Анализ стихотворений Есенина

Анализ стихотворения Есенина «Берёза» | Литерагуру

Анализ стихотворений Есенина

Столь лёгкая, простая и одновременно безграничная краса русской природы обитает в волнительных образах пейзажной лирики Есенина. О родном, о чём-то близком сердцу, об отчем доме ведает нам небольшое, но глубокое стихотворение «Берёза».

История создания

Сергей Есенин рано покинул село Константиново – место, где он родился и вырос. Он уехал в Москву. Как раз в столице в 1913 году появилось это произведение, навеянное густой, томительной тоской по дорогому душе краю.

На тот момент совсем молодой златовласый Есенин, погрузившись в бурный поток московской жизни, тяготел душой к милому дому, старенькому и прохудившемуся. Образ берёзы – собирательный, в нем милый сердцу уют, простор крестьянских селений и отрада детских лет.

Данное произведение было первым опубликованным стихотворением юного творца, и появилось оно в журнале под названием «Мирок» в январе 1914 года, причём поэт был указан под псевдонимом «Аристон».

Жанр, направление и размер

«Берёза» — прекрасный пример пейзажной лирики. Здесь гармонично переплетены темы родины и природы, единения человека с ней.

Написано стихотворение трёхстопным хореем и состоит из четырёх строф. За счёт неполной перекрёстной рифмовки произведение звучит плавно и мелодично.

Композиция

Стихотворение интересно по своей композиционной структуре: с одной стороны, образы выстроены линейно, наше внимание переключается сначала на одни детали, потом на другие.

Однако можно также заметить, что в начальном четверостишии говорится о том, что берёза окутана снегом, «точно серебром», и в заключительной строчке есть такая отсылка: «А заря, лениво, обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром».

Таким образом, перед нами кольцевая композиция. Тем самым, в сознании рождается многогранный пейзаж, но мысль остаётся в одной ситуативной точке.

Образы и символы

  1. Берёза, как ни одно другое дерево, олицетворяет Россию. В ней и пленяющая простота, и русская безграничная душа, и отрадный покой. Именно с этим деревом поэт связывает своё родное село, то место, где начинается необъятный простой великой страны.

  2. Картина в стихотворении – глубокая зима. Лирический герой будто смотрит в окошко и описывает увиденное: первое, на что он обращает своё внимание, это «берёза». Что в ней таится? Это бесценная любовь матери, это радость и горе крестьянского народа, это родная земля с вольными просторами.

    Занимает и то, что стереотипный образ беспощадной и злой зимы здесь приобретает совершенно другой вид: она не сгубила деревце, а наоборот укутала его в серебристый наряд.

  3. Автор также подчеркивает, что берёза именно «белая», а этот цвет символизирует чистоту и невинность, возрождение и юность. В этом лирическом произведении природа оживает, приобретает свои черты и характер.

    Берёзка словно прекрасная, юная девушка стоит в пушистой шубке и радует взгляд. Не только лирический герой засматривается на неё, но даже сама природа любуется своим творением и добавляет всё новые и новые штрихи в образ берёзы, это мы можем понять по последней строфе.

Темы и настроение

Для Есенина основная тема Родины всегда едина с не менее важной темой природы, и данное стихотворение — не исключение. Сельская обстановка, в которой рос поэт, обретала законченность, прежде всего, в своей уникальной, исключительно русской красоте окружающего мира.

Стихотворение очень уютное, оно переносит читателя в дорогие объятья родительского дома. Большую роль играют цвета, которые в стихотворении создают уникальный контраст: белая берёза, но на ней «в золотом огне» горят снежинки.

Кроме того, мы слышим лёгкую мелодию сердечной тоски: деревце окружено «сонной тишиной», и лишь заря «лениво» обходит её кругом.

Есенин, несомненно, скучал по своему селу, но вспоминал он о нём, как о светлом месте, именно такие эмоции и чувства передаёт это произведение.

Идея

Жизнь начинается с любви к матери и отцу, к родной стороне, ко всей стране и её народу, без этого человек не может быть счастлив – вот главная мысль произведения.

У каждого должен быть пусть даже крохотный уголочек в этом бушующем и огромном мире, куда он может прибиться, где может укрыться от боли, страданий, поглощающей пасти грубой реальности.

У всех должна быть своя белая берёзка, в которой сердце можно всегда находить отраду и утешение даже в далёких чужих краях, среди чужих лиц, среди непосильного одиночества.

И пусть жизнь кипит и бешено бежит, бросая из стороны в сторону, но никогда не забывай про свой дом — край, где любят, ждут. Вот этот важный смысл стремился передать читателю автор.

Средства художественной выразительности

Стихотворение «Берёза» небольшое по объёму, однако оно изобилует художественно-выразительными средствами языка. Безусловно, здесь присутствует олицетворение: берёза «принакрылась» и заря, «обходя кругом, обсыпает».

Живые и яркие образы создаются за счёт эпитетов: «пушистых» ветках, «сонная» тишина, «золотой» огонь. Кроме того, поэт использует метафоры, например: «На пушистых ветках/ Снежною каймой/ Распустились кисти/ Белой бахромой». Для описания снега автор выбрал сравнение «точно серебром».

Мелодичность строк достигается во многом благодаря ассонансу, тут делается акцент на гласные звуки «е», «о», «и».

Великолепное и животрепещущее стихотворение бередит сердца людей и по сей день, рождая в душе самые нежные, до боли знакомые переживания. Есенин в столь юном возрасте сумел вложить в свои строки глубокие и серьезные чувства, перенеся их в прекрасные образы русской природы.

Любовь Богданова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-stihotvoreniya-esenina-beryoza/

Анализ стихотворений Есенина о природе и родине

Анализ стихотворений Есенина

Основная тема лирики поэта — тема человека и природы, постоянно волновавшая его, раскрытию которой он посвятил многие стихотворения, начиная с 1910 года эти произведения вошли в книги «Радуница» (1915), «Голубень» (1918), «Преображение» (1918).

Анализ стихотворения “Край любимый! Сердцу снятся…”

В произведении «Край любимый! Сердцу снятся…» (1914) природа оживает, очеловечивается, обожествляется.

Автор поставил рядом многоцветное, многозвучное земное («скирды солнца в водах лонных», «в зеленях твоих стозвонных», «гарь в небесном коромысле») и небесное начала («Ивы — кроткие монашки» «вызванивают в четки»).

Вся земная красота, в которой поэту хочется затеряться, по его мнению, лишь этап на пути к иной, неземной жизни. Эта мысль подтверждается не только образом ив — кротких монашек с четками в руках — но и заключительной строфой стихотворения, ее двумя последними строками:

Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.

Стихотворение метафорично: «скирды солнца», «ивы — кроткие монашки», «курит облаком болото», «гарь в небесном коромысле». Доминантную (главную) смысловую нагрузку несет эпитет в словосочетании «зеленя стозвонные».

В этом сочетании и далее по тексту эффект «звенящей природы» усиливается за счет свистящих звуков: резеда, риза, вызванивают, в небесном коромысле, затаил, в сердце мысли. Эффект легкого и светлого настроения лирического героя «подкрепляется» стихотворным размером — четырехстопным ямбом.

В ранней лирике С. Есенина преобладают цвета: синий — символ небесной чистоты, святости, глубины; белый — символ чистоты земной, человеческих помыслов; алый (розовый, золотистый, реже — малиновый, еще реже — ярко-красный) — символ жизни, зари, восхода.

Почти отсутствует черный цвет (используется только при описании ночи и ночных предметов и явлений).

Анализ стихотворения “Я покинул родимый дом…”

Более поздние стихотворения С. Есенина о природе и взаимоотношении с ней человека нередко звучат грустно, являются элегиями, а не одами, как предшествующие. Одно из них — «Я покинул родимый дом…» (1918). Поэт, вероятнее всего, писал его, находясь вдали от отчего порога. Любовь, выраженная стихотворением, многогранна.

Это и любовь к природе, одухотворенной и очеловеченной: материнскую грусть теплит «в три звезды березняк над прудом»; луна «распласталась на тихой воде» «золотою лягушкой»; «старый клен на одной ноге» «стережет голубую Русь».

Чтобы передать свои ощущения от красоты окружающего мира, поэт использует имажинистские, необычные, яркие образы — луна похожа на золотую лягушку, клен одноногий. Это и любовь к родным, близким людям — матери и отцу, сроднившимся с природой (у отца «пролилась седина» в бороде, «словно яблонный цвет»).

Это и любовь к Родине, малой и великой, к Руси, которую С. Есенин характеризует дважды повторенным — в первой и предпоследней, третьей строфах — эпитетом «голубая». Голубая, под цвет неба, божественная, согласно мифологии и религиозному учению.

Грустное настроение лирического героя подчеркивается параллелизмом: свою нелегкую судьбу он приравнивает к судьбе одинокого клена. И герой (автор), и клен выполняют одну и ту же миссию: стерегут голубую Русь, и даже внешне похожи («…старый клен / Головой на меня похож»).

Анализ стихотворения “Закружилась листва золотая…”

В стихотворении «Закружилась листва золотая...» (1918) природа предстает гармоничной, целостной. Это тонкий акварельный рисунок с преобладающими светлыми тонами. Интонация — «теплая», задушевная.
Первая строфа — «запевная», завораживает своей красочностью («листва золотая», розоватая вода на пруду) и неожиданностью сравнения:

Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду.Словно бабочек легкая стая 

С замираньем летит на звезду.

Во второй строфе появляется ролевой герой — «ветер-отрок» — и действует смело, решительно по отношению к очеловеченной красавице-березке.
Третья строфа не такая яркая, как две первые, она более реалистическая.

Только сравнение синего сумрака со стадом овец нарушает равновесие обычной картины умолкающего, утихающего деревенского вечера.

«Прохлада» — «синий сумрак» — «смолкший сад» — звучащий и замирающий бубенец — образы-реалии, традиционные, как сама жизнь, называются влюбленным в них автором.

Анализ стихотворения “Неуютная жидкая лунность”

В 1925 году С. Есенин среди грустных и самых, может быть, искренних стихотворений о любви («Клен ты мой опавший… », «Какая ночь! Я не могу… », «Не гляди на меня с упреком… », «Ты меня не любишь, не жалеешь… » и др.) написал стихотворение «Неуютная жидкая лунность» — тоже грустное, прощальное, но в нем он прощается не с женщиной, а с деревянной Россией.

В стихотворении семь четырехстрочных строф, в которых поочередно меняются кадры.

Перед глазами читателей проплывают пейзажные картины, окрашенные в серые тона («Неуютная жидкая лунность», «Тоска бесконечных равнин», «усохшие вербы» у дорог; «бедность полей»; «чахоточный свет луны»; когда-то воспетые поэтом избы теперь превратились в «лачуги»; мелькает образ волочащейся по полям страны сохи). Ненавистной поэту становится «тележная песня колес», немилым «очажный огонь».

Все уходящее, патриархальное С. Есенин словно «сбрасывает с корабля современности», декларируя отказ от поэтизации нищеты («равнодушен я стал к лачугам»), приемлет, хотя и колеблясь, индустриальный прогресс, и одновременно высоко ценит мораль, культуру прошедших веков, хочет видеть деревянную Русь процветающей.

Анализ стихотворения “Спит ковыль. Равнина дорогая…”

Стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…» (1925) радостное и светлое по содержанию. Поэт любуется тем, как «спит ковыль», вдыхает свинцовую свежесть полыни.

Свет луны ему кажется «таинственным и длинным». Впечатляет первозданный образ «золотой бревенчатой избы». Этим образом выражена искренняя любовь поэта к родной деревне.

А последняя строфа как нельзя лучше характеризует позицию поэта-патриота:

Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть!

Стихотворение — задушевная по форме монологическая исповедь о любви к отчизне, о чем свидетельствуют строки: «Никакая родина другая / Не вольет мне в грудь мою теплынь»; «Радуясь, свирепствуя и мучась, / Хорошо живется на Руси».

По жанру это философская элегия, произведение-размышление о том, что человек должен быть верен своим корням, своей великой и малой родине.
Источник: Русская литература: уч. пособие для 11 класса / Н.И. Мищенчук и др. – Минск: Нац.

ин-т образования, 2010

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/esenin_s_a/analiz_stikhotvorenij_esenina_o_prirode_i_rodine/92-1-0-832

«Край любимый», анализ стихотворения Есенина

Анализ стихотворений Есенина

Стихотворение «Край любимый» было написано Есениным в 1914 г. в возрасте 19 лет и опубликовано в газете «Биржевые ведомости» за 25 декабря 1915 г. Оно вошло в сборник «Радуница», напечатанный в 1916 г.

Литературное направление и жанр

Есенин обладал талантом описывать родную природу так, как до него не описывал её никто. Сразу после окончания школы 17-летний юноша уехал из села Константиново Рязанской губернии в Москву и работал в мясной лавке, в типографии. Вся дальнейшая жизнь поэта была связана с большими городами (в 1916 г.

он переехал в Петербург). Тоска по родине, по деревенской жизни отражена в его стихах. В 1914 г. Есенина ещё не опекал крестьянский поэт Клюев, а с группой новокрестьянских поэтов он познакомился только в 1916 г. Так что ранняя лирика Есенина формально не принадлежит ни к одному из существующих в начале 20 в.

литературных направлений. В стихотворении «Край любимый» проявились тенденции, которые впоследствии определили принадлежность поэта к определённым направлениям и группам.

Яркая образность и метафоричность стали основой так называемого имажинизма, а крестьянская тематика сделала Есенина через несколько лет популярным крестьянским поэтом.

Жанр стихотворения «Край любимый» – пейзажная лирика. Лаконичное рассуждение в финале о жизненном предназначении позволяет говорить об элементах философской лирики в пейзажном стихотворении.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение обращено к родине в узком смысле этого слова. Крестьянское понимание родины как родного края со знакомой и близкой природой – тема стихотворения. Основная мысль заключена в связи лирического героя с любимым краем: он источник вдохновения лирического героя, его силы и стойкости, осознания своего места в жизни.

Стихотворение состоит из четырёх строф, иногда печатается без последней – органически проистекающего из всех предыдущих философского вывода. Первая строфа – обращение лирического героя к любимому краю. В ней заявлена тоска по родине и желание вернуться, слиться с родной природой.

Во второй строфе лирический герой мысленно переносится к знакомым местам, вызывающим у него тихое умиление. В третьей строфе пейзаж становится тревожным и открывается источник этой тревоги – собственные потаенные мысли лирического героя.

В последней строфе лирический герой решается открыть сокровенные мысли: его жизнь на этой земле будет недолгой. Герой принимает это со смирением и кротостью, как данность. Некоторые исследователи отмечают, что в этом стихотворении Есенин предсказывает свою раннюю смерть.

Но мотив преждевременных смерти и старения присущ многим ранним стихотворениям разных поэтов, это традиционный юношеский и романтический мотив. Кроме того, последнее предложение может и не нести в себе идею скорой смерти, а обозначать быстротечность, интенсивность, полноту жизни, которой смерть как раз чужда и непонятна.

В целом стихи не о смерти, а о любви, молодости и жизни.

Тропы и образы

Первые стихотворения Есенина были полны церковных образов, возникших под влиянием деда-старообрядца и обучения в Спас-Клепиковской церковноприходской учительской школе. Такие мотивы есть и в стихотворении «Край любимый».

Ивы Есенин называет кроткими монашками (метафора). Сходство появилось благодаря свешивающимся до земли тонким ветвям, на которые, как бусины в чётках, нанизаны листья. Слуховой образ звона просто присоединяется к зрительному.

Способность Есенина слышать звуки в тишине отражена в метафоре стозвонные зеленя. Каждая былинка, по ощущению лирического героя, издаёт свой особый звук, а вместе они подобны колоколам в звоннице, гудящим на сто .

Цветы белой кашки напоминают лирическому герою ризу. В этом же предложении Есенин использует непонятное современному человеку и даже горожанам времён Есенина слово перемётка. Это широко использовавшееся в крестьянской жизни приспособление – связанные пучком жерди для прижимания соломы в скирде.

Неоднозначен самый первый образ стихотворения. Лонные воды – это символ родины, лона матери. Но вот что означает эта метафора: то ли скирды жёлтой, как солнце, соломы отражаются в водоёме, то ли лирический герой представляет их на фоне неба, называя его по библейской традиции водами.

Образ неба появляется в третьей строфе. Застывшее над болотом облако похоже на дым из трубки. В стихотворении олицетворяются не только родной край и ивы, но и болото.

Облако в поднебесье метафорически называется гарью в небесном коромысле. Герой противопоставляет воображаемому звону природы свои потаённые мысли.

Употребление однокоренных слов (тайна и затаил) подчёркивает важность этих мыслей.

В последней строфе – жизненная программа лирического героя. Герой следует библейским принципам всё принимать от жизни (от Бога), хорошее и плохое, а также жить, не жалея своей души. Это тонкий намёк на свою богоизбранность, соотнесение себя со Христом.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано традиционным четырёхстопным ямбом с немногочисленными пиррихиями. Рифмовка перекрёстная, рифма женская.

  • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина
  • «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..

    », анализ стихотворения Есенина, сочинение

  • «Белая береза», анализ стихотворения Есенина
  • «Письмо к женщине», анализ стихотворения Есенина
  • «Я помню, любимая, помню…», анализ стихотворения Есенина
  • «Не жалею, не зову, не плачу…», анализ стихотворения Есенина
  • «Песнь о собаке», анализ стихотворения Есенина
  • «Чёрный человек», анализ поэмы Есенина
  • «Спит ковыль. Равнина дорогая…», анализ стихотворения Есенина
  • «Собаке Качалова», анализ стихотворения Есенина
  • «Пугачёв», анализ поэмы Сергея Есенина
  • «Поет зима – аукает», анализ стихотворения Есенина
  • «Письмо матери», анализ стихотворения Сергея Есенина
  • «Пороша», анализ стихотворения Есенина
  • «Русь советская», анализ стихотворения Есенина

По произведению: «Край любимый»

По писателю: Есенин Сергей

Источник: https://goldlit.ru/esenin/1154-krai-lubimyi-analiz

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.