Анализ «Повести Белкина» Пушкин

«Метель», анализ повести Пушкина

Анализ «Повести Белкина» Пушкин

Одна из самых поэтичных повестей, вошедших в сборник «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Метель» была написана Пушкиным в 1830 году. Она стала последней в цикле. Местом написания стало Болдинское имение поэта.

Именно на этот период творчества, именуемый Болдинской осенью, приходится самая творчески активная пора в жизни Пушкина.

В это время он находится вдали от дома, улаживая финансовые вопросы перед свадьбой с Натальей Гончаровой, но заставшая деревню эпидемия холеры продлила пребывания поэта в имении.

Издана повесть была в 1831 году. Цикл «Повести Белкина» был опубликован не под именем Пушкина. Скорее всего, причиной было предположение поэта о том, что написанное будет принято публикой холодно.

Тогда так не писали – просто и ясно, без «романтического тумана». Однако в своем письме, адресованном Плетневу Александр Сергеевич просит «Смирдину шепнуть мое имя, чтобы он перешепнул покупателям».

В тексте предисловия художник оставил опознавательные знаки, по которым можно было угадать истинного автора повестей.

Критика была разнообразная. Чернышевский высказывался о том, что цикл уступает другим его прозаическим произведениям, а Дружинин пишет: «Повестей Белкина», по нашему мнению, не должен проходить молчанием ни один человек, интересующийся русскою прозою…

Влияние, ими произведенное, отчасти выразилось чуть ли не на всех наших романах и повестях». Толстой позже скажет о творении Пушкина: «Давно ли вы перечитывали Пушкина? Сделайте мне дружбу — прочтите сначала все «Повести Белкина».

Их надо изучать и изучать каждому писателю».

Сюжетная линия, образы

Название повести сразу настраивает читателя на атмосферу произведения. В названии читатель может увидеть предвкушение острого, динамичного, тревожного действа, драматического развития, непредсказуемости сюжетной линии.

Подтверждает драматические упования читателя эпиграф, представляющий собой фрагмент из поэмы Жуковского «Светлана». Он продолжает развивать заявленную в названии тревожную, динамичную тему, настраивает на романтический лад.

Интенсивное движение, пульс поэтических строк носит смятенный, вихревой характер.

С эпиграфом резко контрастирует начало повести, где царит эпическое спокойствие и подчеркнутая обыденность. Читателя сразу знакомят с главным персонажем. В описании Марьи Гавриловны прослеживается легкая ирония от лица повествующего, заключенная в союзе «и»: «стройной, бледной и семнадцатилетней девицы».

Молодая девушка, живущая в уездном повести, воспитана на французских романах. Она нежная, любящая, романтическая натура, влюбленная в бедного прапорщика Владимира Николаевича, который гостил у них в деревне по соседству. Тот искренне и пылко влюблен в Марью.

Девушка понимает, что родители не позволят ей выйти замуж за несостоятельного человека, потому решается на рискованный шаг – тайное венчание.

Внезапная метель, занесшая деревенские дороги, сыграла в повести одну из главных ролей. Именно разбушевавшаяся стихия стала причиной того, что Марья была обвенчана с другим мужчиной, а ее возлюбленный заблудился по дороге и отыскал церковь только на утро.

Им овладевает отчаяние, когда он понимает, что не может найти дорогу до церкви. Это стечение обстоятельств ничто иное, как неизбежный рок, что понимает читатель в конце произведения. Узнав о том, что избранница обвенчана с другим, Владимир возвращается в полк.

Вскоре поступает известие о том, что прапорщик погиб в Бородинском сражении.

Тем временем Марья остается с богатым наследством от умершего отца. Она отказывает всем женихам, которые частенько сватаются к ней, храня, казалось бы, верность бывшему возлюбленному. Никто не знает, что она была по ошибке обвенчана с неизвестным ей человеком.

Когда война заканчивается, в деревню приезжает полковник по фамилии Бурмин, чтобы погостить. Они с Марьей нравятся друг другу, но между героями есть какая-то неловкость.

Полковник рассказывает девушке о той ситуации, в которой во время сильного ненастья он был обвенчан с неизвестной девушкой. Он не знает ничего о своей «случайной» жене.

Оказывается, что обвенчаны были Марья и Бурмин. Героев ожидает счастливый финал.

Проблематика, литературное направление

Литературное направление повести – сентиментализм. Центральной темой являются взаимоотношения человеческой личности и Судьбы, ее каприза, значения в жизни каждого, ее непредсказуемой воли.

Необдуманное согласие на женитьбу одного, опоздание на венчание другого решило судьбу Марьи Гавриловны.

Тема судьбы, рока всецело раскрыта в самом конце повести, ведь сама судьба свела двух случайно обвенчанных молодых людей.

  • «Метель», краткое содержание повести Пушкина
  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Евгений Онегин», краткое содержание по главам романа Пушкина
  • «Медный всадник», анализ поэмы Пушкина
  • «Няне», анализ стихотворения Александра Пушкина
  • «19 октября», анализ стихотворения Александра Пушкина
  • «Пророк», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Зимнее утро», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Анчар», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Свободы сеятель пустынный», анализ стихотворения Пушкина
  • «Мадонна», анализ стихотворения Пушкина
  • «Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина

По произведению: «Метель»

По писателю: Пушкин Александр Сергеевич

Источник: https://goldlit.ru/pushkin/765-metel-analiz

А. С. Пушкин

Анализ «Повести Белкина» Пушкин

В сентябре 1830 года Пушкин приезжает в имение отца в Болдино. Здесь он закончил последние главы «Онегина», написал несколько сцен и трагедий, около тридцати стихотворений и «прозою 5 повестей», о чем и сообщил в письме к Плетневу. «Повести Белкина» (первое свое творение в прозе) Пушкин писал с наслаждением и увлеченно, «от вдохновения испытывая радость».

В созданных в сентябре-октябре повестях чувствовалась зрелость таланта, сила и внутренняя свобода писателя. Это качество произведений сразу же отметили его современники.

Пушкин писал, что Баратынский «ржал и бился», читая их, а Кюхельбекер признался, что «от доброго сердца» смеялся и желал бы, чтобы их автор знал, что его произведения «рассеивали хандру его несчастного друга».

“Пять повестей”

Даже не самый глубокий анализ «Повестей Белкина» позволит заметить, что автор с улыбкой и добрым юмором рассказал о последекабристской России и простых людях, их надеждах, разочарованиях, страданиях, повседневных мелких трагедиях и комических приключениях.

Пушкин отказался от авторства и передал его Ивану Петровичу Белкину, отставному офицеру, кроткому, доброму юноше. Интересовавшийся на досуге изящной словесностью, Белкин собрал от разных рассказчиков эти «простые» повести и обработал их по своему усмотрению.

Таким образом, настоящий автор этих историй скрывается за двойной цепочкой рассказчиков, что дает ему свободу повествования, возможность для сатиры и пародии и позволяет выразить свое отношение к ним.

Полный анализ «Повестей Белкина» показывает, что истории, входящие в цикл, очень занимательные. Но не все они веселые. Белкинский цикл включает пять произведений. Все они разнотипные, ни одна из этих повестей не похожа на другую. Есть среди этих историй серьезные и грустные.

Так, «Станционный смотритель» – серьезное и немножко грустное повествование, «Метель» и «Барышня-крестьянка» – отчасти шутливые, в «Гробовщике» также присутствует ирония, затрагивающая типичную русскую действительности, а «Выстрел» – это романтическая новелла с острым сюжетом и неожиданным финалом.

Поговорим об этих повестях подробнее.

“Выстрел”

Судя по дате 14 октября 1830 года, указанной автором, эта история была написана одной из последних в цикле «Повести Белкина». Анализ «Выстрела» начинаем с сюжетно-композиционных особенностей произведения.

Первоначально произведение состояло из одной главы и вместило жизненные впечатления самого автора, вплоть до автобиографических реалий (дуэль Пушкина с офицером Зубовым). Эпиграф повести «Выстрел» отсылает читателя к произведению Марлинского «Выстрел на бивуаке», где содержится мотив «отсроченного выстрела».

Закончив произведение 12 октября, автор приписал, что окончание потеряно. Лишь через 2 дня Пушкин присоединил вторую главу, композиционно повторяющую первую. Обе главы построены по принципу «таинственной новеллы».

В первой из них главный персонаж Сильвио хранит некую тайну. Во второй главе автор знакомит с новыми героями – графом и его женой, но читатель ждет разрешения тайны и его не оставляет чувство, что между совершенно разными людьми – графом и Сильвио, есть какая-то связь.

Тайна открывается во вставном рассказе графа. Таким образом, небольшая повесть композиционно оказывается сложной: два различных эпизода, а внутри каждого – дополнительный рассказ. При этом вторая предыстория продолжает первую.

Такое построение произведения расширяет временные границы и создает сюжетное напряжение. Дальнейший анализ «Повестей Белкина» показывает, что виртуозное построение повести «Выстрел» с разных сторон раскрыло облик главного героя.

Несмотря на то, что здесь немного действующих лиц, произведение кажется «густонаселенным», потому что в нем отображены разные социальные миры.

“Метель”

Следующее произведение «Повестей Белкина», анализ которого начнем с сюжетно-композиционных особенностей, это повесть «Метель». В основе сюжета курьезный случай – непредвиденная женитьба молодого военного на провинциальной девушке.

Для него это веселое приключение, для девушки – крах первой любви. Две сюжетные линии сходятся в конце произведения. Начинается повесть с небольшой экспозиции, в которой описывается жизнь одного поместья. Появляется бедный прапорщик, который не может рассчитывать на руку дочери хозяина поместья.

Они долгое время переписываются и решают обвенчаться втайне. По пути прапорщик попал в метель и добрался до церкви только под утро.

Тем временем проезжавший мимо гусар Бурмин решил подшутить и, представившись женихом девушки, которая была на тот момент очень больна и «подмену» жениха заметила только после венчания, обвенчался с ней и уехал нести службу.

Несколько лет девушка отвергает всех женихов и тут появляется красавец полковник. Марье Гавриловне он приглянулся, только жениться он на ней не может. У него есть жена, но вот ни имени ее, ни названия поместья, где она живет, не знает.

Бурмин рассказывает удивительную историю о том, как несколько лет назад пошутил над незнакомой девушкой. Возглас Марьи Гавриловны «Так это были вы!» говорит о счастливой развязке этой истории.

Повесть можно условно разделить на две части: «Марья Гавриловна и Владимир», «Марья Гавриловна и Бурмин». В каждой есть своя «изюминка».

Красота построения этой повести лишний раз подчеркивает гениальность ее автора, который безошибочно находил формулу, которая могла выразить его замысел. Ирония пронизывает всю историю, как и следующее произведение «Повестей Белкина» – «Гробовщик», анализ которой представлен ниже.

“Гробовщик”

Сюжетно повесть напоминает романтические произведения, но рассказывает далеко не о романтических вещах, а о типично русской действительности. Композиционно повесть «Гробовщик» делится на две части.

В первой повествуется о переезде главного героя и его знакомстве с соседями. Во второй рассказывается о снах гробовщика, где его навещают обманутые им мертвецы. Главного героя спасает только пробуждение. Заканчивается произведение тем же, чем начинается – семейными хлопотами.

В самой странной из пяти повестей автор рассказывает о страхе смерти.

Может потому и угрюм главный герой, что у него в доме помещаются гробы. На праздновании серебряной свадьбы даже предлагается тост за здоровье мертвецов. Не за их ли счет живет гробовщик? Он так благодарен им, что даже зовет их во сне на пир.

При встрече с первым своим покойником, уже превратившимся в скелет, у гробовщика от ужаса немеют и подкашиваются ноги. Ведь даже его он обманул, выдав сосновый гроб за дубовый. Как показывает анализ «Повестей Белкина», Пушкин в этом произведении показывает, какие потрясения нужно человеку пережить, чтобы перестать жить обманом.

Как заметил В. Гиппиус, «прелесть» этого произведения не только в «трезвой» правде, «но и трезвой иронии».

“Станционный смотритель”

В цикле несколько особняком стоит произведение «Станционный смотритель». Повесть близка по своей поэтике к сентиментализму. Об этом говорит характер героя и необычный финал, одновременно скорбный и счастливый.

Но тема маленького человека, которую поднимает автор, отличает произведение от традиционных сентиментальных повестей. Здесь хоть и нет прямого зла, но горе главного героя не становится от этого меньше. Напротив, оно обретает трагический характер.

Здесь нет отрицательных героев, все они хороши по-своему – и смотритель, и Дуня, и гусар. Но это не помешало случиться беде.

По своему характеру, произведение это не обличительное, а эпическое. В нем заметен глубокий философский взгляд автора на жизнь и мудрость большого художника. На протяжении всего произведения перед читателем разворачивается трагедия человека, который не склоняется перед судьбой и пытается спасти свою дочь.

Не в силах изменить или повлиять на ход событий, старый смотритель сходит в могилу от осознания собственного бессилия. А счастливый конец повести (ведь у Дуни все хорошо) еще больше подчеркивает разыгравшуюся перед читателем трагедию. В последнем «прости» дочери заключаются боль, раскаяние и страдание.

“Барышня-крестьянка”

В основе повести лежат романтические отношения Алексея и Лизы. Они являются детьми помещиков, враждующих друг с другом, но затем примирившихся. В повести нет и следа романтической поэтики. Здесь все просто – и герои, и любовь, и атмосфера деревенской жизни.

«Барышня-крестьянка» – легкая, жизнерадостная повесть со счастливым концом. Она построена на реально-бытовой основе. Между тем, этот шутливый, святочный рассказ по своему смыслу довольно серьезен.

Главный герой произведения готов переступить через социальные предрассудки, навязанные его дворянским титулом, и жениться на крестьянке. Их изобличение и отрицание – вот основная идея произведения.

Завершая анализ «Повестей Белкина», необходимо отметить, что они стали поворотным моментом в истории художественной прозы. черта этих произведений – простота и сжатость изложения.

Автор избегает ненужных украшений и не дает объяснения поступкам своих героев. Но гениальный Пушкин всегда угадывает, как должен поступить тот или иной персонаж (в силу социальных навыков или индивидуальных качеств).

Поэтому читатель чувствует правду и видит реальных людей.

Источник: http://fb.ru/article/374740/a-s-pushkin-povesti-belkina-analiz

Анализ «Повести Белкина»

Анализ «Повести Белкина» Пушкин

Цикл «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина» был создан А. С. Пушкиным в очень короткий срок (сентябрь — октябрь 1830 г.). Он относится к знаменитому плодотворному периоду в творчестве поэта — Болдинской осени.

И. П. Белкин

В авторском вступлении «От издателя» Пушкин сообщает вымышленные подробности о жизни И. П. Белкина. Это был необычайно добрый и мягкий человек, не имеющий никакого представления о ведении хозяйства. Выйдя в отставку, он поселился в своем имении и занялся литературной деятельностью.

Воспользовавшись молодостью хозяина, крестьяне совершенно отбились от рук. «По причине… неопытности и мягкосердия» хозяйство окончательно пришло в упадок. Белкин не обращал на это никакого внимания. Все свободное время он читал, слушал истории ключницы, общался со своим лучшим приятелем.

Иван Петрович скоропостижно скончался, не дожив до тридцати лет. Он оставил после себя множество никому не нужных рукописей, часть которых и составила «Повести Белкина».

По утверждению приятеля покойного все повести «большею частию справедливы и слышаны им (Белкиным) от самых разных особ».

а. Выстрел

Повесть представляет собой историю армейского офицера Сильвио, прославившегося своей меткой стрельбой и хладнокровием. Однажды он поразил товарищей отказом от участия в дуэли, что было расценено, как проявление трусости.

Сильвио объясняет рассказчику причину своему поведения. В молодости у него состоялась дуэль. Противник промахнулся, а Сильвио отложил свой выстрел. Он до сих пор ждет удобного момента, чтобы отомстить, поэтому не может подвергать свою жизнь опасности.

Спустя несколько лет автор узнал финал этой истории. Сильвио потребовал продолжить дуэль, когда его бывший соперник удачно женился. Граф вновь промахнулся, а Сильвио не стал стрелять, удовлетворившись смятением и страхом противника.

б. Метель

История, в которой главную роль играет слепой случай. Бедный прапорщик Владимир Николаевич собирался тайно обвенчаться с любимой девушкой — Марьей Гавриловной. В ночь побега разыгралась сильная метель. Владимир, заблудившись, опоздал в церковь, а Марья Гавриловна была случайно повенчана с незнакомым человеком.

Через несколько лет Марья Гавриловна познакомилась с полковником Бурминым. Он признался ей в любви, но заявил, что уже связан узами брака с неизвестной женщиной. После рассказа полковника выясняется, что он и был тем случайно подвернувшимся женихом, с которым когда-то обвенчали Марью Гавриловну.

в. Гробовщик

Короткая юмористическая история гробовых дел мастера, к которому в страшном сне пришли в гости его «клиенты» — покойники.

г. Станционный смотритель

Печальная повесть о мелком чиновнике Самсоне Вырине. Смотритель жил вместе со своей единственной любимой дочерью Дуней. Проезжающий через станцию ротмистр с помощью обмана увез Дуню с собой. Попытки вернуть дочку ни к чему не привели. Самсон утратил смысл жизни, начал пить и вскоре умер. Раскаявшаяся Дуня опоздала застать отца в живых.

д. Барышня-крестьянка

Самая веселая и жизнерадостная повесть цикла. Барышня Лиза притворяется крестьянкой Акулиной, чтобы познакомиться с сыном соседнего помещика — Алексеем. Тайные встречи приводят ко взаимной любви.

Узнав, что отец собирается женить его на дочери соседа Лизе, Алексей отправляется в соседнее имение, чтобы воспрепятствовать этому браку. Там он неожиданно узнает, что его любимая Акулина и есть Лиза.

Основной смысл и идеи «Повестей Белкина»

Пушкин стремился показать широкую картину русской жизни, включающую представителей разных сословий. Прежде всего его интересуют живые конкретные люди, а не их сословная принадлежность.

Положительные или отрицательные человеческие качества не зависят от знатности и богатства. В «Выстреле» вызывает восхищение благородство и мужество дворянина Сильвио. В «Метели» чувствуется искреннее сострадание к трагедии влюбленных молодых людей, причиной которой стала бедность Владимира.

В «Станционном смотрителе» симпатии автора явно на стороне практически бесправного класса низших чиновников. Шутливая в целом повесть «Гробовщик» заставляет задуматься о несчастной судьбе представителей презираемой профессии, которым в насмешку могут предложить выпить «за здоровье своих мертвецов».

Мрачная работа приводит к тому, что «Адриан Прохоров был обыкновенно угрюм и задумчив».

Неприятие сословных границ ярче всего продемонстрировано в «Барышне-крестьянке». Крепостная Настя является лучшей подругой дворянки Лизы. Алексею неважно, что его любимая — простая крестьянка. Ради нее он готов бросить все и «жить своими трудами». Романтическая для своего времени мечта свидетельствовала о том, что узкие сословные рамки будут неизбежно преодолены в будущем.

Источник: http://spadilo.ru/analiz-povesti-belkina/

А.С. Пушкин

Анализ «Повести Белкина» Пушкин

Цикл «Повести Белкина» был создан в период «Болдинской осени» в 1830 г. Это был период, когда из-за начавшейся холеры был объявлен карантин на въезд и выезд в Петербург и Пушкин вынужден был провести всю осень до окончания карантина в имении Болдино.

Повести были изданы в 1831 году. Издание было анонимным, то есть Пушкин приписал авторство некоему Белкину. Цикл состоит из пяти повестей, которые, якобы, некогда рассказал автору ныне покойный Иван Петрович Белкин.

Это повести: «Барышня-крестьянка», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Метель» и «Выстрел».

Идея цикла в том, что автор показал все этажи русского общества, снизу до верху. Здесь всё изложено сжато и просто, нет ни одного лишнего слова. Пушкин не объясняет поступки своих героев, тем более не пускается в пространные объяснения мотивов их действий. Тем не менее, читатель прекрасно понимает мотивы поступков его героев, с их достоинствами и недостатками.

Персонажи повестей не являются яркими индивидуальностями, как большинство пушкинских героев. Они типичные представители своей среды. На первом плане у них бытовая сторона. Но пушкинское построение рассказа, развитие сюжета, кульминация и счастливая развязка держат интерес читателя на протяжении всего повествования.

Выстрел

Сюжет повести довольно простой. Герой повести Сильвео, будучи натурой примечательной во всём, что касалось гусарского удальства, возненавидел своего не менее достойного молодого соперника. Дело дошло до дуэли, в ходе которой его соперник проявил такое равнодушие к смерти, что Сильвео не стал стрелять, оставив за собой право выстрела.

Долгие годы он ждал подходящего случая для мести, пока, наконец, не получил известие о женитьбе своего врага. Явившись к нему с требованием реализовать свой выстрел, он получил полное удовлетворение, унизив его перед женой. На прощание он довольно точно выстрелил в картину, оставив в ней дырку, которая и послужила поводом для воспоминаний.

Главный герой повести личность, конечно, сильная и незаурядная. Но, все его достоинства меркнут на фоне его зависти к более удачливому сопернику. Зависть, как известно мужчину, тем более гусара, никак не красит. Ещё более блекнут его достоинства от мелочной мстительности.

Эти качества, тем более усугубляются, когда он доводит до ужаса жену графа, целясь в него. Однако, в последний момент что-то останавливает его от убийства. Думаю, что не столь важна истинная причина, важнее другое, человек не стал убивать другого человека.

Вполне возможно, в этот момент в главном герое проснулись истинные человеческие чувства.

Такой финал характерен тому пушкинскому духу, придающему столько душевного тепла «Повестям Белкина». Он убеждает читателя без лишнего пафоса поверить в торжество «добрых чувств» над глупыми и никчемными правилами общества. Благородство Сильвео может показаться спонтанным, но это есть жившее в нём изначально качество души.

Метель

Своеобразная пьеса ситуаций. Роковые и счастливые случайности, которым отводится отводится в повести немаловажная роль. Романтическая героиня повести Марья Гавриловна соглашается на тайный брак с Владимиром, отверженным её родителями.

В результате роковой случайности, точнее из-за сильной метели, героиня венчается с неизвестным гусаром. Владимир уходит на войну с Наполеоном и погибает. В результате цепи счастливых случайностей, повесть приходит к счастливой развязке.

В характеристике главной героини, автор сразу отмечает, что она воспитана на французских романах, потому и влюблена. Возможно, что ей нравился Владимир от того, что начиталась романов. Это уже свидетельствует о легкомысленности её характера, как, впрочем, и о её романтизме. Владимир нисколько не отстаёт от Марии.

Такоё же романтик. Он склонен мечтать о тайном венчании, после которого, по его мнению, родители растрогаются и дадут им своё благословение. Его рассуждения чем-то напоминают одного из гоголевских героев, Манилова. Когда же обстоятельства требуют действий, он, по большому счёту, оказывается ни к чему не способен.

Автор не скрывает своего ироничного отношения к героям с их увлечением романтической модой. Но, когда в действие вклинивается война, многое меняется. Любая война открывает души людей, оставляя только истинное. Романтик Владимир героически гибнет, становится героем.

Бурмин, шутки ради, обвенчавшийся с неизвестной девушкой, теперь смотрит на это иначе и разыскивает свою неведомую жену, чтобы жениться на любимой.

Лучшие страницы повести – описание метели, самой главной героини повести,сыгравшей роковую роль для Владимира и счастливую для Марьи Гавриловны и Бурмина.

Гробовщик

Здесь мы попадаем в среду торговцев и ремесленников. Главные герои здесь гробовщик Прохоров Адриан, его дочки и друзья. Герои не озабочены романтическими фантазиями, они твёрдо ходят по земле и решают земные проблемы.

Такие, как предстоящие богатые похороны купчихи Трюхиной, которые могут перехватить конкуренты. Смерть человека для таких, как гробовщик это всего лишь возможность заработать деньги. Даже во сне он рассматривает своих покойных клиентов только с точки зрения их прибыльности.

В мертвецах, которые пришли в гости к Адриану, автор ярко отразил те социальные отношения, которые существовали в то время в обществе.

Станционный смотритель

Пушкинский маленький человек – это прародитель гоголевского Акакия Башмачкина. Чиновник, которого могут поколотить знатные проезжие. Уверенный в том, что его украденная проезжим гусаром дочка Дуня, брошена им, желает ей смерти. Однако всё происходит наоборот. Гусар Минский оказавшийся человеком достойным, женился на Дуне.

Ожидания отца не оправдались, дочь его стала богата и знатна. Однако, искушённый читатель понимает, что дочь свою Самсон Вырин всё-таки потерял. Мир Вырина и мир Минского разделяет огромная яма, которую он не в состоянии преодолеть.

Дуня смогла перешагнуть её не задумываясь только благодаря своей слепой любви к Минскому и женской непосредственности.

Однако, у неё не хватило духу пойти дальше и перешагнуть через правила «приличного» общества, в котором она оказалась. Фактически она отказалась от отца. Её последующий приезд уже на могилу отца всего лишь попытка успокоить свою совесть.

Если бы конец был бы таким, как предполагал Вырин, вышла то бы очередная история про несчастную доверчивую девушку и негодяя- соблазнителя, коих было в ту пору немало. Однако у Пушкина всё гораздо глубже и реалистичнее.

Казалось бы, счастливый конец повести оставляет трагический осадок.

Барышня-крестьянка

Это последняя история цикла. Во многом она напоминает водевильный сюжет с переодеваниями. Герои здесь также романтичны, но романтизм их рождён не французскими романами, а их натурами. К тому же романтизм героев деятельный. За своё счастье они борются, Алексей готов идти на жертву ради любимой и отказаться от отцовского состояния.

Героиня повести Лиза, дочь богатого барина, переодевшись в крестьянку, встречает в лесу Алексея Берестова и молодые люди влюбляются. Алексей, искренне считая Лизу-Акулину крестьянкой,  решает на ней жениться, презрев социальные предрассудки. Достойное решение для молодого человека, надо признать.

Характеризует его с самой лучшей стороны. Особенно усиливается уважение к нему, когда он готов отказаться ради любимой девушки от богатства. Это характеризует его не только как человека честного и благородного, но смелого.

Маскарадный образ Лизы помог обнаружить истинные чувства героев, когда в них открылись простые русские люди.

Источник: https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%9F%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0.html

Повести Белкина — диалектика Жизни — Информационно-аналитический Центр (ИАЦ)

Анализ «Повести Белкина» Пушкин

Читать около 21 мин

«Повести Белкина» написаны Пушкиным осенью 1830 года в Болдино. Творческий подъём, который писатель обыкновенно чувствовал осенью, сказался в эту осень с особенной силой. В Болдине, по его собственным словам, он «писал, как давно уже не писал».

Кроме целого ряда произведений, Пушкин написал прозой пять повестей, которые издал в 1831 году, озаглавив их: «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» — «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка». Их предваряет предисловие «От издателя», связанное с «Историей села Горюхино».

Болдинская осень и творчество Александра Сергеевича

Однакожь нам пора. Ведь я рассказГотовил; а шучу довольно крупно

И ждать напрасно заставляю вас.

А.С. Пушкин, «Домик в Коломне», XXI октава

Многие привыкли воспринимать творчество Пушкина, как своего рода музыку — музыку стиха. Тем не менее Пушкиным не был бы Пушкиным, если бы дело ограничивалось только этой музыкой.

Что-то другое притягивает многих людей в его творчестве, возможно это загадка сокрытая в его творчестве — то, что он хотел сказать нам, но не мог по ряду причин сказать открыто, а посему зашифровал в иносказательной, символьной форме.

И именно в этом контексте стоит понять Пушкина, и, в первую очередь, повести Белкина.

Итак, осенью 1830 года А.С. Пушкин отправился в Болдино, чтобы уладить свои дела перед бракосочетанием с Н.Н.

Гончаровой, но в Нижегородской и близлежащих губерниях в это время разразилась эпидемия холеры, и был объявлен карантин.

Весь сентябрь, октябрь и ноябрь Пушкин был фактически заперт в Болдино: воля Случая. Для России и всех почитателей его таланта этот карантин обернулся неоценённым даром.

По мнению всех исследователей творчества поэта — «Болдинский период» осени 1830 года — самый плодотворный за всё время его творчества.

И среди всего написанного поэтом в этот период «Повести Белкина» занимают особое место: они полны загадок и отличаются особой закрытостью, благодаря которой, возможно, ни сами повести, ни их глубинный смысл не был понят ни современниками Пушкина, ни его потомками. И это вопреки тому, что сам Пушкин свидетельствовал, что его произведения несут в себе некий скрытый смысл.

Пушкин о судьбе своей первой прозы

Так, в предисловии к «Домику в Коломне» в издании П.О. Морозова 1896 года читаем:

«Рецензия (на поэму: авт.) явилась в Литературном Прибавлении к Русскому Инвалиду 1833, N 69. По словам Анненкова, повесть «почти всеми принята была за признак конечного падения нашего поэта. Даже в обществе старались не упоминать о ней в присутствии автора, щадя его самолюбие… Пушкин всё это видел, но не сердился и молчал…»

А вот выдержка из письма Пушкина издателю П.А. Плетнёву из Москвы 9 декабря 1830 года:

«Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал.

Вот что я привёз сюда: две последние главы Онегина, восьмую и девятую, совсем готовые в печать; повесть, писанную октавами (стихов 400), которую выдадим anonyme; несколько драматических сцен или маленьких трагедий, именно: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы» и «Дон Жуан».

Сверх того, написал около тридцати мелких стихотворений. Хорошо? Ещё не всё (весьма секретное, для тебя единого): написал я прозою пять повестей, от которых Баратынский ржёт и бьётся, и которые напечатаем также anonyme. Под моим именем нельзя будет, ибо Булгарин заругает».

О десятой главе, написанной 19 октября, поэт умолчал. Она тоже была написана в Болдино, дошла до нас в зашифрованном виде. По мнению пушкинистов, оригинал уничтожен, но мы придерживаемся другого мнения.

В этом первом письменном свидетельстве о «Повестях Белкина» важны акценты. Судьбой своих прозаических повестей Пушкин озабочен, по-видимому, более всего.

Он не без гордости наблюдает за восторгом Баратынского, — судьи весьма взыскательного, — и, кажется, с нетерпением ожидает последствий своего эксперимента.

Он предугадывает реакцию Булгарина, претендующего на звание первого прозаика, и стремится оградить свое детище от критических атак. Он требует от Плетнёва совершенной секретности, — даже большей, нежели в отношении полемического «Домика в Коломне».

Таких мер предосторожностей он обычно не принимал — возможно одной из причин было то, что с «Повестями Белкина» Пушкин впервые выступал как прозаик. Говорим «впервые», потому что «Арап Петра Великого» не был закончен и напечатанные главы не давали полного представления о тех принципах повествования, которые стремился утвердить Пушкин.

«Повести Белкина» должны были взять на себя эту роль. Когда лицеист П.И. Миллер в 1831 году увидел у Пушкина уже отпечатанную книжку «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А.П.» и осведомился об авторе, Пушкин ответил:

«Кто бы он там ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно».

«Повести Белкина» имеют пророческий смысл

«Повести Белкина» — это пять отдельных историй о простых людях, разбросанных по всему пространству огромной Российской империи. Это и драма, и комедия, и пародия. Сюжеты их вполне гармоничны для реалий того времени. Но и сейчас они привлекают своей какой-то загадочной новизной, своевременностью каждого, кто вдумчиво в них вчитывается.

Писались повести необыкновенно быстро:

  • 9 сентября 1830 года закончен «Гробовщик»,
  • 14 сентября — «Станционный смотритель» и предисловие «От Издателя»,
  • 20 сентября — «Барышня-крестьянка»,
  • 14 октября — «Выстрел»,
  • 20 октября — «Метель».

Между тем к 1831 году русская проза обладала не слишком большим опытом; ещё в 1825 году Пушкин жаловался на «необработанность» языка прозы, на необходимость «создавать обороты для изъяснения понятий самых обыкновенных», то есть по факту на отсутствие литературного русского языка для адекватного описания явлений окружающей жизни. Этот язык Пушкину теперь предстояло создавать в своём собственном творчестве, чтобы потом он стал достоянием Русской цивилизации.

Говорят, что если бы Пушкин больше вообще ничего бы не написал, то уже стал гениальным писателем. Высочайшая концентрация творческой активности писателя именно в этом периоде говорит, что все произведения этого периода носят особенно важный, а, если смотреться в них, то и пророческий смысл.

Отзывы писателей и критиков о произведении «Повести Белкина»

Как понимали «Повести Белкина» до сих пор? Прежде приведём ряд отзывов критиков и писателей того времени о данном произведении.

Фёдор Михайлович Достоевский:

«…и летописец, что и Отрепьев, и Пугачёв, и патриарх, и иноки, и Белкин, и Онегин, и Татьяна — всё это Русь и русское. где же это русское семейство, которое хотел изобразить Пушкин, в чём его русский дух, что именно изобразил он русского? Ответ ясен: надобно хоть немножко понимать поэзию.

Отбросим всё, самое колоссальное, что сделал Пушкин; возьмите только его «Песни западных славян», прочтите «Видение короля»: если вы русский, то вы почувствуете, что это в высочайшей степени русское, не подделка под народную легенду, а художественная форма всех легенд народных, форма, уже прошедшая через сознание поэта и, главное,— в первый раз нам поэтом указанная…»

(«Собрание сочинений в 15 томах», т. 11, «III. Книжность и грамотность. Статья первая»,1993 год),

«…Но обращусь лучше к нашей литературе: всё, что есть в ней истинно прекрасного, то всё взято из народа, начиная со смиренного, простодушного типа Белкина, созданного Пушкиным. У нас всё ведь от Пушкина…»

(«Собрание сочинений в 15 томах», т. 13, «II. О любви к народу», 1994 г.)

Лев Николаевич Толстой:

«…Вы не поверите, что я с восторгом, давно уже мною не испытываемым, читал это последнее время … «Повести Белкина», в 7-й раз в моей жизни. Писателю надо не переставать изучать это сокровище. На меня это новое изучение произвело сильное действие…»

(Л.Н. Толстой — П.Д. Голохвастову, 30 марта 1873 года, Ясная Поляна)

«…Давно ли вы перечитывали прозу Пушкина? Сделайте мне дружбу — прочтите сначала все «Повести Белкина». Их надо изучать и изучать каждому писателю. Я на днях это сделал и не могу вам передать того благодетельного влияния, которое имело на меня это чтение.

Изучение это чем важно? Область поэзии бесконечна, как жизнь; но все предметы поэзии предвечно распределены по известной иерархии и смешение низших с высшими, или принятие низшего за высший есть один из главных камней преткновения.

У великих поэтов, у Пушкина, эта гармоническая правильность распределения предметов доведена до совершенства. Я знаю, что анализировать этого нельзя, но это чувствуется и усваивается.

Чтение даровитых, но негармонических писателей (тоже музыка, живопись) раздражает и как будто поощряет к работе и расширяет область; но это ошибочно; а чтение Гомера, Пушкина сжимает область и если возбуждает к работе, то безошибочно…»

(Л.Н. Толстой — П.Д. Голохвастову, 7 апреля 1873 года, Ясная Поляна)

Загадки «Повестей Белкина»

Следует понимать, что практически во всех произведениях Александра Сергеевича есть скрытый, второй слой смысла, зашифрованный с помощью определённых символов.

Термин «второй смысловой ряд» впервые введён Андреем Белым в процессе анализа пушкинского «Медного всадника».

При этом в баснях у Эзопа, как и у нашего «дедушки Крылова», в символической форме животных зашифрованы характеры людей и их взаимоотношений, а у Пушкина в его произведениях действуют люди, которые символизируют собою определённые социальные явления и группы.

Сюжет его произведений, таким образом, отражает возможные сценарии развития общества, увиденные автором и рассказанные языком поэзии. Наиболее ярким сборником таких сценариев развития России, написанных в художественной форме незамысловатых историй, и является цикл «Повестей Белкина».

Изданием повестей занимался Плетнёв. В письме к нему (около 15 августа 1831 года) Пушкин просил:

«Смирдину шепнуть моѐ имя с тем, чтобы он перешепнул покупателям».

В конце октября 1831 года повести вышли в свет под названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А.П.». С полным обозначением имени автора «Повести Белкина» вышли в 1834 году в книге «Повести, изданные Александром Пушкиным». На этом пока остановимся, чтобы пояснить одно, на первый взгляд далѐкое от темы обстоятельство.

«Мы — ленивы и не любопытны»

— писал Пушкин и видимо предполагал, что его читатели в России в далёком будущем будут не ленивы, а главное — будут ещё сотворцами своих судеб; и соответственно будут способны познавать Мир самостоятельно, а не жить готовыми рецептами.

В статье, посвящённой Сократу, «Советский энциклопедический словарь» (1987 год) характеризует его следующими словами:

«один из родоначальников диалектики, как метода отыскания истины путѐм постановки наводящих вопросов».

Психика человека генетически запрограммирована так, что: наше мировоззрение и миропонимание представляют собой совокупность разграниченных меж собой информационных модулей разного характера и взаимосвязей между ними; мы мыслим разграниченными информационными модулями, принадлежащими нашему мировоззрению и миропониманию, связывая их друг с другом и с объективной реальностью, информацию о которой воспринимаем непосредственно при помощи чувств, либо опосредованно — через приборную базу науки и техники и через других людей.

Т.е. диалектика как метод познания запрограммирована для нас генетически. Но в силу уникальности всякого познавательно-творческого акта, обусловленности его конкретикой обстоятельств, диалектика — искусство и потому не поддаётся формализации; соответственно «диалектика» по Гегелю и Марксу — от лукавого.

Чтобы ответить на загадки «Повестей Белкина», зададимся вопросами:

  1. Для чего Пушкин сделал автором повестей несуществующего «писателя» Ивана Петровича Белкина, а сам ушёл в анонимы?
  2. Зачем Пушкину понадобился анонимный друг и сосед И.П. Белкина, который прислал издателю (Пушкину) биографию «писателя»?
  3. Почему рассказчиков историй четверо (И.П. Белкин только записал эти истории), а повестей — пять? (** В самом деле, в рукописи г. Белкина над каждой повестию рукою автора надписано; слышано мною от такой-то особы (чин или звание и заглавные буквы имени и фамилии). Выписываем для любопытных изыскателей: «Смотритель» рассказан был ему титулярным советником А. Г. Н., «Выстрел» подполковником И. Л. П., «Гробовщик» приказчиком Б.В., «Метель» и «Барышня» девицею К. И. Т.).
  4. С какой целью поэт изменил хронологию повествования, переставив «Выстрел» и «Метель» в начало повестей, хотя хронологически они завершают их?
  5. Почему из пяти повестей только события «Метели» привязаны к реальной хронологии: 1811 — 1812 годы?

Чтобы найти ответы на эти вопросы, расположим повести в хронологической последовательности их написания и сопоставим их персонажам-символам определённые социальные явления:

Источник: https://inance.ru/2016/11/povesti-belkina/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.