Анализ стихотворений Лермонтова

Содержание

Анализ стихотворений Лермонтова

Анализ стихотворений Лермонтова

Стихотворение «Она не гордой красотою» было написано Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1832 году. Оно принадлежит к любовной лирике поэта.

Анализ стихотворения Сосед Лермонтова (8 класс, 1837)

Основная тематика «Соседа» представляет собой изображение душевных переживаний лирического героя, испытанных в тюремных одиночных застенках, выражающих живительное влияние слова поэзии на человеческую душу.

Анализ стихотворения Стансы Лермонтова

Юный Лермонтов страдал от любви, свои страдания он выразил в своих Стансах посвященных с высокой вероятностью своей возлюбленной Екатерине Сушковой, с которой он имел довольно трудные отношения

Анализ стихотворения Благодарность Лермонтова (За все, за все тебя благодарю я)

После первого прочтения может сложиться ощущение, будто Лермонтов в стихотворении За все, за все тебя благодарю я.. обращается к девушке, с которой имеет какие-то отношения. Подобное ощущение может складываться

Анализ стихотворения Я жить хочу, хочу печали Лермонтова

Как известно, человек стремится к приятному и старается испытывать поменьше неприятного. Таково его естественное отношение к этому миру, которое проявляется даже и у животных, которые тоже старательно избегают страдания.

Анализ стихотворения Молитва (Не обвиняй меня, Всесильный…) Лермонтова

Творчество М.Ю.Лермонтова – постоянный поиск истинного предназначения человека в обществе. Становление в обществе поэта-гражданина четко прослеживается в его произведениях.

Анализ стихотворения Расстались мы, но твой портрет Лермонтова

Произведение, входящее в сборник «Стихотворения», относится к любовной лирике поэта, созданным в стиле романтизма,и посвящается не угасшей любви к женщине, с которой пришлось расстаться.

Анализ стихотворения Молитва (Я, матерь божия, ныне с молитвою) Лермонтова

Свои просьбы Михаил Юрьевич Лермонтов выразил в виде молитвы в стихотворной форме. Обращается он к Матери Божьей от имени странника с мольбой о защите какой-то девушки, которую он называет «дева невинная».

Анализ стихотворения Пленный рыцарь Лермонтова 8 класс

Произведение является стихотворением зрелого творчества поэта, основной тематикой которого представляется проблема вынужденного затворничества в виде узничества, связанного с трагическим одиночеством.

Анализ поэмы Мцыри Лермонтова

Если заглянуть в историю создания знаменитой поэмы, то она уже сама по себе может стать началом для одного из самых романтических произведений в мире. С главным героем произведения Лермонтов Михаил Юрьевич познакомился на Кавказе.

Анализ стихотворения Лермонтова Завещание 8, 10 класс

В этом стихотвлоении-завещании поэт, будто погибающий от вражеской пули после боя, ведет свой монолог. Он обращается к другу с просьбой побыть с ним рядом в последние минуты. Естественно, умирающему бы передать что-то родным и друзьям

Анализ стихотворения Лермонтова Одиночество

Лермонтов написал произведение под названием «Одиночество», когда ему было одиноко, когда он был один. Эта тема – тем одиночества нередко появляется в произведениях Лермонтова.

Анализ стихотворения Узник Лермонтова 6, 9, 10 класс

Лирическое стихотворение «Узник» написано М.Ю. Лермонтовым зимой в 1837 году, когда автор находился в тюрьме. Дело в том, что после смерти А.С.Пушкина М.Ю.Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта»

Анализ стихотворения Нищий Лермонтова 9 класс

Под воздействием неудержимого чувства любви к некой Екатерине Сушковой в первой половине 19 века Лермонтовым был создан целый «сушковский» цикл произведений, к которому критику относят и стихотворение «Нищий»

Анализ стихотворения Лермонтова Бородино 5 класс

Произведение «Бородино» было написано Лермонтовым в 1837 году. Это произведение стало очень популярным как среди простых, так и более знатных людей. «Бородино» – стихотворение, которое рассказывает о многом

Анализ стихотворения Лермонтова Нет, я не Байрон, я другой…

Стихотворение было написано поэтом в преддверии 18-летия. В то время в России была популярна поэзия европейского романтизма. В стихотворении автор использует сравнение лирического героя с Байроном

Анализ стихотворения Лермонтова Кинжал 9 класс

Михаил Лермонтов написал стихотворение в 1837 году. Причиной написания являлась довольно трогательная история. Кинжал-это подарок от жены Александра Грибоедова

Анализ стихотворения Лермонтова Сон 10 класс

Стихотворение было написано в 1841 году, на то время Михаил Лермонтов находился в ссылке на Кавказе. Стихотворение было одним из последних работ поэта.

Анализ стихотворения Прощай немытая Россия Лермонтова

Это знаменитое стихотворение, относится к 1841 году. Оно входит в сборник стихов и сочинений М.Ю. Лермонтова, но до сих пор историки и культуроведы спорят и не могут до конца быть уверены, что автором данного произведения является Михаил Юрьевич.

Анализ стихотворения Предсказание Лермонтова

Стихотворение написано Лермонтовым в 1830 году. Касательно данного стихотворения начинать с даты написания действительно важно. Стихотворение оказалось на самом деле судьбоносным

Анализ стихотворения Лермонтова Нет, не тебя так пылко я люблю..

Михаил Лермонтов – человек, который испытывал в своей жизни любовь, столь сильную, что он не смог просто сделать любимого человека – несчастным, только из-за того, что любит ее. Именно потому он решил сообщить

Анализ стихотворения Пророк Лермонтова 9 класс

Знаменитое стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Пророк», написанное в год его гибели в 1841 году, является одним из последних творений, которые создал поэт перед тем, как уйти с этого мира.

Анализ стихотворения Лермонтова Дума 9 класс

Автор затрагивает серьезные философские и гражданские вопросы. Он скептически смотрит на современное поколение, которое недостойно своего великого прошлого и не имеет будущего.

Анализ стихотворения Поэт Лермонтова 9 класс

Стихотворение «Поэт» было написано Лермонтовым в 1838 г. К этому времени он уже имел широкую известность и славу, прежде всего, за произведение «Смерть поэта».

Анализ стихотворения Лермонтова Молитва (В минуту жизни трудную…) 7 класс

Стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную») появилось в 1839 г., в зрелый период творческой жизни Лермонтова. Поэт уже имел недобрую славу безбожника и вольнодумца

Анализ стихотворения Осень Лермонтова 8 класс

Если анализировать стихотворение «Осень» знаменитого русского писателя Лермонтова, то пожалуй лучше всего будет начать с маленького путешествия по истории. Очень интересным фактом становиться то, что данное произведение было

Анализ стихотворения Утес Лермонтова 6 класс

Утес – это стихотворение написанное в 1841 году. Это стихотворение написал Михаил Юрьевич Лермонтов. В этом стихотворении мы можем встретить очень много литературного приёма олицетворения.

Анализ стихотворения Лермонтова Тучи 6 класс

Стихотворение написано во время пребывания поэта в ссылке. Именно поэтому темы – свободы и изгнанничества становятся центральными в произведении. Лирический герой стихотворения близок автору

Анализ стихотворения Выхожу один я на дорогу Лермонтова

Лермонтов – человек, который является очень принципиальным. Этот человек всегда считал, что умереть нужно достойно и красиво. Для него это было – умереть на полу брани. Именно последние годы его жизни связаны с тем

Анализ стихотворения Родина Лермонтова 7, 9, 10 класс

В стихотворении существуют две строки собственно определяющие его идею: Люблю отчизну я, но странною любовью! и Но я люблю — за что, не знаю сам. Если совместить эти строки в свете всего произведения

Анализ стихотворения Лермонтова Смерть поэта 9 класс

Не секрет, что Михаил Юрьевич ценил и уважал Александра Сергеевича Пушкина и его подвергло в шок известие о смерти своего любимого писателя. Мальчик Лермонтов первый оплакал его, посвятив ему стихотворение

Анализ стихотворения Парус Лермонтова 6, 9 класс

Читая стихотворение, мы видим одинокий парус, плывущий по неспокойным волнам. Тема одиночества является сквозной в творчестве юного Лермонтова, поскольку она очень

Анализ стихотворения Три пальмы Лермонтова 6 класс

Лермонтов представляет свое стихотворение Три пальмы как восточное сказание. Соответственно, тут читатель ожидает увидеть некую восточную мудрость, которая могла бы позволить понять нечто о мироздании.

Анализ стихотворения Когда волнуется желтеющая нива Лермонтова 7 класс

Поиском счастья человек занимается всю свою жизнь. Каждый ищет счастье в чем-то своем: в семье, в работе, в мечтах, в идеях, в помощи другим… Лирический герой Лермонтова постигает истинное счастье, созерцая природу вокруг себя.

Анализ стихотворения Лермонтова Листок 6 класс

Данное стихотворение очень лично, лирическим героем выступает сам автор. Стихотворение построено на метафоре, когда М.Ю. Лермонтов отождествляет себя с оторванным от ветки дубовым листиком

Анализ стихотворения Лермонтова Мой демон

Стихотворение «Мой Демон» было написано Михаилом Лермонтовым в 1829 году, когда ему было пятнадцать лет. Если быть точнее, то Лермонтов создавал в последствие много различных вариантов под названием этого же произведения «Демон»

Анализ стихотворения Лермонтова Ангел 7, 9 класс

М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Ангел» в свои шестнадцать лет. Сюжет произведения основан на колыбельной песни, которую пела Мария Михайловна – мама писателя, своему сыну.

Анализ стихотворения Лермонтова Как часто пестрою толпою

Изучив данное произведение я считаю, что это автобиографическое произведение. Это становится понятно со второй строчки, когда он описывает ситуацию именно перед своими глазами

Анализ стихотворения Лермонтова Я не унижусь пред тобою

Михаил Лермонтов – молодой парень, который уже тогда начал писать свои красивые стихи и также писать произведения в прозе. Тогда шел 1830 год. Лермонтов познакомился с красивой девушкой

Анализ поэмы Лермонтова Демон

Главной темой произведений Лермонтова выступает личность, и её конфликт с окружающим миром. Мятежные герои тщетно борются с действительностью, но в конечном итоге, обречены на одиночество. Лермонтов противопоставляет свободе гнет самодержавия

Анализ стихотворения Лермонтова И скучно и грустно, и некому руку подать 9 класс

Тема одиночества нередко встречается в произведениях поэтов и писателей, но в лирике Лермонтова эта тема звучит особенно. Одиночество героя лермонтовской поэзии – это следствие его разочарования в жизни, в обществе, в идеалах

Анализ стихотворения Лермонтова Я не люблю тебя; страстей…

Лермонтов – автор произведения, в жанре стихотворения «Я не люблю тебя…». Михаил Юрьевич Лермонтов в 1830 году встретился однажды с Екатериной Сушковой. Эта девушка была очень красива, молода и очень кокетлива

Анализ стихотворения Лермонтова Кавказ

Написанное в начале девятнадцатого века стихотворение «Кавказ» до сих пор наполняет читателя свежим ветром гор, яркими впечатлениями. Здесь словами нарисована прекрасная картина

Анализ стихотворения Сосна (На севере диком) Лермонтова 6 класс

Лермонтов знал множество языков, но никогда не переводил иностранные произведения, по мнению поэта у него было достаточно своих размышлений и образов, он не хотел заимствовать их у иностранных писателей. Но всё же 1841 году он сделал несколько переводов

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/lermontov

«Поэт»(Отделкой золотой блистает мой кинжал…), анализ стихотворения Лермонтова

Анализ стихотворений Лермонтова

Стихотворение «Поэт» Лермонтов написал в 1838 г., оно было напечатано в журнале «Отечественные записки» № 3 за 1839 г.

Через год после смерти Пушкина и создания стихотворения «Смерть поэта» Лермонтов вновь обращается к проблеме предназначения поэта.

Литературное направление и жанр

Поэт в стихотворении – романтический герой. Он имеет предназначение свыше, назван пророком. Даже в гуще толпы он отделён от неё и повелевает ею.

Меняя данную ему богом власть на золото, поэт перестаёт быть героем в глазах поэта-романтика, становится частью толпы, не выполнив своей миссии.

Стихотворение «Поэт» относится к философской лирике.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из двух частей, первая из 6 строф, вторая – из 5. Первая часть посвящена кинжалу, а вторая – поэту. Кинжал и поэт сопоставляются в стихотворении. В последней строфе они причудливо соединяются в одном образе.

Тема стихотворения – роль поэта и поэзии. Основная мысль: поэт утрачивает своё предназначенье, когда меняет власть над людьми, которую устанавливают его могучие, богом данные слова, на золото, богатство.

Тропы и образы

В первой строфе описан кинжал лирического героя. У него золотая отделка, надёжный клинок таинственного закала (эпитеты). Кинжал – наследье бранного востока (эпитет от существительного брань, то есть борьба).

Во второй и третьей строфах описан характер кинжала, который предстаёт перед читателем как живое существо (развёрнутое олицетворение). Он служил хозяину, как раб (сравнение): не требовал платы за услуги, делил с хозяином забавы, оставлял страшный след на груди врага (эпитет) и даже по-своему «разговаривал»: звенел, отвечая на обиды, как будто готовясь дать отпор.

Последние две строки третьей строфы противопоставлены остальным шести. Богатая резьба (эпитет) подобна чуждому и постыдному наряду (сравнение, эпитет) в дни службы кинжала. В этом неприятии богатства яркая характеристика кинжала: когда он выполняет своё предназначение, украшения ему мешают.

Следующие две строфы описывают историю кинжала. Его настоящий владелец – наездник в горах, герой, мусульманин. Кинжал снял с мёртвого хозяина отважный казак (эпитет) за Тереком. Так началось путешествие кинжала.

Он двигался вместе с походной лавкой армянина. Последнее пристанище кинжала – стена в комнате лирического героя. Кинжал подобен золотой игрушке (сравнение), бесславной и безвредной (эпитет).

Повторение приставки без (бес) – тоже художественный приём.

Лермонтов подчёркивает одиночество кинжала, его оторванность от привычной обстановки. Его родные ножны (эпитет) избиты на войне (олицетворение). Сам кинжал называется бедным спутником героя (эпитет и олицетворение). Быть игрушкой на стене – несчастье кинжала и, в сущности, смерть.

Истинный хозяин кинжала в стихотворении уходит в тень. Его образ важен для Лермонтова не сам по себе, а в связи с кинжалом. Рука хозяина заботлива по отношению к кинжалу (эпитет). Слова чистит и ласкает стоят рядом. Кинжал – и орудие, и друг.

Особое место в жизни кинжала занимают надписи на нём. Это не украшения, они имеют прагматическое значение. Эти надписи нужно читать с усердием, обращаясь к Богу. Таким образом, кинжал становится проводником к Богу. В последней строфе дважды повторённое никто не перечёркивает будущность кинжала. Его судьба обрывается в этой строфе, в конце которой стоит многоточие.

Во второй части сопоставляются кинжал и поэт. Образ кинжала конкретен, у него есть жизнь и история. Поэт в стихотворении – абстрактная фигура. Причём Лермонтов соотносит себя не с поэтом, а с толпой, употребляя местоимение мы в предпоследней строфе.

Своё время лирический герой характеризует как век изнеженный, ветхий мир (эпитеты), который морщины прячет под румяна (метафора), сравнивается с ветхой красой.

Воздействие поэзии на общество описано Лермонтовым во всех сферах жизни. Свет внимает ей в немом благоговенье (метонимия и эпитет), поэзия воспламеняет бойца для битвы (синекдоха и метафора), благородные мысли, заложенные в ней, нужны толпе и в бедах, и в радостях.

Поэзия сравнивается с чашей для пиров, фимиамом среди молитвы, божьим духом и колоколом на вечевой башне. Слова поэта некогда воплощали власть, они были могучими (эпитет), их звук мерным (эпитет).

Лермонтов наделяет поэзию божественными возможностями: как дух Божий, носясь над землёй, творил жизнь, так и слово поэта, носясь над толпой, преображает людей, внушая им благородные мысли.

Но всё это в прошлом. Разнообразные функции поэзии исчезли в современном обществе. Лермонтов поднимает важнейшую проблему: поэт-пророк уснул в богатстве и роскоши современного мира, но само общество прежде осмеяло его.

Простой и гордый язык истинного поэта (эпитеты) противопоставлен блёсткам и обманам, которые тешат современников лирического героя (метафора).

К толпе современников Лермонтов причисляет и себя, откуда в предпоследней строфе появляется местоимение нам, нас. Последняя строфа – это, прежде всего, обращение к самому себе.

В ней кинжал не просто остаётся орудием войны, отзывающимся на голос мщенья.

Он становится метафорой поэзии как инструмента борьбы с несовершенствами общества. Поэтому клинок поэта покрыт ржавчиной презренья к блеску света. В последней строчке Лермонтов рисует романтический идеал поэта, противостоящего общественным порокам и презирающего их.

Размер и рифмовка

В стихотворении шестистопный ямб чередуется с четырёхстопным. Рифмовка перекрёстная, мужская рифма чередуется с женской.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Тучи», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова
  • «Демон», анализ поэмы Лермонтова
  • «Бородино», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Утес», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Листок», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Дума», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Нищий», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Молитва (В минуту трудную…)», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Смерть поэта», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Выхожу один я на дорогу», анализ стихотворения Лермонтова

По произведению: «Поэт(Отделкой золотой блистает мой кинжал…)»

По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич

Источник: https://goldlit.ru/lermontov/1078-poet-analiz

Совет Лермонтов М.Ю

Анализ стихотворений Лермонтова

Юношеское стихотворение Лермонтова, написано в 1830 году. Впервые опубликовано в 1889 году в собрании сочинений под редакцией Висковатова.

Стихотворение «Совет», было написано под влиянием стихотворения А. С. Пушкина — «Если жизнь тебя обманет».

Это произведение наполнено оптимистичными нотами, поэтому так привлекает внимание читателя.

Поэт пытается донести простую мысль, что каждая неудача в жизни всегда принесет в итоге что-то положительное. Он говорит, что уныние – не выход. Всегда стоит верить в лучшее и надеяться на позитивный исход.
Текст стихотворения Лермонтова “Совет” мотивирует на свершения, заставляет забыть о грусти и вспомнить о надежде. Поэтому его нужно учить на уроках литературы в старших классах.

Стихотворение состоит из трёх строф по два четверостишия в каждом. Рифма во всех строфах перекрёстная вида abab. Размер – задорный четырёхстопный хорей, очень бодрый и ритмичный.

«Совет» предназначается молодёжи. Об этом свидетельствует доброжелательное «друг», с которым поэт обращается к сверстникам:

Если, друг, тебе сгрустнётся,

Ты не дуйся, не сердись…

Он побуждает своего читателя проще относиться к жизни аналогично тому, как сам поэт обходится с языком. Мы можем заметить необычное слово «разгрустись».

Такого словав значении «перестать грустить» не существует, но эта забавная находка как нельзя лучше передаёт настроение автора. Он не намерен читать долгие морали или философствовать.

Его рекомендации практически полезны, они прямы и понятны для молодых людей:

Дев измены молодые,

И неверный путь честей,

И мгновенья скуки злые

Стоят ли тоски твоей?

Метафора «путь честей» также указывает на то, что «Совет» предназначен для круга общения поэта. Под этим выражением имеется в виду офицерство, которое считает честь высшей ценностью, но подчас предаёт её ради каких-либо личных выгод.

Но проницательный автор понимает, что человек – непостоянное создание, потому и предостерегает свою публику от слишком серьёзного отношения к жизненным ситуациям. Пусть рекомендация «Нектар пей часов весёлых, а печаль сама придёт» и выглядит легкомысленной, но зато она предостерегает от излишней драматичности, которой увлекаются молодые люди.

Вместе с этим у поэта есть важное напутствие трезво оценивать свои качества. Многие сталкивались с тем, что именно у молодёжи часто возникает чувство, будто им одним всё на свете известно, поэтому Михаил Юрьевич советует:

Не берись учить других;

Лучшим быть не воображая…

Поэт ироничен. Он рассуждает о человеческой натуре, отпуская насмешливые эпитеты:

Сердце — глупое творенье,

Но и с сердцем можно жить…

Конечно, автор не призывает только предаваться радостям жизни. Он признаёт, что и печалям в ней есть место. Трудности тоже возникают на пути, такова природа человека. Но не стоит приближать их, разочаровываясь раньше времени. Потому поэт и говорит о тех, кто, настрадавшись, достигает счастья, но не может им насладиться, как о бедных людях.

Стихотворение «Совет» можно назвать яркой и живой иллюстрацией латинского изречения «Carpe diem», которое переводится как «лови день». Но вместо отвлечённого призыва наслаждаться мгновением, поэт предлагает действующий рецепт приятной жизни для своих сверстников.

Можете попробовать составить анализ самостоятельно. План ниже.

Если, друг, тебе сгрустнется,

Ты не дуйся, не сердись:

Все с годами пронесется —

Улыбнись и разгрустись.

Дев измены молодые

И неверный путь честей

И мгновенья скуки злые

Стоят ли тоски твоей?

Не ищи страстей тяжелых;

И покуда бог дает,

Нектар пей часов веселых;

А печаль сама придет.

И, людей не презирая,

Не берись учить других;

Лучшим быть не вображая,

Скоро ты полюбишь их.

Сердце глупое творенье,

Но и с сердцем можно жить,

И безумное волненье

Можно также укротить…

Беден! кто, судьбы в ненастье

Все надежды испытав,

Наконец находит счастье,

Чувство счастья потеряв.

Напишите пару слов о личности автора стихотворения

Напишите доминирующие направления его поэзии, укажите факты биографии автора связанные с сюжетом произведения анализ которого вы производите. Определите место стихотворения в творчестве поэта. Укажите дату написания стихотворения.

Определите жанр

  • Эпитафия — посмертное;
  • эпиграмма — сатирический портрет;
  • элегия — грустное стихотворение чаще всего о любви;
  • послание, поэма, баллада, роман в стихах;
  • песня, сонет, ода, лирическое стихотворение;

Выделите ведущую тему стихотворения

  1. Любовная лирика — стихотворение о любви и чувствах.
  2. Пейзаж — описывается красота природы.
  3. Философия — автор рассуждает о смысле всего сущего и категориях бытия.
  4. Общественно-политическая — стихотворение посвящено социально значимым проблемам.

Определите сюжет

В стихотворении есть выраженный сюжет, если автор описывает образы событий (укажите какие именно события); без выраженного сюжета — автор описывает только образы чувств (какие именно чувства).

Раскройте тему стихотворения

Для этого можно попробовать разделить стихотворение на смысловые блоки и проследить развитие темы произведения и изменения его характера в каждом отдельно взятом блоке.

Укажите с какой целью его написал автор, предположите какое у автора в этот момент было настроение, какие автор переживал эмоции в процессе написания произведения, какие ощущения и ассоциации вызывает это стихотворение у вас.

Приведите примеры схожих произведений автора. Выделите проблематику стихотворения, задавая вопросы к тексту и подтексту произведения, зачастую проблематика скрыта в подтексте произведения но иногда и указана напрямую.

После того как мы уже провели часть анализа мы можем перейти к художественным средствам, с помощью которых автор создал образы в произведении.

Выявим организацию поэтической речи. «Размер стихотворения»:

  1. Ямб 4х стопный (_ _’ / _ _’ / _ _’ /_ _’ — ударение на каждом втором слоге)
  2. Хорей 3х стопный (‘_ _ / ‘_ _ / ‘_ _)
  3. Дактиль (‘_ _ _ )
  4. Амфибрахий (_ _’ _)
  5. Анапест (_ _ _’) и т.д.

Как вы видите отличия состоят в количестве слогов в строке и размещении ударения, которое составляет ритм стиха в целом.

Определим какую рифму использовал автор

  • абаб — перекрестная (рифмуются четные и нечетные строки);
  • аабб — парная (рифмуются 2 строки подряд);
  • абба — кольцевая (рифмуется 1 и 4 строка, а также 2 и 3-я).

Проведем анализ лексики

Для этого выделим из текста произведения специальные изобразительные средства:

  • аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
  • эпитеты — художественное определение или определение при слове, влияющее на его выразительность.
  • ирония — скрытая насмешка или троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.
  • гипербола — художественное преувеличение;
  • литота — художественное преуменьшение;
  • метафора — троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.
  • олицетворение — троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым.
  • сравнение — процесс количественного или качественного сопоставления разных свойств (сходств, отличий, преимуществ и недостатков) двух объектов.

Проведем анализ синтаксиса

Выявим специальные синтаксические средства — стилистические фигуры:

  • повторение
  • инверсия — необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
  • — умолчание — незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель должен домать ее сам.
  • риторический вопрос — риторическая фигура, представляющая собой не ответ на вопрос, а утверждение. Это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности.
  • риторическое обращение — стилистическая фигура: обращение, носящее условный характер. В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения
  • риторическое восклицание — приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п.

Анализ фонетического строя речи или поэтической фонетики:

  • аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность;
  • ассонанс — повторение гласных звуков;
  • анафора — единоначатие, стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слова или группы слов в начале ряда фраз или строф;
  • эпифора — противоположность анафоры — повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

В завершающей стадии анализа можно сказать в целом о лирике автора и пояснить как творчество поэта повлияло на ваше мировоззрение и жизнь в целом

Источник: https://avosya.ru/sochinenij/analiz-stihotvorenij/sovet-lermontov-m-ju/

Анализ стихотворения Лермонтова Дума

Анализ стихотворений Лермонтова

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Дума-поэтическаяформа, которую широко использовалипоэты-декабристы (наприм. «Думы» КондратияРылеева). Следуя декабристам, Лермонтовпо возвращении из ссылки печатает«Думу», в которой обращается к своимсовременникам с упреком в малодушии,в отказе от гражданской борьбы: они нежелают служить самодержавию, но в то жевремя отказались от борьбы с ним и отвсякого участия в общественной жизни.

Стихотворение по жанру является элегией-сатирой, каки «Смерть поэта». Только сатира здесьнаправлена не на придворное общество,а на основную массу дворянскойинтеллигенции 30-х годов.

темастихотворения — это общественноеповедение человека.Тема раскрывается в характеристикепоколения 30-х годов. Это поколение,выросшее в условиях мрачной реакции,совсем не то, какое было в 10—20-х годах,не поколение «отцов», т. е. декабристов.

Общественно-политическая борьбадекабристов рассматривается ими как«ошибка» («Богаты мы, едва из колыбели,ошибками отцов…»).

Новое поколениеотошло от участия в общественной жизнии углубилось в занятия «бесплоднойнаукой», его не тревожат вопросы добраи зла; оно проявляет «позорное малодушиеперед опасностью», является «презреннымирабами перед властью». Этим людям ничегоне говорят ни поэзия, ни искусство.Участь их безотрадна:

Толпойугрюмою и скоро позабытой
Надмиром мы пройдём без шума и следа,
Небросивши векам ни мысли плодовитой,
Нигением начатого труда.

Такаясуровая оценка Лермонтовым своихсовременников продиктована егообщественными взглядами передовогопоэта. Он ещё юношей заявлял: «Так жизньскучна, когда боренья нет», особеннопорицая безучастное отношение к царящемув жизни злу. Равнодушие к общественнойжизни — это духовная смерть человека.

Лермонтов в этой думе не отделяет себяот своих соотечественников, он говорит”мы”,        Автор обращает свой взгляд к последующемупоколению, к тем, кто придет на сменуэтим людям.

Он убежден в том, что потомкидолжны строго осудить людей его поколения,так как они не только ошибались, но ипри этом бездействовали.

Поэтому таксуров его приговор:     Ипрах наш, с строгостью судьи игражданина,     Потомокоскорбит презрительным стихом,     Насмешкойгорькою обманутого сына     Надпромотавшимся отцом.

 

    Лермонтов в своем стихотворенииуважительно вспоминает героическоепоколение “отцов”, прославившихсвое время великими подвигами. Онвысказывает острую критику поколения”детей”, в пассивности и равнодушиипроживающих свой век, не принося никакойпользы обществу; а также выражает надеждуна последующие поколения, которыеосмыслят и исправят ошибки прошлого истанут достойными сынами своего народа,своей Родины. 

Суровопорицая за это равнодушие, за отход отобщественно-политической борьбы своёпоколение, Лермонтов как бы зовет егок нравственному обновлению, к пробуждениюот духовной спячки.

“Дума”- это гражданский суд над своим поколением.Автор показывает его пассивность ипустоту жизни в эпоху, когда борьбанеобходима. Это не взгляд со стороны, аоткровение человека, принадлежащего ктому же поколению. 
Композицияпроизведения подчинена авторскомузамыслу.

В первом четверостишии высказанообщее суждение о молодежи 30-х годов. Ввосьми последующих четверостишияхразвивается и доказывается этамысль. Поэтаогорчает, что многие его современникиживут “ошибками отцов и поздним ихумом”.

Речь идет об отношении к идейномунаследию декабристов, многие из которыхк тому времени примирились с порядкомвещей и признали борьбу бесполезной.Эти настроения Лермонтов и называет”поздним их умом”. Поэт убежден,что за свободу нужно бороться, а несклонять покорно голову перед силамиреакции.

Лермонтова глубоко тревожитто, что у его современников – образованныхлюдей – нет ни сильных чувств, ни прочныхпривязанностей, ни твердых убеждений. Каждоечетверостишие – законченное предложение.

Слово часто используется в переносномзначении: “состариться” означаетне только физическую, но и духовнуюстарость, “ровный путь без цели” -знак равнодушия, апатии, отсутствияжизненных тревог и падений. Частовстречаются метафоры (“старостьдуши”, “жизнь – путь”). Яркиеэпитеты обнажают эмоцию (“тощий плод”,”пришелец осиротелый”, “холодтайный”). 

Выразительныйэффект достигается употреблениемконтрастирующих слов: “ненавидим”- “любим”, “холод” – “огонь”.В произведении гражданская темастановится глубоко личной, выстраданной.Лермонтов не отделяет себя от поколенияи душа поэта несет печать вины и сожаления,упрека своему бессилию.

Анализстихотворения Лермонтова «Выхожу одиня на дорогу»

«Выхожуодин я на дорогу…» написано За несколькодней до 15 июля, до дуэли и смерти

Поэтвзволнован величием ночи, очарованторжественной тишиной и покоем, разлитымв природе. Это гимн красоте, гармониисвободной и могучей природы, не знающейпротиворечий.

От ночного пейзажа,тонущего в голубом сиянье, мысль поэтаобращается к человеческому обществу,в котором бушуют страсти и душевныетревоги, к своим грустным мыслям. Поэту«больно и… трудно» оттого, что нет«свободы и покоя».

Но он любит жизнь сее страданиями и радостями, гонит прочьпромелькнувшую мысль о смерти.

«Выхожуодин я на дорогу» написано, как завещание.

Встихотворении наиболее полно отразилисьособенности лирики Лермонтова, приемыего письма. Взгляд поэта сосредоточенне столько на внешнем мире, сколько надушевных переживаниях человека. Онобнажает борьбу противоречивых мыслейи влечений.

Жанр произведения – лирическиймонолог,искренняя исповедь, себе же задаваемыевопросы и ответы на них:«Что же мне так больно и так трудно? Ждуль чего? Жалею ли о чем?» Поэт глубоко итонко раскрывает психологию лирическогогероя, его мгновенные настроения ипереживания.
Композициястихотворения делится на две части.Впервойвеликолепныйпейзаж.

Изумительные метафоры, живописующиекрасоту и тихую зачарованность южнойночи: («звезда с звездою говорит»;«пустыня внемлет богу»). Начиная стретьей строфы, автор обращается к своиммыслям и тревожным раздумьям. Смятениеего души очень образно передаютвосклицательные предложения, умолчания.Все устремлено в будущее, в мечту.

Частоеповторение местоимения «я» и союза«чтоб» придают повествованиюусловно-сослагательное. В этой частипреобладают существительные, на нихпадает особое смысловое ударение:«прошлое», «жизнь», «покой», «свобода»,«сон», «силы».

Стихотворениенаписано пятистопным хореем с чередованиемженской и мужской рифмы. Рифмовкаперекрестная. Строфы представляют собойчеткие четверостишия. Все это придаетособую мелодичность и плавность стиху.Использование приема звукозаписи(частое повторение шипящих звуков)придают повествованию задушевность,имитируют тихую речь, шепот в ночи.

Вфинале стихотворения появляется образвеликана-дуба – символа вечной жизнии мощи. Именно этот образ привлекаетвнимание поэта, греет его смятеннуюдушу. Он дает надежду на бессмертие.

Такой живой памятник хотел бы воздвигнутьнад своим последним прибежищем поэт:Чтобвсю ночь, весь день мой слух лелея,Пролюбовь мне сладкий голос пел,

Надомной чтоб, вечно зеленея, Темный дубсклонялся и шумел.

Анализстихотворения Лермонтова «Парус»

Стихотворениенаписано на берегу финского залива вавгусте1832 г (первая строка совпадаетсо стихом из анонимно изданной в 1828гпоэмы декабриста Бестужева-Марлинского«Андрей, князь Переяславский»).

Центральнаятема – темаодиночества.Парус привлекает внимание лирическогогероя своим одиночеством. Стихотворениеначинается инверсией «Белеет парусодинокий», она помогает передатьнастроение. Слово «парус» употребляетсялишь раз, затем автор заменяет его наместоимение «он».

С этого моментасмысловой параллелизм наблюдается вкаждой строфе: две строки о парусе и отом, что его окружает, следующие две –о состоянии души героя. Встихотворении много слов, противопоставленныхдруг другу по значению, т.е.

антитезы: ищет— кинул, край далёкий — страна родная,ищет — бежит, буря — покой.Противоположность значенийпредлогов надподтак же усиливает противопоставление.

 Лермонтоввоспевает человека- борца, которыйотвергает покой, поэтому идейноесодержание можно выразить строкой «Аон, мятежный просит бури, Как будто вбурях есть покой!»

Стихотворениебыло воспринято в русском обществе каквыражение передовых гражданских идейтого времени.

Стихотворение«Ангел» было навеяно воспоминаниями околыбельной песне, которуюпоэтвраннем детстве слышал от матери, раноушедшей из жизни.Ангелнесет душу, чтобы вселить ее в земногочеловека, и поет песню, душа не запомнилаэтой песни, но ощущение песни осталось.Земные песни не могут заменить ейнебесных звуков. Душа в земной юдолитомится, вспоминая о них. Так же мать,молодая, красивая, нежная женщина(ангел!), лелеяла своей песней душумальчика, готовя его к трудной и жестокойжизни, к земному пути!

Темаземли впервые возникает в сознаниичитателя в конце второго четверо­стишия:«…ихвала его непритворна была».

Словонепритворнапоявляетсятак неожиданно, мы как бы спотыкаемсяоб него, оно звучит диссонансом поотношению к той мелодии, которая возниклав нашей душе.

Противопоставление контрастных образовземли и неба усиливается и тем, чтослова-антонимы небо- земля занимаютв стихотворении особое место: со слованебо(«Понебу…») начинается стихотворение, асловом землязакан­чивается(«…скучные песни земли»).

Анализстихотворения Лермонтова «И скучно игрустно…»

Стихотворение«И скучно и грустно» было написано загод до смерти Лермонтова. В этомпроизведении автор как бы подводит итогсвоей жизни. В нем поднимается центральнаядля творчества Лермонтова темаодиночества.

Лермонтовговорит о настроении, охватившемпередовых людей его поколения, котороевступило в жизнь после разгромадекабрьского восстания 1825г, в поруглубокого общественного застоя ижестокого полицейского режима Николая1,- поколения, обреченного на бесплотнуюрастрату лучших сил.

Лирическийгерой предстает перед нами в образеодинокого человека, который болезненнореагирует на свое положение. Он сожалеето том, что рядом с ним нет человека,который бы посочувствовал ему, разделилего горечь:

    Искучно и грустно, и некому руку подать
    В минуту душевной невзгоды…

Имовладевает уныние: он скучает в настоящем,ни к чему не стремится в будущем. Онощущает как быстро течет время, что«проходят – все лучшие годы» и он не всилах противиться судьбе.

Любовьему кажется тоже немыслимой вещью,    Любить… но кого же?.. на время –не стоит труда,

     А вечнолюбить невозможно!

Лирическийгерой ни в чём не видит счастья жизни.Она для него просто «такая пустая иглупая шутка», а все радости, муки,страсти и желания ничтожны.

Переживаниягероя помогают передать эпитеты: сладкийнедуг, холодное вниманье, пустая и глупаяшутка; риторические вопросы: Любить…но кого же?, Что пользы напрасно и вечножелать?; сравнение: жизнь – пустая иглупая шутка.

Этостихотворение – исповедь одинокогочеловека, который никак не может смиритьсяс тем, что человеку трудно достигнутьгармонии с окружающим миром.

Анализстихотворения Лермонтова «Когдаволнуется желтеющая нива…»

Когдаволнуется желтеющая нива, когда приветливокивает головой ландыш – во всех случаях,когда поэт соприкасается с природой,он испытывает ощущение высшей гармонии. В стихотворении поднимается темаединения человека с природой.

Большаячасть посвящена пейзажной зарисовке.Мир природы, изображенной поэтом добри гармоничен: желтеют хлеба, сливыналились, «свежий лес шумит», серебристыйландыш «приветливо качает головой».

Созерцание природы, в которой все полногармонии, «смиряет души моей тревогу»

Источник: https://works.doklad.ru/view/aa40NgpbPFM.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.