Анализ «Невский проспект» Гоголь

Н. Гоголь, «Невский проспект». Анализ произведения

Анализ «Невский проспект» Гоголь

Многие писатели, творившие в XIX веке, обращались в своём творчестве к теме Петербурга. Не является исключением и Николай Васильевич Гоголь и его «Невский проспект». Анализ этой повести – это, в первую очередь, изучение образа этого города и того, каким он предстаёт перед нами в произведении.

Петербург – это поистине удивительный город, ведь он был возведён наперекор всем законам природы за чрезвычайно короткий срок, и по воле всего лишь одного человека.

На протяжении веков он являлся символом борьбы контрастов: нищета и благополучие, красота и уродство – все эти крайности каким-то непостижимым образом уживались здесь.

Образ Петербурга в произведении Н. В. Гоголя

Наиболее выдающиеся умы России с ранних лет стремились в Петербург, и именно в этом городе завоёвывали статус лучших публицистов, писателей, критиков и т. д.

Однако здесь же они сталкивались лицом к лицу с нуждой и унижением. Город как будто засасывал людей в болото показной роскоши, пошлости и глупости.

Центром и местом, где встречались эти, казалось бы, несовместимые понятия, была главная улица города – тот самый Невский проспект.

Анализ повести Н. Гоголя обязательно уделяет большое внимание именно образу самого города, который будто наделён своей собственной душой.

Это не просто столица, не просто мегаполис с удивительно красивыми улицами, величественными дворцами и живописной Невой.

Петербург в представлении автора – это своеобразный оживший великан, который обладает своим уникальным лицом, нравом, капризами и привычками.

Сотни людей ежедневно проходят по Невскому проспекту. И они также являются обладателями самых разных характеров.

Гоголь отдельно подчёркивает, что, несмотря на то что в любое время суток на проспекте можно встретить огромную толпу людей, между ними не возникает чувства единства, какой-то общности. Единственное, что объединяет всех их, – это место встречи.

Описывая улицу, автор говорит о том, что на ней создаётся ощущение, как будто какой-то демон весь мир раскрошил на множество крохотных осколков и «без толку, без смысла смешал вместе».

Схожесть судеб и противоречивость характеров Пирогова и Пискарёва

Однако по мере повествования в повесть «Невский проспект», анализ которой мы проводим, включаются целых два героя, которым автор уделяет пристальное внимание. Первый – это поручик Пирогов, а второй – Пискарев, «молодой человек во фраке и плаще».

Пирогову хорошо известны законы современного мира. Он знает, что жизнь в величественном городе во многом подобна игре в «рулетку».

Но тот, кто готов постоянно идти на риск ради исполнения наиболее сокровенных, безнадежных и даже порой нелепых своих мечтаний, сумеет покорить его.

Поручик, следуя своим убеждениям, идёт на риск. В своём проигрыше он не видит ничего необычного или трагичного и, не без влияния прохладного вечернего Невского проспекта, быстро справляется с обуявшим его «гневом и негодованием».

Второй же герой – Пискарёв, тот самый «молодой человек в плаще и фраке», пытается действовать так же, как его приятель. Его тоже постигает неудача. Но для него, ощущающего себя одиноким и чужим в северной столице империи, такое событие становится роковым.

Робкий и застенчивый по натуре художник, всю жизнь носивший в своём сердце искры чувства, которые всегда только ждали своего часа, чтобы «превратиться в пламя», буквально доверил свою судьбу Невскому проспекту.

Анализ произведения «Невский проспект» – это анализ двух похожих внешне, но совершенно разных по сути своей историй. Оба героя рискуют всем, но Пирогов, для которого всё происходящее – игра, не теряет, в сущности, ничего. Для Пискарёва же это – жизнь.

Человек, который тонко ощущает мир, неспособен вмиг сделаться грубым и чёрствым, перестать доверять миру. Однако и быстро забыть о том разочаровании, которое он испытал по вине знаменитого проспекта, не может.

Что хотел показать, завершая «Невский проспект», Гоголь? Анализ этой повести – это анализ параллельно ведущегося повествования о двух персонажах, которые являются противоположностями друг друга по характеру и мироощущению. Читателю же такой контраст позволяет глубже понять противоречивость самого Невского проспекта.

Комичность ситуации, в которой оказывается поручик Пирогов, противопоставляется трагичной судьбе бедолаги Пискарёва. Таким же образом атмосфера комической пошлости, характерная для Невского поутру, сочетается с трагичной вечерней пошлостью и ложью. «…он лжет во всякое время, этот Невский проспект», – говорит Гоголь.

Заключение

Крохотный огонёк, что пляшет перед глазами, манит за собой и завлекает в опасные сети, – именно так стремится представить автор читателю Невский проспект. Анализ повести заставляет задуматься над глубоко философскими вопросами.

Для художника Пискарёва встреча с Невским и его обитателями становится фатальной, она буквально опустошает его душу.

На его глазах красота мира превращается в ничто, и сам по себе встаёт вопрос: «Если всё это – призрачный мираж, что в таком случае реально вообще?» И автор даёт ответ – реальным остаётся сам Невский проспект, в котором вечная загадка сочетается с вечным обманом.

Источник: http://fb.ru/article/128010/n-gogol-nevskiy-prospekt-analiz-proizvedeniya

Анализ повести

Анализ «Невский проспект» Гоголь

Тема Петербурга была важнейшей в творчестве Николая Гоголя, о чем свидетельствует одно из его наиболее известных произведений – повесть “Невский проспект”, анализ которой мы сейчас проведем.

Не потому Гоголь писал о Петербурге, что многим писателям XIX века хотелось воспевать его красоту и таинственность, а потому, что Николай Васильевич сам был пленен образом полного загадок города, был близок к нему душой и хотел поделиться этим с читателями.

Также у нас вы можете прочитать краткое содержание “Невского проспекта”.

Образ Петербурга в творчестве Гоголя

Чем же так привлекал Петербург писателей? Вспомнить хотя бы историю этого города – то, что несмотря на все законы природы, волей одного Петра в кратчайший срок город поднялся над Невой, и веками символизировал борьбу контрастных понятий, таких как: бедность и роскошь, великолепие и безобразие, сила и слабость. Все это удивительно уживалось в Петербурге.

Невозможно сделать точный анализ повести “Невский проспект” без рассмотрения образа Петербурга. Мы не удивляемся тому, что таланты России буквально стекались сюда, чтобы завоевать положение в обществе, развить способности и показать свое мастерство.

В Петербурге получили становление лучшие публицисты, писатели и критики, хотя именно в этом городе они столкнулись с бедностью и преследованиями, были унижены и ущемлены.

Показная роскошь, глупость и пошлость затягивали людей в трясину, а место, где начинались самые невообразимые, интригующие и завораживающие события, называлось Невский проспект. Да, главной улице города отведена роковая роль.

Поскольку мы делаем анализ “Невского проспекта” Гоголя, скажем, что это понятие проспекта символизирует душу самого Петербурга, который по мнению автора не просто является большим мегаполисом, где можно пройтись по красивым улицам и полюбоваться архитектурой. Город похож на ожившего великана, у которого свой характер, капризы, привычки и тайны.

Невский проспект в Петербурге – это место, где каждый день ходят тысячи людей. И у каждого из них свой уникальный характер. Этот момент важно учесть, когда мы анализируем задумку Гоголя в отношении целостности толпы. У каждого свои дела, свой путь, но эти люди вместе только потому, что их объединило место встречи, и больше ничего.

Пирогов и Пискарев

Но не только непосредственно сам проспект фигурирует в произведении, ведь продолжая анализ повести “Невский проспект”, мы видим появление двух героев – это поручик Пирогов и Пискарев, которого автор описывает как “молодого человека”, одетого во фрак и плащ. Пирогов прекрасно знает, как устроен современный мир, и понимает, что жить в Петербурге – это все равно что играть в “рулетку”.

Однако выиграть возможно, только нужно рисковать и верить, что твои сокровенные мечты станут реальностью. У поручика такие принципы, и он сам готов рисковать. Даже если ему придется ощутить горечь поражения, Пирогов не считает это чем-то трагичным и нелепым. Поэтому после проигрыша он преодолевает свой гнев и негодование, причем, прохлада вечернего Петербурга как будто остужает его пыл.

Посмотрим на второго героя – Пискарева. Характер этих двух людей чрезвычайно важен в анализе “Невского проспекта”.

Пискарев хочет равняться на своего приятеля, и он тоже становится в роль проигравшего, однако в отличие от Пирогова второй персонаж одинок и почти чужой в этом городе, поэтому для него неудача стала роковой.

Будучи робким и застенчивым, он целиком доверился объятиям Невского проспекта, надеясь, что искорки чувств, всегда живаших в его сердце, станут пламенем.

Две истории, которые мы анализируем в этом произведении, похожи внешне, но суть их абсолютно разная.

И Пирогов, и Пискарев ставят на карту все, что есть, но первый относится к этому, как к игре, и по большому счету ничего не теряет, а для второго это оказывается чем-то непреодолимым.

Ведь Пискарев, ощущающий мир совсем иначе, не может резко превратиться в грубого и черствого человека, потеряв всякое доверие. Но и выбросить из головы и сердца жестокое разочарование, пришедшее к нему, тоже нельзя. А виноват в этом Невский проспект.

Выводы в анализе повести “Невский проспект”

Гоголь великолепно показывает двух героев, которые противоположны друг другу – у них разные характеры и разное восприятие мира. Но читатель на этом контрасте понимает глубину противоречивости главного образа повести – Невского проспекта.

С одной стороны мы видим комичную ситуацию Пирогова, с другой стороны трагичную судьбу бедного Пискарева. То же можно сказать и об атмосфере проспекта – комическая пошлость и трагичная пошлость и ложь, вот что сочетается в главной улице Петербурга.

Гоголь подчеркивает, что “этот Невский проспект всегда лжет”.

Душа Пискарева после встречи с Невским проспектом буквально опустошена. Краски всего мира меркнут в его глазах, и он оказывается холоден и пуст. Тогда художник думает, а чтоже может быть реальным, если все это оказалось призрачным миражом? Гоголь отвечает: реален Невский проспект, и его вечные тайны сочетаются с вечной ложью.

Надеемся, что анализ повести “Невский проспект” Гоголя оказался полезным для вас. Больше статей вы можете найти в нашем Блоге.

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-povesti-nevskiy-prospekt-gogolya

Анализ повести Невский проспект Гоголя сочинение

Анализ «Невский проспект» Гоголь

Повесть «Невский проспект» Гоголя раскрывает перед читателями картину о жизни двух мужчин, которые прогуливаются по центральной улице города и привлекают внимание молодых девушек.

Два молодых человека – художник по фамилии Пискарев и его товарищ, поручик Пирогов увлеченные двумя особами женского пола, каждую из которых они считают по своим меркам идеальными.

Для живописца, являющегося натурой тонкой и чувственной, образ увиденной семнадцатилетней девушки кажется прекрасным и чистым. В действительности, она работает в самом «грязном» месте – борделе.

Несмотря на то, что Пискарев в реальности понимает, кем на самом деле является незнакомка, он пытается найти ее образу жизни оправдание.

В своем подсознании он никак не хочет смириться с тем, что есть на самом деле. Девушка постоянно снится ему, он бредит идеей жениться на ней.

Пискарев делает молодой даме предложение руки и сердца, а она просто насмехается над ним. В конце концов, он совершает самоубийство.

У его товарища Пирогова ситуация более проста – его незнакомка замужем за немцем по фамилии Шиллер. Но молодого человека это никак не смущает, и он продолжает вести свои настойчивые ухаживания за блондинкой.

Но в один из дней немец обнаруживает в своем доме поручика и выгоняет его с позором. В порыве злости, чувствуя себя униженным и оскорбленным, Пирогов порывается отправиться к генералу и пожаловаться на Шиллера.

Но, впоследствии он от этой идеи отказывается.

идея произведения – это некий контраст, который создает Петербург. С одной стороны город пестрит и блистает разномастными лицами, шиком одежд, людей разных сословий и взглядов на жизнь. Но, реальность значительно отличается от человеческого желания и представления мира на самом деле.

Человеку со слабой силой воли и слишком чувствительный, к окружающему миру сложно адаптироваться к реальности. Мир для него кажется слишком жестоким, действительность невыносима. Такая черта характера ярко выражена писателем в образе художника Пискарева.

Реальность Петербурга сломала его, и единственным выходом из этой ситуации для живописца оказалось самоубийство.

Пирогов, человек бездушный и трусливый, оказался прямой противоположностью своему другу. Такие люди как он, более реально смотрят на вещи, думают только о себе, своем благосостоянии. Для них важно, как общество смотрит на их социальный статус. У таких личностей как Пирогов нет моральных и нравственных принципов, они эгоистичны и на самом деле глупы.

Суть повести «Невский проспект» в том, что стены большого, величественного города отнюдь не приветливы для таких мечтателей и искателей чистого и прекрасного как художник Пискарев.

Наоборот, здесь все пропитано цинизмом, меркантильностью и бездушием. Здесь могут жить только испорченные, черствые и безразличные к чувствам другого человека.

А таких, как художник, в этом маленьком мире многочисленных улиц нет места.

Анализ 2

Основными персонажами произведения являются поручик Пирогов и молодой художник Пискарев.

Сюжетная линия повести выстраивается на противопоставлении двух историй, одна из которых представляет собой реальный, пошлый рассказ о жизни поручика Пирогова, наказанного немцами как ловеласа, а вторая изображает романтическую историю художника, лишившего себя жизни.

Автор представляет своих персонажей в образе недалеких, глупых людей, однако глупость Пирогова описывается с использованием юмора, а тупость Пискарева с использованием трагичности. 

Автор изображает художника, демонстрируя большую снисходительность, мягкость, проявляя к нему явное сочувствие.

Кроме персонажей, основной темой произведения является петербургская тематика, поскольку писатель неравнодушно относится к питерской столице, похожей, по мнению автора, на живого великана, который имеет свои характерные черты, привычки, капризы. улица питерской столицы олицетворяет в повести целостность толпы, где у каждого бегущего человека свои дела и жизнь, но именно там они иногда пересекаются, как и главные герои произведения.

Поручик представляется писателем в образе прожженного реалиста, понимающего устройство современного мира и жизнь в большом мегаполисе, где нужно уметь рисковать и выигрывать данную богом возможность в виде исполнения сокровенной мечты. При этом Пирогов предполагает возможность проигрыша, не считая это трагичностью и нелепостью. Именно поэтому он достигает спокойствия через прохладу вечернего питерского проспекта.

Второй герой произведения тоже становится проигравшим в своей жизненной судьбе, но для него неудача становится в качестве рока, поскольку отличается робостью и застенчивостью, доверчиво надеясь на пламя проспекта.

Оба героя готовы поставить собственную жизнь на карту, но при этом поручик воспринимает происходящие с ним события как карточную игру, а художник не имеет в себе силы преодолеть невозможное, потому что не может найти в себе черты грубости и черствости.

Противоречия в характерах героев писатель подчеркивает ненавязчивым фоном Невского проспекта, при помощи которого судьба Пирогова кажется комичной, а жизнь Пискарева несет в себе оттенки драматизма и трагичности. Автор демонстрирует холодность и пустоту столичного проспекта, его лживость, после встречи с которым душа художника Пискарева оказывается опустошенной.

Повествование произведения строится на параллельном изображении жизненных путей героев, противопоставляя социальную и нравственную сферы, раскрывая разность характеров и восприятия действительности, усиливая сюжетный фон описание главной городской улицы.

Суть, смысл и идея произведения

В данном произведении писатель, на примере историй двух людей своего времени показывает изнанку окружающего мира, пошлость и бессмысленность, которые большинство предпочитает не замечать.

В истории, произошедшей с художником, Гоголь сталкивает двух персонажей-антагонистов во всем. Романтически настроенный «служитель муз», принадлежащий к миру грез и идеалов проникается симпатией к проститутке. Попытки художника Пискарева наставить свою избранницу на путь истинный закономерно оканчиваются крахом. Девушка не желает слушать его увещевания о прелестях семейной жизни.

17-летняя девушка красива, что и вызывает симпатию художника, которому в начале неизвестен ее род занятий. Ее род занятий и приземленное мышление  настолько не сочетаются между собой, что это разбивает представления Пискарева о реальности.

В данном случае Гоголь намеренно выступает против литературных штампом предшествующего времени, согласно которым положительные герои прекрасны во всем, а в отрицательных нет не единого просвета.

Писатель стремится показать реальность такой как она есть, без приукрашивания.

Жизнь современного большого города строиться не на идеалах, а на стремлении к деньгам. Проститутка прямо говорит художнику, что ведет такую жизнь, а не выходит за него замуж просто потому, что ему нечего ей предложить.

В результате человек искусства убивает себя. Этим Гоголь хотел показать, что возвышенные идеи и повседневность несовместимы. Творческий человек не может вечно прятаться от пошлой реальности.

Однажды ему придется сделать выбор: стать таким как все или уйти.

Другой герой произведения – поручик Пирогов не прячется от реальности, напротив, постоянно окунается в нее.

Столичная жизнь не разрушает грезы офицер, с ним происходит гораздо худшее (в рукописи муж со своими друзьями выпороли его, в опубликованном варианте дело ограничивается намеками).

Однако после нанесенного оскорбления Пирогову достаточно съесть пирожное, почитать газету, потанцевать и произошедшее его больше не волнует.

Поручик оказывается своим в этом, описанном Гоголем, мире. Оскорбление чести офицера, как и позорный род занятий для проститутки, для них всего лишь мелкие недоразумения. Идеалов у них нет вообще, а обиды и оскорбления легко покрываются повышенным уровнем потребления. Недаром Гоголь подчеркивает, что поручика успокоила такая мелочь как пирожные и похвала за хорошо исполненный танец.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/gogol/analiz-povesti-nevskij-prospekt

Невский проспект Гоголя – краткое содержание: о чем написана повесть и какова характеристика проспекта

Анализ «Невский проспект» Гоголь

Повесть «Невский проспект» была написана в 1834 году. Этот и следующий год были самыми плодотворными в жизни писателя Николая Гоголя. В этот период он не только создал множество великих произведений, но и задумал все те, что были написаны впоследствии.

Одна из знаменитых повестей носит название Невский проспект (Гоголь), краткое содержание и анализ ее основных идей будут предложены далее.

История создания

Молодой Гоголь был достаточно близок к художественному миру столицы. Три года (1930-1931) он посещал курсы Художественной академии, где учился рисованию. У него было много знакомых живописцев, включая таких светил, как Венецианов или Брюллов.

Николай Гоголь очень хорошо изучил мир художников, знал, что это за люди, чем они живут.

Творческой жизни посвящены два известных произведения писателя: «Невский проспект» и «Портрет». В них автор высказал свои взгляды, сомнения и мысли о роли, значении и возможностях творчества. Образом человека-творца в произведениях писателя всегда является именно художник, живописец.

Обратите внимание! Повесть Невский проспект в кратком содержании полезно прочесть для повторения, если надо быстро вспомнить какие-либо подробности сюжета.

Однако если читать краткое содержание Невский проспект, то оно не сможет заменить собой целое произведение великого писателя. Читать краткий пересказ по главам — это значит не прочитать классическое произведение совсем.

Повесть «Невский проспект» была задумана, как полагают, в 1831 году, а написана к октябрю 1934. Произведение входит в знаменитый цикл «Петербургские повести», где собраны произведения разных лет. Объединяет их место действия – Санкт-Петербург.

Сам Гоголь не собирал эти повести в один цикл. Такая традиция появилась в литературе уже после ухода из жизни писателя. Все «Петербургские повести» принято считать во многом близкими между собой по тематике. Литературоведы находят в них художественное единство. Такова история создания повести.

! Николай Гоголь — Ночь перед Рождеством: краткое содержание

Краткое содержание

Повествование начинается с описания Невского проспекта, в котором заключена вся душа Петербурга. Здесь можно увидеть множество характерных типов людей из самых разных общественных слоев.

Здесь никогда не прекращается жизнь, только меняется в разное время суток.

Гоголь описывает сановников, дам, мужиков, владельцев магазинов, гувернанток с дворянскими детьми, ремесленников, купцов, чиновников разных рангов, которые, словно вереницей, проходят по Невскому. Наконец, из всей этой толпы автор выделяет двух людей, ставших главными героями повести — молодого художника Пискарева и его легкомысленного приятеля — поручика Пирогова.

Оба они гуляли по вечернему проспекту, когда их внимание привлекли женщины. Поручик заметил какую-то «блондинку» и сразу увязался за ней, надеясь на легкую любовную интрижку. Мысли же и чувства художника были намного возвышенней. Он увидел юную темноволосую девушку, которая показалась ему идеалом красоты.

В ее лице он разглядел что-то «божественное», «святое». Художник пошел за ней, без всякой дурной мысли, которой просто не могла вместить его чистая душа, желая лишь увидеть, где может жить такая великолепная красавица.

«Дама» заметила молодого человека, улыбнулась ему, а подойдя к своему дому, знаком пригласила молодого человека войти внутрь. Мечтательному художнику представился целый роман. Он подумал, что какие-то таинственные обстоятельства заставляют прекрасную даму искать его помощи и, наверняка, она хочет дать ему очень важное поручение.

! Повесть Портрет Николая Гоголя: краткое содержание

Молодой романтик не верил своему счастью, всей душой жаждал служить этому идеалу красоты, выполнять любые ее повеления. Так художник поднялся на четвертый этаж, вслед за своей «дамой» зашел в одну из квартир и, оглядевшись, с ужасом осознал, что он находится в публичном доме.

Это открытие очень болезненно подействовало на чистого, скромного юношу. Ведь красота для него была предметом религиозного поклонения, явлением Бога на земле.

Но вот перед его глазами была «красота, тронутая тлетворным дыханием разврата».

Художник чувствовал здесь что-то мистическое: «она какою-то ужасною волею адского духа, жаждущего разрушить гармонию жизни, брошена с хохотом в эту страшную пучину».

Тут красавица обратилась к нему и о чем-то заговорила. Голос был «нежным», «мелодичным», но слова ужасали своей глупостью и пошлостью. Это было выше всяких сил! Художник со всех ног бросился бежать.

Вернувшись домой, он долго не мог уснуть от потрясения, наконец, уже далеко за полночь, начал дремать. Вдруг в дверь кто-то постучал. Это оказался богато одетый лакей. Он доложил, что пришел от барыни, которую художник видел несколько часов назад.

Дама прислала за ним карету и просит ее навестить. Молодой человек очень обрадовался. Значит, его красавица — знатная дама и не может работать в том ужасном доме. Здесь какая-то тайна! Он охотно сел в карету.

Так художник Пискарев оказался во дворце с «мраморными колоннами», где праздновали бал. Залы были переполнены людьми. Молодой человек несколько потерялся от шума, незнакомых лиц и окружающей роскоши. Он прислонился к колонне и стал смотреть на толпу.

Мимо проходило множество великолепных дам, но одна из них особо выделялась изяществом наряда и красотой. С трудом протиснувшись сквозь толпу, художник приблизился к красавице, желая хорошо ее рассмотреть. Оказавшись с ней лицом-к-лицу, он вдруг понял, что эта царица бала — та самая девушка, которую он видел накануне.

Дама тоже узнала художника и позвала его в другой конец зала, где можно было бы поговорить. И вот они там встретились. Красавица что-то ему объясняла, говорила о каких-то загадочных обстоятельствах, по вине которых оказалась вчера в том ужасном доме.

Но что здесь была за тайна, художник не успел узнать, их разговор прервал неизвестный пожилой человек, и красавица была вынуждена на минуту отойти.

Художнику не терпелось продолжить беседу, будучи не в силах ждать, он пошел искать свою даму. Пискарев долго ходил из комнаты в комнату, но нигде ее не находил. Наконец, устав, прислонился к стене… и проснулся.

Реальность снова предстала перед ним такой, какая есть. Но он не мог с этим примириться. Сон был куда лучше! И он стал жить только снами, а чтобы как можно меньше бодрствовать, начал принимать опиум. Теперь смысл его существования был в том, чтобы снова и снова вызывать у себя грезы.

Вновь видеть то воплощение идеальной красоты, понимать, что на самом деле она вовсе не работает в публичном доме, такое просто невозможно! Всему причиной сложные, загадочные обстоятельства…

Просыпаясь он думал: «Лучше бы ты вовсе не существовала! Не жила в мире, а была бы созданием вдохновенного художника!»

Однажды ему приснилось, что эта девушка стала его женой. Он был совершенно счастлив. А когда проснулся, подумал: «А вдруг эту красоту еще можно спасти?» Что, если он действительно женится на ней и вытащит из пучины разврата? С этой мыслью художник вновь пришел в публичный дом.

Дверь отворила та самая девушка, все такая же прекрасная, хотя выглядевшая теперь несколько заспанной и бледной. Художник открыл красавице свои чувства, предложил выйти за него замуж и начать вместе с ним новую трудовую жизнь – он будет писать картины, она заниматься каким-нибудь рукоделием.

Но, оказалось, девушка вовсе не в восторге от его предложения. Разврат ее нисколько не тяготил, напротив, ей нравилось, что можно бездельничать, пить, спать до двух часов.

Благородная жизнь в бедности и трудах девицу не привлекала. Художник понял, что ее душа уже совершенно опустошена. Последней каплей стали пошлые шутки присутствовавшей при этом разговоре подруги красавицы.

Художник выбежал из дома и целый день бродил по городу, не зная куда идет. Ум его помутился. Наконец, он вернулся к себе и заперся. Через неделю в доме почуяли неладное и взломали дверь. Художник Пискарев лежал на полу с перерезанным горлом, а рядом лежала бритва.

Сразу после этой трагедии, идет комедия – история товарища погибшего художника, того самого поручика Пирогова, который увязался за какой-то блондинкой. Как оказалось, это была жена немца-жестянщика, которого звали Шиллер.

Пирогов проследовал за белокурой немкой до самого ее дома, откуда был грубо выгнан ее пьяным мужем. Однако, поручик не сдавался. Он пришел к жестянщику на следующий день и заказал себе шпоры, чтобы иметь предлог наведываться в его дом. Потом ему понадобились ножны для кинжала.

Все это время Пирогов тайком пытался заигрывать с женой мастера, однако та не отвечала на его ухаживания. Наконец, поручик пришел в воскресенье, когда немца-жестянщика не было дома, и стал приставать к его жене, несмотря на ее возмущение и крики.

Тут как-раз пришел муж со своими товарищами–ремесленниками. Все они были пьяны. Пирогова подвергли порке и выставили за дверь.

Поручик был крайне возмущен таким оскорблением своей дворянской чести, хотел жаловаться на немца во все судебные инстанции страны, вплоть до самого государя.

Однако посетив кондитерскую, почитав газету, прогулявшись по Невскому, сходив на вечер к друзьям, совершенно успокоился и забыл все неприятное.

! Изучаем краткое содержание поэмы Мертвые души по главам

Краткий анализ

В повести «Невский проспект» можно выделить несколько смысловых пластов: философский, социальный, психологический.

Вот основные идеи этого произведения:

  1. Прежде всего, следует сказать о социальной тематике повести. Произведение начинается и заканчивается описанием Петербурга, а точнее его главной улицы – Невского проспекта. Это город контрастов, богатства и нищеты. Это город обманов, где «все не то, чем кажется».
  2. Гоголевское описание Петербурга по стилю можно назвать «ироничной патетикой». Так Гоголь изображает жизнь этого города, внешне – великолепную, внутренне – пошлую и пустую.
  3. Затем писатель останавливается на двух героях, как-бы случайно выбрав их из толпы. Один из них, художник, по духу – полная противоположность тому миру, в котором он живет.
  4. «Этот молодой человек принадлежал к тому классу, который составляет у нас довольно странное явление и столько же принадлежит к гражданам Петербурга, сколько лицо, являющееся нам в сновидении, принадлежит к существенному миру» — вот характеристика, данная Гоголем своему герою. Пискарев – романтик, чистый сердцем мечтатель, совершенно чуждый всякой пошлости и грязи. Его история – трагедия идеалиста, не сумевшего примириться с безобразной реальностью.
  5. Другой герой, в отличие от художника, совершенно вписывается в окружающую его жизнь. Если первый «не от мира сего», второй – вполне дитя своего мира. Если первый гибнет, не вынеся встречи с пошлостью, второй прекрасно с ней уживается.
  6. История похождений поручика следует сразу после трагедии художника и поэтому кажется нелепой, неуместной. Так Гоголь еще ярче подчеркнул парадоксальность, неразумность реальной жизни, где фарс перемешан с подлинной трагедией, высокое с глупым и пустым.

Обратите внимание! Глубинная философская идея произведения Невский проспект – двойственность и трагизм красоты и любви в нашем мире.

Здесь повесть «Невский проспект» перекликается с тремя другими творениями Гоголя – «Вием», «Тарасом Бульбой» и «Записками сумасшедшего», каждое из которых освещает вопрос с особой стороны.

В «Невском проспекте» мысль сформулирована наиболее четко. Красота, как считает герой-художник, а вместе с ним сам Гоголь, имеет божественную природу, она, по-сути, явление небесного на земле. 

В реальном мире все извращено, находится во власти зла.

Красота обречена на гибель сама и губит других:

  • в повести «Тарас Бульба» она толкает героя на предательство отчизны,
  • в «Записках сумасшедшего» — доводит до безумия,
  • в произведении «Вий» двусмысленность красоты воплощается в демоническом образе панночки-ведьмы.

В «Невском проспекте» этот вопрос рассматривается, прежде всего, в свете творчества, глазами «служителя красоты». То есть, по-сути, речь идет о соотношении искусства с реальностью. Главный герой, ощутив всю неправильность, извращенность действительности, полностью отказывается от нее в пользу вымышленного идеала.

Однако бегство от реальности не спасает художника и оказывается невозможным. Он все-равно, в конце-концов, делает отчаянную попытку сблизить действительность с мечтой и в результате погибает.

Подведем итоги

Был ли Гоголь, когда писал «Невский проспект», во всем согласен со своим героем — художником Пискаревым – трудно сказать. По крайней мере, сам он вполне нашел способ примирить искусство с действительностью, поскольку стал великим русским писателем-реалистом.

В поэме «Мертвые души» Николай Гоголь гениально изобразил окружающую жизнь во всей ее неприглядности, но это был поздний этап его творчества.

Источник: https://znaniya.guru/russkij-i-literatura/povest-nevskij-prospekt.html

Невский проспект Гоголь краткое содержание

Анализ «Невский проспект» Гоголь

Николай Васильевич Гоголь родился в 1809 году на нынешней Украине в деревне под названием Сорочинцы. Его семья была помещиками и из рода дворян. Сам будущий писатель был третий в семье, однако предыдущие двое родились мертвыми, всего было двенадцать детей.

Его отец писал драматургические произведения для постановки спектаклей. Возможно именно это его и подтолкнуло к писательской деятельности, однако умер он рано, юноше было 15.Учился Гоголь в училище в Полтаве, после он поступил в гимназию.

Учеба у него проходила не очень, его учитель не разделял взглядов юного писателя. Первые произведения прозаика были не признаны народом. Добился он огромных успехов и признания, когда начал писать рассказы об украинском фольклоре. Также после написания Мертвых душ Гоголь обрел мировую славу.

В данной стать мы расскажем про произведение под названием Невский проспект.

«Невский проспект», краткое содержание повести Гоголя

Невский проспект является основной улицей Петербурга, которая пересекает весь его центр. Большинство улиц примыкают к нему, также здесь в любое время дня и ночи можно найти горожан различного возраста и сословия. Они собираются для заведения деловых знакомств, поиска любви или же просто для развлечений.

Одними из таких петербуржцев являются два мужчины – Пирогов, являющийся поручиком, и Пискарев, который был художником. Они также отправляются на Невский проспект в надежде найти барышень для романтических отношений. Они высматривали здесь одиноких дам, которые неспешно прогуливались по главной жизненной артерии столицы.

Художнику пришлась по душе одинокая брюнетка. Дойдя до Литейной, они забираются на последний этаж четырехэтажного дома, окна которого привлекли их множеством огней. Там художник встречает еще трех женщин, и их вульгарный вид наводит его на мысль о том, что он оказался в борделе.

Глядя на возвышенный образ понравившейся ему девушки, Пискарев не может понять, почему у данных событий была именно такая развязка. После этого он начинает обращать внимание на довольно грубый и пошлый тон разговора девушки, и, находясь в глубоком потрясении, он убегает оттуда.

Дома Пискарев хотел уснуть, чтобы выкинуть из памяти все произошедшие события, однако это у него не получилось. В один момент он услышал стук в дверь, открыв которую, он увидел лакея в богатом убранстве.
Лакей рассказал Пискареву, что за ним была прислана карета от дамы, с которой они вместе гуляли. Сама дама выразила желание сиюминутно увидеть художника.

Получив очередное потрясение, он не принимает приглашение дамы, а отправляется на бал, где находит новую избранницу, которая является не менее красивой. Но в скором времени ее куда-то зовут, а сам художник понимает, то он находится у себя дома, и проснулся ото сна.

Та ночь существенно изменила жизнь Пискарева, и он попросту не мог найти себе места из-за желания вновь увидеться с красивой девушкой. Однако употребление опиума приводит к переплетению сна с явью, и во снах художнику удается испытать счастье. Художнику удалось найти дом этой красавицы, и он явился к ней в два часа дня.

Она же в это время только проснулась, поскольку утром была привезена откуда-то пьяной. Кроме того, Пискарев узнает, что его потенциальной избраннице всего 17 лет. Он начинает говорить, что девушка погрязла в разврате, а ведь она могла проживать счастливую семейную жизнь.

Девушка в ответ на такие слова просто рассмеялась в лицо Пискареву, который убежал от нее, долго бродил по Петербургу, а затем замкнулся в комнате. Через неделю художника хватились, взломали дверь его комнате, и обнаружили труп с перерезанным горлом. Его приятель Пирогов не пришел на Охтинское кладбище, где проходили похороны романтика.

Оказывается, что и сам поручик оказался в довольно интересной ситуации. Ему на Невском проспекте приглянулась блондинка, и он решил проследовать за ней, дорога его привела к квартире жестянщика Шиллера. Будучи в сильном опьянении, он просит своего не менее пьяного сапожника отрезать себе нос.

Пирогов, стараясь остановить это, сталкивается с грубостью, и покидает квартиру. На следующий день он вновь возвращается сюда, и сталкивается с той же блондинкой, которая по воле случая оказалась замужем за Шиллером.

Для того, чтобы находиться рядом с женщиной, Пирогов делает заказ ее мужу на изготовление шпор, а тот, хотя и сильно ревновал, но отказаться от заказа не смог. Однажды Пирогов решил воспользоваться отсутствием Шиллера, и решил пофлиртовать с его женой, поцеловав ее во время танца.

По стечению обстоятельств Шиллер заметил это, когда пришел домой в компании двоих своих друзей – ранее описанного сапожника Гофмана и столяра Кунца. Находясь в серьезном опьянении, компания грубо издевается над горе-любовником.На основании черновых записей автора можно предположить, что разъяренные люди высекли Пирогова.

Он вновь вынужден убегать из дома Шиллера, однако увидел кондитерскую и зашел в нее и после обеда там немного успокоился. Учитывая легкий нрав Пирогова, ему быстро удается забыть все негативные эмоции, пережитые за это время. Такое происшествие можно назвать действительно странным и очень загадочным, однако, как говорит сам автор, на Невском проспекте может произойти и не такое.

«Невский проспект», анализ повести Николая Васильевича Гоголя

Работа над «Невским проспектом» началась вестись Николаем Васильевичем Гоголем в 1831-м году, однако ее публикация состоялась только в 1835-м году, она вошла в сборник «Арабески». Данная повесть представляет собой составную часть петербургского цикла произведений писателя. Помимо нее сюда можно отнести «Рим», «Коляску», «Записки сумасшедшего» и т.п.

Гоголю удалось показать самые различные, как положительные, так и негативные черты столицы. Однако Николай Васильевич не только в сатирической манере разоблачал пороки общества, каждое входящее в этот цикл произведение отличается наличием в сюжетной линии «маленького человека», сражающегося за достойную жизнь.

Необходимо отметить разбиение «Невского проспекта» на три части. В первой идет описание города, который легко узнают все местные обитатели. Вторая часть открывает перед глазами читателей пространство иллюзий, в котором происходит развитие двух историй, связанных с любовными приключениями двух молодых людей.

Что касается третьей части, то она выступает в качестве некоего метафизического опыта того, как писатель воспринимает саму столицу в целом и Невский проспект, в частности. Начало повести посвящено подробному описанию Невского проспекта, через который ежедневно ходят тысячи людей.

Гоголь ведет наблюдение за ними, и рассказывает читателям о мыслях, возникающих при этом. Сам автор считает именно проспект ключевым персонажем. Роль основных героев произведения Николай Васильевич отводит поручику Пирогову и художнику Пискареву, которые в результате совершенно различного мировосприятия не могут быть друзьями.

Автору удалось очень тонко подметить этот антагонизм: один изображен в качестве комического персонажа, а вот другой – в качестве трагического. Пирогов является самоуверенным карьеристом, основная цель которого заключается в том, чтобы добиться обеспеченности и уважения в обществе, ради чего он готов совершенно на все.

Проблемы совершенно не тревожат поручика, он старается получать от жизни максимум удовольствия.

А вот Пискарев является романтиком с тонкой и ранимой душой. Каждая женщина представляется ему Музой, которую он готов боготворить.

Однако во время одной из прогулок по Невскому проспекту произошла встреча с незнакомками, после которой оба героя попали в водоворот романтических приключений. Пискарев влюбился в брюнетку, а вот Пирогов отдал предпочтение блондинки, ожидая непродолжительной интрижки.

Но художнику не повезло – выбранная им девушка оказалась представительницей публичного дома с пошлой и грубой натурой. Однако выдуманный самим Пискаревым ее образ не отпускает художника, и для того, чтобы повидаться с ним хотя бы во сне он начинает употреблять опиум. Результатом этого стало самоубийство Пискарева.

А вот Пирогов настолько был занят собственными приключениями, что не пошел даже на похороны приятеля. Выбранная им девушка оказалось замужней, и ее избранником был немецкий жестянщик Шиллер. Пирогов долго и настойчиво пытался добиться симпатии со стороны девушки, и когда у него это почти получилось, они были застуканы мужем.

Поручик был жестоко наказан за это, и вышвырнут на улицу, однако вскоре забыл о случившемся. На этом история и заканчивается, ведь страсть Пискарева привела к его гибели, а вот Пирогов даже не запомнил этот инцидент.

В качестве вывода из произведения, Николай Васильевич утверждает о том, что верить Невскому проспекту нельзя, ведь он является царством обмана, а за красивой жизнью скрывается коварство.

«Невский проспект» стал первым произведением, где происходит объединение смешного с трагическим, высокого с низменным, святого с пошлым. Далее карьера писателя будет основываться именно на этом приеме.

Источник: https://gfom.ru/nevskiy_prospekt_gogol_kratkoe_soderjanie_allabamaz.php

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.