Анализ стихотворений Блока

Содержание

Анализ трёх стихотворений А. Блока

Анализ стихотворений Блока

Тема Родины, России имела первостепенное значение в творчестве Александра Блока. Стихотворение “Россия” начинается и заканчивается темой дороги. Путь, дорога символизируют ряд постоянно происходящих изменений. В стихотворении охватывается время, начиная от времён золотых и кончая далёким будущим, скрывающимся за горизонтом.

А. Блок любил Россию странною любовью, любил её такой, какая она есть: с грязью, нищетой, серыми тонами, обманом, слезами, – но и сквозь эти непривлекательные черты поэт мог увидеть отблески былого величия своей родины: расписные спицы, прекрасные черты, благолепие леса да поля, узорный плат до бровей. Во многих стихотворения Блока Россия одушевляется женщиной.

Эта женщина очень загадочна, и всё же некоторые её черты Блок описывает: она красива в своей простоте, заботлива и чувственна (об этом говорят её слёзы). Однако, помимо этих положительных качеств, у этой женщины есть и отрицательные.

С тех пор, как прошли “годы золотые”, она обнищала, и, что ещё хуже, стала попадать под сильное влияние “чародеев” – других стран, нахально желающих воспользоваться богатством России.

Но что толку жалеть Россию? Гораздо полезнеё приложить все свои силы, чтобы защитить свою родину от этих “чародеев”, от обмана, помочь поднять страну до уровня былого величия.

И даже если недоброжелателям удастся поставить нищую Россию в материальную зависимость, заманить её на край гибели (по мнению этих “чародеев”), но Россия и в этом случае не пропадёт и “не сгинет”, ведь у неё есть бесценные природные богатства (лес да поле) и неугасающая вера в возрождение (в будущем “невозможное возможно”, “дорога долгая легка”).

Читая стихотворение “Россия”, мы, будто на машине времени, проносимся от былых золотых лет по теперешней грязи, в которой вязнут расписные спицы и оттого ещё больше пачкаются.

Всё больше серых, грязных тонов мы встречаем на своём пути, “слёзы первые любви” очень скоро сменяются рекой, и уже совершенно не важно, больше ли, меньше ли в ней на одну слезинку. Мы встречаем крест – символ тяжёлой ноши, нелёгкой судьбы русского человека.

И вместе с тем это святой знак, дающий нам право надеяться, что Господь обязательно поможет. Надежда на светлое будущее – неотъемлемая черта русского человека и, разумеется, женщины, названной Россией.

И чем больше мы привыкаем к серому колориту нищеты, ветхим избушкам, грязи, тем с большей гордостью храним нашу русскую природу и самые простые её атрибуты (лес да поле).

Если в цветовом плане стихотворение “Россия” имеет неброский колорит, то звуки и осязательные ощущения у каждого читателя возникают свои.

Автор не оставил конкретных “звуковых” вех, разве что “песни ветровые”, но всё же, если окунуться в этот “серенький” мир российских будней, то можно услышать хлюпанье грязи под ногами, скрип колёс и отдалённые звуки женского плача.

Грусть, печаль, нищета усиливаются аллитерацией глухих согласных: “т” (опять, золотые, три стёртых, треплются – в первом; обманет, забота затуманит свои черты – в четвёртом четверостишии), “ш” (не пропадёшь, не сгинешь, лишь). В последнем шестистишии, напротив, очень много звонких согласных, что усиливает веру в светлое будущее.

Поэзия А. Блока в целом и данное стихотворение очень актуальны в настоящее время, когда Россия попала в зависимость от Запада. Неразрывная связь судьбы отдельно взятого человека (его “крест”) и судьбы России – вот что хотел подчеркнуть Блок в данном стихотворении. Если каждый человек будет думать о том, как принести пользу своей стране, тогда невозможное обязательно станет возможным.

Стихотворение “На железной дороге”

Стихотворение “На железной дороге” включено в цикл стихов А. Блока “Родина”. Исходя из этого, можно предположить, что речь в данном стихотворении пойдёт о России. Кто она, Россия? Девушка, лежащая под насыпью, во рву некошеном, в цветном платке, на косы брошенном, красивая и молодая. Она раздавлена любовью, грязью иль колёсами – всё больно. Неужели это некогда великая Россия?

Уже во втором четверостишии Блок возвращает нас в прошлое, когда эта девушка, о которой нам очень мало известно, “шла походкой чинною”. В большей части стихотворения поэт пишет о прошлом, которое неразрывно связано с настоящим.

“Бесполезная юность, пустые мечты сменяются полным безмолвием, безнадёжностью положения. Люди в прошлом не замечали своей родины из окон поезда, не замечают её и теперь, потому что момент упущен, теперь эта девушка скрыта “под насыпью”. Она раздавлена, не важно чем, любовью ли, грязью иль колёсами.

Поэт ставит высокое чувство в один ряд с грязью, потому что люди живут в этой грязи.

Если время движется непрерывно, и можно лишь мысленно перемещаться по прошлому, питать душу воспоминаниями, то пространство организовано несколько иначе. В одном мире эта девушка, которая, на мой взгляд, символизирует Россию, раздавлена, а в другом мире, она живёт полноценной жизнью, со всеми её волнениями и ощущениями.

У каждой страны своя судьба, и она развивается по спирали: удачные времена проходят, им на смену приходят годы лишений и страданий. Блок, главным образом, описывает годы, “чинного шествия” России, но два четверостишия, первое и последнее, возвращают читателя к суровой действительности.

Реалистичность – основная черта этого стихотворения.

Как известно, Блок – поэт-символист, поэтому я осмелюсь дать своё толкование ряда символов стихотворения. Поезд, вагоны, идущие привычной линией, – это жизнь всего русского народа. Разумеется, одинаковых людей не бывает, не бывает и одинаковых судеб. Одни люди богатые, другие бедные: цвет вагонов отображает положение людей в обществе.

Каждый день проносятся всё те же поезда, и это навивает тоску и грусть. В окнах мелькают всё те же сонные лица. Они смотрят на мир сквозь пыльные, грязные стёкла вагонов, и, кажется, не замечают Её. И те немногие, которые одаривают эту девушку улыбкой нежною, всё равно через секунду будут уже далеко.

Получается, что люди не только не замечают красот своей страны, но и вовсе не замечают своей родины. Если наблюдать эту тоскливую картину проносящихся мимо поездов постоянно, день за днём ждать, “быть может, кто из проезжающих посмотрит пристальней из окон”, то на сердце у этой девушки будет не только грусть, но и боль.

Эта девушка, Россия, переживает за каждого своего гражданина. Если человеку не безразлична своя родина, то и родине человек становится не безразличен.

По цветовой гамме первое и последнее четверостишие практически бесцветны: цветной платок, краса этой девушки скрыты под насыпью, во рву некошеном. Боль жаждет вырваться наружу, и такой момент обязательно настанет. Как писал классик, “Россия вспрянет ото сна…”

В прошлом, в другом мире, иной колорит. Здесь и “яркие глаза” (огни) набегающего поезда, и нежный, живой румянец на щеках этой девушки, и многоцветие вагонов (видимо, разделение по классам).

Синий – цвет неба, возвышенный – вагоны для богатых, жёлтый – яркий, режущий глаза цвет тепла и, в то же время, болезни – средний класс, а зелёный – цвет травы, близости к земле – вагоны третьего класса. Примечательно, что вид с платформы совершенно иной, нежели вид из-за стёкол вагонов.

Изнутри мир виден в блеклых, бесцветных тонах. Единственный яркий, резкий цвет в вагоне – алый. Он может символизировать кровь, раздражение, агрессию и жестокость этих людей.

Снаружи растут лесные деревья, за лесом – длинная платформа, на ней – навес. Цветовая гамма не приглушённая, но довольно спокойная. Зелёный цвет деревьев, по-видимому, синяя форма жандарма и, скорее всего, деревянная платформа. Блок намеренно не даёт “цветовых” определений к некоторым словам, предоставляя читателю возможность в собственном воображении представить эту картину.

Изображая непрерывные вереницы пассажирских вагонов, Блок задаёт тему дороги, жизненного пути человека. Люди постоянно переходят из вагона в вагон, кому-то сопутствует удача, кто-то терпит горечь поражения. Жизнь людей проходит в постоянном движении. Люди, которые безучастно сидят на месте, неминуемо терпят неудачу.

В мире настоящем царит тишина. Жизнь будто остановилась, в прошлом – слышится обилие самых разных звуков: шум и свист за ближним лесом (звуки жизни, приближающегося поезда), скрип, свист, удары вагонов о рельсы – неприятные однотипные звуки, навивающие тоску.

Наиболее часто используемая Блоком аллитерация звуков “с” (мчалась, юность бесполезная, тоска, свистела, сердце) усиливает свист и шум вагонов.

Стихотворение “На железной дороге” нельзя назвать оптимистическим. Здесь нет столь выраженной надежды на скорое возрождение России, как в одноимённом стихотворении.

Своеобразное “пессимистическое” кольцо, первое и последнее четверостишия, заставляет читателя задуматься, что же ждёт страну дальше, каков может быть и должен быть вклад отдельного человека для благополучия России.

Ответы на эти вопросы каждый решает для себя сам.

Стихотворение из цикла “На поле Куликовом” (1)

В этом стихотворении можно выделить две части: первая (3 четверостишия) внешне спокойная, во второй происходят сражения, льётся кровь. В первой части время течёт лениво, медленно, как река. Но вызов брошен, и войско отправляется в путь. Пока ещё всё спокойно, но вскоре жёлтая глина обрыва, степные стога сменяются дорогой сквозь мглу.

И вдруг время резко ускоряет свой ход. Тьма сменяется яркими огнями костров, блеском святого знамени и сабель. Бой начался, от былого спокойствия уже нет следа. Где война, там кровь, пыль и смерть. Степная кобылица летит по полю столь быстро, сколь быстро проходит жизнь воина. Одно мгновение, и уже закат в крови.

Небо, как зеркало, отображает смертельные баталии, происходящие на земле. И нет конца этим сражениям, нет числа погибшим на поле боя – это случается изо дня в день, равно как и закат каждый вечер появляется на небе.

Напряжение постепенно нарастает и достигает своего апогея, когда уже “закат в крови” (в третьей строфе аж 3 восклицательных знака, громогласный глагол “пронзил” не оставляет выбора, кроме как идти сражаться; частые многоточия подчёркивают быстрое течение времени, создаётся впечатление некоторой недосказанности, фразы как бы не завершены).

Покоя нет! Стремительность событий подчёркивается аллитерациями звуков “с” в четвёртом четверостишии (домчимся, кострами, степную, блеснёт святое, ханской сабли сталь) и “р”, очень агрессивного, резкого (“Закат в крови! Из сердца кровь струится!”).

И хотя в цикле стихов “На поле Куликовом” А. Блок описывает конкретные события (Куликовская битва, 1380 год), это произведение не столько на историческую тему, сколько о современности, о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего.

В этом стихотворении образ родины у Блока довольно необычен. Поэт называет Россию своей женой. За это многие критики ругают Блока. На мой взгляд, слово “жена” – это символ, характеризующий непреодолимую любовь поэта к своей родине.

Жена – это человек, которого ты сам выбираешь, чтобы любить всей своей душою, заботиться о ней и защищать.

Если Блок подразумевал именно это, тогда, по-моему, возмущения критиков напрасны, слово “жена” хоть и нестандартное определение, но, учитывая искренность чувств поэта, вполне уместно в личных стихах Блока.

Это стихотворение – первое из цикла “На поле Куликовом”.Оно является вступлением к другим стихотворениям цикла, вводит в цикл широкую тему России.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://goldref.ru/

Источник: http://diplomba.ru/work/99443

Полный анализ стихотворения Блока

Анализ стихотворений Блока

Русский поэт Александр Александрович Блок (1880-1921 гг.) оставил достаточно обширное творческое наследие. Однако не так уж много центральных тем выделяют в его творчестве. Поэт писал о любви – к женщине и к своей Родине.

В позднем творчестве Блока эти две темы практически объединяются в одну, а Россия в его стихотворениях предстает перед читателем той самой Прекрасной Дамой из ранних произведений. В данном тексте вы можете найти полный анализ стихотворения Блока “Россия”.

Среди стихотворений Блока о России есть такие шедевры, как цикл “Куликово поле”, “Русь” (“Ты и во сне необычайна…”), “Россия” (“Опять, как в годы золотые…”).

Краткий план анализа стихотворения Блока “Россия”

  1. История создания произведения
  2. Строфика стихотворения, его размер, вид рифмы
  3. Средства художественной выразительности. Синтаксические и лексические особенности стихотворения
  4. Тема, идея стихотворения. Мотивы и символы. Особенности композиции

Стихотворение “Россия”: история создания

В 1906 г. Александр Блок окончил Петербургский университет. Этот момент исследователи считают началом его профессионального, зрелого творчества.

С 1907 по 1916 год Блок работает над циклом “Родина”, основной мыслью которого становится выражение светлого чувства любви к своей стране. Поэт действительно очень любил Россию, разочаровавшись в 20-х гг. XX в.

в произошедшей революции, он не покинул страну, подобно другим представителям русской интеллигенции.

В цикл “Родина” входит и стихотворение “Россия”, написанное осенью 1908 года. По сравнению с другими стихами цикла, это произведение завоевало наибольшую известность у читателей.

Итак, стих Блока “Россия”. Анализ стихотворения предполагает освещение его технических особенностей.

В стихотворении шесть строф, каждая из которой представляет четверостишие, кроме заключительной (она состоит из шести строк). Произведение написано четырехстопным ямбом. Поэт использует перекрестную рифму по следующей схеме: AbAb (прописные буквы подразумевают использование женской рифмы, а строчные – мужской).

Продолжим анализ стихотворения Блока “Россия”. Художественные средства, использованные поэтом, – крайне важная часть анализа, так как позволяет узнать, какие средства языка помогли автору выразить его мысли и чувства.

Выразительные средства, лексические и синтаксические особенности

Блок в своем стихотворении прибегает к использованию эпитетов (красочных определений): “годы золотые”, “нищая Россия”, “разбойную красу”, “прекрасные черты”, “тоской острожной”.

Поэт использует метафоры (троп, основанный на скрытом сравнении): “забота затуманит”, “звенит песня”. Через все стихотворение проходит сравнение России с женщиной.

Однако сравнения используются в стихотворении не только на макро-, но и на микроуровне: “как в годы золотые”, “как слезы первые любви”. В пятой строфе используется скрытое сравнение России с рекой и заботы – со слезой.

Почти на всем протяжении текста Блок прибегает к инверсии (перестановке слов). В первой строфе присутствуют элементы звукописи, основанной на аллитерации, – повторении согласных звуков.

Продолжим анализ стихотворения Блока “Россия”. Средства выразительности поэт использует различные, в том числе и синтаксические. Среди них – однородные члены предложения (“не пропадешь, не сгинешь”; “заманит и обманет”; “лес, да поле, / Да плат узорный до бровей…

“; “избы серые” и “песни ветровые”). Также используется повтор слов (см. вторую строфу: повтор слов “Россия”, “твои”; также см. пятую: “одной заботой” – “одной слезой”).

Однородные части сложноподчиненного предложения способствуют появлению анафоры (одинакового начала строк) в заключительной строфе (“когда” – “когда”).

Поэт применяет просторечную лексику: “сгинешь”, “боле”. Использованная в умеренном количестве, она порождает у читателя чувство глубокого слияния со страной, ее стариной, ее народом.

О русь моя! жена моя! до боли..

Темой произведения Блока становится судьба родной страны. Поэт сравнивает ее с судьбой женщины.

Нельзя однозначно охарактеризовать эту судьбу. С одной стороны, поэт намекает на ее трагизм: его героиня отдаст себя чародею, который ее “заманит и обманет”.

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты…

Но, едва намекнув на этот трагизм, поэт тут же жизнеутверждающе замечает:

Ну что ж? Одной заботой бо́ле —

Одной слезой река шумней,

А ты все та же — лес, да поле,

Да плат узорный до бровей…

Его героиня Россия никогда “не пропадет” и “не сгинет”, какому бы чародею ни отдала она свою “разбойную красу”. Испытания делают ее только сильнее, богаче и краше:

Одной слезой река шумней

Стихотворение буквально напоено любовью и восхищением, которые испытывает лирический герой по отношению к своей Родине. Это не отрешенная созерцательная любовь к родной природе и не горячее патриотическое чувство.

Нет, вряд ли эти стихи можно сравнить с гражданской или пейзажной лирикой других поэтов. Скорее они напоминают самого Блока – его стихи, посвященные Прекрасной Даме. Любовь к России здесь – это любовь к женщине.

Чувство поэта пропитано любовным очарованием, восторженным любованием и робким трепетом. Блок говорит об этом прямо во второй строфе:

Твои мне песни ветровы́е —

Как слезы первые любви!

Сравним такое отношение к стране с первым стихотворением из цикла “Куликово поле”, где лирический герой восклицает:

О Русь моя! Жена моя!

Образ России наполняет героя силами:

И невозможное возможно,

Доро́га долгая легка́,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..

Точно так же в одном из стихотворений цикла “Куликово поле” герою внушает огромную силу образ женщины, его Вечной Жены.

Сравнение с другими творениями поэта предполагает план анализа. Стихотворение Александра Блока “Россия”, наряду с циклом “Куликово поле” и другими стихами выражает светлое чувство любви к Родине, приближенное к страстной любви к женщине.

Но все же в разных стихах Блока образ Родины преломлен по-разному. Одним из самых известных произведений поэта является стихотворение “Русь”. Здесь в родной стране живут сказочные герои. Описание просторов Родины приближает стихотворение к древним былинным сказам:

Русь опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна.

В более позднем стихотворении “Россия” на место сказочных персонажей приходят женщина-крестьянка в платке и обыкновенный русский ямщик. Но сказочные элементы насовсем не исчезают:

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Птица-тройка, кто тебя выдумал?

Первые две строфы – это своеобразная экспозиция стихотворения, описание любимой страны и чувств поэта. Основная мысль произведения и его кульминация сосредоточена в следующих трех строфах. Заключительное шестистишие играет роль катарсического (то есть просветляющего) завершения.

В первой строфе Блок рисует в воображении читателя картину, перекликающуюся с русской пейзажной живописью (Саврасова, Васильева и др.). Это образ нищей, грязной Родины. Малопривлекательный, казалось бы, образ, однако он глубоко симпатичен автору – и его симпатия сообщается и читателю.

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи…

Связь здесь наблюдается, однако не только с живописью. В поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” есть лейтмотив – дорога, которая на протяжении всей поэмы естественно отождествляется с образом Родины. Первый том “Мертвых душ” завершается лирическим отступлением автора, исполненным глубокой поэтичности и любви к родной земле.

Образ России в этом отступлении – это образ “птицы-тройки”, которая величественно несется, оставляя далеко позади за собой другие страны. Неудивительно, что Блок в самом начале своего стихотворении о России вспоминает именно дорогу, плохую, грязную, но пересекающую всю страну.

Исследователи не раз отмечали эту связь начала стихотворения Блока и лирического отступления о “птице-тройке” Гоголя.

Стихотворение имеет симметричную структуру: оно начинается описанием дороги и так же завершается:

И невозможное возможно,

Доро́га долгая легка́

Можно сказать, что все стихотворение представляет собой лишь дорожное размышление путешественника. В этом смысле можно провести параллели с лирикой и Пушкина, и Некрасова.

Три времени России

Дорога символизирует обновление. И хотя предметом изображения в стихотворении становится “нищая Россия”, поэт размышляет о ее будущем.

В стихотворении пересекаются все три времени русского языка: настоящее (момент дорожного размышления, запечатленный автором в стихотворении), прошлое (упоминание о золотых годах в первой строфе) и будущее (через трагическое безрассудство родной земли, переданное здесь в образе влюбленной и отдающейся женщины, – к очередному возвышению России, обязанной этим возвышением именно своему безрассудству).

Может быть, поэт, размышляя о будущем своей страны, предвидел предстоящие ей испытания, ведь стихотворение было написано в период между двумя русскими революциями! Во всяком случае поэт до самой смерти считал, что никакие испытания не могут поколебать силы и внутренней красоты его России.

Строки последней строфы имеют двойственное толкование. С одной стороны, поэт пишет о силе, внушаемой ему родными краями (см. выше), но с другой – в этих строках он выражает надежду на обновление России. Обновление, которое пока, в бедной повозке, на грязной, плохой дороге, представляется маловероятным.

Анализ стихотворения Блока “Россия” предполагает рассмотрение текста с точки зрения его символики, ведь Александр Александрович Блок является ведущим представителем течения “младших символистов” (одного из ответвлений русского символизма – литературного направления конца XIX – начала XX вв.). Характерной чертой символизма является использование разного рода символики, недосказанности, намеков и т. д. В стихотворении “Россия” роль символа играет дорога.

Мотив вольности в стихотворении “Россия”

Стремление к свободе – характерная черта русского народа, а значит, и России, на которую наложил свой отпечаток многовековой гнет крепостного рабства. Поэтому мотивы бунта, свободы, вольности присутствуют во многих произведениях русских авторов о родной стране.

Александр Блок не исключение. Он касается темы вольности и в стихотворении “Россия”. Ведь краса его Руси – “разбойная”, и “острожной тоской” звенит песня его ямщика.

Заключение

Мы сделали анализ стихотворения “Россия” Александра Александровича Блока.

У крупного поэта весь комплекс выразительных средств, которые он использует, работает на выражение его мысли. Александр Блок – очень крупный поэт, величайший творец. Каждый технический нюанс и художественная деталь, каждая метафора и любое сравнение – это очередной маленький штрих в портрете страстно любимой… нет, не женщины – страны. Родины.

Источник: http://fb.ru/article/61070/analiz-stihotvoreniya-bloka-rossiya---yarkiy-primer-russkogo-simvolizma

Анализ стихотворений Блока

Анализ стихотворений Блока

Блок писал свою Осеннюю волю в 1905 году, будучи довольно молодым, но все-таки состоявшимся поэтом. Название и содержание стихотворения позволяют трактовать его как своеобразное завещание

Анализ стихотворения Сольвейг Блока

Поэты работавшие в годы Серебряного века часто адресовали друг другу посвящения в стихотворной форме. Произведение Блока

Сочинение Анализ поэмы Блока Двенадцать (12)

Поэма Блока является реакцией на революцию 1917 года. весьма однозначное, поэт рассказывает о том кем вершится революция, о том откуда и куда ведет

Анализ стихотворения Блока Фабрика

Одно из очень интересных произведений Блока – это стихотворение под названием «Фабрика». Это стихотворение было написано в 1903 году.

Анализ стихотворения На поле куликовом Блок

по себе – глубоким человеком, который многое понимал и ценил. Александр Блок написал произведение

Анализ стихотворения Блока Полный месяц встал над лугом

Уникальное стихотворение, написанное в 1898 году, когда Александру Блоку было еще только 18 лет. Ранние работы поэта действительно были написаны еще простым языком, символизм наступил позднее, так же, как наступает утро

Анализ стихотворения О, как безумно за окном Блока

Одно из самых чувственных и прекрасных стихотворений Александра Блока. Не многие знают, что ранняя лирика поэта касалась пейзажей, природы, чувств. Такие работы Блока показывают его совершенно с другой стороны

Анализ стихотворения На железной дороге Блок

Александр Блок написал это интересное стихотворение в 1910 году. А интересно оно тем, что сам поэт сделал примечание о том, что это некое подражание одному из эпизодов произведения Льва Толстого

Анализ стихотворения О, я хочу безумно жить Блок

Александр Блок – поэт, который был в своей время очень талантливым и умным человеком. Недаром, когда он того хотел, он писал быстро и просто превосходно. Все женщины того времени просто пылали от любви к нему

Анализ стихотворения Блока На лугу 2, 5 класс

Стихотворение Блока «На лугу» было написано в 1912 году. Это стихотворение было предназначено для детей, так как стих написан на понятном, доступном для детей языке. На первом месте в стихотворении Блока – луг

Анализ стихотворения Летний вечер Блока 6 класс

Александр Александрович Блок, как поэт, был одни из крупнейших представителей русского символизма, всегда отличался особой чувственной лирикой. В то же время он не считал нужным вкладывать некую значимость и уникальность

Анализ стихотворения Блока Река раскинулась

Это философское, но в то же время весьма эмоциональное стихотворение, богатое повторами и восклицаниями, а также образами, которые характерны для творчества Блока. Например, костры как символы надежды здесь озаряют даль

Анализ стихотворения Блока Осенний день

Печальное стихотворение, где есть место и философским вопросам, и любви, и родному краю… Александр Блок, действительно, описывает в осенний день свою прогулку с женой. Они иду по уже сжатому полю, вокруг тихо

Анализ стихотворения Блока О доблестях, о подвигах, о славе

Александр Блок – гениальный русский поэт-символист рубежа XIX-ХХ веков, как и другие когда писал любовную лирику по впечатлениям от собственной жизненной любви. Свою любовь он сравнивал

Анализ стихотворения Девушка пела в церковном хоре Блока

Данное стихотворение поэт написал в 1905 году. Именно тогда произошли кровавые события. Россией прокатилась волна восстаний обычных рабочих, крестьян против своих угнетателей. Но бунты были беспощадно подавленны, утопленные в крови

Анализ стихотворения Блока Родина

А. Блок – это один из тех, кто пережил октябрьскую революцию. Обманувшись своим ожиданиям, он все-таки не захотел уезжать из России. Здесь сыграла роль не только любовь к родине, но и надежда на то, что Россия – на самом деле сильная держава, которая

Анализ стихотворения Блока Ветер принес издалека

Данный стих появился во втором месяце зимы. Начинается он с чувств, предвидений приближающейся весны, свидания с любимым человеком. В то время А. Блок безумно влюблен Л. Д. Менделееву, дочь друга, но их встречи очень редки

Анализ стихотворения Блока О, весна без конца и без краю

Поэт написал свое стихотворение в 1907 году. Александр Блок достаточно длительное время являлся приверженцем символизма. Поэтому и в этой его работе говорить следует не о весне, это время года не занимает главное место в стихотворении

Анализ стихотворения Вхожу я в темные храмы Блока

Подобные идеи в той или иной степени нашли свое отражение в произведении «Вхожу я в темные храмы…». Главный герой влюблен в земную женщину.

Анализ стихотворения Блока В ресторане

Александр Блок – человек необыкновенно поэтический. Для него нет приятней дела писать прекрасные и живые стихи. Этот человек любил свое дело, в принципе, как и другие писатели и поэты.

Анализ стихотворения Блока Ночь, улица, фонарь, аптека

Великий писатель, романтик – Александр Блок, но вместе с тем – он все же реалист. Его стихотворения вызывают в душе бую эмоций, которые невозможно скрыть. А. Блок написал в 1912 году, если точнее, то 10 октября, стихотворение, которое назвал необычно

Анализ стихотворения Русь Блока

Образ России неоднократно воспевался в творчестве русских поэтов и писателей, не стал исключением и Александр Александрович Блок. В своем стихотворении Русь, Блок создал образ своей родины, который приходит ему в дремоте

Анализ стихотворения Блока Сумерки, сумерки вешние

Написанное в первый год двадцатого века это мистическое стихотворение начинается эпиграфом Фета. Риторический вопрос, на который всё-таки пытается ответить Блок: «Дождёшься ли?» Мечты. Герой на берегу, волны у ног холодные – не переплыть

Анализ стихотворения Блока Незнакомка

Стихотворение «Незнакомка», было написано великим русским поэтом – Александром Блоком в 1906 году. Это было одно из лучших его творческих произведений. Стихотворение было обусловлено личной трагедией поэта

Анализ стихотворения Блока Россия 8 класс

Изучив стихотворение «Россия» я считаю, что лирическим героем в нем является любимая, вечная Россия. С первых же строк ясно, что у автора особенное отношение к России. Если бы он любил ее как все-он бы стал писать про чарующие пейзажи и безграничные леса.

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/blok

Анализ творчества Александра Блока | Литерагуру

Анализ стихотворений Блока

Творчество Блока уникально. Оно совпало с важными историческими событиями рубежа девятнадцатого и двадцатого веков. Судьба страны и личная судьба автора слились в одно целое. Ритм истории нашёл яркое отражение в лирике. Происходит эволюция поэзии: на место легкого символизма тяжелой поступью приходит реализм.

Творческий мир Блока

Блока можно назвать и модернистом, так как одна из миссий поэта состояла в том, чтобы перевести на современный лад культуру прошлого.

Несмотря на красоту и духовность стихов, автор делал акцент на отголосках тоски, отчаяния, утраты и ощущения надвигающейся трагедии.

Возможно, это и дало повод Ахматовой назвать его «трагическим тенором эпохи». Но при всём этом поэт всегда оставался романтиком.

Основные темы творчества Блока:

  1. судьба родины и судьба человека в переломные исторические эпохи;
  2. революция и роль интеллигенции в ней;
  3. верная любовь и дружба;
  4. судьба и рок, страх и надвигающаяся безысходность;
  5. роль поэта и поэзии в жизни общества;
  6. неразрывная связь человека и природы;
  7. вероисповедание и мироздание.

Умение передавать тонкие нюансы души нашло своё воплощение в жанровом многообразии: стихотворения и поэмы, посвящения и песни, заклинания, романсы, этюды и наброски, думы.

Истинные человеческие ценности раскрываются только в нерасторжимом родстве с «единством мира». Прекрасное будущее человечества осуществимо в результате суровой и повседневной работы, готовности к подвигу во имя процветания Отчизны. Таково мировоззрение поэта, которое он выражал в творчестве.

Образ родины

Россия – главная лирическая тема Блока, в которой он находил вдохновение и силы для жизни. Родина предстаёт в образе матери, возлюбленной, невесты и жены.

Образ Родины прошел своеобразную эволюцию. Вначале он загадочен, окутан будто пеленой. Страна воспринимается через призму прекрасной мечты: «необычайная», «таинственная», «дремучая» и «колдовская». В стихотворении «Россия» отчизна предстает как «нищая», с серыми избами. Автор любит ее нежной и сердечной любовью, которая ничего общего не имеет с жалостью.

Поэт принял истерзанную Россию со всеми ее язвами и постарался полюбить. Он знал, что это всё та же милая сердцу Родина, только облачившаяся в другую одежду: темную и отталкивающую. Блок искренне верил, что Россия рано или поздно предстанет в светлых одеждах нравственности и достоинства.

В стихотворении «Грешить бесстыдно, непробудно…» предельно точно очерчена грань между любовью и ненавистью. Образ бездуховного лавочника, привыкшего к беспробудному сну разума, отталкивает, а покаяние в церкви лицемерно. В конце слышен отчетливый «крик» автора, что даже такую Россию он никогда не разлюбит, она всегда будет дорога его сердцу.

Поэт видит Россию в движении. В цикле «На поле Куликовом» она предстает в величественном образе «степной кобылицы», несущейся «вскачь». Путь к будущему у страны непростой и мучительный.

Нотка предвидения звучит в стихотворении «На железной дороге», где Блок проводит параллель нелегкой судьбы родины с тяжёлой и трагической женской судьбой.

«Доколе матери тужить? // Доколе коршуну кружить?» — гнев и боль звучат в этих строчках. Коршун и мать символизируют судьбу народную, над которой нависли хищные крылья птицы.

Революционное пламя озаряло лицо Блока и постепенно опаляло его самые сокровенные мечты. Однако страсти в сердце поэта кипеть не переставали. Они выплескивались из-под его пера и, словно пощечины, обрушивались на врагов отечества.

Символизм Блока

Каждое стихотворение поэта хранит скрытый символ, помогающий почувствовать его вкус. Вот, что связывает поэта с символистами – модернистским течением, относящимся к серебряному веку русской поэзии.

В самом начале творческого пути Блок воспринимал явления окружающего мира как нечто потустороннее, нереальное. Поэтому в его творчестве существует множество символов, раскрывающих новые грани лирического образа. Они выбирались, скорее, интуитивно.

Лирика наполнена туманностью, мистикой, снами и даже волшебством.

Символизм индивидуален. В нем «танцевали в хороводе» многоцветные гаммы чувств. Сердце дрожало, словно натянутая струна, от восхищения и переживаний за лирического героя. Будучи символистом, Блок ощущал некие «подземные толчки».

Это был знак судьбы. Мистический и интуитивный взгляд на мир преследовал поэта повсюду. Александр Александрович чувствовал, что страна стоит в преддверии чего-то ужасного, глобального, того, что перевернет и искалечит миллионы жизней.

Наступала революция.

Блок создает символику красок в своей поэзии. Красный цвет – влекущий и манящий, цвет страсти, любви и жизни. Белое и светлое – это что-то чистое, гармоничное и совершенное. Синий цвет символизирует звездное небо, далекий космос, нечто высокое и недостижимое. Черный и лиловый – цвета трагедии и гибели. Желтый же цвет говорит об увядании и тлении.

Каждому символу соответствует определённое понятие или явление: море – это жизнь, народ, исторические движения и потрясения. Красный червяк – пожар. В стихотворении «Фабрика» появляется «чёрный кто-то». Для поэта – это гибельная сила. Фабрика и Он — зловещий образ губителя-угнетателя.

Блок стремился выразить свои чувства и эмоции, а не просто описать окружающий мир. Каждое стихотворение он пропускал через себя, через свою душу, поэтому строфы пропитаны его мироощущением, радостями и тревогами, торжеством и болью.

Тема любви

Любовь, словно легкий ветерок, проникает в творения Блока.

В стихотворении «О подвигах, о доблести, о славе…» мастер обращается к своей жене. Она была музой Александра Александровича. В ней поэт видел воплощение своих идеалов.

Блок использует приемы, позволяющие подчеркнуть резкий контраст между иллюзиями лирического героя и подлинным обликом его возлюбленной: это достигается противопоставлением серого и синего цветов и заменой обращения «Ты» на «ты».

Поэт был вынужден отказаться от этого контраста и в окончательном варианте текста изменить интонацию обращения к своей героине на более сдержанную. Такое стремление приподняться над чисто житейским восприятием личной драмы до её философского осмысления характерно для блоковского таланта.

В жизни Блока важное место занимала еще одна женщина – мать. Поэт доверял ей всё сокровенное. В стихотворении «Друг, посмотри, как в равнине небесной…» Александр Александрович описывает чувство грусти и утраты.

Он огорчен, что Любовь Менделеева отвергла его ухаживания. Но поэт не нуждается в сопереживании. Блок полон решимости пережить душевные муки. Он заставляет себя перестать «стремиться к холодной луне» и попробовать вкус настоящей жизни.

Ведь она чудесна!

Образ Прекрасной Дамы

Блок верил: погрязшее в пошлости и грехах человечество еще можно спасти «Вечной Женственностью». Поэт нашел ее воплощение в образе Прекрасной Дамы. Он пропитан возвышенностью, олицетворяет добро и красоту.

От него веет светом, озарявшим темные души людей. Достигнуть наивысшей гармонии с окружающим миром можно через любовь к земной женщине. Искреннее чувство меняет нас к лучшему: открываются новые горизонты, мир становится прекрасным.

Мы начинаем чувствовать прелесть каждого момента, слышать пульс жизни.

Многие поэты изображали образ Прекрасной Дамы, но у Блока она своя: слияние Пресвятой девы и земной женщины. Образ напоминает сияющий отблеск зажженной свечи и образ иконы в золоте ризы.

Каждый раз Прекрасная Дама предстает в новом облике, — Царица Небесная, Душа мира и чувственная девушка — который восхищает лирического героя, соглашающегося быть ее рабом на службе.

В стихотворении же «Предчувствую Тебя» лирического героя терзают сомнения по поводу того, что Прекрасная Дама может превратиться в порочное создание и от ее духовности не останется и следа. Но он так хочет ее увидеть! Только она в силах спасти человечество от надвигающегося горя и показать путь к новой безгреховной жизни.

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы» сливается в единое звучание с предыдущим. Тихая и торжественная обстановка церкви передаёт состояние любви и блаженства, ожидания Прекрасной Дамы. Образ неземной рождает чувство прекрасного, которое свойственно обычному человеку.

Вероника Пакшина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-tvorchestva-aleksandra-bloka/

На этой странице искали :

  • анализы стихотворений блока
  • анализ стихотворения блока осенний день
  • Анализ стихотворения Блока Сытые
  • осенний день блок анализ
  • анализы стихов блока

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/analiz-stixotvorenij-bloka.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.