Анализ «Один день Ивана Денисовича» Солженицын

Краткое содержание “Одного дня Ивана Денисовича” Солженицына

Анализ «Один день Ивана Денисовича» Солженицын

Александр Исаевич Солженицын – писатель и публицист, вошедший в русскую литература как ярый противник коммунистического режима. В своём творчестве он регулярно затрагивает тему страдания, неравенства и незащищённости людей перед сталинской идеологией и текущим государственным строем.

Представляем вашему вниманию обновленный вариант обзора книги Солженицына – Один день Ивана Денисовича.

Произведением, которое принесло А.И. Солженицыну популярность, стала повесть «Один день Ивана Денисовича». Правда, сам автор позже внёс поправку, сказав, что по жанровой специфике это рассказ, пусть и в эпичных масштабах воспроизводящий мрачную картину России того времени.

Солженицын А.И. в своём рассказе знакомит читателя с жизнью Ивана Денисовича Шухова, крестьянина и военного, который попал в один из многочисленных сталинских лагерей.

Весь трагизм ситуации в том, что герой ушёл на фронт на следующий же день после нападения гитлеровской Германии, попал в плен и чудом бежал из него, но, добравшись до своих, был признан шпионом.

Именно этому посвящена первая часть воспоминаний, в которую также включено описание всех тягостей войны, когда людям приходилось питаться роговицей с копыт умерших лошадей, а командование Красной Армией без укора совести бросало простых солдат умирать на поле боя.

Вторая часть показывает жизнь Ивана Денисовича и сотен других людей, пребывающих в лагере. При этом все события рассказа занимают всего один день.

Однако повествование содержит большое количество отсылок, ретроспекций и упоминаний о жизни народа как бы невзначай.

Например, переписка с женой, из которой мы узнаём, что в деревне ситуация обстоит не лучше, чем в лагере: еды и денег нет, жители голодают, а крестьяне выживают за счёт того, что красят фальшивые ковры и продают их городу.

По ходу прочтения мы узнаём и то, почему Шухова посчитали диверсантом и предателем. Как и большая часть тех, кто находится в лагере, он осуждён без вины.

Признаться в измене заставил следователь, который, к слову, даже не смог придумать, какое же задание выполнял герой, якобы помогая немцам. При этом выбора у Шухова не было.

Откажись он признавать то, что никогда не делал, то получил бы «бушлат деревянный», а раз пошёл навстречу следствию, то «хоть поживешь ещё малость».

Важную часть сюжета также занимают многочисленные образы. Это не только заключённые, но и надзиратели, которые отличаются лишь тем, как они относятся к лагерникам. Например, Волков носит с собой огромную и толстую плётку – один её удар раздирает большой участок кожи до крови.

Другой яркий, хоть и второстепенный персонаж – Цезарь. Это своего рода авторитет в лагере, который ранее работал режиссёром, но был репрессирован, так и не сняв свой первый кинофильм.

Теперь он не прочь побеседовать с Шуховым на темы современного искусства и подкинуть небольшую работу.

Предельно точно Солженицын в своём рассказе воспроизводит жизнь заключенных, их серый быт и тяжёлый труд. С одной стороны, читатель не встречает вопиющих и кровавых сцен, но реализм, с которым автор подходит к описанию, заставляет ужаснуться.

Люди голодают, а весь смысл их жизни сводится к тому, чтобы добыть себе лишний ломоть хлеба, так как на супе из воды и мёрзлой капусты не получится выжить в этом месте.

Заключённых заставляют работать на морозе, и им с целью «скоротать время» до ночлега и приёма пищи приходится работать наперегонки.

Каждый вынужден приспособиться к реалиям, найти способ обмануть надзирателей, что-либо выкрасть или тайком продать. Например, многие заключённые делают из инструмента небольшие ножи, затем обменивая их на продовольствие или табак.

Шухов и все остальные в этих ужасных условиях похожи на диких зверей. Их могут наказать, застрелить, побить. Остаётся только быть хитрее и умнее вооруженных охранников, стараться не пасть духом и быть верным своим идеалам.

Ирония в том, что тот день, который и составляет время рассказа, является для главного героя вполне удачным.

Его не посадили в карцер, не заставили работать с бригадой строителей на морозе, в обед ему удалось получить порцию каши, при вечернем шмоне у него не нашли ножовку, а ещё у Цезаря подработал и табака купил.

Правда, трагизм в том, что таких вот дней за всё время заключения накопилось три тысячи шестьсот пятьдесят три. Что же дальше? Подходит к концу срок, но Шухов уверен, что срок либо продлят, либо чего хуже отправят в ссылку.

Характеристика главного героя рассказа «Один день Ивана Денисовича»

Главный герой произведения представляет собой собирательный образ простого русского человека. Ему около 40 лет.

Родом он из обычной деревни, которую он вспоминает с любовью, отмечая, что раньше было лучше: картошку ели «целыми сковородами, кашу – чугунками…». В заключении он провёл целых 8 лет.

До попадания в лагерь Шухов воевал на фронте. Был ранен, но после выздоровления снова вернулся на войну.

Внешний вид персонажа

В тексте рассказа не встречается описание его внешности. Акцент делается на одежде: рукавички, бушлат, валенки, ватные брюки и пр. Тем самым, образ главного героя обезличивается и становится олицетворением не только обычного заключённого, но и современного жителя России середины 20 века.

Его отличает чувство жалости и сострадания к людям. Он переживает за баптистов, которые получили 25 лет лагерей. Жалеет опустившегося Фетикова, подмечая, что «срока ему не дожить. Не умеет он себя поставить». Иван Денисович сочувствует даже охранникам, потому что тем приходится в мороз или при сильном ветре дежурить на вышках.

Иван Денисович понимает своё бедственное положение, но не перестаёт думать о других. Например, отказывается от посылок из дома, запрещая жене присылать продукты или вещи. Мужчина осознаёт, что супруге приходится совсем несладко – она одна растит детей и следит за хозяйством в тяжёлые военные и послевоенные годы.

Долгая жизнь в каторжном лагере не сломала его. Герой ставит для себя определённые границы, которые ни в коем случае нельзя нарушить. Банально, но следит за тем, чтобы не есть рыбьи глаза в похлебке или всегда снимать шапку во время приёма пищи. Да, ему приходилось воровать, но не у своих товарищей, а лишь у тех, кто работает на кухне и издевается над сокамерниками.

Отличает Ивана Денисовича честность. Автор указывает на то, что Шухов ни разу не брал и не давал взятки. Каждый в лагере знает, что он никогда не отлынивает от работы, всегда старается подработать и даже шьёт тапочки для других заключённых.

В тюрьме герой становится хорошим каменщиком, осваивая эту профессию: «у Шухова ни к перекосам, ни к швам не подкопаешься».

Кроме того, все знают, что Иван Денисович на все руки мастер и легко может приняться за любое дело (телогрейки латает, ложки из алюминиевого провода выливает и мн. др.)

Положительный образ Шухова создаётся на протяжении всего рассказа. Его привычки крестьянина, обычного труженика помогают ему преодолеть тяжести заточения.

Герой не позволяет себе унижаться перед охранниками, вылизывать тарелки или доносить на других. Как всякий русский человек Иван Денисович знает цену хлебу, трепетно храня его в чистой тряпочке.

Он принимает любой труд, любит его, не ленится.

Что же тогда такой честный, благородный и трудолюбивый человек делает в лагере для заключённых? Как он и ещё несколько тысяч людей оказались здесь? Именно такие вопросы возникают у читателя по мере знакомства с главным героем.

Ответ на них достаточно прост. Всё дело в несправедливом тоталитарном режиме, следствием которого становится то, что многие достойные граждане оказываются пленниками концлагерей, вынужденные подстраиваться под систему, жить вдали от своих семей и быть обреченными на долгие муки и лишения.

Анализ рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

Чтобы понять задумку писателю, необходимо уделить особое внимание пространству и времени произведения. Действительно рассказ изображает события одного дня, даже очень подробно описывая все будничные моменты режима: подъём, завтрак, обед, ужин, развод на работу, дорога, сама работа, постоянный обыск со стороны охранников и мн. др.

Сюда же относится описание всех заключенных и надзирателей, их поведения, жизни в лагере и т. п. Для людей реальное пространство оказывается враждебным. Каждый узник не любит открытых мест, старается избегать встречи с охранниками и быстрее спрятаться в бараке. Заключенные ограничены не только колючей проволокой.

Им недоступна даже возможность посмотреть на небо – постоянно слепят прожекторы.

Однако есть ещё и другое пространство – внутреннее. Это своего рода пространство памяти.

Поэтому наиболее важными оказываются постоянные отсылки и воспоминания, из которых мы узнаём о ситуации на фронте, страданиях и бесчисленных смертях, гибельном положении крестьян, а также о том, что те, кто выжил или бежал из плена, кто защищал родину и своих граждан, зачастую в глазах правительства становятся шпионами и изменниками. Все эти локальные темы формирует картину происходящего в стране в целом.

Получается, что художественное время и пространство произведения не замкнуто, не ограничено одним лишь днём или территорией лагеря. Как становится известно в конце рассказа таких дней в жизни героя уже 3653 и сколько будет впереди и вовсе неизвестно.

Значит, название «один день Ивана Денисовича» можно легко воспринимать как аллюзию на современное общество. День в лагере обезличен, безнадёжен, становится для заключённого олицетворением несправедливости, бесправности и ухода от всего индивидуального.

Но разве всё это характерно только для этого места заключения?

Видимо, по мнению А.И. Солженицына, Россия того время очень похожа на тюрьму, а задачей произведения становится, если и не показать глубокую трагичность, то хотя бы категорически отрицать должность описываемого.

Заслуга автора в том, что он не только поразительно точно и с большим количеством деталей описывает происходящее, но и воздерживается от открытого проявления эмоций и чувств. Тем самым он достигает своей главной цели – даёт читателю самому дать оценку этому миропорядку и понять всю бессмысленность тоталитарного режима.

идея рассказа «Один день Ивана Денисовича»

В своём произведении А.И. Солженицын воссоздает основную картину жизни той России, когда люди были обречены на невероятные муки и лишения.

Перед нами открывается целая галерея образов, которые олицетворяют собой судьбу миллионов советских граждан, вынужденных за верную службу, усердный и старательный труд, веру в государство и следование идеологии расплачиваться лишением свободы в ужасных концлагерях, разбросанных по всей стране.

В своем рассказе “Матренин двор” Солженицын изобразил типичную для России ситуацию, когда женщине приходится брать на себя заботы и обязанности мужчины.

Обязательно прочитайте запрещенный в Советском Союзе роман Александра Солженицына “В круге первом”, который объясняет причины разочарования автора в коммунистической системе.

В небольшом рассказе предельно точно раскрыт перечень несправедливостей государственной системы. Например, Ермолаев и Клевшин прошли все тяготы войны, плен, работали в подполье, а в качестве награды получили по 10 лет тюремного срока.

Гопчик – молодой юноша, которому недавно исполнилось 16 лет, становится доказательством того, что репрессии равнодушны даже к детям. Не менее показательными оказываются и образы Алешки, Буйновского, Павла, Цезаря Марковича и других.

Произведение Солженицына пропитано скрытой, но злой иронией, обличающей оборотную сторону жизни советской страны. Писатель затронул важную и актуальную проблему, которая всё это время была под запретом.

Вместе с тем, рассказ пропитан верой в русского человека, его дух и волю.

Осудив бесчеловечную систему, Александр Исаевич создал подлинный реалистичный характер своего героя, который способен с достоинством выдержать все мучения и не потерять человечность.

Источник: https://r-book.club/sovetskie-pisateli/aleksandr-solzhenicyn/odin-den-ivana-denisovicha.html

Анализ рассказа Солженицына Один день Ивана Денисовича

Анализ «Один день Ивана Денисовича» Солженицын

Солженицын написал огромное количество разных произведений. И одно из них написано про сталинские репрессии и называется оно «Один день Ивана Денисовича». Кроме этого из этого рассказа можно понять о том, как на самом деле жилось тем людям, которые не хотели угождать и подчиняться власти.

А ведь им жилось в это время очень даже тяжело. Начинается произведение с того, что рассказывается вся лагерная жизнь людей. Кроме этого ему хочется показать читателям всю жестокость и несправедливость тех людей, которые оказались изменниками родины.

В это время любой человек мог оказаться изменником.

Один заключенный попал в тюрьму, но когда началась война, то он отправился защищать свою родину, но после войны он опять оказался изменником и был отправлен в плен. Но однажды ему удалось сбежать из тюрьмы. И он мог бы жить спокойно и легко, но поскольку Шухов был справедливым человеком, то сразу же признался в этом и был наказан и отправлен в лагерь.

А здесь никто не застрахован в том, что может произойти в этом лагере. За каждое неповиновение можно было оказаться в карцере. А здесь условия были просто отвратительными и очень сильно отличаются от условий обычной камеры.

Помимо этого каждому преступнику работать и работы эти были трудными и тяжелыми и порой случались даже смерти во время этой работы.

По всей территории тюрьмы была натянута колючая проволока, чтобы ни один из преступников не мог сбежать отсюда.

Порой в таких условиях бывает трудно потерять человеческое достоинство и остаться человеком до конца своих дней. Нужно быть не только честным, но и справедливым, а также вовремя принять ситуацию и отыскать правильный путь для ее решения.

Кроме этого если правильно вести себя и правильно поставить, то можно не только суметь прожить в самых сложных условиях, но и подружиться с нужными людьми, которые помогут во всем и поддержат в трудной ситуации и выручат, если это нужно будет.

Вот и наш главный герой Шухов старается принять условия, в которых он оказался, а также научиться в них жить. Кроме этого он старается сделать так, чтобы не пострадало его лицо. Ему пришлось провести здесь восемь лет, а ведь это может выдержать не каждый человек. Он выучил все правила и законы тюрьмы и даже научился их исполнять и не нарушать.

Подробный анализ

Это произведение стало первым повествованием, обращенным к массовому читателю, повествующим о сталинских репрессиях. Рассказ открыл массовому читателю и, прежде всего, представителям нового поколения интеллигенции, нелицеприятную правду о том, что пришлось пережить миллионам.

В своем рассказе Соложеницын поставил себе цель обойтись без излишних аффектов. Он не стремился, в отличие писателей более раннего периода, демонстрировать страдания, душевные и физические муки, выпадающие на долю героя, с целью вызвать сочувствие к нему читателя.

Наоборот, целью автора произведения было показать, что сама обыденность может быть очень страшной. Название “Один день Ивана Денисовича” говорит в пользу этого. Герой рассказа носит имя, ставшее нарицательным для русского – Иван.

Выражение «один день» также должно ориентировать читателя на то, что это ничем не примечательный день промежуток времени заключенного, во время которого не происходило ничего для него значимого.

Этим писатель стремился еще раз напомнить читателю, точнее дать ему возможность самому еще раз сделать вывод, что на месте Ивана Денисовича мог оказаться каждый.

В произведении подчеркивается, что описанный день был неплохим. Действительно, герой смог получить лишнюю порцию баланды, не имел неприятностей со стороны администрации.

Человеку, живущему на воле, пусть даже при больших ограничениях политических прав, сопровождаемых мелочным контролем начальства, а также постоянно испытывающему нехватку разного рода товаров, такой день должен был показаться ужасным.

Собственно этого и добивался писатель, подробно в мелочах расписав быт лагеря.

Другой целью описания повседневной жизни в неволе было стремление Солженицына приблизить читателя к своему герою. Автор стремился, чтобы дочитавший его рассказ максимально проникся чувствами и эмоциями персонажа.

Учитывая дальнейшее творчество и активное неприятие советской власти автором, можно предположить, что еще одной из задач произведения была антисоветская пропаганда.

Почувствовав беспомощность героя перед лагерным начальством, включая даже столь малозначительных фигур, как повара или старшего по бараку (того же зэка), у читателя должны были возникнуть ассоциации с его собственной жизнью. Жизнь простого советского человека также находилась под неусыпным контролем, которому нечего было противопоставить.

Солженицын подводил к выводу, что на воле в Советском союзе, безусловно, комфортнее и сытнее, но положение простого человека, в принципе, мало отличается от того, в которое поставлен заключенный.

Вместе с тем, автор говорит и о человеческом достоинстве. Его Иван Денисович не встал на путь угождения администрации за мелкие подачки. При этом он не озлобился, не пошел по пути самых матерых уголовников, пожирая слабых.

Солженицын пытался донести до читателей мысль, что выживать в условиях несвободы (и лагеря и тоталитарного государства) можно, но жить так нельзя.

Анализ 3

Такой известный русский автор, как Солженицын, написал очень много разных произведений. Одно из них охватывает жуткое и кровавое время сталинских репрессий и носит название «Один день Ивана Денисовича».

Этот рассказ так же повествует о жизни обычных людей, которые не хотели мириться с той власть и многие, к сожалению, подверглись репрессиям. Жизнь в те времена была невероятно трудной. Произведение началось с того, что автор описал то, как люди живут в лагерях.

Кроме этого, автор очень ярко и контрастно показывал читателю жесткость и несправедливость тех, кто якобы оказался изменниками родины. В те времена каждый мог попасть под прицел правительства.

Так один человек попал в тюрьму, однако, когда началась война, то его отправили на фронт, для защиты родины. Однако, после войны, он снова отправил в плен. Однажды ему посчастливилось сбежать из того жуткого места. Он мог начать спокойную, новую жизнь, но Шухов был человеком справедливым и во всем признался. Естественно его наказали и снова отправили в лагерь.

Было ясно одно, что никто не застрахован от того, что может произойти в лагере. Любой из заключенных мог отправиться в карцер лишь за то, что якобы неудовлетворительно себя вел.

Условия, конечно, в картере были ужасны, намного хуже, чем в обычной камере. Все преступники не просто сидели по своим камерам, а не посильно работали. Работа была настолько сложной, что многие умирали здесь.

Сбежать оттуда было практически невозможно, ведь по территории всего лагеря были натянуты колючие проволоки.

В таких спартанских условиях очень трудно сохранить позитивный настрой и как минимум остаться человеком до конца жизни. Здесь нужно быть и честным, и справедливым, быстро находить выход из любой ситуации и принимать решения.

Если вести себя хорошо, помогать, то есть великая возможность подружиться с нужными людьми, которые, в свое время, могут помочь выжить в этих невыносимых условиях, где-то помогут, а где-то просто поддержат.

В любом случае, чтобы не произошло, всегда нужно оставаться человеком.

Главный герой произведения Шухов мужественно принимает те жесткие условия, в которых оказался снова. Он пытается научиться выживать здесь.

Кроме этого, он всячески пытается сделать так, чтобы его лицо не пострадало. Он провел здесь 8 лет своей жизни, а это довольно-таки большой промежуток времени, который не каждый мог выдержать.

Он научился жить по тюремным законам, не нарушать их и оставался человеком.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/analiz-rasskaza-solzhenicyna-odin-den-ivana-denisovicha

Солженицын,

Анализ «Один день Ивана Денисовича» Солженицын

Повесть Солженицына “Один день Ивана Денисовича” была создана в 1959 году. Автор написал ее в перерыве между работой над романом “В круге первом”. Всего лишь за 40 дней создал Солженицын “Один день Ивана Денисовича”. Анализ этого произведения – тема данной статьи.

Тематика произведения

Читатель повести знакомится с жизнью в лагерной зоне русского мужика. Однако тематика произведения к лагерному быту не сводится. Кроме подробностей выживания в зоне, в “Одном дне…” содержатся детали жизни в деревне, описанные через призму сознания героя.

В рассказе Тюрина, бригадира, – свидетельства о последствиях, к которым привела коллективизация в стране. В различных спорах, которые ведут между собой лагерные интеллигенты, обсуждаются различные явления советского искусства (театральная премьера Ю. Завадского, фильм “Иоанн Грозный” С. Эйзенштейна).

В связи с судьбами товарищей Шухова по лагерю упоминаются многие подробности истории советского периода.

Тема судьбы России является основной темой творчества такого писателя, как Солженицын. “Один день Ивана Денисовича”, анализ которого нас интересует, не исключение. В нем локальные, частные темы вписаны органично в эту общую проблему.

В этом отношении показательна тема судьбы искусства в государстве с тоталитарным строем. Так, художники из лагеря пишут бесплатные картины для начальства. Искусство советской эпохи, по мысли Солженицына, стало частью общего аппарата угнетения.

Эпизодом размышлений Шухова о производящих крашеные “ковры” деревенских кустарях поддержан мотив деградации искусства.

Хроникальным является сюжет повести, которую создал Солженицын (“Один день Ивана Денисовича”). Анализ показывает, что хотя сюжетную основу составляют события продолжительностью всего лишь один день, предлагерную биографию главного героя представить позволяют его воспоминания. Родился Иван Шухов в 1911 году. Он провел в деревне Темгенево свои довоенные годы.

В семье его – две дочери (рано умер единственный сын). Шухов на войне находится с первых ее дней. Он был ранен, затем попал в плен, откуда ему удалось сбежать. В 1943 году Шухов был осужден за “измену родине” по сфабрикованному делу. Он отсидел на момент сюжетного действия 8 лет. Действие произведения происходит в Казахстане, в каторжном лагере.

Один из январских дней 1951 года описал Солженицын (“Один день Ивана Денисовича”).

Анализ системы персонажей произведения

Хотя основная часть персонажей обрисована автором лаконичными средствами, Солженицыну удалось добиться в их изображении пластической выразительности. Мы наблюдаем разноцветье индивидуальностей, богатство человеческих типов в произведении “Один день Ивана Денисовича”.

Герои повести изображены лаконично, но при этом надолго остаются в памяти читателя. Писателю порой достаточно для этого лишь одного-двух фрагментов, экспрессивных зарисовок.

Солженицын (фото автора представлено ниже) чуток к национальной, профессиональной и сословной специфике созданных им человеческих характеров.

Отношения между персонажами подчиняются строгой лагерной иерархии в произведении “Один день Ивана Денисовича”. Краткое содержание всей тюремной жизни главного героя, представленное в одном дне, позволяет сделать вывод о том, что между лагерной администрацией и заключенными – непреодолимая пропасть.

Примечательно отсутствие в этой повести имен, а иногда и фамилий множества охранников и надсмотрщиков. Индивидуальность этих персонажей проявляется лишь в формах насилия, а также в степени свирепости. Напротив, несмотря на обезличивающую номерную систему, многие из лагерников в сознании героя присутствуют с именами, а порой и с отчествами.

Это говорит о том, что они сохранили индивидуальность. Хотя это свидетельство не относится к так называемым стукачам, придуркам и фитилям, описанным в произведении “Один день Ивана Денисовича”. Герои эти также не имеют имен. В целом Солженицын рассказывает о том, как система безуспешно пытается превратить людей в детали тоталитарной машины.

Особенно важны в этом отношении, кроме главного героя, образы Тюрина (бригадира), Павло (его помощника), Буйновского (кавторанга), баптиста Алешки и латыша Кильгаса.

Главный герой

В произведении “Один день Ивана Денисовича” образ главного героя весьма примечателен. Солженицын сделал им обыкновенного мужика, русского крестьянина.

Хотя заведомо “исключительными” являются обстоятельства лагерной жизни, писатель в своем герое намеренно акцентирует внешнюю неброскость, “нормальность” поведения. По мысли Солженицына, судьба страны зависит от врожденной нравственности и природной стойкости простого человека.

В Шухове главное – неистребимое внутреннее достоинство. Иван Денисович, даже прислуживая более образованным своим солагерникам, вековым мужицким привычкам не изменяет и себя не роняет.

Очень важна в характеристике этого героя его рабочая сноровка: Шухову удалось обзавестись своим удобным мастерком; для того чтобы отлить позднее ложки, он прячет куски алюминиевой проволоки; он выточил складной ножичек и умело его припрятывал.

Далее незначительные на первый взгляд подробности существования этого героя, его манера держаться, своеобразный крестьянский этикет, бытовые привычки – все это в контексте повести получает значение ценностей, которые позволяют сохраниться в тяжелых условиях человеческому в человеке. Шухов, например, просыпается всегда за 1,5 часа до развода.

Он сам себе принадлежит в эти утренние минуты. Важно герою это время фактической свободы еще и потому, что можно подработать.

“Кинематографические” композиционные приемы

Один день содержит в этом произведении сгусток судьбы человека, выжимку из его жизни. Нельзя не заметить высокую степень детализации: каждый факт в повествовании дробится на мелкие составляющие, из которых большая часть подается крупным планом. Автор использует “кинематографические” композиционные приемы.

Он скрупулезно, необыкновенно тщательно следит за тем, как перед выходом из барака его герой одевается или объедает до скелета мелкую рыбешку, попавшуюся в супе. Отдельного “кадра” удостаивается в повести даже такая, на первый взгляд несущественная гастрономическая деталь, как рыбьи глаза, плавающие в похлебке. В этом вы убедитесь, прочитав произведение “Один день Ивана Денисовича”.

по главам этой повести при внимательном чтении позволяет найти множество подобных примеров.

Понятие “срок”

Важно то, что в тексте произведения друг с другом сближаются, становясь порой практически синонимами, такие понятия, как “день” и “жизнь”. Подобное сближение осуществляется автором через понятие “срок”, универсальное в повествовании.

Срок – это наказание, отмеренное заключенному, и одновременно внутренний распорядок жизни в тюрьме. Кроме того, что важнее всего, это синоним судьбы человека и напоминание о последнем, самом главном сроке его жизни.

Временные обозначения тем самым приобретают в произведении глубокую морально-психологическую окраску.

Место действия

Место действия также очень значимо. Враждебно узникам пространство лагеря, в особенности опасными являются открытые участки зоны. Заключенные спешат перебежать как можно скорее между помещениями.

Они боятся быть застигнутыми в этом месте, спешат юркнуть под защиту барака. В противоположность любящим даль и ширь героям русской литературы, Шухов и другие заключенные мечтают о тесноте укрытия.

Для них барак оказывается домом.

Каким был один день Ивана Денисовича?

Характеристика проведенного Шуховым одного дня непосредственно дается автором в произведении. Солженицын показал, что этот день в жизни главного героя оказался удачным. Рассуждая о нем, автор отмечает, что героя не посадили в карцер, не выгнали на Соцгородок бригаду, он закосил кашу в обед, бригадир закрыл хорошо процентовку.

Шухов стену клал весело, не попался на шмоне с ножовкой, вечером подработал у Цезаря и купил табачку. Главный герой к тому же не заболел. Прошел ничем не омраченный день, “почти счастливый”. Таково в произведении “Один день Ивана Денисовича” краткое содержание основных его событий. Финальные авторские слова звучат так же эпически спокойно.

Он говорит о том, что таких дней было в сроке Шухова 3653 – 3 лишних дня набавлялось из-за високосных годов.

Солженицын воздерживается от открытого проявления эмоций и громких слов: довольно и того, чтобы у читателя возникли соответствующие чувства. А это гарантировано гармоничным строем рассказа о силе человека и силе жизни.

Заключение

Таким образом, в произведении “Один день Ивана Денисовича” проблемы были поставлены очень актуальные для того времени. Солженицын воссоздает основные черты эпохи, когда на невероятные лишения и муки был обречен народ.

История данного явления начинается не с 1937 года, отмеченного первыми нарушениями норм партийной и государственной жизни, а намного раньше, с начала существования в России режима тоталитаризма.

В произведении, таким образом, представлен сгусток судеб множества советских людей, которые были вынуждены расплачиваться годами мучений, унижений, лагерей за преданную и честную службу.

Автор повести “Один день Ивана Денисовича” проблемы эти поднял для того, чтобы читатель задумался о сущности наблюдаемых в обществе явлений и сделал для себя какие-то выводы. Писатель не морализирует, не призывает к чему-то, он лишь описывает действительность. Произведение от этого только выигрывает.

Источник: http://fb.ru/article/196246/soljenitsyin-odin-den-ivana-denisovicha-analiz-kratkoe-soderjanie-glavnyie-geroi

«Один день Ивана Денисовича», анализ рассказа Солженицына

Анализ «Один день Ивана Денисовича» Солженицын

Рассказ «Один день Ивана Денисовича» Солженицын задумал, когда был зимой 1950-1951 гг. в Экибазстузском лагере. Он решил описать все годы заключения одним днём, «и это будет всё». Первоначальное название рассказа – лагерный номер писателя.

Рассказ, который назывался «Щ-854. Один день одного зэка», написан в 1951 г. в Рязани. Там Солженицын работал учителем физики и астрономии. Рассказ был напечатан в 1962 г.

в журнале «Новый мир» № 11 по ходатайству самого Хрущёва, дважды выходил отдельными книжками. Это первое напечатанное произведение Солженицына, принесшее ему славу. С 1971 г.

издания рассказа уничтожались по негласной инструкции ЦК партии.

Солженицын получил множество писем от бывших заключённых. На этом материале он писал «Архипелаг ГУЛАГ», назвав «Один день Ивана Денисовича» пьедесталом к нему.

Главный герой Иван Денисович не имеет прототипа. Его характер и повадки напоминают солдата Шухова, который воевал в Великую Отечественную войну в батарее Солженицына. Но Шухов никогда не сидел.

Герой – собирательный образ множества виденных Солженицыным заключённых и воплощение опыта самого Солженицына. Остальные герои рассказа написаны «с натуры», их прототипы имеют такие же биографии.

Образ капитана Буйновского также собирательный.

Ахматова считала, что это произведение должен прочитать и выучить наизусть каждый человек в СССР.

Литературное направление и жанр

Солженицын назвал «Один день…» рассказом, но при печати в «Новом мире» жанр определили как повесть.

Действительно, по объёму произведение может считаться повестью, но ни время действия, ни количество героев не соответствуют этому жанру. С другой стороны, в бараках сидят представители всех национальностей и слоёв населения СССР.

Так что страна представляется местом заключения, «тюрьмой народов». А это обобщение позволяет назвать произведение повестью.

Литературное направление рассказа – реализм, не считая упомянутого модернистского обобщения. Как ясно из названия, показан один день заключённого. Это типичный герой, обобщённый образ не только заключённого, но и вообще советского человека, выживающего, несвободного.

Рассказ Солженицына самим фактом своего существования уничтожил стройную концепцию социалистического реализма.

Проблематика

Для советских людей рассказ открыл запретную тему – жизнь миллионов людей, попавших в лагеря.

Рассказ как будто разоблачал культ личности Сталина, но имя Сталина один раз Солженицын упомянул по настоянию редактора «Нового мира» Твардовского.

Для Солженицына, когда-то преданного коммуниста, попавшего в заключение за то, что в письме к другу ругал «Пахана» (Сталина), это произведение – разоблачение всего советского строя и общества.

В рассказе поднимается множество философских и этических проблем: свобода и достоинство человека, справедливость наказания, проблема взаимоотношений между людьми.

Солженицын обращаетс к традиционной для русской литературы проблеме маленького человека. Цель многочисленных советских лагерей – всех людей сделать маленькими, винтиками большого механизма. Кто маленьким стать не может, должен погибнуть.

Рассказ обобщённо изображает всю страну как большой лагерный барак. Сам Солженицын говорил: «Мне виделся советский режим, а не Сталин один». Так понимали произведение читатели. Это быстро поняли и власти и объявили рассказ вне закона.

Сюжет и композиция

Солженицын задался целью описать один день, с раннего утра и до позднего вечера, обычного человека, ничем не примечательного заключённого. Через рассуждения или воспоминания Ивана Денисовича читатель узнаёт мельчайшие подробности жизни зэков, некоторые факты биографии главного героя и его окружения и причины, по которым герои попали в лагерь.

Этот день Иван Денисович считает почти счастливым. Лакшин замечал, что это сильный художественный ход, потому что читатель сам домысливает, каким может быть самый несчастный день. Маршак отметил, что это повесть не о лагере, а о человеке.

Герои рассказа

Шухов – крестьянин, солдат. Он попал в лагерь по обычной причине. Он честно воевал на фронте, но оказался в плену, из которого бежал. Этого было достаточно для обвинения.

Шухов – носитель народной крестьянской психологии. Его черты характера типичны для русского простого человека. Он добрый, но не лишён лукавства, выносливый и жизнестойкий, способен к любой работе руками, прекрасный мастер. Шухову странно сидеть в чистой комнате и целых 5 минут ничего не делать. Чуковский назвал его родным братом Василия Тёркина.

Солженицын умышленно не сделал героя интеллигентом или несправедливо пострадавшим офицером, коммунистом. Это должен был быть «средний солдат ГУЛАГа, на которого всё сыплется».

Лагерь и советская власть в рассказе описываются глазами Шухова и приобретают черты творца и его творения, но творец этот – враг человека. Человек в лагере противостоит всему. Например, силам природы: 37 градусов Шухова противостоят 27 градусам мороза.

У лагеря своя история, мифология. Иван Денисович вспоминает, как у него отобрали ботинки, выдав валенки (чтобы не было двух пар обуви), как, чтобы мучить людей, велели собирать хлеб в чемоданы (и нужно было помечать свой кусок).

Время в этом хронотопе тоже течёт по своим законам, потому что в этом лагере ни у кого не было конца срока. В этом контексте иронично звучит утверждение, что человек в лагере дороже золота, потому что вместо потерянного зэка надзиратель добавит свою голову.

Таким образом, количество людей в этом мифологическом мире не уменьшается.

Время тоже не принадлежит заключённым, потому что лагерник живёт для себя только 20 минут в день:10 минут за завтраком, по 5 за обедом и ужином.

В лагере особые законы, по которым человек человеку волк (недаром фамилия начальника режима лейтенанта Волковой). Для этого сурового мира даны свои критерии жизни и справедливости. Им учит Шухова его первый бригадир.

Он говорит, что в лагере «закон – тайга», и учит, что погибает тот, кто лижет миски, надеется на санчасть и стучит «куму» (чекисту) на других.

Но, если вдуматься, это законы человеческого общежития: нельзя унижаться, притворяться и предавать ближнего.

Всем героям рассказа автор глазами Шухова уделяет равное внимание. И все они ведут себя достойно.

Солженицын восхищается баптистом Алёшкой, который не оставляет молитву и так искусно прячет в щель в стене книжечку, в которой переписано пол-Евангелия, что её до сих пор не нашли при обыске.

Симпатичны писателю западные украинцы, бандеровцы, которые тоже молятся перед едой. Иван Денисович сочувствует Гопчику, мальчишке, которого посадили за то, что носил бандеровцам в лес молоко.

Бригадир Тюрин описан почти с любовью. Он – «сын ГУЛАГа, сидящий второй срок. Он заботится о своих подопечных, а бригадир – это всё в лагере.

Не теряют достоинства в любых обстоятельствах бывший кинорежиссёр Цезарь Маркович, бывший капитан второго ранга Буйновский, бывший бандеровец Павел.

Солженицын вместе со своим героем осуждает Пантелеева, который остаётся в лагере, чтобы стучать на кого-то, утратившего человеческий облик Фетюкова, который лижет миски и выпрашивает окурки.

Художественное своеобразие рассказа

В рассказе сняты языковые табу. Страна познакомилась с жаргоном заключённых (зэк, шмон, шерстить, качать права). В конце рассказа прилагался словарик для тех, кто имел счастье таких слов не узнать.

Рассказ написан от третьего лица, читатель видит Ивана Денисовича со стороны, весь его длинный день проходит перед глазами. Но при этом всё происходящее Солженицын описывает словами и мыслями Ивана Денисовича, человека из народа, крестьянина.

Он выживает хитростью, изворотливостью. Так возникают особые лагерные афоризмы: работа – палка о двух концах; для людей давай качество, а для начальника – показуху; надо стараться. чтобы надзиратель тебя не видел в одиночку, а только в толпе.

По произведению: «Один день Ивана Денисовича»

По писателю: Солженицын Александр Исаевич

Источник: https://goldlit.ru/solzhenitsyn/1020-odin-den-ivana-denisovicha-analiz

Анализ рассказа Один день Ивана Денисовича Солженицына (сочинение)

Анализ «Один день Ивана Денисовича» Солженицын

Задумка о написании рассказа “Один день Ивана Денисовича” появилась у Солженицына во время его пребывания в лагере. Пришла мысль вместить в один день сразу все годы проведенные в заключении. Изначально рассказ планировался под названием – “лагерный номер писателя”.

Главный персонаж Иван Денисович был создан, как собирательный образ. В целом его поведение имеет схожесть с солдатом Шуховым, который во время Великой Отечественной войны воевал в одной батарее с Солженицыным. В герое также воплотились разные черты других заключённых, с которыми приходилось общаться автору.

Сам автор свое произведение отнес к жанру рассказа, но во время издания в “Новом мире” оно было представлено как повесть. Ориентируясь на объем, произведение можно отнести к повести, но время, в которое ведётся действие и количество представленных героев, повести не соответствует.

Направление, к которому относится данное произведение, реализм. Исходя из названия можно догадаться, что читателю показан один день жизни человека, находящегося под стражей. Образ вобрал в себя не только повадки заключённого, но и человека не имеющего свободы при советском режиме.

Выход рассказа совершил открытие для советского человека темы, которая была под запретом – жизнь тех, кто оказался в лагере.

Рассказ поднимает целый ряд проблем связанных со свободой и человеческой личностью, справедливостью наказания и взаимоотношением людей.

Автор затрагивает проблему маленького человека. Цель лагерей в советском союзе была сделать человека винтиком в крупном механизме. Идёт обобщение всей страны в образе большого лагерного барака.

Писатель показывает полный день проведенный обычным заключённым. Посредством рассуждения и воспоминаний главного героя читателю удается узнать все о жизни зэка. День, который в понимании Ивана Денисовича считается счастливым даёт возможность читателю догадываться, каким же тогда будет несчастный день.

В произведении сняты все языковые ограничения. Жаргон заключённых представлен в полном виде (шмон, зэк, шерстить).

Повествование ведётся от третьего лица. Читателю предоставляется возможность наблюдать со стороны, как проходит день зэка.

Автор убедительно показывает на сколько может быть ужасен человек, который имеет власть над другим. Но никто из них не задумывается над тем, что от свободы до заключения при тоталитарном режиме – один шаг.

Анализ 2

Солженицын, который в своей жизни испытал много горя очень был заинтересован темой несчастья людей, именно эта тема была освящена во многих его произведениях. Знаменитое произведение «Один день Ивана Денисовича» было в проекте еще за 9 лет до его выхода, в 1950 году.

Работу над рассказом Солженицын закончил, а 1959 году. Но, вот вышел в свет через три года, этому поспособствовал указ Хрущева, который явно выступал против таких вещей как лагеря и репрессии, которые были во времена талина.

По сути данный рассказ представляет собой некий путеводитель по «архипелагу», который назывался ГУЛАГ.

Прототипом для центрального персонажа стал товарищ, сослуживец автора Щукин, который был солдатом. Главный герой в рассказе упоминается как «ЗК Щ854».

Но, дело в том, что солдат Щукин никогда не отбывал срок заключения в подобных местах. Все же характер и основные черты главный герой приобрел именно от него.

Остальные способности к главному герою перешли непосредственно от Солженицына. Находясь в лагере, автор был каменщиком.

Углубляясь в рассказ, становится ясно, что для людей, которые находятся в таких условиях, важны совсем другие блага, нежели для вольных людей. Героям нужно лишь получить лишнюю порцию баланды, как не замерзнуть при шмоне на морозе, в общем волнует только то, что поможет остаться в живых в этом аду.

А в конце дня заключенные радуются своим маленьким успехам. Например, раздобыл табака или еще каких ни будь благ. Люди в заключении потеряли все человеческое, а именно быт, потребности, имена, индивидуальность. Теперь они отзываются на номера.

Заключённый находится во власти администрации, повара и даже старшего по бараку, хотя тот является таким же ЗК. Заключенного могут с легкостью расстрелять или посадить в карцер, где он непременно подхватит туберкулез, который будет до конца дней.

Но, сквозь все лишения и тяготы, люди все равно пытаются выжить и сохранять в себе человеческие качества если таковы остались. Например, если взять Ивана Денисовича, то он пытается быть отзывчивым человеком, который поможет в трудную минуту.

Выходит, так, что суровые условия лагеря никак не могут лишить человека высоких нравственных качеств. Если они присущие человеку изначально, то никакой лагерь их из него не искоренит. Тяжелая жизнь и все испытания, которые ЗК проходят в лагере лишь помогаю этим качествам крепчать и развиваться.

Главный герой произведения «Один день Ивана Денисовича» по-мужски смог стерпеть все беды и испытания, и такая жизнь не смогла разрушить его душу.

Герой смог выстоять перед всеми жестокостями, которые случались на его пути и это способствовало тому, что герой не потерял чувства, которые очень важны в жизни каждого человека. Люди, которые живут без проблем и горе не могут ценить жизнь полностью, ведь они знакомы только с одной ее стороной, хорошей стороной.

А тяжелые испытания и горе наталкивают человека на переосмысление ценностей, человек начинает ценить даже мелочи, на которые обычный человек не обращает внимание.

Анализ произведения 3

«Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый. Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных годов — три дня лишних набегало…»

Так заканчивается рассказ А. И. Солженицына об одном из дней одного из многих, отбывающих неизвестно за что наказание, в одном из лагерей огромной страны ГУЛАГ.

Рассказ, повествующий о жизни заключенных в страшных условиях физических и нравственных страданий, не оставляет тягостного впечатления. Потому что жестокости противостоит твердость характера, злобе — доброта, оскорблениям — бесхитростный юмор.

Иван Денисович Шухов — обычный мужик из деревни. Но внимательно наблюдая, он понимает, как вести себя в непростых ситуациях, из которых состоит каждодневная жизнь заключенного с раннего утра и до позднего вечера.

Шухову ясны мотивы, движущие окружающими людьми. Он чутко улавливает, что от него требуется, с кем надо общаться, за кого надо держаться, а кого сторониться.

За восемь лет лагерей он не растерял своих природных качеств. Шухов легко обучается тому, что даст возможность выжить, в нем ценят мастерство и азарт в работе.

В то же время он знает, чем можно заработать на табак, как утаить для бригады лишнюю миску еды в столовой и много других вещей, совершенно ненужных в другом мире. От этого мира Иван Денисович отделен колючей проволокой и надежной охраной.

Он получает оттуда два письма в год, не может понять той жизни, стремится туда и боится вернуться.

Иван Денисович не бунтует, но и не заискивает. Поэтому его уважают за отзывчивость и порядочность, доброжелательность и бескорыстие, живой ум, спокойный нрав и мудрое отношение к обстоятельствам жизни.

Рассказ написан простым языком, присущим главному герою. Здесь есть место юмору (Шухов «… выплеснул воду на дорожку, где ходило начальство») и даже поэзии: «Старый месяц Бог на звезды крошит. Звезды те от времени падают, пополнять нужно».

После прочтения произведения чувствуешь восхищение силой духа человека, его умением оставаться самим собой в тяжелых жизненных условиях. Еще долгое время остаешься под впечатлением от прочитанного и ощущаешь прилив собственных физических и душевных сил.

← Анализ произведения Журавлиный крик Быкова← Анализ произведения Быкова Волчья стая↑ ДругиеОбраз Василия Теркина в поэме Твардовского →Анализ баллады Вересковый мед Стивенсона →

  • Сочинение с наречиями на тему Описание Зимы

    Зимой мне всегда радостно, ведь вокруг всё так снежно. Конечно, вначале зимы часто жалко, что снега нет ещё, но скоро-скоро он выпадает. И лично я просто прекрасно себя чувствую!

  • Сочинение на тему День моей бабушки 4 класс

    Моя бабушка – это самая замечательная бабушка на свете. Папа с мамой уехали в командировки, и теперь со мной две недели живет моя бабушка у нас дома.

  • Анализ произведения Платонова Река Потудань

    Произведение Платонова «Река Потудань» рассказывает о молодом юноше красноармейце Никите Фирсове. Для окружающих людей он грустный человек, у которого вечно поникшие плечи и еще он довольно молчалив. О

  • Анализ поэмы За далью даль Твардовского сочинение

    Поэма Твардовского «За далью – даль» входит в число лучших работ поэта. Автор написал ее в интересном стиле, как будто данную историю рассказывает читателю пассажир, который путешествует по стране.

  • Анализ трагедии Скупой рыцарь Пушкина сочинение

    Трагическая пьеса «Скупой рыцарь» была задумана автором в 1826 г., а закончена в 1830 г. Впервые данное произведение было опубликовано в журнале «Современник» в 1836 г.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/analiz-rasskaza-odin-den-ivana-denisovicha-solzhenicyna

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.