Анализ стихотворений Заболоцкого

Содержание

Урок литературы по теме

Анализ стихотворений Заболоцкого

  • Чернобурова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы

Разделы: Литература

Цели и задачи урока:

  • Продолжить изучение лирики Николая Заболоцкого.
  • Анализируя стихотворение “Утренняя песня”, определить особенности мироощущения его лирического героя.
  • Осмысление идейно-художественного содержания стихотворения “Утренняя песня”.
  • Проследить связь творчества Н. Заболоцкого с традициями русской классической поэзии и выявить особенности изображения природы в стихотворении “Утренняя песня”.
  • Обеспечение урока:

    портреты поэтов, тексты художественных произведений.

    На предыдущем уроке учащиеся получают домашнее задание:

  • Выразительно прочитать стихотворение Н. Заболоцкого “Утренняя песня”.
  • Обратить внимание на свое эмоциональное ощущение при чтении стихотворения.
  • Вспомнить, как изображается природа в стихотворениях Пушкина, Некрасова, Тютчева, Фета, Есенина.
  • ХОД УРОКА

    2. На доске написан эпиграф урока:

      Живой язык проснувшейся природы Здесь учит нас основам языка, И своды слов стоят, как башен своды,

      И мысль течет, как горная река.

      Н. Заболоцкий

    3.

    Учитель рассказывает об основных этапах творчества Н. Заболоцкого, если этого не было рассказано на предыдущем уроке. Если же это 2-ой урок, то необходимо напомнить учащимся об увлечении поэта после 1925 года трудами К. Циолковского (1931 – 1932 гг. переписка с ним) и изучение труда Ф. Энгельса “Диалектика природы”.

    4. Краткое изложение “Диалектики природы” Ф. Энгельса:

    Раньше через всю историю человечества явственно проходило чувство разобщенности с природой, но приближается время, когда люди будут не только чувствовать, но и сознавать свое единство с природой, когда сделается невозможным противопоставление человека и природы, духа и материи.

    Было бы, разумеется, наивно отыскивать в стихах поэта какие-либо прямые параллели с работой Энгельса: Заболоцкий не ставил себе подобных иллюстративных задач. Прочитанное будило его собственную мысль и фантазию.

    Отмеченное самим Н. Заболоцким воздействие работ Циолковского тоже проявилось в его стихах опосредованно. Поэта привлекала вера изобретателя в неистощимое творчество природы, в разнообразие преображений.

    5. Выразительное чтение стихотворения Н. Заболоцкого “Утренняя песня”

    (Выразительное чтение является одним из способов постижения идейно-художественной сущности лирического произведения.)

    Могучий день пришел. Деревья встали прямо, Вздохнули листья. В деревянных жилах Вода закапала. Квадратное окошко Над светлою землею распахнулось, И все, кто были в башенке, сошлись Взглянуть на небо, полное сиянья. И мы стояли тоже у окна.

    Была жена в своем весеннем платье, И мальчик на руках ее сидел, Весь розовый и голый, и смеялся, И полный безмятежной чистоты, Смотрел на небо, где сияло солнце. А там, внизу, деревья, звери, птицы, Большие, сильные, мохнатые, живые, Сошлись в кружок и на больших гитарах, На дудочках, на скрипках, на волынках Вдруг заиграли утреннюю песню, Встречая нас. И все кругом запело.

    И все кругом запело так, что козлик И тот пошел скакать вокруг амбара. И понял я в то золотое утро,

    Что счастье человечества – бессмертно.

    Чтец (учитель) в процессе исполнения художественного произведения остается самим собой, то есть не перевоплощается ни в автора, ни в лирического героя. Он доносит до слушателя свои переживания, вызванные у него данным произведением.

    Эти переживания появляются в процессе исполнительского анализа произведения.

    Исполнительский анализ – это путь чтеца к поэту, это наилучший способ проникновения в структуру лирического текста (наблюдение за ритмом, композицией стихотворения, системой “ключевых” слов).

    6. Анализ стихотворения

    • О чем это стихотворение?
    • стихотворения предельно конкретно и в то же время условно. Произведение излучает жизнь, одухотворяя и просветляя окружающий нас мир. Читатель забывает о поэтической условности картины; вместе с автором он любуется сиянием живого, ласкового утра.
    • Природа у Заболоцкого неравнодушна к человеку: “…деревья, звери, птицы… Вдруг заиграли утреннюю песню, Встречая нас.”
    • Заболоцкий здесь поэт-философ.
    • Что мы понимаем под философской лирикой?
    • Стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия; стихи, в которых субъективное “Я” автора ведет своеобразный поэтический диалог с Миром – с человеком, природой, землей, вселенной…Этот поэтический диалог можно считать вечным для русской поэзии.
    • (Понятие “философской лирики” ранее было уже известно учащимся. На данном этапе оно расширяется и осмысляется более глубоко и более конкретно).
    • Об этом качестве русской поэзии хорошо сказал Юрий Селезнев в статье “Поэзия природы и природа поэзии”: “Космизм” русской поэзии проявляется… в том духовном состоянии причастности миру, который создается стихотворением в его целом. В состоянии духовного диалога Я с Миром. Такой диалог может быть скрыт. Чаще всего он сокровенен, но его присутствие всегда ощутимо”.
    • Вопрос “О чем это стихотворение?” задается вторично (можно еще раз прочитать стихотворение).
    • О вечной смене поколений, о неумолимом движении жизни, в которой надо занять свое место, исполнить свое предназначение и уйти без обиды, ощущая себя важным, незаменимым звеном той бесконечной цепи, которая тянется из Прошлого в Будущее.
    • Через какой образ выражается идея связи времен в стихотворении Заболоцкого?
    • У Заболоцкого поэтическая идея связи времен выражается через образ ребенка: “И мальчик на руках ее сидел. Весь розовый и голый, и смеялся… 
    • Поэт даже не говорит о том, что его как человека уже не будет; нет, он, скорее, утверждает обратное: он будет жить, будет петь ту же утреннюю песнь. И в этом он видит смысл своего бытия-деяния на земле. И в этом видит бессмертие человеческого счастья: “И понял я в то золотое утро, Что счастье человечества – бессмертно”. 
    • Родная земля, любимая женщина в “весеннем платье”. Глубокое жизнелюбие, душевный оптимизм, родственный пушкинскому.

    7. Краткое обращение к опыту предшественников Н. Заболоцкого

    1. В изображении Пушкина природа автономна. Пушкин – гений объективного. “Равнодушная природа”. Порой она сопутствует человеку, но лирическое “я” поэта никогда не растворяется в ней.

      (Для анализа можно взять следующие стихотворения “Вакхическая песня”, “Осень”, “Вновь я посетил…”)

    2. Вторая половина Х1Х века определяется чертой, которой является пантеизм.

      Диапазон “философии природы” здесь определяется следующими метами: от “Природа внемлет мне” (Некрасов) до “Дай вкусить уничтоженья,/ С миром дремлющим смешай” (Тютчев).

    3. У Есенина мы не найдем философии природы, отдельной от человека. Человек – часть живой природы.

      НО очень тесная связь с традициями народной поэзии (изобилие постоянных эпитетов “солнце красное”, “ночка темная”, мифологические образы – “розовый конь” и т.д.) (Можно обратиться к стихотворению Есенина “Зеленая прическа”).

    Учащиеся приходят к выводу, что поэзия Заболоцкого созвучна с есенинской, но нет черт народной поэзии, элементов фольклора.

    8. Осмысление идейно-художественного содержания стихотворения

    1. Лексические особенности (нет просторечий, как у Есенина, язык литературный).

    2. Эмоциональная окраска (цвет: утро – пора ярких красок, поэтому главенствуют здесь цветовые образы, а звуковых практически нет;

    “светлая земля” “небо полное сиянья” “была жена в своем весеннем платье” “и мальчик…весь розовый, и голый” “смотрел на небо, где сияло солнце”

    “то золотое утро”).

    “Золотое утро” – символическо-возвышенное определение утра. Здесь все дышит весной, радостью, утром, счастьем.

    • Какова же тема произведения?
    • Гармоническое единство человеческой души с Миром.

    9.

    В конце (в качестве повторения) урока можно обратить внимание на размер стихотворения (нет рифмы, “белый” стих).

    10.

    На уроке можно использовать репродукции картин пейзажного характера, так как Н. Заболоцкий увлекался живописью.

    20.05.2010

    Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/573038/

    История создания стихотворения заболоцкого

    Анализ стихотворений Заболоцкого

    Впечатления от казарменного быта, столкновение с различными характерами и ситуациями становится отправной точкой в нахождении собственного литературного стиля.

    Ранее творчество После военной службы Заболоцкий приступает к работе в отдел детской книги Государственного издательства под руководством С. Маршака. Затем в детские журналы «Еж», «Чиж».

    Поэт много пишет для детей, адаптирует для восприятия юными читателями перевод «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле. Его первый сборник стихов выходит в 1929 году под названием «Столбцы» и вызывает целый скандал в литературном обществе.

    В стихотворениях сборника явно прослеживалась насмешка над повседневностью и мещанством. Подготовленные читатели также заметили тонкие пародии на поэтические стили Бальмонта, Пастернака, образы Зощенко и Достоевского. Следующий сборник публикуется в 1937 году и носит название «Вторая книга».

    Внимание

    Кому признавался в любви поэт, которому была чужда лирика. История создания стихотворения «Зацелована, околдована…», ставшего популярным романсом, весьма любопытна.

    Важно

    После его прочтения может показаться, что написано оно было влюблённым юношей с пылким взором. Но на самом деле написал его серьёзный 54-летний серьезный педант с манерами и внешностью бухгалтера.

    К тому же до 1957 года, именно в тот года Заболоцкий создал свой цикл «Последняя любовь», интимная лирика ему была чужда вовсе. И вдруг на излёте жизни этот дивный лирический цикл.

    Николай Заболотский (именно так, Заболоцким с ударением на предпоследнем слоге он стал только в 1925 году) родился 24 апреля 1903 года в Уржуме Вятской губернии. В юности он стал студентом Питерского института имени Герцена, и будучи студентом стал участником группы ОБЭРИУ.

    История создания признания заболоцкого (анализ стихотворения, стиха)

    Оно говорит о способности автора размышлять философски В стихотворении рассказывается о привычном в наших широтах природном явлении – грозе, её можно считать главной героиней этого произведения. Николай Заболоцкий известен нам как философ и гуманист, нередко рассуждавший о том, что есть добро и зло, в чем сила человека и что такое настоящая красота.

    Анализ стихотворения заболоцкого

    В творческом отношении послелагерные годы были лучшими в его жизни. Он создает стихи, дивные по своей прелести. Рядом — супруга, преданная, как собака.

    Правда, здоровье подточено ГУЛАГом — в 1955-м году у него случился первый инфаркт. А затем происходит то, чего Николай Алексеевич никак не ожидал — от него уходит жена. Впрочем, ничего не бывает «вдруг». Екатерина Васильевна, жившая многие годы ради мужа, не видела от него ни заботы, ни ласки. Он обращался с ней жестоко, порой деспотично.

    Вот строки из его стихотворения «Жена»: С утра он все пишет да пишет, В неведомый труд погружен.
    Она еле ходит, чуть дышит, Лишь только бы здравствовал он. Так и было в семье Заболоцких. Вряд ли Екатерина Васильевна была довольна таким положением.

    И в 1956 году, в возрасте 48 лет, она уходит к Василию Гроссману — писателю, известному сердцееду.

    Николай заболоцкий

    • Анализ стихотворений русских поэтов
    • Николай Заболоцкий
    • Признание
    • У многих меломанов на слуху замечательный романс «Очарована, околдована», который вошел в репертуар ряда исполнителей, от группы «Санкт-Петербург» до Александра Малинина. Между тем, мало кому известно, что произведение было создано на стихи «Признание» российского поэта Николая Заболоцкого, и входит в его знаменитый лирический цикл «Последняя любовь». В юности Николай Заболоцкий, входивший в питерскую литературную групп ОБЭРИУ, был, по воспоминаниям очевидцев, ярым женоненавистникам. Именно ему принадлежит утверждение, что «курица – не птица, а баба – не поэт». Однако в 1930 году он, неожиданно для многих друзей, женился на Екатерине Клыковой, в которую влюбился до беспамятства. Именно эта хрупкая женщина стала музой и ангелом-хранителем поэта.

    Liveinternetliveinternet

    Николай Алексеевич Заболоцкий этим стихотворением, возможно, пытался отблагодарить Наталью Роскину и попросить прощения у Екатерины Васильевны. «Признание» стало одним из самых лучших и самых последних стихотворений поэта, так как после возвращения жены в 1958-м году он умер от второго инфаркта через полтора месяца.

    На основе стихотворения «Признание» были созданы многочисленные музыкальные произведения. Одними из первых авторов таких произведений стали Михаил Михайлович Звездинский и Александр Николаевич Лобановский. Александр Лобановский использовал все пять строф из «Признания», а многие другие исполняли и исполняют только четыре куплета, за что ему и приписывается подлинное авторство.

    Известным исполнителем «Очарована, околдована» является Александр Николаевич Малинин.

    «образ мирозданья» (поэзия н.а. заболоцкого)

    Причем, даже сам Николай Заболоцкий не может ответить на вопрос, которую из двух женщин он действительно любит и боготворит. В 1957 году лирический цикл был завершен.

    Финальным аккордом и самой крупной жемчужиной в этом стихотворном ожерелье стало «Признание», адресованное сразу обеим женщинам.

    Страсть и чувственность, легкая грусть и покорность судьбе – Николай Заблоцкий вложил в строчки всю свою душу, словно бы прося прощение у законной супруги, но при этом благодаря любовницу за подаренные ему минуты счастья.

    Собирательных характер образа главной героини произведения получился настолько ярким и волнующим, что критики единодушно заявили, что «Признание» является одним из лучших стихотворений Николая Заблоцкого. Самое парадоксальное в том, что Наталья Роскина, оказавшись женщиной мудрой и дальновидной, после завершения цикла «Последняя любовь» попросту исчезла из жизни поэта.

    Николай заболоцкий: жизнь и творчество

    Тем более, что порой песни удаются и становятся эстрадной классикой. Наглядный пример — «Очарована, околдована» на стихи Н.

    Заболоцкого. Что меня раздражает — почему-то композиторы-песенники к классическим стихам относятся легковесно. Когда вы прочтете еще раз стихотворение Николая Заболоцкого, убедитесь, что звучит оно несколько по-другому.

    К тому же выброшено самое сильное (на мой взгляд) четверостишие — как пришедшие в негодность ботинки.

    Впрочем, песня «Очарована, околдована» воспринимается чуть ли не как народная, так что изменения в тексте, видимо, произошли от бесконечного количества исполнений.

    Мне же хочется рассказать об истории создания гениального стихотворения. История эта весьма любопытная. Вглядитесь еще раз в пронзительные строки и попытайтесь представить создавшего их человека.

    История создания стихотворения заболоцкого одинокий дуб

    ПРИЗНАНИЕ Зацелована, околдована,С ветром в поле когда-то обвенчана,Вся ты словно в оковы закована,Драгоценная моя женщина! Не веселая, не печальная, Словно с темного неба сошедшая,Ты и песнь моя обручальная,И звезда моя сумашедшая. Я склонюсь над твоими коленями,Обниму их с неистовой силою,И слезами и стихотвореньямиОбожгу тебя, горькую, милую.

    Отвори мне лицо полуночное,Дай войти в эти очи тяжелые,В эти черные брови восточные,В эти руки твои полуголые. Что прибавится — не убавится,Что не сбудется — позабудется…Отчего же ты плачешь, красавица?Или это мне только чудится? Знаю, что многие любители литературы не приветствуют сочинение поп-шлягеров на стихи известных поэтов.

    Лично я не вижу тут ничего страшного. Пусть. Приходится констатировать, что лишь так у поэзии есть шанс дойти до массового слушателя. Все лучше, чем «Ты девочка, я мальчик».

    История создания стихотворения заболоцкого журавли

    Не правда ли, в голову приходит влюбленный юноша с пылким взором — примерно как солист группы «Фристайл», исполнявший песню лет 10-15 назад. Но нет, писал стихи 54-летний серьезный человек с внешностью и манерами бухгалтера: гладко причесанный и выбритый, в очках, аккуратно-педантичный.

    Более того, Заболоцкий до 1957 года, когда создал цикл «Последняя любовь», вообще был чужд интимной лирике. Про любовь к женщине он не писал ни в молодости, ни в более зрелые годы.

    И вдруг — дивный лирический цикл на излете жизни. Включающий в себя в том числе «Облетают последние маки…», Обрываются речи влюбленных,/ Улетает последний скворец…» (Узнали? Это песни из кинофильма «Служебный роман»). Что же произошло? Чтобы ответить на вопрос, придется заглянуть в личную жизнь поэта.

    История создания стихотворения заболоцкого старая актриса

    Отношение к женщинам у обэриутов было чисто потребительское, и сам Заболоцкий был среди тех, кто «ругал женщин яростно». Шварц вспоминал, что Заболоцкий с Ахматовой просто не выносили друг друга. «

    Курица — не птица, баба — не поэт», — любил повторять Заболоцкий. Пренебрежительное отношение к противоположному полу Заболоцкий пронес почти через всю жизнь и в любовной лирике замечен не был.

    Николай Заболоцкий. Но несмотря на такие жизненные подходы брак и Николая Алексеевича сложился удачно и был весьма прочным. Он женился на однокурснице – стройной, темноглазой, немногословной, которая стала прекрасной женой, матерью и хозяйкой.

    От обэриутов Заболоцкий постепенно ушёл, его эксперименты со словом и образом существенно расширились, а к середине 1930-х он стал известным поэтом. Но донос на поэта, случившийся в 1938 году, разделил его жизнь и творчество на две части.

    Источник: http://lcbg.ru/istoriya-sozdaniya-stihotvoreniya-zabolotskogo/

    Анализ стихотворений Заболоцкого Н. А

    Анализ стихотворений Заболоцкого
    Образование 29 декабря 2015

    Николай Заболоцкий – поэт и философ, которого по праву называют одной из самых загадочных и парадоксальных личностей XX века.

    Он был известен в литературных кругах как талантливый переводчик и самобытный мастер художественного слова. В жизни же представлял собой человека весьма рассудительного и рационального.

    Однако анализ стихотворений Заболоцкого говорит о том, что автор этих произведений – натура чувствительная и чрезвычайно отзывчивая.

    Творческий путь Заболоцкого был труден и тернист, как, впрочем, и жизнь прочих писателей и поэтов начала прошлого века. Сегодня наследие этого автора занимает видное место в литературе. Вопреки неблагоприятным историческим событиям, во время которых Заболоцкий начал свой путь в литературе, он смог ввести в русскую поэзию новые темы.

    Периодизация творчества Заболоцкого

    В творчестве этого поэта выделяют три периода. Все они существенно отличаются друг от друга сюжетами и темами. Анализ стихотворений Заболоцкого, созданных в 20-х годах, говорит о том, что первому периоду его творчества присущ критический взгляд на бездуховность мещанского мира. В своих ранних творениях русский поэт делал акцент на рельефности и неожиданности изобразительных средств.

    На более позднем этапе для Заболоцкого важными стали темы природы. Окружающий мир для него был не чем иным, как живым существом, наделенным разумом.

    Как и другие поэты, одухотворенные революцией, поэт искренне верил в невероятную силу событий, предшествовавших зарождению нового советского государства.

    Они, по убеждению Заболоцкого, могли освободить от эксплуатации не только людей, но и животных.

    Главной темой в послевоенной лирике Заболоцкого стала человеческая душа. Чем отличается истинная красота от ложной? На этот вопрос стремился ответить поэт. Анализ стихотворений Заболоцкого, относящихся к позднему этапу, проясняет мнение автора относительно красоты человеческой души.

    Что есть красота?

    Красоте человеческой души поэт придавал немалое значение, что подтверждает анализ стихотворений Заболоцкого. Психологически насыщенные произведения «Некрасивая девочка», «Неудачник», «Жена» посвящены философским вопросам. Душевные качества, несомненно, важнее физических.

    Но почему-то в нашем мире людям с непривлекательными чертами живется намного сложнее, нежели тем, чья внешность не имеет изъянов. Анализ стихотворения Заболоцкого «Некрасивая девочка» доказывает важность для поэта одного из существенных аспектов человеческих взаимоотношений.

    Размышляя о внутренних качествах героини этого произведения, автор приходит к выводу, что красота души все же важнее.

    Как мог он не видеть сокровище жизни своей?

    Анализ стихотворения Заболоцкого «Жена» дает представление о том, насколько важны для русского классика были женская любовь и верность. Образ любящей женщины в этом произведении – это олицетворение верности и преданности. Взгляд ее робкий и болезненный. Ходит она тихо, беззвучно, пока муж ее пишет. И не знал ни Гете, ни Данте столь смиренной и преданной любви.

    Есть лица – подобья ликующих песен…

    Постигнуть глубину философских размышлений поэта можно, сделав анализ стихотворения «О красоте человеческих лиц».

    Заболоцкий говорит в этом произведений о внутреннем мире человека и о том, какое отражение он может иметь во внешнем облике. Лица автор сравнивает с хижинами, которые могут быть холодными и закрытыми.

    Они могут быть пустынными и темными. Но встречаются, однако, светлые и радостные, хотя внешне они неприметны.

    Снова подтверждает преимущество душевной красоты над физической анализ стихотворения «О красоте человеческих лиц». Заболоцкий сравнивает человеческие лица с архитектурными строениями.

    Одни роскошны и прекрасны, но не вызывают в душе теплых чувств. Другие скромны и незатейливы, но ассоциируются с милыми, приятными воспоминаниями.

    Разделяя стихотворение на две части, автор посвящает последние строки людям некрасивым внешне, но прекрасным внутренне.

    Красота, по мнению поэта, является огромной ценностью, которая способна сводить с ума и подчинять себе. Ее владельца посещают нередко надменность и тщеславие, в чем и заключается губительная сила физической красоты.

    Душа обязана трудиться…

    Для того чтобы понять идейное содержание поздних произведений поэта, необходимо сделать анализ стихотворения «Душа». Заболоцкий не дал произведению названия, но главным образом в нем стал внутренний мир человека, который поэт наделил некоторыми человеческими способностями. Душа, по его мнению, должна трудиться.

    Ведь душевная лень порождает эгоистичность, черствость и ограниченность. Заболоцкий полагал, что, делая себе поблажку, человек рискует утратить последнее и, быть может, главное в жизни. И даже тот, кто умудрен опытом и прошел немалый жизненный путь, должен непрерывно учить себя доброте, справедливости и состраданию.

    Важные философские вопросы, актуальные во все времена, поднимает анализ стихотворения Заболоцкого «Не позволяй душе лениться…».

    Лирика

    Лирические произведения Заболоцкого были созданы под влиянием традиций Тютчева и Баратынского. Стихотворение «Гроза» наполнено метафорическими образами, призванными показать связь природы и человека.

    К последним произведениям русского поэта относятся десять стихотворений, вошедших в цикл «Последняя любовь». За два года до смерти в супружеской жизни Заболоцкого произошел разлад.

    Поэт некоторое время тесно общался с Василием Гроссманом, автором легендарного романа «Жизнь и судьба». Супруга Заболоцкого не смогла остаться равнодушной к таланту и уму великого писателя.

    Разлад привел к недолгому расставанию, во время которого и создан был лирический цикл. Екатерина Васильевна вернулась в 1958 году к мужу. Спустя два месяца он скончался.

    Наследие Николая Заболоцкого небольшое. Оно включается в себя всего лишь один том стихотворений и поэм. Но темы его произведений столь разнообразны и многогранны, что, без сомнения, этого поэта можно отнести к великим мастерам художественного слова XX века.

    Источник: .ru

    Источник: https://monateka.com/article/184428/

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.