Анализ «Обломова» Гончарова

Анализ произведения Обломов Гончарова

Анализ «Обломова» Гончарова

Роман «Обломов» написан в жанре критического реализма. Произведение излагается медленно с многочисленными подробностями мельчайших деталей.

Манерой письма автор показывает стиль жизни главного героя Ильи Ильича Обломова. В центре внимания произведения нам представлен диван, как символ неподвижности и остановки жизни.

Гончаров показал непригодность к жизни человека, испорченного барским воспитанием.

В образе помещика Обломова автор изобразил несостоятельность крепостного права. Тридцати двух летний бывший служащий Илья Ильич Обломов не может найти себе применение, не знает чем себя занять в родном селе.

Знакомые отворачиваются от него, считая, что он не способен ни на что кроме поглощения пищи и лежания на диване. Однако Илья Ильич развит духовно, имеет богатый ум. Иногда он всерьез задумывается о судьбе человечества, какую пользу для создания безоблачного будущего людей мог бы принести он сам.

Но его мечты так и остаются мечтами. Ему даже лень встать с дивана для того, чтобы слуга привел в порядок его кабинет.

Обломов изображен человеком, решившим просто ничего не делать, ведь кругом, по его мнению, все скудно и пошло. Последней попыткой вырваться из состояния лежебоки и лентяя является его любовь к Ольге Ильинской. Любовь – чувство нежное, романтичное, требующее полной отдачи.

Но у Обломова атрофировались как сами качества, так и просто мышцы, приводящие в движение тело человека. Надо хвататься за эту ситуацию и пытаться всеми силами вырваться из кошмара однообразных будней. Но ему все лень. «Обломовщина» крепко его поглотила.

Постепенная умышленная деградация личности Ильи Ильича приводит к фактической смерти самого человека.

Андрей Штольц – противоположность Обломову, целеустремленный, деловитый, готовый трудиться для достижения собственных целей. Он несется в будущее, не вспоминая прошлого и порой, не замечая настоящего. Неслучаен переход всего имущества от Обломова к Штольцу.

Гончаров показал смену двух времен. На смену Обломову, который своим образом олицетворяет все старое и обветшалое, приходит Штольц – символ грядущих активных перемен в обществе.

В произведении автор поднимает философские, исторические и общественные вопросы, которые во многом актуальны и по сей день.

Вариант 2

Роман «Обломов» был написан Александром Ивановичем Гончаровым во второй половине 19 века. В основе его сюжета лежит конфликт, заложенный в характере главного героя – Ильи Ильича Обломова.

С одной стороны Илья Ильич – это одаренная умная личность, он добродушен, дружелюбен и лишен корысти, с другой – лень и апатия ко всему лишают жизнь достаточно не старого (на момент повествования герою 32 года) человека  смысла.

Роман имеет круговую композицию. Он состоит из 4 частей, каждая из которых представляет отдельный этап жизни главного героя. Действия романа – это круговорот: сонное состояния Обломова сменяет пробуждением от него, но, к сожалению, пробуждение длится не долго и герой опять впадает в сон.

В начале произведения Илья Ильич предстает перед читателем в привычной для него атмосфере лени и бездействия. Героя нисколько не заботит состояние его дел, будничная сложившаяся жизнь, которая однообразна и монотонна, его полностью устраивает.

Но, несмотря на это, у героя есть мечта, которую автор четко обрисовывает в главе «Сон Обломова». Родная деревня воспитала и привила Илью Ильичу любовь к домашнему теплу и уюту.

И именно к теплым душевным отношениям в кругу семьи и друзей стремится герой.

Однажды полюбив, душа Обломова, не только оживает, она готова к переменам. Илья Ильич начинает больше двигаться, выходить в свет, общаться с людьми. Он готов изменить жизнь, чтобы быть рядом с той, которую любит. Но в один момент, из-за неуверенности в собственных силах, герой отказывается от личного счастья. Он считает, что не достоин Ольги, что она не может любить его.

После расставания с Ильинской, жизнь Обломова снова входит в привычное для него русло. Он ведет затворническое существования, общаясь лишь с Захаром и изредка со Штольцем. Заняв излюбленное положение на диване, апатия и лень вновь возвращаются к нему.

Свой идеал женщины герой находит в Агафьи Пшениценой, которая дает Обломову ощущение комфорта и уюта. Она окружает Илья Ильича заботой и любовью. И герой медленно погружается в состояние полусна, которое длится вплоть до его смерти, наступившей из-за нескольких ударов.

Основная проблематика романа заключается в отсутствии у главного героя мотивации действовать, жить. Он находится в мире мечтаний, и при этом не хочет выходить из своей зоны комфорта.

У героя нет целей, к которым он бы мог стремиться.

Единственным мотивирующим фактором для него не на долгое время становиться любовь, но и здесь Обломову не хватает сил и мужества для прохождения этого пути до конца.

Можно сказать, что физическая смерть наступила вслед за духовной гибелью героя. Обладая внутренним богатым миром, обширными знаниями Обломов не смог реализовать себя в мире.

Анализ романа Обломов 3

Произведение под названием “Обломов” было написано в 1858 году, автором по имени Иван Гончаров, и уже ровно через год издание “Отечественные записки” напечатало на своих страницах текст самого романа.

Однако стоит отметить, что сам структура построения главной сюжетной линии была написана достаточно давно, когда Гончаров был занят написанием первой части романа “Сон Обломова”. Необходимо отметить, что “Обломов” является частью трилогии произведений автора.

Кроме самого произведение туда вошли еще и такие романы как “Обыкновенная история” и “Обрыв”.

Какие вопросы поднимаются внутри романа? В основном конечно же стоит отметить, что в тексте поднимаются вопросы социального характера востребованные для того времени и той эпохи.

Для примера можно привести размышления Гончарова о том, что в России образовывается новое поколение, среди которого популярна тенденция перинятия европейского образа мысли, который конкурирует с русским образом жизни.

Ну и конечно же автор поднимает такие вечные темы, как смысл и судьба человека, а так же о том, что такое настоящая любовь.

Как и в любом другом монументальном творении в сфере литературы 19 века, коим является роман “Обломов”, абсолютно каждый герой является имеет значение в том, что бы раскрывать какую-либо идею. В пример выше сказанным словам можно привести противопоставление мужских и женских образов: Штольц и Обломов, Пшеницына и Ильинская.

Детально разобрав образы и поведения данных персонажей, то получится, что Пшеницына и Обломов выступают членами определенных слоев, для которых характерны архаичные черты поведения, которые в то время преобладали среди городского населения.

Они постоянно находятся в апатичном настроение и не хотят ничем заниматься и делать, что либо.

Этим персонажам автор противопоставляет Ольгу и Штольца, которые в отличие от двух других героев постоянно стремятся к чему-либо новому и чем-то постоянно заняты. Обращая внимания на произведения, стоит понимать, что противопоставления разных образов мысли в лице этих персонажей, носит ключевую идею романа.

Так же стоит отметить, что в романе затронута не только концепция противостояния двух образов мысли. В романе так же описывается много исторических, социальных и культурных вопросов, которые являются актуальными и по сегодняшний день.

Основная проблема данного произведения, так называемая проблема “обломовщины”, которая достаточно ярко наблюдалась у городских жителей того времени, стала по истине культурно-социальным явлением того общества и той эпохи конца 19 века.

С точки зрения Гончарова не только, какая-то обособленная часть общество того времени находилась в таком состояние, но и такая проблема зачастую имела общественный характер.

Подводя итог анализа произведения “Обломов”, которое было написано Иваном Александровичем Гончаровым, можно сделать вывод, что проблема противостояния двух ментальностей являлась наиболее актуально и востребованной в тот период времени.

  • Описание природы и роль пейзажа в поэме Мцыри Лермонтова сочинениеКолоссальное и неописуемо большое значение в понятие и осознании образа одинокого, печально, но одновременно свободного и непоколебимого Мцыри играет романтический и нежный пейзаж, описанный в данном произведении
  • Жизнь Евгения Онегина в ДеревнеЖизнь главного героя в деревне, это вторая глава великого произведения автора. Здесь, очень глубоко, раскрываются душа и нрав героя. После получения огромного наследства, Евгений Онегин, возвысился духом, и чувствовал себя очень энергично
  • Сочинение Загрязнение окружающей средыЧеловечество погрязло в эпохе потребления. Да, именно погрязло, как в болоте. Каждый день изготавливают новые товары, предлагаются разные услуги. Производство невозможно без спроса, и мы его создаем.
  • Сочинение Печорин – герой своего времениГлавным героем романа, состоящего из нескольких повестей, авторства Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени», является достаточно молодой человек по фамилии Печорин.
  • Кто такие «маниловы»? Итоговое сочинениеНа нашей планете живёт огромное множество людей, которые отличаются друг от друга по каким либо признакам, будь то внешние или внутренние признаки, но всё равно, данные отличия имеют место быть в социальной жизни человека

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/goncharov/analiz-proizvedeniya-oblomov

Гончаров, Анализ произведения Обломов, План

Анализ «Обломова» Гончарова

Анализ произведения

Роман «Обломов» — произведение этапное, которое в извест­ной степени подводит итог большого и важного периода в разви­тии нашего народа и общества в целом. Оно показывает нам конец эпохи крепостных отношений, хотя крепостное право было отме­нено лишь в 1861 году.

В нем наглядно раскрывается вся несосто­ятельность крепостных отношений, показывается, что человек не мог нормально развиваться в условиях крепостного права.

Эти мысли Гончаров воплотил в образе Обломова — помещика, кото­рый служил в Петербурге, но оставил службу и теперь, будучи тридцати двух лет от роду, лежит в своей квартире, не может приобщиться к какому-либо элементарному делу и не знает, как жить дальше.

Смысл заключается в глубоком постижении психо­логии человека, изуродованного барским воспитанием. Автор рас­крыл здесь последствия страшной болезни — «обломовщины». Это — обобщение и некий символ определенных человеческих качеств, которые проявляются во многих людях в течение цело­го ряда поколений.

Обломов — это смесь романтической мечтательности с не­пригодностью человека в абсолютно любой сфере, паралич ума и предельно ослабленной воли помещичьим нетрудовым образом жизни.

Есть и вторичные свойства обломовщины — это нежелание личности примириться с очень скудным в духовном плане и по­шлым существованием. Автор изображает страдания героя, и мы видим, что Обломов — это не только лежебока и лентяй, но и человек, решивший остановиться и ничего не потерять, так как все кругом низменно и пошло.

Роман характеризуется неторопливостью изложения и обили­ем всякого рода подробностей и деталей. Гончаров использует та­кую манеру изложения, называемую эпической, для того, чтобы показать причины падения героя.

Мотив лежания становится цен­тральным, символизирующим духовную слабость человека. Ког­да-то он мечтал о полезном труде, но все усилия обратиться к делу закончились крахом.

Илья Ильич уже примирился со сво­ей неподвижностью, поэтому большую часть времени проводит на диване, который вырастает в произведении до символа неподвиж­ности и остановки в жизни.

Последняя попытка Обломова вырваться из этого состояния связана с историей любви к Ольге Ильинской, когда со всей очевидностью обнажается непреодолимая сила обломовщины, бо­язнь жизни и неспособность к каким-либо решительным действи­ям. Мотив любви самым неожиданным образом оказывается сред­ством проверки героя: внутренне Обломов не был способен к боль­шому, настоящему чувству, так как атрофировались лучшие сто­роны его души.

Что же сделало Обломова таким? Ответ на этот вопрос за­ключен в главе «Сон Обломова», которая является экспозицион­ной, но автор сознательно переносит ее в конец первой части романа для того, чтобы более убедительно и наглядно показать причины обломовщины.

Автор рисует детские годы своего героя, который был единственным сыном и рос в полном барском поме­щичьем довольстве. Родственники ограждали его от всех вообра­жаемых бед.

Эта опека с малых лет сделала невозможным прояв­ление собственной инициативы мальчика, который вошел во взрос­лую жизнь, не чувствуя себя способным хоть к какому-либо делу.

Изображая помещичий быт, Гончаров видит в нем не только отрицательное, но и нечто положительное, ценное, что ушло, отступив под напором так называемой городской цивилизации. В Обломовке не все плохо: здесь царит беззлобие, доброта, от­сутствует хитрость, которая иногда правит миром.

Гончаров счи­тал, что в характере людей должна присутствовать определен­ная способность к сопротивлению окружающей среде, если она обращена к человеку отрицательной стороной, умение восприни­мать в этой же среде положительные стороны, и на основе тако­го синтеза каждая личность должна формировать свою линию поведения.

А человеческая жизнь, по мнению Гончарова, движется к прогрессу, и обязанность каждого человека — найти в ней свое место.

Таким образом, Обломов как тип и сама обломовщина интере­суют автора не только как частные проявления человеческой судьбы, но и как аналог ко многим судьбам.

И в конце романа становится очевидным, что, резко осудив главного героя за лень и бездеятельность, писатель дает понять, что пропадает в сущ­ности неплохой от рождения человек, который мечтает о жизни истинно прекрасной, где нет черствости, меркантильности.

Но беда его заключается в том, что он только мечтает, лишь осуж­дает зло, но ничего не делает для того, чтобы его устранить.

Антиподом Обломова является образ Андрея Штольца, кото­рый олицетворяет передовые силы своего времени. Он нужен в романе для того, чтобы ясна была вся неприспособленность та­ких людей, как Обломов.

Не случайно к Штольцу переходит за­тем все то, чем владел когда-то Илья Ильич. Штольц деловит, настойчив, ясно видит свою цель, которая заключается в труде. Одним словом, это делец новой капиталистической формации.

Автор показывает нам, как одни люди гибнут, а другие находят свое место в жизни.

Прежде всего роман «Обломов» в истории русской литературы следует воспринимать как лучшее произведение критического реализма.

План

1. Знакомство с главным героем и его образом жизни.

2. Сон Обломова, в котором представлены все этапы его жиз­ненного пути.

3. Детство и юность Андрея Ивановича Штольца.

4. Обломов и Ольга Ильинская.

5. Обломов и Агафья Матвеевна Пшеницына.

6. Новая встреча Штольца с Ольгой в Париже, любовь к ней и женитьба.

7. Жизнь Обломова в доме Пшеницыной.

8. Счастье Штольца и Ольги Ильинской.

9. Последняя попытка Штольца изменить жизненный уклад своего друга, которая вновь потерпела крах.

10. Изменения, произошедшие в доме Пшеницыной после смерти Обломова.

11. Встреча Штольца и его друга-литератора с нищим Заха­ром.

На этой странице искали :

  • обломов анализ произведения
  • гончаров обломов анализ произведения
  • обломов анализ
  • анализ произведения обломов
  • гончаров обломов анализ

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/goncharov-analiz-proizvedeniya-oblomov-plan.html

«Обломов», анализ романа Ивана Александровича Гончарова

Анализ «Обломова» Гончарова

Гончаров свой главный замысел вынашивал долгие годы.

В 1849 г. был опубликован «Сон Обломова» – глава неоконченного романа «Обломовщина».

Отправляясь в летний отпуск в родной Симбирск, Гончаров даже заранее договорился в одной из петербургских редакций о публикации полного текста романа, уверенно рассчитывая привезти его из отпуска.

Таким образом, можно предположить, что уже к лету 1849 г. первоначальный план « Обломова» сложился в творческом воображении писателя.

Но принадлежа к тому типу литератора, которому для создания произведения необходима сверхидея, Гончаров вновь обратился к своему замыслу лишь после возвращения из экспедиции на фрегате «Паллада», во время которой он имел возможность наблюдать нравы и обычаи, характеры и темпераменты самых разных народов, неизменно сравнивая их с русскими. «Обломов» увидел свет в 1859 г., и именно ему суждено было стать гончаровским ответом на вопрос о «корнях» и о «кроне» русской души.

Сюжет, проблематика и композиция

Помещик Илья Обломов живет в Петербурге на те средства, которые приносит ему его имение – деревня Обломовка. Службу он давно забросил, ни в какой другой деятельности себя не нашел. При этом он милый, добрый, образованный человек.

Андрей Штольц, друг детства Обломова, тщетно пытается «пробудить к жизни» дорогого ему человека. Причем сделать это он пытается с помощью своей юной «ученицы» Ольги Ильинской.

Он надеется таким образом внести «ровный свет, несколько градусов тепла» в беспросветную, мрачную и холодную жизнь Обломова.

Неторопливое развитие романа Ильи и Ольги составляет центральные – вторую и третью – части произведения. В конце концов вместо света в «несколько градусов тепла» – разгорелся огонь. Оказывается, в самом Обломове «был заперт свет, который искал выхода, но только жег свою тюрьму» . Свет натолкнулся на свет – и породил огонь.

Но Ольге не нужен такой человек, как Обломов, и она в конце концов становится женою Штольца.

А Илья в 4-й части романа находит пристанище у вдовы-мещанки Агафьи Пшеницыной, на которой в конце концов женится и с которой до самой своей смерти ведет «растительное» существование. « В ее имени, – замечает литературовед Е. А.

Краснощекова, – возможно, отозвался и мифологический мотив (Агафий – святой, защищающий людей от извержения Этны, то есть огня, ада) » .

Впрочем, защитить от внутреннего огня – не значит ли загнать его еще глубже внутрь? Можно ли (и нужно ли) спасти человека от такого огня? Этот вопрос был популярен во второй половине ХІХ века, и причиной тому, если попытаться уложить ее в некую схему, можно назвать обострение извечного конфликта европейской культуры Нового времени – конфликта языческих (огонь желаний) и христианских (любовь-агапэ – еще одно толкование имени Агафья) элементов культурной традиции.

Жанр

Современное литературоведение часто относит «Обломова» к жанру «романа-мифа», ибо в нем «выразилась самая сущность русской культуры». В то же время это один из первых «чистых» образцов русского психологического романа, не признающего однозначных, формальных характеристик.

Так, автор «Обломова» вряд ли был бы согласен со знаменитой первой фразой «Анны Карениной», ибо и о счастливой семье Андрея и Ольги Штольцев ему хочется знать не только то, что они в конце концов были счастливы, но и то, ценою каких усилий каждого из них давалось их семейное счастье.

Персонажи

Еще современная Гончарову критика сосредоточилась на антитезе «Обломов – Штольц» как главной символической оси романа.

Объехав по периметру всю Азию, автор «Фрегата “Паллада” » вынес о ней почти то же самое впечатление о полном и убежденном погружении в сон, какое у Обломова (еще в его раннем «Сне… » ) осталось от Обломовки.

Однако, находя много родственного на Востоке, русский человек в то же время никогда не переставал дивиться дивам Запада и молиться на «священные», по словам Достоевского, «камни Европы».

Автору «Обломова» и «Фрегата “Паллада” » быть может более других русских писателей свойственно это умиленное (но и достаточно отстраненное) восхищение Европой. «Все, начиная с человека, породисто и красиво в Англии», — замечает автор «Фрегата “Паллада” » .

И вновь настаивает: «Все породисто здесь: овцы, лошади, быки, собаки, как мужчины и женщины» . И в «Обломове» о Штольце он говорит: Штольц породист, «как английская кровная лошадь» .

Уважение, умиление, восхищение – вот чувства, которые вызывает Штольц: у Обломова и Ольги, у Захара («патриархального» слуги Обломова), у повествователя, у читателя… Вот только быть как Штольц или даже быть рядом с ним – тяжелый, непосильный труд.

И не на такой ли труд обрекла себя Ольга, выйдя за Штольца? … Не испытывая к нему – поначалу – влечения-эроса, не умея и любить «ни за что», любить любовью-агапэ, и, таким образом, лишенная одной из двух возможных надежд на счастье в браке, не будет ли она до конца жизни внутренне метаться, не находя никакого внешнего выхода? …

«У меня нет ни одного типа, а все идеалы», — утверждал сам автор, имея в виду двух главных героев и двух главных героинь «Обломова» . Каждый и каждая из них идеальны в чем-то одном и для кого-то одного.

Илья не готов быть главой семьи, быть не просто умным собеседником, нежным любовником (его « голубиную нежность» еще долго поминают между собою Ольга и Андрей), но мужем, берущим на себя ответственность и без колебаний предлагающим жене единственно верный (конечно, всего лишь для их семьи) ответ на любой вопрос.

Илье нужна Агафья: та ни в чем не усомнится, сама все решит и за все ответит. И Агафья идеал, и Ольга, и Илья идеал, и, конечно, Андрей – но в разном, для разного, для разных и по-разному.

«Ее замечание, совет, одобрение или неодобрение стали для него неизбежною поверкою: он увидел, что она понимает точно так же, как он, соображает, рассуждает не хуже его… Захар обижался такой способностью в своей жене, и многие обижаются – а Штольц был счастлив! … Андрей видел, что прежний идеал его женщины и жены недосягаем, но он был счастлив и бледным отражением его в Ольге: он не ожидал никогда и этого».

Направление

Итак, вот что такое идеал по Гончарову: нечто настолько прекрасное, что в жизни встретить его не ожидаешь – а вот встречаешь же… Это и есть реализм в его новом и полном проявлении.

Реализм ведь не в том, чтоб назвать идеал «положительным типом» и «подтягивать» к нему действительность, а в том, чтоб в познании самой действительности пройти глубже индивидуального и глубже типического – туда, где можно встретиться с идеальным.

По произведению: «Обломов»

По писателю: Гончаров Иван Александрович

Источник: https://goldlit.ru/goncharov/804-oblomov-analiz

Открытый урок по теме: «Анализ 1-ой части романа И.А. Гончарова «Обломов»»

Анализ «Обломова» Гончарова

1) Развитие навыка анализа эпизода художественного произведения. Изучение стилистики автора на всех уровнях текста.

2) Развитие логического мышления (дедуктивный и индуктивный методы), совершенствование устной речи и обогащение словарного запаса учащихся.

3) Формирование активной жизненной позиции учащихся.

4) Выработка навыков грамотного самостоятельного чтения.

Методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный, поисковый, проблемный.

Приемы:

Разъяснительный с применением ИКТ, поисковый, исследовательский.

Тип урока:

Традиционный с использованием ИКТ.

Используемая литература:

Текст произведения; учебник Литературы. Литература. 10 класс. В 2 ч./ В.Г.Маранцман, Е.К.Маранцман, О.Д.Полонская и др.; под ред.-М.:Просвещение, 2011.-383 с.; статья Н.А.Добролюбова «Что такое обломовщина?» /Н.А.Добролюбов. Избранное.Саранск, Мордовское книжное издательство, 1974.

I. Ход урока

Запись на доске:

1. Кто такой Обломов? Почему он такой, каким мы видим его в 1 части?

2. Справедливы ли слова Гончарова И.А.: «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в … кисель — климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства»?

II. Опрос с применением презентации:

1. Какова цель написания романа?

2. Какие вопросы затрагивает в романе автор?

3. Какие понятия, ставшие нарицательными, использует И.А.Гончаров в романе? Дать объяснение.

4. Какова композиция романа и как она используется автором для воплощения художественного замысла?

III. Беседа

Роман Гончарова И.А. «Обломов» стал событием в литературном мире. «Редкий роман, — писал Д.И.Писарев, — когда-либо совмещал в себе до такой степени огромные психологические задачи, редкий возводил соединение двух таких задач до такого стройного, и, по-видимому, несложного целого».

Н.А.Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина?» пишет, что обломовщина – «давний порок связанного с крепостническим укладом дворянства, свидетельство исторической обреченности этого сословия». И.А.

Гончаров через судьбу Обломова показал социальное явление – обломовщину, вот почему так важно исследовать причины обломовской апатии, выявить то, что оказало влияние на формирование личности главного героя.

Гончаров рассказал нам «историю о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его…»

IV. Анализ 1-8 глав 1 части

1. Что мы знаем об Обломове? (Портрет, привычки, дом)

2. Кто составляет окружение Обломова? На какие группы можно разделить всех знакомых?

3. Как Обломов относится к образу жизни своих посетителей?

4. Кого считает истинным другом и почему?

5. Отношение к Захару. Какую черту Обломова автор подчеркивает через его отношение к слуге?

6.

Каким себе представляет Обломов себя, что он думает о счастье и о жизни?(«Разве я мечусь, разве работаю? мало ем, что ли? худощав или жалок на вид? Разве недостает мне чего-нибудь? Кажется, подать сделать есть кому! Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава богу! Стану ли я беспокоиться? из чего мне? И кому я это говорю? Не ты ли с детства ходил за мной? Ты все это знаешь, видел, что я воспитан нежно, что я ни холода, ни голода никогда не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался».

«Идеал счастья, нарисованный им Штольцу, заключался не в чем другом, как в сытной жизни, — с оранжереями, парниками, поездками с самоваром в рощу и т.п., — в халате, в крепком сне да для промежуточного отдыха — в идиллических прогулках с кроткою, но дебелою женою и в созерцании того, как крестьяне работают».»Но вот в чем главная беда: он и вообще жизни не умел осмыслить для себя».)

V. Работа с 9 главой. «Сон Обломова»

Ученикам предлагается воссоздать облик Обломовки.

1 ученик.( Несколько пейзажей. Фотографии). Он выбирает ландшафт для Обломовки, чтобы там не было моря, гор, дремучих лесов. (Рассказывает, как автор описывает ландшафт Обломовки)

2 ученик. Выбирает сезонные изменения погоды (Картины художников). Нет полутонов. Зима – яркая, свежая, морозная, снежная. Лето теплое, солнечное, пейзаж пестрит цветочным многоцветьем. Осенью в одно и то же время начинается снег и мороз. Весна дружная, в ней нет места внезапным вьюгам и продолжительному ненастью.(Замечание о сезонности в Обломовке)

3 ученик. Люди, населяющие Обломовку. (Портреты. Красивые, пышущие здоровьем крестьяне и крестьянки. Спокойные, довольные, полные достоинства хозяева Обломовки). (Рассказ о взаимоотношениях обломовцев, о характере их жизни).

VI. Характеристика обломовцев. Сущность обломовщины

1. Что является смыслом жизни обломовцев?

2. Какие представления о мире существуют у жителей Обломовки?

3. Какие три акта жизни обломовцев упоминает автор. Как это характеризует героев?

(«В Обломовке никто не задавал себе вопроса: зачем жизнь, что она такое, какой ее смысл и назначение? Обломовцы очень просто понимали ее, «как идеал покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями, как-то: болезнями, убытками, ссорами и, между прочим, трудом. Они сносили труд, как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным»).

VII. Итог урока

В чем заключаются главные черты обломовского характера? «В совершенной инертности, происходящей от его апатии ко всему, что делается на свете. Причина же апатии заключается отчасти в его внешнем положении, отчасти же в образе его умственного и нравственного развития. По внешнему своему положению — он барин; «у него есть Захар и еще триста Захаров», по выражению автора.»

«История воспитания Обломова вся служит подтверждением его слов.

С малых лет он привыкает быть байбаком благодаря тому, что у него и подать и сделать — есть кому; тут уж даже и против воли нередко он бездельничает и сибаритствует… Он бы, может быть, стал даже и работать, если бы нашел дело по себе; но для этого, конечно, ему надо было развиться несколько под другими условиями, нежели под какими он развился. В настоящем же своем положении он не мог нигде найти себе дела по душе, потому что вообще не понимал смысла жизни и не мог дойти до разумного воззрения на свои отношения к другим».(А.Н. Добролюбов «Что такое обломовщина?»)

Согласны ли вы с тем, что И.А.Гончаров сумел показать в образе главного героя, какие причины способствовали тому, что он стал таким, каким мы видим его в 1 части?

Для чего автор завершает «Сон Обломова» вопросом, который сам себе задает главный герой: «Отчего же это я такой?» (И.А.Гончаров показывает, что в главном герое еще «бродят» тревожные мысли, не дающие ему успокоиться окончательно. В них, быть может, сокрыта надежда на перемену участи Обломова?)

Домашнее задание

Задание для 3 групп учащихся. 1. Охарактеризовать отношения Обломова и Штольца. 2. Охарактеризовать отношения Обломова и О.Ильинской. 3. Отношения Обломова и А.М.Пшеницыной.

  • Февраль 9, 2018
  • Автором: Миронова Марина Викторовна

Источник: https://mmv-teacher.ru/lesson-1/

Характеристика и анализ «Обломова» (Гончаров И. А.)

Анализ «Обломова» Гончарова

Важное место на уроках литературы в школе занимает критический анализ «Обломова». Гончаров – крупнейший прозаик середины XIX века.

Его романы оказали значительное влияние на развитие отечественной литературы указанного столетия.

Книги писателя отличаются глубоким психологизмом, драматизмом, а также постановкой актуальных проблем современного ему времени, которые, впрочем, значимы и сегодня.

Первая часть книги

Изучение композиции романа в первую очередь предполагает анализ «Обломова». Гончаров в начале своего произведения подробно описывает тот образ жизни, который вел его герой. С начала произведения читатели знакомятся с этим персонажем глазами его посетителей.

Но автор также передает и внутреннее состояние Ильи Ильича, который после ухода каждого из гостей пускается в длинные рассуждения, раскрывающие его как человека незаурядного.

Проводя весь день дома, не работая и укрывшись от жизни, Обломов тем не менее задается сложными философскими вопросами о смысле существования, цели и перспективах общественной карьеры.

Он пытается понять причину собственной бездеятельности, неактивности и полного равнодушия ко всему происходящему. Акцент на душевное состояние персонажа должен включать анализ «Обломова».

Гончаров – мастер создания психологических портретов своих героев.

Он показывает, что Илья Ильич – человек, настроенный философски, что мешает ему вести образ жизни, который пытается привить ему его лучший друг детства Штольц.

Большое значение описанию формирования своего героя придавал Гончаров.

«Обломов» (сон Обломова, анализ которого традиционно является главной частью школьного урока, объясняет характер Ильи Ильича) – это ключевое произведение в творчестве писателя, так как в нем он раскрыл самые главные проблемы российской действительности своего времени. Этот сон показывает деревню, в которой родился и вырос герой. В этом месте жители отличались необыкновенной мягкостью характера, покладистостью, дружелюбием.

Они ни о чем не заботились, не думали о карьере или образовании. Все эти люди жили сегодняшним днем, их главной ценностью был домашний уют, тепло, забота друг о друге. Поэтому маленький Обломов полностью находился под опекой любящей матери, родных, своих нянек, кормилиц. Это объясняет его бездействие во взрослой жизни.

Завязка

Штольцу в конце концов кое-как удается занять своего приятеля некоторыми делами. Он вывозит его из дома, знакомит с новыми лицами. Встреча с молодой, красивой, умной девушкой Ольгой Ильинской коренным образом меняет жизнь Обломова.

Он влюбляется в нее, и эта любовь окрыляет его. Герой начинает вести активный образ жизни: учится, много читает, совершает частые и дальние прогулки.

Ильинская же, следуя указаниям Штольца, всячески побуждает своего нового знакомого к различным занятиям.

Характеристика их отношений входит составной частью в анализ «Обломова». Гончаров описывает, как их взаимное влечение друг к другу впоследствии переросло в сильное и глубокое чувство. Через некоторое время они объяснились и решили пожениться.

Кульминация

Это было важным событием в жизни персонажа. Однако он испугался того, как далеко зашли их отношения. Ему нравилось общение с Ольгой, однако, будучи по природе тихим, застенчивым и нерешительным, он почувствовал, что не в состоянии взять на себя брачные узы.

Подробно описал психологическую эволюцию своего персонажа И.А. Гончаров.

«Обломов» (анализ романа предполагает детальный разбор причины разрыва Ольги и главного героя) – это роман, который посвящен в первую очередь тонким наблюдениям автора за душевным состоянием персонажей.

Ильинская почувствовала нерешительность и колебания своего жениха. Она не сомневалась в его любви, но ее деятельная кипучая натура требовала активной и полноценной жизни. Самым напряженным моментом в произведении является момент объяснения героев между собой, когда выясняется, насколько они далеки друг от друга, несмотря на любовь.

Анализ романа Гончарова «Обломов» объясняет различие в их характерах. Ольга была очень требовательна к себе и окружающим. А Илья Ильич оказался неспособным к полной трансформации своей личности и привычного образа жизни. Он сильно изменился под влиянием любви, однако в глубине души остался прежним.

Именно в этом последнем разговоре со своей возлюбленной герой называет своей порок «обломовщиной» – понятием, которое вошло в обиход в повседневной речи.

Развязка

Одним из лучших прозаиков середины девятнадцатого века по праву считается И.А. Гончаров. «Обломов» (анализ произведения должен включать и описание последнего периода жизни героя) – это роман, который показывает развитие главного действующего лица с психологической точки зрения.

После разрыва с Ольгой Илья Ильич женится на своей квартирной хозяйке Анисье. Эта женщина полностью соответствовала его представлениям о домашней хозяйке и жене. В ее доме Илья Ильич снова впал в прежнее, даже еще худшее бездействие, чем очень огорчил своего друга Штольца и Ольгу.

Однако автор раскрывает внутренние причины такой трансформации персонажа.

Он объясняет это разочарованием от потери любимой девушки. Это состояние перешло у героя в полную апатию и равнодушие ко всему окружающему, что фактически и привело его впоследствии к смерти. Писатель в полной мере показывает читателю, что физическая кончина героя стала следствием его душевного опустошения, которого не могли заполнить заботы и искренняя и простая любовь Анисьи.

Герои

Обломову противопоставлены Штольц и Ольга Ильинская. Первый был обрусевшим немцем. Он много работал, заботился о своей карьере, но при этом не потерял душевности и доброты, за что его и полюбил Илья Ильич.

Штольц искренне заботился о своем лучшем друге, пытался занять его и увлечь каким-нибудь делом. В конце произведения он женился на Ольге, с которой был схож характерами. Последняя, пожалуй, является для писателя идеалом.

Она активная, целеустремленная, но при этом умная и сдержанная.

Изучение первой сцены

Для закрепления пройденного материала школьникам можно предложить сделать анализ эпизода романа Гончарова «Обломов». В качестве примера обычно выбирают сцены визитов гостей к герою в самом начале книги, так как их диалоги дают первое представление о главном действующем лице романа. Читатели видят, что Илья Ильич отказывается от участия в различных делах своих товарищей.

Все они чем-то заняты и всячески пытаются увлечь его, но безрезультатно. После их ухода Илья Ильич рассуждает о бесполезности их суеты, занятий, работы. Он задается главным вопросом всего произведения: а где во всей этой суете человек? Симпатии автора в данном случае явно на стороне Ильи Ильича, хотя он и не одобряет его образа жизни.

Источник: http://fb.ru/article/308464/harakteristika-i-analiz-oblomova-goncharov-i-a

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.