Анализ «Станционный смотритель» Пушкин

А.С. Пушкин

Анализ «Станционный смотритель» Пушкин

Повесть «Станционный смотритель» входит в пушкинский цикл рассказов «Повести Белкина», изданный в качестве сборника в 1831 году.

Работа над повестями велась в знаменитую «болдинскую осень» – время, когда Пушкин приехал в родовое имение Болдино побыстрее решить финансовые вопросы, а остался на целую осень из-за разразившейся в окрестностях эпидемии холеры.

Писателю казалось, что не будет времени скучнее, но внезапно явилось вдохновение, и повести стали выходить из-под его пера одна за другой. Так, 9 сентября 1830 года завершилась повесть «Гробовщик», уже 14 сентября был готов  «Станционный смотритель», а  20 сентября закончил «Барышню-крестьянку».

Затем последовал небольшой творческий перерыв, и в новом году повести были изданы. Повести переиздали в 1834 году под подлинным авторством.

Жанр, тема, композиция

Исследователи отмечают, что «Станционный смотритель» написан в жанре сентиментализма, но в повести много моментов, демонстрирующих мастерство Пушкина-романтика и реалиста. Писатель сознательно выбрал сентиментальную манеру повествования (точнее, вложил сентиментальные нотки в голос своего героя-рассказчика, Ивана Белкина), в соответствии с содержанием повести.

Тематически «Станционный смотритель» очень многогранен, несмотря на небольшое содержание:

  • тема романтической любви (с побегом из отчего дома и следованием за любимым вопреки родительской воле),
  • тема поиска счастья,
  • тема отцов и детей,
  • тема «маленького человека» – величайшая тема для последователей Пушкина, русских реалистов.

Тематическая многоуровневость произведения позволяет назвать его миниатюрным романом. Повесть гораздо сложнее и выразительнее по смысловой нагрузке, чем типичное сентиментальное произведение. Здесь затронуто много проблем, помимо генеральной темы любви.

Композиционно повесть выстроена в соответствии с остальными повестями – вымышленный автор-рассказчик рассуждает о судьбе станционных смотрителей, людей забитых и состоящих на самых низких должностях, затем рассказывает историю, случившуюся около 10 лет назад, и её продолжение. То, как начинается

«Станционный смотритель» (рассуждение-зачин, в стиле сентиментального путешествия), свидетельствует о принадлежности произведения к сентиментальному жанру, однако позже в конце произведения присутствует суровость реализма.

Белкин сообщает, что станционные служащие – это люди нелегкой доли, с которыми обращаются невежливо, воспринимают как слуг, жалуются и грубят им. Один из смотрителей, Самсон Вырин, был симпатичен Белкину. Это был мирный и добрый человек, с печально сложившейся судьбой – родная дочь, устав жить на станции, убежала с гусаром Минским.

Гусар, по мнению отца, мог сделать её только содержанкой, и теперь, спустя 3 года после побега, он не знает, что и думать, ибо страшна судьба у соблазненных молоденьких дурочек. Вырин ездил в Петербург, пытался найти дочь и вернуть её, но не смог – Минский выпроводил его.

То, что дочь живет не с Минским, а отдельно, явно указывает на её статус содержанки.

Автор, лично знавший Дуню еще 14-летней девочкой, сопереживает отцу. Вскоре он узнает, что Вырин умер. Еще позднее, посетив станцию, на которой когда-то работал покойный Вырин, он узнает, что дочь приезжала домой с тремя детьми. Долго плакала на могиле отца и уехала, наградив местного мальчишку, указавшего ей дорогу к могиле старика.

Герои произведения

Основных героев повести двое: отец и дочь.

Самсон Вырин

Самсон Вырин – старательный работник и отец, нежно любящий свою дочь, воспитывающий её в одиночку.

Самсон – типичный «маленький человек», не питающий иллюзий как насчет себя (прекрасно осознает свое место в этом мире), так и насчет дочери (таким, как она, не светит ни блистательная партия, ни внезапные улыбки судьбы). Жизненная позиция Самсона – смирение.

Его жизнь и жизнь его дочери проходит и должна проходить на скромном уголке земли, станции, отрезанной от остального мира. Здесь не встречаются прекрасные принцы, а если и показываются таковые на горизонте – девушкам они сулят только грехопадение и опасность.

Когда Дуня исчезает, Самсон не может поверить этому. Хотя дела чести и важны для него, любовь к дочери – важнее, поэтому он едет искать её, забрать и вернуть. Ему рисуются страшные картины несчастий, ему кажется, что теперь его Дуня метет где-то улицы, и лучше умереть, чем влачить столь жалкое существование.

Подробнее: Самсон Вырин: характеристика и образ героя

Дуня

В противовес своему отцу, Дуня – более решительное и стойкое существо. Внезапное чувство к гусару – это скорее обостренная попытка вырваться из глуши, в которой она прозябала. Дуня решается покинуть отца, пусть даже это шаг дается ей нелегко (поездку якобы в церковь оттягивает, уезжает, по словам свидетелей, заплаканной).

Не вполне ясно, как сложилась жизнь Дуни, и в итоге она стала женой Минского или кого-то другого. Старик Вырин видел, что Минский снял для Дуни отдельное жилье, а это явно указывало на её статус содержанки, да и при встрече с отцом Дуня «значительно» и грустно смотрела на Минского, потом упала в обморок.

Минский вытолкал Вырина, не дав ему общаться с Дуней – видимо, опасался, что Дуня вернется с отцом и видимо, она была к этому готова. Так или иначе, Дуня добилась счастья – она богата, у неё шестерка лошадей, прислуга и главное, трое «барчат», так что за ее оправдавшийся риск остается только порадоваться.

Единственное, чего она никогда себе не простит – это смерть отца, который приблизил свою кончину сильной тоской по дочери. На могиле отца к женщине приходи запоздалое раскаяние.

Подробнее: Дуня: характеристика и образ героини

Характеристика произведения

Повесть пронизана символикой. Само название «станционный смотритель» имело во времена Пушкина такой же оттенок иронии и легкого презрения, какой мы сегодня вкладываем в слова «кондуктор» или «вахтер». Это означает человека маленького, способного выглядеть в глазах окружающих прислугой, работать за копейки, не видя мира.

Таким образом, станционный смотритель – это символ «униженного и оскорбленного» лица, букашка для меркантильных и властных.

Символика повести проявилась в картине, украшающей стену дома – это «Возвращение блудного сына».

Станционный смотритель жаждал только одного – воплощения сценария библейской истории, как на этой картине: Дуня могла вернуться к нему в каком угодно статусе и каком угодно виде.

Отец простил бы её, смирился бы, как смирялся всю свою жизнь под обстоятельствами судьбы, беспощадной к «маленьким людям».

«Станционный смотритель» предопределил развитие отечественного реализма в направлении произведений, защищающих честь «униженных и оскорбленных». Образ отца-Вырина – глубоко реалистичен, поразительно емок. Это маленький человек с огромным диапазоном чувств и с полным правом на уважение его чести и достоинства.

Источник: https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C.html

Анализ «Станционный смотритель»

Анализ «Станционный смотритель» Пушкин

Произведение «Станционный смотритель» входит в цикл А. С. Пушкина «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Благодаря авторской датировке известна точная дата окончания работы над второй повестью — 14 сентября 1830 г.

Смысл названия

Станционный смотритель — главный герой повести, состоящий в чине коллежского регистратора — самого низшего класса (14-го) в Табели о рангах.

тема произведения — несчастная судьба бедного чиновника

Повесть начинается с пространного авторского отступления, в котором он размышляет об истинном положении многочисленных российских станционных смотрителей. В эпиграфе приводится высказывание князя Вяземского: «Коллежский регистратор», почтовой станции диктатор». Пушкин справедливо опровергает это насмешливое утверждение.

Автор судит на основании своего многолетнего опыта путешествий по бескрайним российским просторам. Он знает, что власть станционного смотрителя очень эфемерна. Каждый проезжающий считает его своим врагом и виновником задержки.

За неимением других людей путешественники вымещают на «мученике четырнадцатого класса» всю накопленную за долгий путь злость.

Несмотря на свой низкий, но все же официальный чиновничий статус, смотритель даже может подвергнуться побоям влиятельного лица.

Автор заключает, что в отношении станционных смотрителей сложилось совершенно неверное представление. По большей части это «люди мирные, от природы услужливые… скромные в притязаниях… и не слишком сребролюбивые». Общаясь по долгу службы с самыми разными путешественниками, станционные смотрители на месте накапливают огромный жизненный опыт и становятся очень интересными собеседниками.

Ярким примером незавидной участи станционных смотрителей является печальная история одного из таких знакомых автора — Самсона Вырина. Во время первой встречи он произвел на рассказчика очень приятное впечатление: «человек лет пятидесяти, свежий и бодрый».

Автор явно лукавит. Гораздо больше хозяина ему понравилась верная помощница Самсона — молодая дочка Дуня. Девочка напоминает смотрителю об умершей жене не только внешним видом, но и работоспособностью. Автор с трудом расстается с гостеприимной семьей, оставив о ней самые лучшие воспоминания.

Побывать на этой станции в следующий раз автору удалось лишь спустя несколько лет. Он предчувствует, что эти годы не могли пройти для счастливого отца с дочерью бесследно, но действительность оказалась намного суровей, чем его предположения.

Некогда крепкий и энергичный Самсон превратился в дряхлого старика, хмурого и неразговорчивого. Смотритель жил теперь в одиночестве. Только после предложенного стакана он поведал автору свою печальную историю.

Дуня подрастала и становилась незаменимой помощницей в доме Вырина. Ее расцветающая красота и умелое обхождение успокаивали самых грозных проезжающих, моментально сменявших гнев на милость при виде дочки смотрителя.

Самсон был счастлив и просмотрел надвигающуюся опасность. Один из очередных путешественников (ротмистр Минский) обратил на Дуню особое внимание. Прикинувшись больным, он провел на станции три дня и за это время сумел льстивыми речами покорить простодушную красавицу. Уезжая, Минский уговорил Дуню на прощание прокатиться с ним до церкви. Домой девушка уже не вернулась.

Отчаяние бедного станционного смотрителя было невыносимым. Он серьезно заболел и после выздоровления решил любой ценой вернуть дочку. Самсону удалось отыскать Минского в Петербурге.

Однако при первой встрече ротмистр попытался цинично откупиться деньгами, во время второй — грубо выгнал убитого горем отца из дома со словами: «…что ты за мною всюду крадешься, как разбойник? …Пошел вон!». Самсон покорился судьбе и вернулся домой.

Уже на протяжении трех лет он ничего не знает о дочери и боится, что Минский, вволю наигравшись, бросил и обрек Дуню на нищету.

В третий раз автор уже не застал Самсона в живых. Он побывал на кладбище и узнал, что могилу Самсона посещала «прекрасная барыня» и долго неподвижно лежала на ней.

Проблематика

Пушкин поднимает проблему «маленького человека». Самсон Вырин абсолютно беззащитен. Он постоянно подвергается угрозам и оскорблениям каждого вышестоящего чиновника, т. е. любого проезжающего.

Единственной отрадой в жизни для Самсона является любимая дочка, но оказывается, что и этой радости его могут безнаказанно лишить. По сути, Минский просто украл у отца наивную девушку. Он не боится последствий, потому что знатность и богатство повернут закон в его сторону. Самсон даже не пытается жаловаться: все его хлопоты будут напрасны.

Финал повести относительно благоприятен. Дуня разбила сердца отца и будет раскаиваться в этом всю оставшуюся жизнь. Но при этом она все-таки стала законной женой Минского. В реальности рано или поздно ротмистр бросил бы провинциальную девушку, и ее постигла участь городской падшей женщины.

Композиция

Небольшая повесть состоит из четырех частей: авторского вступления и описания его трех посещений станции ***. В ходе этих посещений вырисовывается полная картина несчастной судьбы Самсона Вырина и его дочери.

Чему учит автор

Пушкин обращает внимание читателя на обделенных судьбой людей. Самсон — не просто беззащитный мелкий чиновник. Прежде всего, это живой человек, который испытывает свои радости и страдания. Бездушное отношение Минского становится главной причиной преждевременной смерти станционного смотрителя.

Источник: http://spadilo.ru/analiz-stancionnyj-smotritel/

Сочинение Анализ произведения Станционный смотритель Пушкина (суть, смысл и идея)

Анализ «Станционный смотритель» Пушкин

Пушкин один из самых лучших, и известных писателей всех времен. Его знают абсолютно все, и везде. Его творчество известно во всех странах. На его счету много произведений.

Рассмотрим одно из них «станционный смотритель» оно о том, как важно понять значение и роль других людей, которые тебе очень дороги.  Во время написания этого произведении автор был в другом городе, он  очень волновался из-за расставания с очередной девушкой.

Так же на написание повлияла атмосфера осени. Главный персонаж так же увял, как и листик сброшенный с дерева.

Сам автор считает свое произведение «повестью», однако каждое произведение это – небольшой роман. Он их так назвал, потому что считал, что между романом и произведением сильного различия нет. Но все же выбор пошел в пользу романа потому что он  менее крупный эпический  жанр, но и делая акцент на его небольшой объем.

В рассказе «Станционный смотритель» взяты основы из реальной жизни. Персонаж это на самом деле человек, которого можно было встретить в действительности. Это одно из первых рассказов, в которых поднимается тема «маленького человека». Конкретно здесь писатель говорит о том, как живет этот никем не замеченный субъект.

Конструкция рассказа построена так, что читатель смотрит на мир глазами повествователя, в его выражениях можно узнать самого Пушкина.

Этот рассказ начинается с того что писатель рассуждает о том что это должность позорная. Эти люди ни кому не нужны, на них никто не обращает внимания, на них могут поднять руку, их «швыряют». Им никогда не говорили слова благодарности, но, по сути, они очень интересные собеседники, и могут рассказать много чего интересного.

В повести также присутствует тема о любви. Для начала это любовь отца к дочери, которая не может изменить даже время, обида и разлука. Отец хотел спасти свою дочь ,и не что его не остановило пойти пешком в другой город, хотя от него никто не ожидал такого поступка.

Ради нее он был готов пойти на все, но когда осознал, что его дочь выбрала богатую жизнь, а не отца бедняка, то у него опустились руки. Но с другой точки зрения  читатель видит отношение между девочкой и якобы гусаром. Читатель переживал за простую девочку в городе: ведь и на самом деле ее могли обмануть и обесчестить. Но в итоге оказалось, что не предвиденная связь обернулась замужеством.

Главной тематикой этого произведения является  любовь. Ведь именно из-за нее начались все беды, от которых не было противоядия.

Автор в своей повести описывает нравственные проблемы. Почувствовав без почвенные мимолетные чувства, дочь бросает отца, и едет  вслед за гусаром в безвестность куда.

Она знает, что у него жена, и прекрасно понимает на что идет, но ее ничего не останавливает. Но он все таки взял девушку в жены,  он вел себя очень грубо, именно из-за него девочка стала сиротой.

Они оба перешагнули горе и потерю маленького человека. Автор этим показывает, что нельзя создавая свою семью отрекаться от другой.

Писатель призывает читателей подумать над отношением к людям. Нужно думать не только о себе, но и о других. Так же Пушкин заставляет задуматься детей о своих пожилых родителях, благодарить о том, что они сделали для них.

Ведь семья – это самое главное, что есть у человека. Именно она готова простить, и принять, чтобы не случилось. Родители это – единственные люди на земле,  которые примут тебя, каким бы ты не был, и никогда не предадут.

Они готовы отдать все на свете своему ребенку, взамен требуя только внимания и заботы.

Вариант 2

Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель» написана в 1830 году и входит в сборник «Повести Белкина».

В повести можно наблюдать за историей семейства Выриных – Самсона Вырина, станционного смотрителя, и его дочери Дуни. Жизнь Самсона не простая, сам Пушкин пишет об унизительности этой профессии. Проезжие срывают на смотрителе свою злость и усталость, пока тот продолжает терпеливо служить. Дуня же занята помощью к отцу, и так проходят их жизни.

Всё меняется с приездом Минского, он – гусар, влюбившийся в Дуню, решивший любыми способами забрать девушку с собой в Петербург. Вскоре так и происходит.

После отъезда дочери, Вырин не может справиться со своим горем и начинает пить. Несколько раз он пытался вернуть Дуню домой, но всё оказывалось тщетно. В конце концов, старик умирает, а Дуня, вышедшая замуж за Минского, до конца жизни корит себя за свой поступок.

В произведении поднимаются многие и поныне важные проблемы. Так например, в этой повести впервые обозначается проблема маленького человека, которая будет потом продолжена Гоголем, Достоевским и многими другими писателями. А.С. Пушкин показывает нам жизнь самого простого человека, как он жил, живёт и будет жить.

Также в произведении поднимается вечная проблема отцов и детей. Желания Самсона Вырина не сходятся с желаниями его дочери, и если в некоторых случаях подобные конфликты получается заканчиваются мирно, то в этой ситуации конец плачевен.

В персонажах Минского и Дуни обсуждается тема любви и того, насколько она может быть разрушительна. Минский обманом забирает Дуню с собой, потому что влюбился, не спрашивая разрешения Самсона.

Дуня же едет за возлюбленным в Петербург, совершенно забыв об отце и не собирается возвращаться обратно, несмотря на его просьбы. Мы видим двух людей, готовых ради любви на всё, но только в этом случае они её выглядят целиком положительными персонажами.

В конце, на могиле отца Дуня раскаивается и корит себя за свое легкомысленное поведение, но уже ничего нельзя поделать.

А.С. Пушкин написал, действительно, уникальное произведение, в котором поднимается проблемы как общесоциального характера, так и личные проблемы каждого из нас.

Анализ 3

Творчество Александра Сергеевича Пушкина разделено на несколько этапов и периодов, один из них начинается с произведения «Станционный смотритель», которое входит в повести Белкина. В данном произведении автор пересматривает свое отношение к простым бытовым вопросам и относится к ним с особой лиричностью.

Теперь он не скрывает свое отношение к реальности за мягким юмором и сарказмом. Ранее он старался маскировать настоящее отношение к суровой действительности, теперь он не намерен показывать ее через призму доброты.

Поэтому он показывает реализм через все доступные черты, он описывает жизнь отчасти жестокой, а также отражает все существующие в то время реалии.

При этом читатель видит, что Пушкин проникается настоящей жалостью. Он с особой искренностью относится к непростой жизни станционного смотрителя, который пострадал от жестокой судьбы. Он никак не смог изменить ход событий привычной жизни, поэтому ее пришлось закончить весьма печально и скомкано.

В этот раз Александр Сергеевич позволяет себе допустить ноты осуждения и серьезности в сторону легкомыслия, которое допускает божественное существо. Несмотря на то, что он достаточно близко принимает его к сердцу, но в тоже время набирается смелости, чтобы осудить выбор божественной сути.

В центре событий Станционный смотритель, который на протяжении долгого времени живет тихо и спокойно, он наслаждается жизнью вместе с родной и единственной дочкой Дунечкой. Но его привычный ритм жизни нарушается неожиданным событием, девушка умирает, пропадает центр его существования, вокруг которого вращалось все в его жизни.

Он старался не предавать произошедшему много внимания, но как не обратить внимание, когда пропал самый дорогой человек? В его дом попадает гусар, который не может разделить с ним произошедшее горе и напавшее на мужчину одиночество. Он не хочет помочь мужчине пережить жестокости и превратности судьбы.

Гусар даже не старается разделить возможность помочь и сделать доброе дело.

Пушкин оформляет «Повести Белкина» как реалистичные истории, однажды произошедшие на самом деле. Они отличаются своим реализмом и отношением к ситуации.

Он благодаря использованию различных мелочей и передаче реалистичных деталей, показывает, что в каждом человеке регулярно происходит революция, внутренняя борьба, за которой автор фактически подглядывает, описывая перестановки в судьбе благодаря маленьким перестановкам в окружающем интерьере и жизни. В жизни станционного смотрителя тоже происходит революция, которая заканчивается настоящей трагедией.

Автор точно описывает его внутренние переживания, боится за него и его внутренний выбор. Но при этом, каждый в том числе и читатель понимает, что при данном раскладе возможности закончить историю в положительном ключе нет, поэтому все заканчивается трагично. Такова реальная жизнь.

← Анализ романа Евгений Онегин← Критика о романе Капитанская дочка↑ ПушкинАнализ эпизода Сон Петра Гринева из романа Капитанская дочка →История создания произведения Дубровский →

  • Характеристика и образ Тихона в пьесе Гроза Островского сочинениеВ поэме Островского Гроза, Тихон является главным героем. В повествовании представлено большое количество разногласий, реализованных из-за этого образа
  • Сочинение на тему Весна пришла 2, 3, 4, 5, 6 классВесна! Как радостно звучит это слово, после морозной, снежной зимы. Такое далекое и холодное зимнее солнце, становится теплым и греющим. Его яркие лучики согревают нас с каждым днем все сильнее и сильнее.
  • Жестокие нравы темного царства в Грозе Островского сочинениеОдним из удивительных и содержательных произведений русской литературы является пьеса А.Н. Островского «Гроза».
  • Сочинение Внешность Пьера Безухова в романе Война и мирПьер Безухов являлся любимым персонажем Толстого. Сам образ Безухова в романе испытывает огромные перемены. Последние как бы являются причиной его духовных поисков, поиска смысла жизни, различных возвышенных, вечно существующих идеалов.
  • Характеристика и образ Вити из рассказа Астафьева Конь с розовой гривой сочинениеВитя – это персонаж рассказа «Конь с розовой гривой». Мальчик, живущий где-то в Сибири. Обычный такой мальчуган своего времени. Родители у него нет. Воспитывают его старики: строгая бабушка и более добродушный дедушка. Автор хорошо знал о чём пишет

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/pushkin/analiz-proizvedeniya-stancionnyj-smotritel-sut-smysl-i-ideya

Анализ произведения «Станционный смотритель» (А. Пушкин) | Литерагуру

Анализ «Станционный смотритель» Пушкин

Guru · 11.11.2017

Александр Сергеевич Пушкин – один из самых читаемых авторов. Его имя знают всенаши соотечественники от мала до велика. Его произведениями зачитываются повсюду. Это поистине великий писатель.

И, пожалуй, его книги стоит изучать глубже. Например, те же «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» просты лишь на первый взгляд.

Рассмотрим одну из них, а именно «Станционный смотритель» — историю о том, как важно вовремя осознать значимость дорогих сердцу людей.

История создания

В 1830 году Александр Сергеевич Пушкин отправляется в Болдино, чтобы решить некоторые финансовые проблемы. Он уже собирался вернуться, но в России в то время сильно распространилась смертельно опасная холера, и возвращение пришлось отложить надолго.

Этот период развития его дарования называют Болдинская осень. В это время написаны одни из лучших произведений, в том числе цикл повестей под названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», состоящий из пяти произведений, одна из которых «Станционный смотритель».

Ее автор закончил 14 сентября.

Во время вынужденного заточения Пушкин страдал от разлуки с очередной дамой сердца, поэтому его муза была печальна и зачастую настраивала его на грустный лад. Возможно, свою лепту в создание «Станционного смотрителя» внесла сама атмосфера осени – поры увядания и ностальгии. Главный герой увял также стремительно, как сброшенный с ветки лист.

Жанр и направление

Сам Пушкин называет свое произведение «повести», хотя по существу каждая из них – это маленький роман. Почему же он их так назвал? Александр Сергеевич отвечал: «Повести и романы читаются всеми и везде» — то есть, особой разницы между ними он не видел, а выбор сделал в пользу менее крупного эпического жанра, как бы указывая на скромный объем произведения.

В отдельной повести «Станционный смотритель» заложены основы реализма. Герой  – это вполне реальный герой, который мог бы встретиться в то время в действительности. Это первое произведение, в котором поднимается тема «маленького человека». Именно здесь Пушкин впервые говорит о том, как живет этот никем не замеченный субъект.

О чем?

Повесть «Станционный смотритель» начинается с небольшого отступления, где автор рассуждает о том, какая это унизительная должность. Никто не обращает на этих людей внимания, их «шпыняют», иногда даже бьют. Никто никогда не говорит им элементарно «спасибо», а ведь зачастую это очень интересные собеседники, которые могут многое рассказать.

Затем автор повествует о Самсоне Вырине. Он занимает должность станционного смотрителя. Рассказчик попадает к нему на станцию случайно. Там он знакомится с самим смотрителем и его дочкой Дуней (ей 14 лет). Гость отмечает, что девушка очень хороша собой. Спустя пару лет герой снова оказывается на той самой станции.

Во время этого визита мы и узнаем суть «Станционного смотрителя». Он снова встречает Вырина, но вот дочки не видно. Позже из рассказа отца становится ясно, что однажды на станцию заехал гусар, и из-за болезни ему пришлось на какое-то время остаться там. Дуня постоянно ухаживала за ним.

Вскоре гость поправился и стал собираться в дорогу. На прощание он предложил довести свою сиделку до церкви, но обратно она уже не пришла. Позже Самсон Вырин узнает, что молодой человек вовсе и не болел, он претворялся, чтобы обманом завлечь девушку и увезти с собой в Петербург.

Пешком смотритель отправляется в город и пытается там найти гусара-обманщика. Найдя его, он просит вернуть ему Дуню и не позорить больше, но тот ему отказывает. Позже несчастный родитель находит и дом, в котором похититель содержит его дочь. Он видит ее, одетую богато, любуется ею.

Когда героиня поднимает голову и видит отца, она пугается и падает на ковер, а гусар выгоняет бедного старика прочь. После этого смотритель больше не видел свою дочь.

Еще спустя время автор опять оказывается на станции доброго Самсона Вырина. Он узнает, что станцию расформировали, а бедный старик умер.

Теперь в его доме живет пивовар и его жена, которая отправляет своего сына показать, где похоронен бывший смотритель. От мальчика рассказчик узнает, что некоторое время назад в город приезжала богатая барыня с детьми.

Она также спрашивала про Самсона, а узнав, что тот умер, долго плакала, лежа на его могиле. Дуня раскаялась, но было уже поздно.

Главные герои

  1. Самсон Вырин – добрый и общительный старик лет 50, который души не чает в своей дочери. Она защищает его от побоев и ругани приезжих. При виде нее они всегда ведут себя спокойно и доброжелательно.

    В первую встречу Самсон выглядит отзывчивым и робким мужчиной, который довольствуется малым и живет лишь любовью к своему ребенку. Ни богатств, ни славы ему не надо, лишь бы рядом была его родная Дуняша. В последующую встречу он — уже обрюзгший старик, который ищет успокоения в бутылке.

    Побег дочери надломил его личность. Образ станционного смотрителя – это хрестоматийный пример маленького человека, который не в силах противостоять обстоятельствам. Он не выдающийся, не сильный, не умный, он просто обыватель с добрым сердцем и кротким нравом – вот его характеристика.

    Заслуга автора в том, что он сумел интересно дать описание самому обыденному типажу, найти в его скромной жизни драму и трагизм.

  2. Дуня — молодая девушка. Она оставляет отца и уезжает с гусаром не из корыстных или недобрых побуждений. Девушка любит родителя, но по наивности доверяется мужчине.

    Как и любую молодую женщину, ее влечет великое чувство. Она следует за ним, забыв обо всем. В конце повести мы видим, что она переживает за смерть одинокого отца, ей стыдно. Но сделанного не исправить, и вот она, будучи уже матерью, плачет на могиле родителя, сожалея о том, что так поступила с ним.

    Спустя годы Дуня остается прежней милой и заботливой красавицей, на облике которой не отразилась трагическая история дочери станционного смотрителя. Всю боль разлуки вобрал в себя ее батюшка, так и не увидевший внуков.

Тема

  • В «Станционном смотрителе» впервые поднимается тема «маленького человека». Это герой, которого никто не замечает, но который обладает большой душой. Из рассказа автора мы видим, что его часто ругают просто так, иногда даже бьют. Его не считают за личность, он — низшее звено, обслуживающий персонал. Но на самом деле, этот безропотный старик безгранично добр. Несмотря ни на что, он всегда готов предложить путникам ночлег и ужин. Гусару, который хотел его избить и которого остановила Дуня, он разрешает остаться у себя на несколько дней, вызывает ему врача, кормит его. Даже когда его предает дочь, он все равно готов ей все простить и принять ее назад любую.
  • Тема любви тоже своеобразно раскрывается в повести. В первую очередь, это чувство родителя к ребенку, которое бессильны поколебать даже время, обида и разлука. Самсон безоглядно любит Дуню, бежит спасать ее пешком, ищет и не сдается, хоть такой смелости от робкого и забитого слуги никто не ожидал. Ради нее он готов терпеть хамство и побои, и лишь убедившись, что дочь его сделала выбор в пользу богатства, он опустил руки и подумал, что бедный отец ей уже не нужен. Другой аспект – страсть юной прелестницы и гусара. Сначала читатель тревожился за судьбу провинциальной девочки в городе: ее в вправду могли обмануть и обесчестить. Но в финале оказывается, что случайная связь обернулась брачным союзом.  Любовь – главная тема в «Станционном смотрителе», так как именно это чувство стало и причиной всех бед, и противоядием от них, которое не доставили своевременно.

мысль

По-прежнему насущна и актуальна идея «Станционного смотрителя»: даже к маленькому человеку нужно относиться уважительно. Нельзя мерить людей по званию, сословию или умению задеть других.

Гусар, например, судил окружающих по силе и положению, поэтому причинил такое горе своей же супруге, своим же детям, лишив их отца и деда. Своим поведением он оттолкнул и унизил того, что мог бы стать ему опорой в семейной жизни.

Также основная мысль произведения – это и призыв к тому, чтобы мы берегли своих родных и не откладывали примирение на завтра. Время быстротечно и может лишить нас шанса исправить свои ошибки.

Если посмотреть на смысл повести «Станционный смотритель» более глобально, то можно заключить, что Пушкин выступает против социального неравенства, ставшего краеугольным камнем взаимоотношений людей того времени.

О чем заставляет задуматься?

Автор как раз и заставляет задуматься над своим поведением. Он говорит, что надо быть внимательнее к другим, не стоит относиться к людям предвзято.

Также Пушкин заставляет нерадивых чад подумать о своих стариках, дает им наставление не забывать родителей, быть им благодарными. Семья – это самое ценное в жизни каждого человека.

Именно она готова простить нам все, принять нас любыми, утешить и успокоить в трудный час. Родители – самые преданные люди.

Она отдают нам все, и взамен ничего не просят, кроме любви и небольшого количества внимания и заботы с нашей стороны.

Виктория Кудрявцева

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-proizvedeniya-stantsionnyj-smotritel-a-pushkin/

Анализ произведения Станционный смотритель Пушкина

Анализ «Станционный смотритель» Пушкин

«Станционный смотритель» – является началом новой полосы творчества Александра Сергеевича Пушкина.

Если в романе в стихах «Евгений Онегин» он старается спрятать отношение к бытовым вопросам под некоторым юмором и саркастичным отношением к окружающим проблемам.

Да и сам Белкин в других повестях старается маскировать свое сочувственное отношение к простой и обыкновенной рутинной жизни, то в этом повествовании он описывает ее так как есть, без юмора и желания приукрасить сложившуюся ситуацию.

Автор испытывает глубокую жалость, ему безумно жалко разбитой жизни станционного смотрителя, он испытал настоящую бурю и жестокую боль в самом конце собственного существования, поэтому расстался с ней на достаточно печальной ноте.

Пушкин в первый раз в произведении допускает ноты серьезного осуждения в сторону божественного легкомыслия, которое несмотря на все противоречия было достаточно близко и дорого ему.

Станционный смотритель живет тихой и спокойной жизнью, смыслом которого является дочка Дуня. Но в один момент все рушиться, она умирает, что полностью разрушает привычный уклад жизни.

Он не может привыкнуть, что центр его существования пропал, и теперь ему придется продолжить жить одному.

Ему встречается гусар, который не желал разделить с ним его горе, он не старается понять пожилого мужчину, которому в этот момент необходима была помощь и поддержка.

Повести Белкина стали первыми реалистичными повестями, которые получили широкую огласку. Автор смог точно передать реализм разных жизненных ситуаций той эпохи, в каждом человеке в то время происходила небольшая революция, за которой главный автор наблюдает со стороны. В жизни Станционного смотрителя происходит настоящая революция, которая заканчивается трагедией.

Он не смог разобраться с собственным противоречием, разобраться с произошедшим и сломить ситуацию. Он потерял любимого и родного человека, теперь ему не с кем разделить горести и счастье. Александр Сергеевич точно передает все его внутренние переживания, страдания и одиночество, которое он испытывает. Собственно поэтому читатель понимает, что благополучного исхода не получится.

Анализ 2

Для каждого творца существование простого человека выглядит довольно странным и слегка отчужденным. Все-таки творческий человек существует немного другими переживаниями и заботами, в его сознании обитают совершенно иные приоритеты.

Тем не менее, если смотреть произведения многих русских писателей, то там активно затрагивается тема так называемого маленького человека, то есть простого человека, который практически не думает о высоком, и живет своими простыми интересами.

Эта тема во многом начинается именно со Станционного смотрителя Пушкина, где автор чуть ли не впервые начинает сочувствовать простым людям и искренне сострадать нелегкой судьбе таких людей.

Ведь если посмотреть на прежние произведения, то там автор все-таки делает акцент на людях светских, разбирает, как отличаются представители высшего света села и города и прочие темы, которые не особенно близки к простому народу.

В Станционном смотрителе Пушкин смещает акцент и мы наблюдаем подтверждение этому факту в описании гусара Минского, который дан только небольшими штрихами и не представляет собой личности как таковой.

Этот герой мог бы стать основным, если бы посмотреть с другой стороны и разыграть в произведении историю подобную тому как Печорин похищает Беллу.

Тем не менее, тут представитель более высокого сословия, который далек от потребностей простого народа, дан как некий разрушающий и дисгармоничный элемент.

Главный герой в свою очередь представляет собой как бы воплощение простого бытового счастья.

Самсон Вырин не является глупым или недалеким человеком, да, он не совершает и не совершит подвигов, он привык к комфорту, но в каком-то смысле именно он является солью земли, именно на таких людях и держится мир.

При этом Минский тут является практически полным антиподом счастья, он преследует только личные интересы и в итоге создает трагедию не только для смотрителя, но и для Дуни.

Вероятнее всего, она более не простит себя никогда за такое расставание с человеком, который жил только ради нее. Минский чувствует в Вырине явного конкурента и именно поэтому так выгоняет его из своего дома, он понимает, как привязана к нему Дуня. По сути, он покупает свое счастье, хотя счастья нельзя купить.

В итоге на самом деле Минский покупает только несчастье, он делает несчастными двух людей, которые ранее были счастливыми.

Конечно, он может дать Дуне благополучие и некий семейный уют, но будет ли она также спокойна как была спокойна на станции, ежедневно наблюдая идентичные картинки на стенах, пеструю занавеску кровати и горшки с бальзамином? Разве эта героиня откроет для себя нечто новое помимо светского общества, которое в действительности глубоко несчастно?

Пушкин в этом произведении пусть и не открыто, но довольно явно сострадает главному герою и грустит о разбитой судьбе. Он видит негативную сторону своеволия гусара и его чувственности. Также он видит некую красоту и подлинное счастье в простом и незамысловатом быте маленького человека.

Суть, смысл и идея

Произведение относится к периоду творчества поэта, называемому Болдинской осенью и по жанровой направленности является повестью, написанной в стиле сентиментализма и реализма, включенной в прозаический сборник автора под названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».

Основной темой произведения является размышления о проблемах маленьких людей, оказавшихся в обездоленном положении. Помимо данной темы, автор рассматривает в повести вопросы нравственности, человеческой любви, являющихся актуальными и в современном мире.

Композиционная структура повести представляет собой три составные части, первая из которых является лирическим отступлением автора, вторая часть изложена в виде бесед рассказчика с главным персонажем, где сюжетная линия проходит свое развитие и кульминацию, а в третьей части описывается в форме эпилога.  

Ключевым персонажем повести автор представляет пятидесятилетнего старика, Самсона Вырина, отличающегося добротой и общительностью, безграничной любовью к своей единственной дочери Дуняше. Мужчина характеризуется радушием, отзывчивостью, кроткой и открытой душой.

Девушка является вторым главным героем произведения и изображается в качестве заботливой дочери, защищающей старика от претензий постояльцев, которая, однако увлекается заезжим военным офицером и оставляет отца в одиночестве. В результате отъезда любимой дочери Самсон опускается, запивая горе алкоголем, а впоследствии умирает, так и не дождавшись возвращения Дуняши.

Смысловая нагрузка произведения заключается в раскрытии образа маленького человека, неспособного противостоять жизненным обстоятельствам, надломившим его несильную, неумную, но добрую и кроткую личность.

В этой связи автор размышляет о нравственной проблематике во взаимоотношениях родителей и детей, подчеркивая необходимость помнить о человеке, позволившим ощутить вкус к жизни, а также испытать самые лучшие человеческие чувства в виде любви, материнства, личного счастья.

Финал повести представляется автором печальным и грустным, однако повествовательное содержание наполняется надеждой на перемены в человеческом сердце, которые способны преодолеть эгоизм, равнодушие в близких людях. Это демонстрируется в сцене осознание девушкой невозможности возвращения в эту жизнь родного и преданного человека и глубокого людского раскаяния.

Произведение является одним из самых сильных повестей, входящих в прозаический сборник писателя.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/pushkin/analiz-proizvedeniya-stancionnyj-smotritel

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.