Анализ «После бала» Толстой

Содержание

Против чего направлен рассказ «После бала»? Моральный анализ произведения Л. Н. Толстого

Анализ «После бала» Толстой

Широко известно, что Л. Н. Толстой был не только выдающимся писателем, но и крупным мыслителем. Поэтому нет ничего удивительного в том, что он такое небольшое по объему произведение оснастил определенной философской «начинкой». Настоящая статья будет посвящена ответу на вопрос о том, против чего направлен рассказ «После бала» Л. Н. Толстого.

Ответ будет предполагать два уровня: общефилософский и моральный (человеческий), но сначала (очень коротко) сюжет.

События произведения

Повествование ведется от лица главного героя – Ивана Васильевича. Он рассказывает одну историю из своего личного, непосредственного опыта, которая заставляет по-новому взглянуть на проблему соотношения личности и общества, а также самосовершенствования.

Пунктирно она выглядит так: давным-давно, когда еще Иван Васильевич был студентом, он очень любил посещать балы. На одном из таких праздников он встретил девушку Варю. Она была очень красива. Герой сразу в нее влюбился, он все время с ней танцевал, не пропуская ни единого танца.

Оказалось, что девушка приехала с папенькой – полковником Петром Владиславовичем. Рано или поздно, но заслуженному военному надо было покинуть «свет» и уехать по своим делам. На прощание он станцевал с дочкой, чем привел в восторг почтеннейшую публику.

Главный герой рассказа был в самом благожелательном настроении, которое только можно выдумать, и проникся к лихому полковнику самыми лучшими чувствами.

Затем бал закончился. Все разъехались по домам. И лишь молодому Ивану Васильевичу не спалось. Еще бы, ведь он был влюблен! Поэтому Иван Васильевич пошел бродить по городу.

Совершенно случайно он пришел к дому полковника и его дочери Вари и увидел, что на поле рядом с домом пускают через строй солдат татарина-дезертира, бьют его нещадно палками.

А за тем, чтобы пытка была устроена по всем правилам, следит как раз полковник, недавно мило танцевавший с дочерью.

Ивана Васильевича настолько поразило это зрелище, что его влюбленность как рукой сняло и, естественно, к полковнику он больше ни грамма симпатии не испытывал.

Общефилософский уровень. Личность и общество

С давних пор, наверное, века с XVIII, существует два лагеря: одни люди считают, что человека формирует среда, а ученым и философам, соответственно, только нужно найти магическую формулу или создать такую теорию, которая позволила бы воспроизвести по ее лекалам идеальную личность.

Другие же справедливо полагают, что сущность человека невозможно высчитать. Он такой, каким его создала природа или сотворил Бог. В нем есть некоторый принципиальный, иррациональный, несистематизируемый элемент. Именно он делает нас людьми.

Другими словами, одни выступают на стороне общества, другие – личности.

Толстой в данном произведении занимает сторону последних, поэтому один из возможных ответов на вопрос о том, против чего направлен рассказ «После бала», таков: он направлен против всеобщего усреднения человека и подавления отдельной личности. Она должна сама решать, что хорошо, а что плохо, ориентируясь только на свое внутреннее нравственное чувство, подаренное человеку высшей силой (природой или Богом).

Человек, по мнению Л. Н. Толстого, не должен плясать по дудку большинства, особенно если его (большинства) моральные ценности гнусны и омерзительны.

Все семейство генерала считает, что совершенно нормально после умилительной сцены на балу (танцев с красавицей-дочкой) помучить человека.

Всем, кроме молодого Ивана Васильевича, это не кажется морально низким и недостойным. Вопрос в том, кто прав –личность или общество? Л. Н. Толстой однозначно отвечает – личность.

Такая получается конкретизация ответа на вопрос о том, против чего направлен рассказ «После бала».

Моральный (человеческий) уровень. Бессовестность, двоедушие, черствость – вот мишени Л. Н. Толстого

Русский классик не только задается глобальными философскими вопросами в этом произведении («После бала»), но и бичует конкретные человеческие пороки, указанные в подзаголовке. Для Толстого важно не столько то, что полковник устраивает пытки над человеком, сколько то, что он не находит ничего предосудительного в этом.

Для старого вояки абсолютно приемлема нечувствительность к людским страданиями и горю. “Но как же может быть так, – спрашивает себя Л. Н.

Толстой, – что еще несколько часов назад на балу он был человеком и вдруг превратился в зверя?” Честно сказать, трудно ответить на этот вопрос.

Главному герою это также не удалось, поэтому он не смог уснуть до самого вечера следующего дня даже тогда, когда напился.

Читатель будет спрашивать себя вновь и вновь о том, против чего направлен рассказ «После бала». А направлен он, прежде всего, против таких людей-оборотней. Толстой в нем преследует безжалостность людскую к своему собрату.

Цель писателя

Наверное, в идеале Лев Николаевич хотел хоть немного изменить расклад сил в отношении добра и зла в мире, чтобы люди больше обращались к свету, чтобы были гуманными и терпимыми друг к другу и не превращались в зверей даже тогда, когда положение обязывает или позволяет. Как кажется, Толстой рассказ «После бала» написал именно для этого. Минимальная цель русского писателя, наверное, была в том, чтобы хотя бы один читатель стал немного лучше.

Это почти все по теме статьи. Осталось только ответить на вопрос о том, какова характеристика рассказа «После бала». Сочинение Льва Николаевича чрезвычайно концентрированное, если принимать во внимание соотношение количества моральных дилемм, поставленных перед главным героем (и читателем), и количество истраченных на выполнение этой задачи букв.

Источник: http://fb.ru/article/191157/protiv-chego-napravlen-rasskaz-posle-bala-moralnyiy-analiz-proizvedeniya-l-n-tolstogo

Анализ «После бала»

Анализ «После бала» Толстой

Произведение «После бала» было написано Л. Н. Толстым в 1903 г. В первой редакции писатель планировал назвать рассказ «Дочь и отец».

Толстой вспоминал, что, проживая в Казани, был лично знаком с командиром, послужившим прототипом полковника Б. Сцену «прогона сквозь строй» писатель, однако, не видел. Источником для описания самой экзекуции для него стал рассказ И. Н. Захарьина.

Рассказ был впервые издан уже после смерти писателя в 1911 г.

Смысл названия

В названии «После бала» заложено чудовищное противоречие между прекрасным вечером и утренним кошмаром, фигурой «статного, свежего старика» и жестокого полковника, «мотивом мазурки» и «жесткой, нехорошей музыкой». Бал буквально разделил жизнь рассказчика на две половины: до и после. Он утратил любовь и прежние мечты о военной карьере, зато сохранил душевную доброту и сердечную мягкость.

тема рассказа — лицемерная жизнь высшего общества в эпоху полицейского режима Николая I

Всеми уважаемый Иван Васильевич вспоминает о своих счастливых и беззаботных студенческих годах. В то время его никогда не посещали мысли о каких-то сложных проблемах, высших вопросах нравственности и справедливости. Иван Васильевич был молод и богат. Перед ним лежали блестящие перспективы будущей жизни.

Проводя основную часть времени за учебой и всевозможными развлечениями, юноша обожал посещать «вечера и балы». На одном из них он без памяти влюбился в молодую красавицу и вполне мог надеяться на взаимность.

Любовь к Вареньке окрылила Ивана Васильевича. Он словно бы превратился в «какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро». В «восторженное умиление» его привел танец любимой девушки со своим осанистым отцом — идеальным офицером старой закалки.

После бала рассказчика переполняла радость и любовь ко всему миру, а поделиться этими необъятными чувствами ему было не с кем. Уснуть он не мог, поэтому решил прогуляться по городу ранним утром. Случайная встреча предопределила всю его дальнейшую жизнь.

Возбужденный счастливыми мечтами юноша увидел в тумане «что-то страшное». В его ушах еще звучала мазурка, но в эту музыку начала вплетаться «неприятная, визгливая мелодия». Одни эти звуки предвещали нечто ужасное.

Наказание сбежавшего солдата специально было назначено на раннее утро, чтобы не привлекать особого внимания. Рассказчик совершенно случайно стал свидетелем позорной сцены.

Толстой очень красочно описывает безжалостное избиение беспомощного человека. Искреннюю жалость вызывают мольбы несчастного: «Братцы, помилосердуйте». Во время прогона спина солдата превращается в «что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное«.

Однако рассказчика больше всего поражает не сама экзекуция, а то, что все это отталкивающее мерзкое мероприятие проходит под руководством полковника Б. «с своим румяным лицом и белыми усами». Отец Вареньки олицетворяет собой неумолимость наказания. Он сам бьет солдата, который «недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину».

Случайно увиденное «зрелище» довело юношу до «доходившей до тошноты тоски». Он долгое время не мог избавиться от навязчивых воспоминаний об этом ужасе. Беспечный молодой человек впервые в жизни столкнулся с обратной стороной жизни высшего общества. В его душе самые приятные впечатления от бала тесно переплелись с ощущениями стыда и отвращения.

Отныне сцена экзекуции отчетливо вставала перед глазами рассказчика, особенно при встречах с любимой девушкой. «Любовь с этого дня пошла на убыль». Зародившееся сомнение в справедливости подобной жестокости не позволило юноше поступить ни в военную, ни в гражданскую службу.

Проблематика

Очевидная центральная проблема рассказа — возведенная в ранг закона жестокость в правление Николая I. «Палочный режим», безусловно, заслуживает осуждения, но Толстого больше занимает другая мысль.

Рассказчик искренне признается, что в молодости так и не смог расценить избиение солдата в качестве «дурного дела». Необходимость и справедливость физической расправы признавались подавляющим числом представителей высшего общества. В этих традиционных представлениях не было места для жалости и милосердия. Осуждение экзекуции по меньшей мере выглядело бы странным.

Чему учит автор

На примере главного героя рассказа Толстой показывает, что даже в эпоху всеобщей жестокости человеческая доброта и сострадание не могут окончательно выродиться. Иван Васильевич после бала, конечно, не мог моментально переродиться. Однако возникшие в нем сомнения свидетельствуют об изначально присущем каждому человеку стремлении к добру и справедливости.

Источник: http://spadilo.ru/analiz-posle-bala/

Давайте проанализируем рассказ и рассмотрим особенности его композиции. В произведении можно выделить две части. Первая – «На балу», вторая — «После бала» или можно назвать её конкретнее — «На плацу».

Сцена бала – завязка действия, его развитие и кульминация. Иван Васильевич, молодой, «весёлый и бойкий малый», да ещё «красавец» и «богатый», влюблён в прекрасную девушку Вареньку. Чувства Ивана Васильевича развивались по восходящей. Герой видел девушку ангелоподобной. Белый цвет её платья как бы подчёркивает светлый образ Вареньки и светлые чувства Ивана Васильевича.

Ивану Васильевичу казалось, что любовь поднимает его на какую-то небывалую высоту. Герой на вершине счастья и кажется, что дальше его чувство развиваться не может. Но нет, это ещё не предел. Танец Вареньки с отцом поднимает в его душе неведомую ранее волну умиления и счастья. Этот танец — кульминация чувств героя и кульминация сюжета.

Танец отца с дочерью описывается автором подробно, причём больше внимания Толстой уделяет отцу. В его внешнем облике, так же, как и в облике Вареньки, преобладает белый цвет.

Свою любовь Иван Васильевич незаметно и с легкостью перенёс на отца Вареньки. Отец и дочь для него – единое целое. Чуть позже осознание их неразрывности вызовет чувства, противоположные умилению.

Достигнув своей кульминации, любовь Ивана Васильевича и после бала остаётся такой же. «Счастье моё всё росло и росло», – скажет он, распространяя свою любовь на весь мир.

На самой высокой ноте чувств героя заканчивается первая часть действия.

«Я увидел… что-то большое, черное»

Вторая часть рассказа во многом противоположна первой. На балу доминировал белый цвет, а на плацу – чёрный.

На балу звучала мазурка, которая поддерживала ощущение счастья, а на плацу «били барабаны и свистели флейты». Эти звуки разбудили тревогу. Контрастны и фигуры, на которых сосредоточено внимание героя.

На балу – прелестная Варенька, а на плацу — солдат, избиваемый шпицрутенами. Он мог лишь всхлипывать: «Братцы, помилосердуйте».

«На балу» и «На плацу» – разные сцены, и контраст между ними вполне естественен, если бы не одно «но»… В них участвует один и тот же человек. Экзекуцией на плацу руководил отец Вареньки, полковник Б.

Ослепленный любовью, Иван Васильевич видел его раньше идеальным, поэтому потрясение от происходящего на плацу было сильнейшим. «На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска…

» И ещё было очень «стыдно».

Сцена на плацу — развязка действия. Иван Васильевич на короткий отрезок времени (с вечера до утра) прошёл путь от ослепления до прозрения. Прозрев, он понял, что в мире людей есть видимость и сущность, и далеко не всегда они бывают в гармонии. В случае с полковником всё было именно так. На балу он «розовый и белый». Оказалось, что это видимость, а на плацу проявилась его сущность.

«Если бы я знал…»

Ещё Иван Васильевич понял в то утро, что существует какая-то другая правда, которой он не знает. Эта правда позволяет забивать до смерти провинившегося солдата.

Невозможность понять ту, другую правду, а значит и принять её, перевернула всю жизнь Ивана Васильевича. Он, беспечный молодой человек, вдруг открыл в себе неведомые ранее чувства: «Мне было до такой степени стыдно… как будто я был уличён в самом постыдном поступке…» Ему было стыдно за действия другого.

Мечтавший о военной службе, Иван Васильевич отказывается от неё. Отчего? Наверное, опять-таки от невозможности понять, что оно такое — эта служба.

Да и «любовь с этого дня пошла на убыль». Но при чём тут Варенька? Ни при чём. Но если она в минуту счастья была для Ивана Васильевича единым целым со своим отцом, то и в минуту своего ужаса и стыда он не мог их разъединить в своём сознании. Зло, исходящее от полковника, вопреки его желанию, поразило любовь его любимой дочери. Это и есть единственное для него наказание.

Повествование, которое ведёт Иван Васильевич, показывает события в обратной хронологии, что позволяет увидеть его разрушительные последствия в его судьбе.

Основные особенности рассказа «После бала»:

  • жанр – рассказ;
  • в основе — реальные события;
  • сюжет: один случай из жизни героя;
  • повествование: от лица главного героя;
  • контраст как композиционный приём;
  • деталь как способ раскрытия событий и героев;
  • внимание к внутреннему миру героя;
  • история духовного прозрения героя.

​​Источник: Пивнюк Н.А., Гребницкая Н.М. Литература: Учебник для 8 класса. – К.: Грамота, 2008​

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/tolstoj_l_n/posle_bala_analiz_rasskaza_osobennosti_kompozicii/64-1-0-1082

Анализ рассказа Л.Н. Толстого

Анализ «После бала» Толстой

Иллюстрация В. Кожевниковой

Рассказ Льва Николаевича Толстого «После бала» – это яркий протест против неестественности внутреннего мира человека, не разделяющего добро и зло. Это сожаление о невозможности обрести счастье в том мире, который эту неестественность порождает.
 

История создания

Рассказ «После бала» написан в 1903 году, опубликован уже после смерти писателя в 1911 году. В основе рассказа лежит действительное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани.

Его брат Сергей Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника Л.П. Корейша и собирался на ней жениться. Но после того как Сергей Николаевич увидел жестокое наказание, которым командовал отец любимой девушки, он пережил сильное потрясение.

Он перестал бывать в доме Корейша и отказался от мысли о женитьбе. Эта история так прочно жила в памяти Толстого, что много лет спустя он описал ее в рассказе «После бала». Писатель раздумывал над названием рассказа.

Было несколько вариантов: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец» и др. В результате рассказ получил название «После бала».

Писателя волновала проблема: человек и среда, влияние обстоятельств на поведение человека. Может ли человек сам управлять собой или все дело в среде и обстоятельствах.

 Род, жанр, творческий метод

«После бала» — прозаическое произведение; написано в жанре рассказа, так как в центре повествования находится одно важное событие из жизни героя (потрясение от увиденного после бала), и текст небольшой по объёму. Надо сказать, что на склоне лет Толстой проявлял особый интерес к жанру рассказа.

В рассказе изображены две эпохи: 40-е годы XIX века, время правления Николая и время создания рассказа. Писатель восстанавливает прошлое, чтобы показать, что и в настоящем ничего не изменилось. Он выступает против насилия и гнета, против бесчеловечного отношения к людям. Рассказ «После бала», как и все творчество JI.H. Толстого, связано с реализмом в русской литературе.

 Тематика

Толстой раскрывает в рассказе одну из безотрадных сторон жизни николаевской России — положение царского солдата: двадцатипятилетний срок службы, бессмысленная муштра, полное бесправие солдат, проведение сквозь строй в качестве наказания.

Однако основная проблема в рассказе связана с вопросами нравственными: что формирует человека — общественные условия или случай. Единичное происшествие стремительно меняет отдельную жизнь («Вся жизнь переменилась от одной ночи, или скорее утра», — рассказывает герой).

В центре изображения в рассказе мысль о человеке, который способен разом отбросить сословные предрассудки.

 Композиция рассказа

Композиционное разрешение направлено на возможность полного самораскрытия героя: произведение построено как рассказ в рассказе. В рамочном обрамлении повествование ведется от умудренного годами и жизненным опытом Ивана Васильевича. Это мудрый человек, в силу того, как сложилась его судьба, много передумавший о цели человеческого существования.

А в центральной части произведения вновь его голос, но пока еще молодого, богатого, жаждущего новых впечатлений, эмоций.

Все его существо пронизано восторгом первого чувства, любви к Вареньке.

Потому обычный губернский бал, с которого начинается повествование, видится герою как что-то прекрасное и удивительное: «Я был счастлив и блажен… Я обнимал в то время весь мир своей любовью»

И насколько прекрасно кружащее, как хорошее шампанское, голову чувство, настолько и прелестна Варенька, грациозная и воздушная. Ее царственная стать обворожительно чудесна, а сопровождающие ее образ розовый и белый цвета создают ощущение полета.

Также обворожителен и отец Вареньки, «полковник с серебряными эполетами». Они с дочерью очень похожи, и Толстой, намеренно используя одинаковые детали портрета, максимально сближает эти образы, делая их неразделимыми в глазах читателей.

Несмотря на внешнюю легкость событий, некоторые детали уже подготавливают читателя к тому, как будут развиваться дальнейшие события.

Например, в полковнике подспудно раздражает рассказчика его желание походить на Николая Первого и натянутая на руку во время танца замшевая перчатка, потому что того требуют правила.

Пылкий и восторженный влюбленный не отдает себе отчета в том, что есть раздражающие его вещи, но их четко понимает человек, много раз переосмысливший тот самый вечер.

Резкой антитезой звучит вторая часть рассказа Ивана Васильевича. Первое столкновение с реальной, неприукрашенной жизнью жестоко преподает урок юноше, мечтавшему о счастье. Кульминация рассказа – описание жестокой казни, этот момент становится переломным в судьбе героя.

Среди черных мундиров ярко выделяется исполосованная спина наказываемого солдата, это зрелище показывает всю мерзость жизни, неостановимую и невозможную.

Чувство горького стыда, испытанного за невольное соучастие в этой безумной жестокости Иваном Васильевичем, противопоставлено чувствам полковника, для которого эта казнь – дело вполне заурядное.

Страшное зрелище и понимание того, что гармония недостижима в том мире, где один человек по закону имеет право истязать другого, полностью меняют героя. Вся его жизнь – мучительный поиск смысла существования и горькое разочарование, потому как он не в силах ничего изменить.

Иван Васильевич выбирает путь непротивления насилию, его нравственный выбор заключается в оберегании своей души от зла.

Характер конфликта

Основа конфликта этого рассказа заложена, с одной стороны, в изображении двуликости полковника, с другой — в разочаровании Ивана Васильевича.

Полковник был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Ласковая, неторопливая речь подчеркивала его аристократическую сущность и вызывала еще больше восхищения. Варенькин отец был настолько мил и любезен, что располагал к себе всех, в том числе и главного героя рассказа.

После бала в сцене наказания солдата на лице полковника не осталось ни одной милой, добродушной черты. Не осталось ничего от человека, который был на балу, а появился новый, грозный и жестокий. Один только гневный голос Петра Владиславовича внушал страх.

Иван Васильевич так описывает наказание солдата: «И я видел, как он своей сильною рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина».

Иван Васильевич не может любить просто одного человека, ему нужно непременно любить весь мир, понимать и принимать его целиком. Поэтому вместе с любовью к Вареньке герой любит и ее отца, восхищается им.

Когда же он сталкивается в этом мире с жестокостью и несправедливостью, рушится все его ощущение гармоничности, целостности мира, и он предпочитает не любить никак, чем любить частично. Я не волен изменить мир, победить зло, но я и только я волен согласиться или не согласиться участвовать в этом зле — вот логика рассуждений героя. И Иван Васильевич сознательно отказывается от своей любви.

Основные герои

Основные герои рассказа — юноша Иван Васильевич, влюбленный в Вареньку, и отец девушки полковник Петр Владиславович.

Полковник, красивый и крепкий человек лет пятидесяти, внимательный и заботливый отец, который носит домодельные сапоги, чтобы одевать и вывозить любимую дочь, Полковник искренен и на балу, когда танцует с любимой дочерью, и после бала, когда, не рассуждая, как ревностный николаевский служака, прогоняет сквозь строй беглого солдата. Он, несомненно, верит в необходимость расправы с тем, кто переступил закон. Именно эта искренность полковника в разных жизненных ситуациях больше всего ставит в тупик Ивана Васильевича. Как понять того, кто искренне добр в одной ситуации и искренне зол в другой? «Очевидно, он знает что-то такое, чего я не знаю… Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что видел, и это не мучило бы меня». Иван Васильевич почувствовал, что в этом противоречии повинно общество: «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал».

Идея

Идея рассказа раскрывается с помощью определенной системы образов и композиции. Основные герои — Иван Васильевич и полковник, отец девушки, в которую был влюблен рассказчик, — через образы которых решается главная проблема. Автор показывает, что социум и его структура, а не случай влияют на личность.

В образе полковника Толстой разоблачает объективные социальные условия, искажающие натуру человека, прививающие ему ложные понятия о долге.

Идейное содержание раскрывается через изображение эволюции внутреннего чувства рассказчика, его ощущения мира. Писатель заставляет задуматься над проблемой ответственности человека за окружающее. Именно сознанием этой ответственности за жизнь общества отличается Иван Васильевич.

Юноша из богатой семьи, впечатлительный и восторженный, столкнувшись со страшной несправедливостью, резко изменил свой жизненный путь, отказавшись от всякой карьеры: «Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой».

Свою жизнь он посвятил тому, чтобы помогать другим людям: «Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было».

В рассказе Л.H.

Толстого все контрастно, все показано по принципу антитезы: описание блестящего бала и страшного наказания на поле; обстановка в первой и второй частях; грациозная прелестная Варенька и фигура татарина с его страшной, неестественной спиной; отец Вареньки на балу, вызывавший у Ивана Васильевича восторженное умиление, и он же — злобный, грозный старик, требующий от солдат исполнения приказания. Изучение общего построения рассказа становится средством раскрытия его идейного содержания.

  Goldlit

Добавьте ссылку на этот материал на страничку социальной сети:

Источник: http://www.xn--90aalbidhgplslghha6a.xn--p1ai/load/literatura/analiz_stikhotvorenij/analiz_rasskaza_l_n_tolstogo_posle_bala/19-1-0-129

Л.Н. Толстой

Анализ «После бала» Толстой

Отличительная особенность жизни и творчества великого русского писателя и мыслителя Льва Николаевича Толстого – постоянные нравственные поиски.

В чём истинное предназначение человека, как относиться к другим людям и общепринятым «истинам» – все эти вопросы в той или иной степени затронуты в его произведениях.

Особенно остро и бескомпромиссно писатель говорит о них в романах, повестях и рассказах, созданных им после духовного кризиса, пережитого в конце 70-х годов XIX в. К таковым относится и рассказ «После бала».

История создания

В начале апреля 1903 г. в городе Кишинёве Бессарабской губернии Российской империи произошёл крупный еврейский погром. Л. Н. Толстой выступил с резким осуждением погромщиков и бездействовавших властей.

Комитет помощи пострадавшим от погрома организовал сбор средств. В конце апреля известный еврейский писатель Шолом-Алейхем попросил Льва Толстого «дать что-нибудь» для готовящегося им с той же целью литературного сборника.

В ответном письме Лев Николаевич обещал выполнить его просьбу.

9 июня Толстой решил написать рассказ о случае из жизни своего брата Сергея Николаевича, навевающем определённые ассоциации с кишинёвским погромом. Эту историю 75-летний Лев Николаевич запомнил ещё со студенческих времён, проведённых вместе с братьями в Казани.

План будущего рассказа был набросан в дневниковой записи от 18 июня 1903 г. Первый вариант рассказа под названием «Дочь и отец» был написан 5-6 августа. Затем Толстой поменял название на «А вы говорите».

Окончательная редакция рассказа под названием «После бала» была закончена 20 августа 1903 г. Произведение было опубликовано уже после смерти писателя в «Посмертных художественных произведениях Л. Н.

Толстого» в 1911 г.

Описание произведения

Повествование ведётся от имени главного героя – Ивана Васильевича. В привычном окружении он рассказал два случая из своей жизни в бытность студентом провинциального университета. Они должны были иллюстрировать его утверждение о том, что определяющим в судьбе человека является не среда, а случай.

Большую часть рассказа занимают переживания героя, побывавшего в последний день Масленицы на балу у губернского предводителя. Там собрались все «сливки» провинциального общества, включая Вареньку Б.

, в которую студент был без памяти влюблён. Она стала королевой бала, и ею любовались не только мужчины, но и женщины, которых она оттеснила на задний план. Так, по крайней мере, казалось студенту Ване.

Прекрасная девушка благоволила к нему и подарила большинство танцев с ней.

Варенька была дочерью полковника Петра Владиславовича, вместе с женой также бывшего на балу. В его конце присутствующие уговорили полковника станцевать с дочерью. Пара оказалась в центре внимания.

Пётр Владиславович вспомнил прежнюю удаль и станцевал по-молодому лихо. С повышенным вниманием следил за парой Ваня. Особенно тронули его душу старомодные полковничьи сапоги.

В них угадывалась экономия на себе с тем, чтобы ни в чём не отказывать любимой дочери.

После танца полковник сказал, что ему завтра рано вставать, и не остался на ужин. А Иван ещё долго танцевал с Варенькой. Неземное чувство счастья и абсолютной гармонии бытия охватила главного героя. Он любил не только Вареньку, её отца, но и весь мир, в котором, как ему казалось в эти минуты, не было ничего дурного.

Наконец, бал закончился. Вернувшись домой под утро, Иван понял, что от избытка чувств не сможет заснуть. Он вышел на улицу и ноги сами понесли его к дому Вареньки, расположенному на окраине города.

По мере приближения к полю, прилегающему к дому, зазвучала барабанная дробь и неприятные, визгливые звуки флейты, заглушающие танцевальные мелодии, ещё звучавшие в душе Ивана. Там пропускали через строй беглого солдата-татарина.

Другие солдаты с двух сторон с размаху били несчастного по оголённой спине, а он только обессиленно бормотал: «Братцы, помилосердствуйте». Спина его давно превратилась в кровавое месиво.

А руководил экзекуцией отец Вареньки, и делал он это так же старательно, как танцевал с дочерью накануне. Когда один малорослый солдат ударил татарина недостаточно сильно, полковник с перекошенным от злобы лицом начал бить его за это по лицу. Иван был потрясен увиденным до тошноты. Его любовь к Вареньке пошла на убыль. Кровавая спина истязаемого её отцом солдата встала между ними.

Иван Васильевич

Герой рассказа Иван Васильевич наделён чувством сострадания и умением поставить себя на место другого человека.

Людские несчастья не стали для него простыми жизненными декорациями, как для абсолютного большинства представителей привилегированных сословий.

Совесть Ивана Васильевич не заглушена ложной жизненной целесообразностью. Эти качества в высшей степени были присущи и самому Толстому.

Подробнее: Иван Васильевич: характеристика и образ героя

Отец Вареньки

Полковник Пётр Владиславович – заботливый отец и хороший семьянин. Скорее всего, он считает себя и истинным христианином, служащим Богу, государю и отечеству.

Но он, как и большинство людей во все времена, абсолютно глух к главному в христианстве – великому нравственному закону Христа.

Согласно этому закону, к людям надо относиться так, как хотелось, чтобы они относились к тебе. Невзирая на сословные и имущественные перегородки.

Подробнее: Отец Вареньки: характеристика и образ героя

Варенька

Трудно составить психологический портрет красавицы Вареньки. Скорее всего, вряд ли её внешняя привлекательность сочеталась с такой же душой. Ведь воспитывалась она отцом, который на поверку оказался настоящим изувером на государственной службе.

Подробнее: Варенька: характеристика и образ героини

Анализ рассказа

Композиционная доминанта рассказа – противопоставление двух его частей, описывающих события на балу и после него. Сначала сверкающий светлыми красками бал – праздник молодости, любви и красоты.

Он проходит в последний день Масленицы – Прощёное воскресенье, когда верующие должны прощать друг другу взаимные прегрешения.

Затем – тёмные краски, бьющая по нервам «нехорошая музыка», и жестокая расправа над несчастными солдатами, среди которых главная жертва – инаковерующий (как и кишинёвские евреи).

В рассказе можно выделить несколько главных мыслей. Прежде всего, это абсолютное неприятие любого насилия, включая оправдываемое государственной необходимостью. Во-вторых, противное воле Бога деление людей на достойных уважения и уподобляемых скоту.

Менее очевидны другие мотивы. В истязании инаковерующего в Прощёное воскресенье Толстой иносказательно продолжает упрекать оправдывающую государственное насилие официальную церковь, от которой был отлучён за два года до этого.

Образ влюблённого и беспечного Ивана Васильевича напоминает Толстому и собственную молодость, к которой писатель относился критически. Как ни странно, но у молодого Толстого были общие черты и с полковником. В другом своём произведении («Юность»), писатель пишет о собственном подразделении людей на достойных и презираемых.

Источник: https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B5%20%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%B0.html

Анализ рассказа Толстого «После бала» | Литерагуру

Анализ «После бала» Толстой

Рассказ «После бала» невелик по объему, однако поднимает проблемы  общефилософского и нравственного уровня, связанные с миропониманием Толстого, увидевшего в простом сюжете глубокое противоречие между внешним и внутренним, тем, что лежит на поверхности, и тем, что скрыто от посторонних глаз. Разлад в чувствах и поступках становится объектом пристального внимания писателя, исследующего области малопонятной человеческой души.

История создания

В основу сюжета легла реальная история, которую, по одной из версий, в пору своего студенчества Толстой услышал от своего брата Сергея.

Основой будущего рассказа стал случай, который произошел с Сергеем Николаевичем.

Влюбленный в дочь военного начальника – Варвару Корейш, он собирался сделать ей предложение, но увидев жестокое наказание солдата, которым командовал отец девушки, он отказался от своего намерения.

Увиденное потрясло его, а сама история долго не давала покоя Льву Толстому, воплотившему сюжет в рассказ только спустя годы. произведение было через год после смерти писателя.

Жанр и направление

«После бала» — произведение прозаическое; написано в жанре рассказа и вырывает из контекста жизни героя одно единственное событие, ставшее переломным для него, неоднозначное как для самого персонажа, так и для читателей.

Рассказ реалистический, поскольку в основу сюжета положен реальный, даже житейский случай, отражающий внутренний мир героя и, вместе с тем, задающий социально-общественный тон.

Главные герои и их характеристика

  1. Иван Васильевич — рассказчик. Уже будучи старым, он рассказывает о событиях минувшей юности. Главный герой во времена описываемого события был провинциальным студентом, но богатым и красивым франтом. Его отличают совестливость, чувство справедливости и впечатлительность. Он не смог забыть об избиении татарина и поэтому не стал связывать свою жизнь с любимой девушкой. Молодой человек был очень эмоционален: его чуть не вырвало, когда он брел домой после увиденного зрелища.
  2. Варенька — возлюбленная главного героя. Это высокая, статная и «величественная» светская девушка, которая покоряла кавалеров пленительной и ласковой улыбкой. У нее был царственный вид, но добрая душа ее никому не давала робеть в присутствии героини. Она тоже благоволила ухаживаниям рассказчика.
  3. Полковник (Петр Владиславич — орфография Толстого сохранена) — симпатичный и статный военный. Высокий и румяный пожилой мужчина с ласковой улыбкой и приятными манерами. Ради дочери экономит на себе: носит только казенные сапоги, например. Однако в сцене с телесным наказанием герой выглядит злым и жестоким: он бьет по лицу солдата, который слабо наносил удары провинившемуся татарину.

Темы и проблемы

Тематику рассказа можно рассматривать сразу на нескольких уровнях, беря за основу как социально-психологический и общефилософский аспект, так и более глубинный – моральный, этический, личностный.

В первом случае рассматривается проблема человека и его окружения, которому он может подчиниться или, напротив, оказать противодействие.

Полностью ли среда формирует личность, или есть другая сущность, неподдающаяся подавлению, свободная и способная к борьбе с тем, что кажется ей неправильным и чуждым? Толстой выступает здесь против уравнения личности и нарушения её естественных прав.

Право самостоятельно решить для себя, что считать хорошим, а что плохим, писатель оставляет за каждым человеком, способным к свободному выбору.

Ещё одной внешней темой является рабское положение солдата во времена правления Николая. Полное бесправие простого человека, тяжелейшие условия службы и телесные наказания, которым подвергались те, кто служил родине, возвращают не только к теме подавления личности, но ещё и к проблеме социального неравенства в николаевской России.

Вопрос морального, личностного уровня осмысления данного произведения целиком и полностью связан с образом военного.

Двуличие и лицемерие полковника, семьянина и заботливого отца, с одной стороны, с другой – беспощадного и безжалостного командира, равнодушного к чужой боли.

Ужас ситуации для героя-рассказчика не столько в том, что полковник устраивает пытки невинного солдата, сколько в его спокойном безразличном отношении к происходящему. Трепетность в отношении к дочери сосуществует в нём с неприкрытой жестокостью.

Соотношение этих сторон в одном человеке невозможно себе представить, настолько велико несоответствие одного с другим. Толстой показывает редкий, но оттого не менее устойчивый человеческий тип людей-масок, способных на жестокость, прикрытую показным благонравием.

Идея

мысль рассказа «После бала» — в следовании гуманистическим идеалам, обращении к по-настоящему добрым чувствам, в которых превалировать должно общечеловеческое.

Противодействовать  злому началу можно только путем самосовершенствования, поиску настоящих, не затуманенных воображением и ложным впечатлением смыслов.

Оставаться человеком Толстой призывает даже в тех ситуациях, когда позволить себе беззаконие можно в силу статуса и положения.

Неслучайно герою рассказа становится стыдно за увиденное. Он чувствует свою сопричастность к происходящему, ответственность за жестокость другого. По мнению Толстого, так и должно быть. Беззаконие начинается с отдельного человека, борьба с ним – задача каждого неравнодушного к чужому горю.

Творческий метод Толстого, основанный на исследовании противоречий человеческой души, всегда заслуживал высокой оценки. Психологизм рассказа, эмоциональная насыщенность и собственно художественный стиль писателя делают сравнительно небольшое по объему произведение носителем многих смыслов, противоречивых, как и сама человеческая природа.

Мораль

Л.Н. Толстой известен рядовому читателю как великий мастер слова, писатель, вошедший в русскую литературу, как создатель монументальных психологических романов. Однако его влияние на русскую литературу и культуру намного глубже, чем можно представить.

Толстой — не просто крупный писатель, но и мыслитель, основатель религиозно-философского учения.

Стремление к нравственному совершенствованию, идеал жертвенной любви, изгоняющей страх – программа Толстого, видевшего смысл жизни в бескорыстном служении ближнему, основанному на чистой совершенной любви.

Эти мысли он доносит до публики через рассказ «После бала», где герой не отвернулся от чужого горя, не смог смириться с ним. В его отказе от знакомства с жестоким военачальником – справедливая реакция общества, которая должна показать его членам, как надо себя вести.

Вывод прост: необходимо быть отзывчивым и справедливым в любой ситуации, даже если на кону стоит личный интерес. Герой был увлечен дочерью военачальника, но сделал выбор в пользу нравственного долга. Также нельзя злоупотреблять высоким положением и оправдывать им пороки.

Валерия Пронина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-rasskaza-tolstogo-posle-bala/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.