, виющийся по светлому песку”.

Дневная действительность заменяется ночной зыбучестью, и, следовательно, совсем другой стала интонация ощущений, отличным стал объект размышлений.

Размышления поэта

Он думает о том, что в окружающем мире все находится в гармонии, ибо череда времен года пребывает в собственном цикле, и в этой непрерывной периодичности цветения и угасания воплощена бесконечность. Но что касается человека, то с ним поступили нечестно: он не бессмертный, уникальный как индивидуум, обречённый на абсолютное вымирание.

Он будто куда-то неодолимо устремлен.

Но каково намерение такого поспешного влечения в загадочную перспективу? И что оно сулит ему, кроме гробовой доски над тлеющим прахом? Кому останутся столь ослепительные, безумные чувства, являющиеся украшением людского бытия, эти мучительные страдания, любовь, от которой бушевал мир, трепетали царства, появлялись новые направления перед обществом?

Проблематика

В элегии “Вечер” Жуковский осветил не только собственные внутренние думы и не только то, что тревожило русскую интеллигенцию, склонную к постижению жизни в мечтательном, меланхоличном духе. Это дает нам понять, что он обнажил проблему общечеловеческого масштаба.

Вопрос о значении существования, о собственной смерти и вечности, о призвании человека стоял практически перед каждым думающим во все века.

Вклад элегии “Вечер” Жуковского в том, что в ней он высказал подобную гуманистическую проблему первым в литературе на уровне весьма необыкновенной, возвышенной поэзии с гигантской передающейся силой.

Если делать анализ “Вечера” Жуковского, то тут целая система поэтических средств подчинена естественному проявлению чувств и идей поэта. Все использованные художественные тропы помогают создать впечатление неустойчивости. Картина плавно перемещается с помощью метафорических описаний. Круг может быть крупным или небольшим, высеченным аккуратно или прерывисто, трясущейся рукой.

В этой элегии он соединяется с дефиницией не из материальной среды, а из совершенно другой: божественный круг – это понятие моральное или философское. Песни могут быть грустными или радостными, позитивными или негативными, исполненными профессионально или же несуразно.

Тут же огненные песни использованы фигурально, как воодушевляющие, свободные, восхваляющие не только поэзию, искусство, но и независимость.

Средства выразительности

Читатель не только ощущает природу, ведь лирический лунный вечер стал для него признанием. Молодой поэт показывает все оттенки личных терзаний.

Тишина в данном стихотворении – тишина настоящая и потому внутренняя. Она будет любимым образом в “Вечере” Жуковского (анализ это показывает).

И не увядание, не исчезновение, а этот изумительный символ тишины свяжет человека с природой в стихотворениях.

Перед нами поэтическое творение, полное трепетной страсти (свободный ямб, высокопарные вопросы, усугублённые единоначалием «когда» и «как»). Лексика возвышенного слога, без какой-либо манерности – все эти признаки говорят о том, что это шедевр великого мастера пера.

Немного об авторе

Жуковский заслуженно считается «поэтическим Колумбом России», приоткрывшим ей «Новый Свет романтизма в литературе». В начале 19-го столетия русский романтизм являлся новым течением, пришедшим к нам из поэзии Западной Европы.

Романтизм зародил новую проблематику, символы, настроение, поэтические приемы изображения. Помимо всего прочего, романтизм установил новое, восторженное мироощущение.

Проводником всего особенного и вдохновляющего, что вмещает в себя данное направление, и стал Жуковский.

Тема стихотворения

Тема стихотворения “Вечер” Жуковского пропитана особенной атмосферой романтизма, в которой проявляются эмоции, размышления, настроения, чувства его лирического персонажа. Их можно отметить и в балладах, и в сердечной поэзии. Однако очевидно, что в большей степени выразительно подобные восторженные лейтмотивы присутствуют в описании пейзажей, к таковым принадлежит и элегия «Вечер».

В ней создается необычная поэтическая природа, которая является открытием для поэзии России.

Отличие стиха заключается в том, что отображение пейзажа в элегии не столько показывает действительную картину, сколько демонстрирует внутренний настрой героя.

Наиболее типично для стихотворений молодого поэта грустное настроение и меланхолический дух. Данный жанр всегда пропитан тоской, сопряженной с личными душевными терзаниями человека, с его идеологическими раздумьями.

И все же спокойствие природы, затихающей в сумеречном безмолвии, радостно для Жуковского. Его герой открывается природе и не пытается дать ей отпор, не понимает существование в общем как что-то агрессивное его сознанию. Таким образом как бы звучит лейтмотивом согласие с могуществом Бога, признание его, объединённого с природой.

Крик о вероятности близкой кончины, завершающий элегию, не несет уныния. Растворение является общим мировым правилом. Как лучи небесного светила растворяются в вечерней мгле, сливаясь с тускнеющим естеством, так и люди увядают и все равно продолжают жить в наших воспоминаниях.

Краткое содержание

Краткое содержание “Вечера” Жуковского – это раздумья лирического персонажа о собственной участи, память о тех, кто был дорог для него.

Однако благодаря чему, невзирая ни на что, вечер отраден для стихотворца? Он наблюдает момент гармонии в природе, когда дуновение ветра и плеск воды находятся в едином порыве.

Такое уникальное по красоте изображение вечера летом, наполненное яркими художественными тропами, не оставит безразличным и безучастным и современного человека.

Особенность поэзии Жуковского

В русской литературе впоследствии появится множество стихотворений, изображающих образ вечерней природы средней полосы России.

Все они весьма отличаются, поскольку созданы различными стихотворцами, у всякого из которых было собственное духовное видение, исключительное и индивидуальное.

Но поэзия Жуковского всегда будет являться золотым ресурсом русской лирики, ведь для любого человека его стихотворения – это дорога к познанию мироздания и себя самого. Анализ “Вечера” Жуковского поможет погрузиться в лирический мир поэта.

Первое стихотворение поэта «Вечер» стало высшим лирическим вкладом в этот период. В нем запечатлелось особенное свойство творчества Жуковского, что делает его новым и в то же время весьма знакомым для большинства людей, — это по-настоящему индивидуальное, жизненное начало.

Источник: http://fb.ru/article/354982/jukovskiy-vecher-analiz-kratkoe-soderjanie-i-tema-stihotvoreniya

Анализ стихотворения «Море» (Жуковский) | Литерагуру

Анализ стихотворений Жуковского

Человека всегда привлекал образ моря: стихия наталкивала на размышления, манила своими тайнами, звала навстречу приключениям. Особое место оно занимает в искусстве романтизма, когда герой-бунтарь сравнивает себя с бушующей водной стихией. Одним из первых русских писателей, проведших параллель между морем и человеком, и даже олицетворившим стихию, был В. А. Жуковский.

История создания

Свою знаменитую элегию «Море» В.А. Жуковский создал в 1822 году — в зрелый период его творчества. К этому времени поэт уже не обращается к мотивам сентиментализма, а развивает именно романтическую идеологию. Стихотворение «Море» занимает центральное место в творчестве автора, оно становится эталоном русского романтизма.

Стихотворение «Море» посвящено Марии Протасовой. Жуковский питал нежные чувства к этой девушке, но жениться на ней не мог. Дело в том, что мать Маши Е. А. Протасова была двоюродной сестрой писателя, она считала родство дочери и её кузена слишком близким, чтобы дать разрешение на брак. Боль от этого разочарования отразилась на всём творчестве поэта.

Жанр и размер

Произведение написано в особенном, характерном для того времени, стиле. Жанр стихотворения «Море» Жуковского – элегия. К ней очень часто обращались поэты эпохи романтизма.

Буквально «элегия» переводится как «жалоба». Что интересно, этот жанр сохранил свои особенности со времен античности. Элегия имеет философский характер, она выражает собой тоску, лирическое размышление.

Всё это характерно и для стихотворения «Море».

Кроме содержательных, этот жанр подразумевает и технические особенности. Часто избирается авторами средний объем произведения, позволяющий создать развернутое высказывание, трёхсложный размер, придающий напевность. Любопытен инструментарий Жуковского.

Он пишет свою элегию белым стихом, то есть при сохранении размера и ритма отсутствует рифма. Размер стихотворения «Море» — четырёхстопный амфибрахий. Все эти характерные свойства делают произведение чувственным, глубоко пронизанным поэтической печалью.

Направление

Невозможно переоценить роль элегии для романтизма. Как не в каком другом, в этом жанре поэт-романтик мог в полной мере выразить свои эмоции, рассказать о своём страдании, о душевной боли. Развивавший в своём творчестве тенденции романтизма В.А.

Жуковский не обходил стороной этот жанр. Первая его элегия «Сельское кладбище» была написана ещё в 1802 году, это перевод стихотворения Грея.

Это переложение позволяло сентименталистов считать Жуковского своим преемником, но уже в ней видны мотивы призыва и сопротивления, принадлежащие романтизму.

Совсем иной автор предстаёт читателю в элегии 1822 года. Создав свою особую интерпретацию образа моря, Жуковский становится основоположником новой традиции в русской литературе.

С этих пор поэты часто обращаются к мотиву этой стихии: Пушкин, Лермонтов, Тютчев. Сама идея близости человека и природы очень близка эпохе романтизма. Известно, что А.С.

Пушкин высоко ценил «Море», а двумя годами позже сам пишет стихотворение с таким же названием.

Композиция

Элегию «Море» можно разделить на три части.

  1. Вначале происходит диалог лирического героя с морем, автор созерцает «безмолвное» море, очаровывается им, но чувствует, что этот видимый покой хранит некую тайну.
  2. Во второй части описывается буря, которой лирический герой даёт весьма любопытное объяснение. Она вызвана тем, что «тёмные тучи» нарушают идиллию моря и неба.
  3. Заключительная часть – автор снова возвращается к описанию спокойной стихии, что закольцовывает стихотворение. Однако же теперь он уже знает, какая тайна хранится в пучине вод.

Интересно, что само море на протяжении всего произведения остаётся спокойным, буря воображается автором. Но именно такой способ рассуждения позволяет сделать поэту композицию трёхчастной, что придаёт динамизм произведению и убедительность авторскому выводу.

Герои и их характеристика

Главным героем элегии является море. Рассмотрим, какими способами поэт рисует образ моря. Мало сказать, что стихия олицетворена, она антропоморфна. Море живое, оно дышит, но самое главное, обладает всеми психологическими качествами человека.

Оно влюблено в ясное небо, когда оно отражается в его водах – море счастливо и безмятежно. Но порой эту идиллию нарушают тучи, скрывающие небо от любующихся вод.

Водная гладь остро реагирует на разлуку с небом: она сопротивляется, пытается противостоять «враждебной мгле», чтобы вновь обрести своё счастье.

После того, как вообразил себе эту картину, лирический герой стихотворения догадался, какую тайну скрывает море. Теперь он чувствует своё родство с ним — он понял море, а море – его. Возможно, он переживает ту же трагедию, потому и стоит над бездной…Всё это сближает действующих лиц: оба склонны к созерцанию, они чувствуют одну боль на двоих.

Темы

  • тема элегии «Море» – невозможность любви. И в этом проявляется автобиографичность, свойственная большей части лирики поэта. Он не мог жениться на своей возлюбленной – М.А. Протасовой. Молодые люди не решились венчаться без благословления матери и остались добрыми друзьями.

    Таким образом, аллегория в элегии более оптимистична, нежели судьба самого писателя, ведь разлучающая сила лишь на время вторгается в союз неба и водной пучины, ему же заключить брачный союз с возлюбленной не дано.

    Возможно, образ моря и получился настолько психологичным потому, что автор перенёс на него свои собственные переживания.

  • Из вышерассмотренной темы вытекает мотив борьбы. Противостояние моря и туч является кульминацией стихотворения.

    Но, даже одержав победу, оно уже никогда не будет спокойным: море обречено всегда бояться, что мгла в любой момент может снова попытаться отнять его счастье.

  • Кроме того, в произведении звучит тема одиночества.

    Не просто так лирический герой обращается к морю – он одинок, он радуется, что стихия счастлива в любовании небом, но в то же время чувствует и тревогу стихии. Водная пучина тревожится о своей светлой лазури, боится её потерять снова и остаться в одиночестве, может быть, навсегда.

Идея

В стихотворении Жуковского отражена главная мысль романтизма – родство человека и природы. Поэт призывает учиться у неё как созерцанию, так и сопротивлению, а смысл стихотворения «Море» заключается в том, что нужно бороться за своё счастье.

В качестве примера человеку приводится стихия, которая одерживает победу над мглой.

К сожалению, море уже никогда не будет безмятежным, как прежде, но зато оно снова вместе с небом! Возможно, и сам автор стихотворения желал бы так же смело и твёрдо преодолеть все преграды, стоящие на пути к желанному браку.

Художественные средства

Тропы стихотворения «Море» работают на создание уникальных авторских образов. Элегия богата различными художественными средствами.

Значительна роль эпитетов в произведении. При помощи них автор в первой части Жуковский передаёт спокойствие стихии: «безмолвное», «лазурное». Далее следуют олицетворения, наделяющие море чувствующей душой: «ты дышишь», «дышит твоя напряженная грудь».

В кульминационной и заключительной частях состояние моря будет передаваться глаголами, передающими движение или душевное состояние, что наделяет образ психологизмом: «льешься», «плещешь», «воешь», «бьёшься» «вздымаешь», «любуясь, дрожишь».

Также характеризует это состояние эпитет «испуганны», относящийся к волнам.

Противодействующая сила имеет характерные эпитеты: «тёмные» (тучи), «враждебная» (мгла).

Эпитетами же передаётся и радость встречи неба и моря, неслучайно «блеск возвращённых небес» именно «сладостный».

Имеются в тексте стихотворения и фигуры речи. Для начала хочется отметить, что элегия содержит в себе речевые обороты, свойственные именно романтизму: «напряженная грудь», «сладостная жизнь».

Не обходится в тексте баз антитезы: противопоставленные силы имеют соответствующие эпитеты (ясное небо – тёмные тучи).

В первой части неоднократно встречается такая фигура речи как риторический вопрос: «Что движет твое необъятное лоно?»

Многоточие в конце кульминационной части позволяет автору как бы оборвать повествование на самой драматичной ноте и снова вернуться к диалогу с таинственно спокойным морем.

Александра Барбашова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-stihotvoreniya-more-zhukovskij/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.