Анализ «Над пропастью во ржи» Сэлинджер

Содержание

«Над пропастью во ржи»: честная книга о духовном поиске? Читать или нет

Анализ «Над пропастью во ржи» Сэлинджер

16 июля 1951 года было опубликовано одно из самых известных произведений XX века. Именно так описывают роман Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Он стал единственным романом американского автора. И в свое время он был запрещен во многих штатах США, а также в некоторых других странах. Что опасного в этой книге? Стоит ли ее читать? А если да, то почему?

Как Вторая мировая война отложила выход романа «Над пропастью во ржи»

В октябре 1941 года Сэлинджер получил известие, что журнал «Нью-Йоркер» принял к публикации рассказ, который он сам называл «грустным юмористическим повествованием о рождественских каникулах ученика частной школы».

Вместо первоначального названия Сэлинджер дал для журнальной публикации новое – «Небольшой бунт на Мэдисон-авеню». Главным героем во многом автобиографического произведения был странный юноша из Нью-Йорка по имени Холден Колфилд.

Действие в рассказе происходит под Рождество, поэтому редакция «Нью-Йоркера» намеревалась напечатать его в декабрьском номере. Но его публикации помешало… нападение японцев на Пёрл-Харбор. Рассказ был отложен в долгий ящик.

Америка вступила во Вторую мировую войну, и редакция престижного издания посчитала, что история про парня-бунтаря будет явно не к месту.

Сэлинджер решил не останавливаться на рассказе и все 40-е годы неустанно трудился над своим романом.

Работа продолжалась и на фронте: черновики «Над пропастью во ржи» были с ним на передовой, в том числе во время Дня Д (писатель в составе 4-й пехотной дивизии высадился на пляж «Юта»), Битвы за Париж и в Хюртгенском лесу (именно там в рассказе «Посторонний» в результате минометного обстрела погибает брат Холдена Винсент Колфилд).

«Небольшой бунт на улице Мэдисон-авеню» был напечатал в номере, вышедшем 21 декабря 1946 года и помещен на последней странице среди рекламных объявлений.

Конец 1940-х годов в Америке – своеобразный триумф победы, период после Второй мировой войны, когда многие европейские художники, литераторы, интеллектуалы отправились в Соединенные Штаты, чтобы воплотить свои идеи на достойной почве.

Так в Нью-Йорке активно развивается абстрактное искусство, появляются новые архитектурные сооружения, строятся автомагистрали и тоннели, открываются новые стадионы, обустраиваются парки. Война и производство вооружения странным образом позволило Америке выбраться из Великой депрессии.

Вернувшиеся с фронта солдаты увидели ужасы войны и посмотрели мир, поэтому фермы перестали быть центром Вселенной, жители перебирались в города, появилась возможность получить хорошее образование. В 1945 году закончен первый компьютер ENIAC (весил 30 тонн и занимал два этажа), в 1947 году появляется телевидение.

Радио – основное развлечение – все еще остается главным источником информации: можно послушать новости, развлекательные программы, мыльные оперы и викторины. И в то же самое время — красочные отголоски довоенного времени: голливудские фильмы, кинотеатры, растущий интерес к моде.

Вот, в это самое время и появляется сэлинджеровский странный бунтарь Холден. Он происходит из хорошей семьи, учится в престижной школе (откуда его, правда, выгоняют), критикует все вокруг и выражается. Новое время и новый язык. Герой-подросток, неокрепший юноша, который появляется совершенно кстати на стыке 1940-х и 1950-х годов: Америка 1950-х будет совсем иной эпохой.

 Бытуют оптимистические взгляды по поводу новых технологий и летающих машин. Активная работа Голливуда продолжается, и в кинотеатрах уже показывают холодную войну, завоевания инопланетян, а иногда все тех же преуспевающих буржуа, к обществу которых волей-неволей принадлежит семья Холдена.

И все это на фоне роста подростковой преступности: о действительной жизни подростков почти ничего неизвестно.

Что особенного в книге?

По сути «Над пропастью во ржи» — это рассказ семнадцатилетнего американского школьника Холдена Колфилда, исключённого перед Рождеством из школы Пэнси за неуспеваемость.

Сэлинджер был гениальным писателем. Его гений заключался в том, что он, казалось бы, очень подробно описывая быт своих героев, уходил в такие глубины человеческого сердца, в которые очень сложно, а чаще всего очень страшно заглядывать.

Произведения Сэлинджера сродни романам Достоевского или фильмам Андрея Тарковского. Десяток его рассказов, четыре повести и единственный роман, который он писал девять лет, – это напряженный духовный  поиск – поиск Бога и путь к Нему.

Основная идея романа – неприятие лжи, проявляющейся как в моральных нормах, бытующих в обществе, так и в людях, событиях, предметах — тесно связана с образом главного героя. Холден Колфилд знакомит читателя не только с внешней, событийной стороной своей жизни, но и внутренними представлениями о знакомых ему людях, тех или иных жизненных ситуациях, собственном характере.

Главный герой ведёт себя, как и положено семнадцатилетнему подростку: бесшабашно, импульсивно, с вызовом. Всё, о чём он говорит, преподносится им с максимальной откровенностью. Общение со взрослыми людьми не доставляет Холдену особого удовольствия.

Он не раз замечал, что когда вёл себя, как ребёнок, взрослые поучали его, при этом они ни разу не отметили тех случаев, когда он вёл себя, как взрослый. Сильнее всего в людях Холдену не нравится их желание быть тем, кем они на самом деле не являются. При этом Холден – глубоко чувствующая натура.

Он любит читать хорошие книги, главным мерилом качества которых для него является желание сделать их авторов лучшими друзьями.

Сэлинджер в чем-то похож на Холдена. Он был достаточно самолюбив, изредка неуверен в себе или высокомерен. Он не ожидал большого успеха романа, тем не менее, работу над ним он считал своим главным делом.

Видимо, понимание того, что Холден – истинный герой своего времени, а роман – начало новой эпохи перемен, осознавал не каждый. В Америке роман все-таки напечатают, правда, с некоторым опозданием.

Но резонанс все равно будет колоссальный.

Сейчас во многих американских школах роман входит в списки рекомендованной для чтения литературы.

Он остается популярным среди старшеклассников и студентов, видящих в герое, Холдене Колфилде, выразителя своих взглядов и настроений.

В книге в весьма откровенной форме рассказывается о его обостренном восприятии американской действительности и неприятии общих канонов и морали современного общества.

В чем секрет популярности?

В первую очередь – в честности.

Тысячи людей во всем мире думали о том же, что и Холден Колдфилд, но не решались об этом сказать, боясь быть раненными, пронзенными этим часто грубым, порою даже жестоким человеческим обществом, построенным по принципу типичности и стереотипов, погони за материальным.

Это огромная и страшнейшая драма человеческой души!

Но вдруг появляется человек, который распахивает настежь свое сердце и говорит:

– Смотрите! Вот я какой. Я так же, как и вы, устал от этого мира. Я так же, как и вы, со многим не согласен. Я так же, как и вы, не хочу быть винтиком, не хочу быть типичным типчиком, субчиком, потому что это может убить мое сердце, (и не дай Бог!) мою бессмертную душу! Это так противоестественно для ее природы!        

Таким стал Сэлинджер. Он словно протянул человеку открытую ладонь и сказал: «Пошли, поговорим. Нам многое нужно сказать друг другу»…

Откликнулись миллионы.

Сэлинджер с поразительной точностью определил беду своего времени и всего человечества.

Мы пытаемся убить в себе это дите, этих мальчика или девочку, пытаемся вместо того, чтобы подольше оставаться на девственно чистом ржаном поле, сбросить своего внутреннего ребеночка со скалы на острые камни.

Чтобы потом, потеряв его за земные блага и карьерный рост, приобретя взамен холодность да каменность сердца, вечно плакать и жить всю жизнь несчастным.

Пронзительное желание-плач Холдена рождается из того, что он видит падающих детей, хочет их поймать, удержать, остановить, но в большинстве своем не в состоянии это сделать. И сердце его разрывается от боли. По сути Холден – это ходячая, переполненная чаша боли, своеобразный индикатор совести.

Кем был Джером Сэлинджер?

Джером Дэвид Сэлинджер (1919-2010) родился в Нью-Йорке, в семье зажиточного оптового торговца копченостями и сырами. Его отец — Соломон Сэлинджер — был евреем с польскими корнями. Мать — Мириам (настоящее имя Мэри Джиллик) — даже от сына скрывала свое шотландско-ирландское происхождение и выдавала себя за еврейку.

В 1936 году Сэлинджер закончил военное училище в Вэлли-Фордж в Пенсильвании; затем слушал лекции в Нью-Йоркском университете, Урсинус-колледже в Пенсильвании, Колумбийском университете, но ни одно из высших учебных заведений так и не окончил.

В 1942 году Джерома Сэлинджера призвали в армию, в 1943-м в чине сержант перевели в контрразведку и направили в город Нэшвилл в Теннесси.

6 июня 1944 года сержант Сэлинджер в составе отдела контрразведки 12-го пехотного полка 4-й пехотной дивизии участвовал в высадке десанта в Нормандии. Работал с военнопленными, принимал участие в освобождении узников концлагерей.

Вторая мировая война наложила большой отпечаток на его жизнь и творчество.

Писательская карьера Сэлинджера началась еще до службы в армии с публикации коротких рассказов в нью-йоркских журналах.

В 1951 году Сэлинджер буквально ворвался в мировую литературу с романом «Над пропастью во ржи» (The Catcher in the Rye, дословно «ловец во ржи»), над которым трудился 9 лет.

К 1961 году роман был переведен в 12 странах, включая СССР, где его напечатали в журнале «Иностранная литература».

Впрочем, в некоторых странах и даже в некоторых штатах США книга была запрещена — за депрессивность и употребление бранной лексики.

Кроме нашумевшего романа, в 1951 году вышел сборник Джерома Сэлинджера «Девять рассказов» (Nine Stories). Позже Сэлинджер опубликовал еще несколько повестей, все в журнале «Нью-Йоркер» — «Френни» (Franny, 1955), «Выше стропила, плотники» (Raise High the Roof Beam, Carpenters, 1955), «Зуи» (Zooey, 1957). В начале 60-х эти новеллы выходят отдельными книгами.

После 1965 года Сэлинджер перестал печататься совсем, более того — он наложил запрет на переиздание ранних сочинений (до рассказа «Хорошо ловится рыбка-бананка»). Последним его опубликованным произведением является повесть «Шестнадцатый день Хэпворта 1924 года», напечатанная в журнале «Нью-Йоркер».

Как писал американский театральный критик Джон Фридман о творчестве Сэлинджера, «то немногое, что он написал, настолько серьезно повлияло не только на американскую культуру, но и мировую культуру… Это удивительно, конечно. Я думаю, что не было ни одного писателя, который так мало написал и так сильно повлиял на мировую культуру».

Прекратив печататься, Сэлинджэр стал вести жизнь затворника за высокой оградой в особняке в городке Корниш в Нью-Хэмпшире, который он купил в 1952 году на гонорар со своего романа. Писатель стал известным отчасти и из-за своего отчаянного нежелания становиться таковым.

За годы затворничества Сэлинджер единственный раз дал интервью: в 1974 году он прокомментировал для The New York Times выход сборника своих ранних рассказов. В следующий раз он вышел в свет, если так можно сказать, в 1981 году, когда подал в суд на журналиста, опубликовавшего сфабрикованное интервью с ним.

Сэлинджер умер естественной смертью в своём доме в Нью-Гэмпшире 27 января 2010 года в возрасте 91 года.

Цитаты из повести «Над пропастью во ржи»:

«А увлекают меня такие книжки, что как их дочитаешь до конца – так сразу подумаешь: хорошо бы если бы этот писатель стал твоим лучшим другом и чтоб с ним можно было поговорить по телефону, когда захочешь».

«Лучше бы некоторые вещи не менялись. Хорошо, если б их можно было поставить в застеклённую витрину и не трогать».

«Признак незрелости человека — то, что он хочет благородно умереть за правое дело, а признак зрелости – то, что он хочет смиренно жить ради правого дела». 

«Люди всегда думают, что они тебя видят насквозь».

«Настанет день, и тебе придется решать, куда идти. И сразу надо идти туда, куда ты решил. Немедленно. Ты не имеешь права терять ни минуты. Тебе этого нельзя». 

«Когда солнце светит, еще не так плохо, но солнце-то светит, только когда ему вздумается».

«Вовсе и не нужно быть особенно противным, чтоб нагнать на человека тоску, — хороший человек тоже может вконец испортить настроение». 

«Вообще я очень необразованный, но читаю много».

«Когда что-нибудь делаешь слишком хорошо, то, если не следить за собой, начинаешь выставляться напоказ. А тогда уже не может быть хорошо». 

«Оттого что человек умер, его нельзя перестать любить».

Источник: https://www.invictory.org/articles/reviews/books/6454-nad-propastyu-vo-rzhi-chestnaya-kniga-o-duhovnom-poiske-chitat-ili-net

Авторский стиль. Как умение писать помогает в жизни

Анализ «Над пропастью во ржи» Сэлинджер

Однажды январским утром, собираясь на работу, я услышал, как в телевизионных новостях диктор благоговейно сообщал о смерти одного известнейшего на весь мир писателя.

  Мне, на тот момент, имя почившего литературного деятеля ни о чём не говорило.

Со своей стороны я даже не потрудился запомнить имя того писателя, хотя определенный интерес к вышеупомянутой личности вызвала информация о беспрецедентном закате его творческой карьеры.

Оказывается: на пике своей известности, признания и славы, писатель, внезапно отгородился от всего мира, и до дня своей смерти пролежал камнем на дне, а это без малого – почти полвека!

Получается, почти как в известной песне Виктора Цоя «Кукушка»:

«В городе мне жить или на выселках. Камнем лежать, или гореть звездой?»

Мы не знаем, томился ли тот писатель выбирая между судьбой звезды на литературном небосклоне или камня с уделом мрачного безмолвия. Доподлинно известно, что он прожил вдали от лоска и блеска суетливых городов, пристального внимания со стороны прессы и поклонников его таланта.

Сэлинджер на обложке журнала TIME.

Невозможность знать причины, порождает всевозможные вопросы

Конечно, новость меня заставила задуматься о возможных причинах затворничества. Возникла ассоциация с одним монархом древности, который, оставив трон, укрылся где-то в глухой деревне. Спустя время, когда к нему пришли с предложением вернуться к управлению страной, то он восторженно парировал их просьбу фразой: «А вы знаете, какую я капусту вырастил?!»…

Размышляя в таком ключе о годах забвения и одиночества писателя-затворника, невольно рождались вопросы:

– выбрав изоляцию, взрастил ли писатель «свою капусту»?

– отдав предпочтение существованию вдали от людей – приобрёл ли он определённые навыки для реализации себя, или окончательно растерял наипоследнийшие искры, похоронив скрытый потенциал и страсть к жизни – в том числе?

Ну и просто хотелось бы знать: что стояло за его решением, и стал ли он счастливым, предавшись одиночеству?

Джером Сэлинджер

Некий Сэлинджер

Спустя пару лет, по совету друга, я прочитал романа некоего Сэлинджера «Над пропастью во ржи». И когда я решил взглянуть на биографию автора, размещённую в интернете, чтобы дополнительно ознакомится с произведениями писателя…, тут вдруг я обнаружил, что – Джером Сэлинджер и есть тот самый писатель-затворник, о котором я однажды услышал в утренних новостях!

Как служебная овчарка, я напал на давний след, и конечно же захотел открыть для себя причины таинственного затворничества писателя!

Итак, немного фактов о таинственном Сэлинджере!

«Четыре мушкетера» (слева направо): Дж. Д. Сэлинджер, Джек Алтарас, Джон Кинан, Пол Фицджеральд.

Джером Дэвид «Джей Ди» Сэлинджер родился в Нью-Йорке 1 января 1919 года.

Ещё в средней школе начал писать свои рассказы, а первые произведения успел опубликовать до начала Второй мировой войны.

Когда Америка вступила во Вторую мировую войну, Сэлинджер ушёл добровольцем. Известна его запись, сделанная в фронтовом дневнике: «Я чувствую, что я нахожусь в нужное время в нужном месте, потому что здесь идёт война за будущее всего человечества».

6 июня 1944 года сержант Сэлинджер в составе отдела контрразведки 12-го пехотного полка 4-й пехотной дивизии участвовал в высадке десанта в Нормандии. Позже Сэлинджер работал с военнопленными, принимал участие в освобождении нескольких нацистских концлагерей.

После войны Джером Сэлинджер подавал большие творческие надежды и считался как один из самых искусных и многообещающих мастеров американской новеллистики.

В 1951 году Сэлинджер издаёт роман «Над пропастью во ржи», принесший ему успех и любовь читателей во всём мире. За короткий срок было продано беспрецедентные 60 миллионов копий и до сих пор ежегодно реализуется порядка 250 000 экземпляров этой книги.

Книга была запрещена в нескольких странах и некоторых штатах США за депрессивность и употребление бранной лексики, но сейчас во многих американских школах входит в списки рекомендованной для чтения литературы. К 1961 году роман был переведён уже в двенадцати странах, включая СССР. Впоследствии роман был переведён почти на все мировые языки.

В 2005 году журнал Time включил роман в список 100 лучших англоязычных романов, написанных начиная с 1923 года, а издательство Modern Library включило его в список 100 лучших англоязычных романов 20-го столетия.

Пол Фицджеральд и Дж. Д. Сэлинджер с любимыми собаками.

После 1965 года Сэлинджер перестал публиковаться и вёл затворнический образ жизни, отказываясь давать интервью, перестал печататься, сочиняя только для себя. Кроме того Сэлинджер наложил запрет на переиздание ранних сочинений, пресекая попытки издавать его письма.

В последние годы жизни он практически никак не общался с внешним миром, живя за высокой оградой в особняке в городке Корниш, штат Нью-Гэмпшир, и, занимаясь разнообразными духовными практиками

Сэлинджер умер в своём доме в Нью-Гэмпшире 27 января 2010 года в возрасте 91 года.

Произведение «Над пропастью во ржи»

Дж. Селинджер » Над пропастью во ржи»

Итак, роман «Над пропастью во ржи» меня изрядно повеселил, разбавив мой список книг для прочтения, весь наполненный произведениями с серьезной тематикой.

Чтобы осознать контраст упомяну, что мной только что было прочитано произведение Генриха Бёлля «Глазами клоуна», написанное от лица разочарованного человека, спивающегося от несправедливости и тягот жизни.

И вот – книга Сэлинджера, в чём то диаметрально противоположное, «Клоуну», где епринуждённо-лёгкое, на мой взгляд, повествование велось от лица зелёного-неискушённого юноши!

Первое впечатление: «Над пропастью во ржи» чем-то отдаленно напомнила мне, прочитанную еще в школе книжонку «Заводной апельсин» Энтони Бёрджесса. Хотя конечно сравнение очень приблизительное, потому что персонаж Сэлинджера в сравнении с брутальным разбитным малым из «Апельсина» просто невинный ангел, да и выражения встречаются поприличней.

Насчёт «приличных выражений», тут, скорее всего, дело в переводе, сделанного в советское время, когда старались сильно скрасить ненормативную лексику загнивающего капитализма.

Оригинал «Над пропастью во ржи» пестрит бранной речью, как уже было упомянуто в «фактах о Сэлинджере» чуть выше.

(Ну и сразу честно признаюсь, что со времен прочтения книги Бёрджесса «Заводной апельсин», я намеренно уклоняюсь от такого рода литературы, где всё испещрено далеко нелитературными фразами).

В целом книга Сэлинджера, несмотря на некоторые пессимистичные фрагменты, оставила приятный осадок.

Возможно, прочитай я её лет на 15-20 раньше, то мои ощущения намного сильнее бы совпали с внутренним миром юного Холдена Колфилда – героя «Над пропастью во ржи».

Ну, а с позиции своего возраста я только слегка мог   объединиться с его переживаниями, но изрядно позабавился развитию событий в романе, насладился особенным стилем автора, ни грамма не пожалев, что прочитал книгу и открыл для себя неизвестного Сэлинджера.

Жена Селинджера с дочерью

Феномен произведения «Над пропастью во ржи»

Если ещё немного сказать о совпадении переживаний читателя с персонажем, то надо отметить, что роман «Над пропастью во ржи» это как раз – феномен!

Оказывается, по всему миру – от домохозяйки до менеджера, находящегося на высоких постах, каждый находил сходство с главным героем романа – юношей Холденом Колфилдом.

Почему?

Французскому писателю Антуану Сент-Экзюпери приписывают знаменитое изречение «Все мы родом из детства», и оно, как ничто другое, объясняет причину сходства людей, читающих роман «Над пропастью во ржи», с главным персонажем.

Допускаю, что Сэлинджер, заманил миллионную армию читателей именно тем, что дал почувствовать на примере своего героя ту гамму чувств, которую испытывает любой человек в юношеском возрасте.

Да, юность забавный период жизни, когда в руках карта, испещрённая надписями «Terra Incognita», внутри созревающей личности – полное отсутствие чётких ориентиров, а впереди лишь вызовы, ограничения, опасности, возможности и, как ожидает «зелёная» душа, – сплошная романтика!

Сэлинджер (второй слева во втором ряду) в Военной академии Вэлли-Фордж.

Действительно: Холден с детства сидит в каждом из нас. Он обнаруживает себя, когда мы переступаем порог во взрослую жизнь, а возможно в чьих-то душах так и не выветривается холденовская наивность, бунт против существующих правил и легковесность восприятия жизни.

Печальные страницы в истории романа «Над пропастью во ржи»

Надо отметить, что, к сожалению, есть примеры, когда роман «Над пропастью во ржи» фигурировал при двух громких убийствах. Одно из них это нашумевший скандал с убийством музыканта Джона Леннона. Убийца знаменитого «битла» Марк Чэпмен, страдавший психическим заболеванием, имел при себе экземпляр книги Сэлинджера и позже неоднократно заявил, что на убийство его подтолкнула книга.

Случай с убийством актрисы Ребекки Шефер, спустя 9 лет после гибели Леннона, был идентичен тем, что при задержании убийцы Роберта Джона Бордо, также страдавшего психическими заболеваниями, был обнаружен роман «Над пропастью во ржи».

На эти факты впоследствии не раз обращали внимание те, кто старался ограничить доступ подростков к произведению Сэлинджера.

Письмо из журнала New Yorker, извещающее об отклонении рассказа Сэлинджера «Рыбак»

Так, что же с затворничеством Сэлинджера?

Насколько мне известно, никому точно не удалось докопаться до причин, заставивших Сэлинджера залечь на дно. Кто-то говорит об увлечении различными духовно-религиозными практиками, подразумевающими уединение.

Кто-то отзывается о затворничестве  писателя, как о неспособности принять славу и известность. По свидетельству третьих, именно война оставили неизгладимый след в сознании Сэлинджера.

Ведь будущий писатель участвовал в освобождении концлагеря и видел весь ужас нацизма, после чего он даже угодил в госпиталь с нервным срывом.

Есть такое выражение: «Иногда нужно стоять, чтобы тебя заметили, а иногда нужно сесть, чтобы тебя ценили». Это справедливо для случаев, когда тебе уже нечего сказать. Допускаю, что Сэлинджеру было что сказать, но писатель ушел в тень, оставшись с недосказаным, став навсегда загадкой. Поэтому вызов нам – познакомится с этой загадкой, прикоснутся к тайне, вкусить неопознанное от Сэлинджера.

Дж. Д. Сэлинджер в 1979 году.

P.s. Ловец на краю пропасти

В романе есть иллюстрация, когда Холден рассказывает о том, чем бы он хотел заниматься. Парень описывает пшеничное поле, раскинувшееся до самого края опасной пропасти, куда могут сорваться беззаботно играющие дети. Поэтому необходим ловец-спасатель, чтобы малыши случайно не сорвались в бездну…

Возможно предназначение книги «Над пропастью во ржи» было, как предостережение тем юным душам, которые в порыве игр рискуют сорваться в бездну. А возможно, что своим поступком затворничества, Сэлинджер дал пример другим, бегающим по ржаному полю жизни, чтобы ни при каких условиях, они не сорвались в пропасть безвестности.

Итак, как и обещали, дарим вам возможность скачать книгу «Над пропастью во ржи». Ссылка на скачивание файла — Selendjer_Djerom_Nad_propastyu_vo_rzhi.

Вдохновения в прочтении!

Автор текста: Евгений Панов

Другие полезные ссылки на материалы: 

  1. Книжные итоги моего 2015 года. Или 40 рецензий на классику. Чтение художественной литературы, часть 1.
  2. 7 причин прочитать книгу «Опасное лето» Эрнеста Хэмингуэя, написанную за два года до его смерти.
  3. «Гамлет» У.Шекспира. 7 причин, почему стоит его прочитать. А также краткое содержание пьесы и интересные детали + возможность читать книгу
  4. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина: краткое содержание, обрисовка спорного образа главного героя, описание русской жизни в романе+ возможность читать книгу и смотреть фильм
  5. Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея» — манифест эстетизма. Краткое содержание, биография писателя, цитаты,история написания романа. ( + бонус в конце, возможность скачать книгу)
  6. «Ночь нежна» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда — последний взмах крыльев «королевской бабочки американской литературы» (Серия: Лучшая мировая классическая литература. Часть 3) + в подарок возможность скачать книгу.
  7. «Анна Каренина» (Лев Толстой): создание, сюжет, персонажи, цитаты. Книга, которая помогает писать лучше. (Серия: Лучшая мировая классическая литература. Часть 2)
  8. Книжные итоги моего 2015 года, часть 2. Или 40 рецензий на классику.

Источник: http://bagnenko.name/books/dzherom-selindzher-zagadka-navsegda-tainstvennyye-fakty-o-pisatele-vozmozhnost-skachat-knigu-avtora-nad-propastyu-vo-rzhi

1. О Джероме Д. Сэлинджере и его романе “Над пропастью во ржи”

Анализ «Над пропастью во ржи» Сэлинджер

Сэлинджер вступил в литературу в послевоенные годы, которые обычно называются американской критикой «молчаливыми», в разгул холодной войны, когда была чрезвычайно сильна тенденциозная, охранительная литература, слепая к социальным вопросам. Однако именно тогда в литературе США появились молодые силы (Дж. Болдуин, Дж. Джонс, Т. Капоте, Н. Мейлер, У. Стайрон и др.

– многие из них бывшие фронтовики), которые яростно противостояли конформизму в литературе. Именно эти писатели, в том числе и Сэлинджер, во многом подготовили антиконформистское движение молодежи 60-х годов, вернули американской литературе утраченную было социальную смелость, динамизм и психологизм повествования.

Все они, пережив увлечение философией экзистенциализма, были, по существу, реалистами. Некоторое сходство повести «Над пропастью во ржи» с авангардистским наследием битников существовало разве что в выбранном «типаже» – в характере центрального героя. Четкая проза Сэлинджера с выверенным стилем и многообразием мотивировок не имела ничего общего с расхлябанной прозой «разбитых».

Писатель с самого начала творческого пути неуклонно ориентировался на классику. [3]

Сэлинджер рано задумался о характере американской цивилизации и точно определил ее главное качество: бездуховность. Особенно страшно она сказывалась на незрелой душе ребенка – общество могло либо сломать ее, либо уподобить себе, омертвить. Писатель взволнованно перебирал варианты: что может помочь выжить юному существу в этом сумасшедшем мире? Что защитит его? Любовь? Семья?

Максимализм Холдена не мог оставить равнодушным поколение, стоящее в преддверии студенческих революций. Один американский юноша написал в сочинении: «Мне нравится повесть «Над пропастью во ржи», потому что там правдиво показаны проблемы, с которыми сталкиваются подростки моего возраста, а также та неловкость, с которой подчас мы пытаемся их разрешать.

Я восхищаюсь Колфилдом – он так и не сдался… Некоторые осуждают его: им кажется, что он «ничего не любит», но это не так – он любит, но только то, что действительно заслуживает любви. Он искренний и не может довольствоваться малым» Salinger. A Critical and Personal Portrait. Introduced and Edited by Henry Anatole Grunwald, N.Y., Harper & Row, 1962, p. 257.

.

Поразительная органика романа «Над пропастью во ржи» определяется тем, что мир в нем увиден сквозь незамутненную призму невинного детского взгляда, остро различающего любую фальшь, за какими бы одеждами она ни пряталась.

Он даже придумал слово-пароль, которое надолго вошло в речевую практику американской молодежи, — «phoniness» — «муть», «липа», «притворство».

В этом смысле главный герой повествования Холден Колфилд является отдаленным наследником твеновского Гекльберри Финна; различие, правда, заключается в том, что если в 19 веке сорванец мог обрести чаемую свободу на «индейской территории», иными словами, в краях, еще не тронутых цивилизацией, то сто лет спустя отгородиться от обманного мира взрослых можно было лишь в пределах собственной души. Автор сознательно наделяет своего героя избыточным, не по возрасту (Холдену пятнадцать) инфантилизмом, это обостряет эмоциональные реакции, это увеличивает меру истинности, соприродной стране детства.

Оглушительное впечатление на современников роман Сэлинджера, вовсе не претендующий на лидерскую роль, произвел по двум основным причинам: во-первых, процветающая после победы в войне и потому неизбежно самодовольная, конформистски-расслабленная страна вдруг оказалась перед судом совести, воплощенной в неиспорченной душе подростка, а с другой стороны, бунт Холдена, при всей своей безудержности, имеет и оборотную сторону. Название романа, ассоциативно связанное с известной балладой Роберта Бернса, получает объяснение в исповеди героя. Рано изверившись во всем, он находит спасительный покой в повторяющемся видении, в мечте: дети играют на краю огромного поля, а он, Холден, удерживает их от падения в пропасть. Таким образом, в беспощадно-разоблачительную интонацию повествования входит щемяще-лирическая нота, что придает ему и чисто художественную завершенность. При этом сохраняется безупречная органика образного и этического строя романа. В нем нет или почти нет контрастов, все существует вместе, разделенное лишь трудноуловимой гранью, — убожество и красота, вульгарность и поэзия, пошлый обман и искренность. [10]

Жанр экспериментального романа в творчестве Джона Фаулза на примере романов “Волхв” (“The Magus”) и “Женщина французского лейтенанта” (“The French Lieutenant’s woman”)

Персонажи – вымышленные фигуры, продвигающиеся вместе с сюжетом, обладают весьма проблематичным существованием по сравнению с реальными людьми. Будучи составлены из слов, а не из плоти и крови, они ведут целиком выдуманную жизнь, и…

История написания и особенности романа Г. Манна “Верноподданный”

f3 Комическое в романе

В романе много комических ситуаций, но в основе смешного не анекдотическое, а глубоко характерное. Смех, исполненный издевки и ярости, соседствующий с трагическим, наводит на серьезные размышления. Конечно…

Нравственный кризис героя романа “Портрет Дориана Грея”

1. Основные символы в романе

Парадоксальный «Портрет Дориана Грея» был призван обнажить сущность искусства в тот момент, когда оно, образно говоря, «теряет лицо», находясь в власти гедонистических порывов, то есть, стремления к наслаждениям…

Психологизм романа Достоевского “Преступление и наказание”

Цветопись в романе

Действие романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» происходит в Петербурге. Этот город много раз становился действующим лицом русской художественной литературы…

Религиозно-философские поиски М.Ю. Лермонтова в романе “Герой нашего времени”

1.3 Система образов в романе

Система образов романа, как и вся его художественная структура, подчинена раскрытию главного персонажа, в чем есть определенный отзвук романтической поэтики…

Роман Булгакова “Мастер и Маргарита”

1.4. Роман в романе

Роман в романе, написанный одним из ведущих героев “Мастера и Маргариты” ставший его судьбой, является основой всего булгаковского романа. Необычно уже то, что он не просто называется или даже цитируется в разговорах о нем…

Роман Г. Мелвилла “Моби Дик, или Белый Кит”

4. Киты в романе

роман моби дик морской Современному читателю может показаться странным, что Мелвилл, замысливший создать эпическую картину жизни Америки середины XIX века, построил свой роман как историю китобойного рейса. В наши дни китобойные флотилии…

Символика древа и креста в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”

2.1 Символика древа в романе

Символ древа в романе «Преступление и наказание» ассоциируется с религиозным символом креста. Тем не менее, следует отметить некоторые особенности символа древа в романе. В романе упоминается кипарисовый крест. Кипарис — дерево…

Стилистика прозы Дж.К. Роулинг на примере романов о Гарри Поттере

2. Мифология в романе

«Гарри Поттер» во многом опирается на мифы, большинство из которых кельтского происхождения и я считаю в этом для современного романа нет ничего удивительного. На мифологических клише в большей или меньшей мере держится…

Тема одиночества в произведениях Д. Сэлинджера

fГлава 1. Тема «одиночества среди людей» в повести Д. Сэлинджера «Над пропастью по ржи»

Тема одиночества в произведениях Д. Сэлинджера

f1.2 «Эффект отчуждения» в повести Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»

Опубликованная в 1951 году повесть «Над пропастью во ржи» могла нравиться или не нравиться, но равнодушным, кажется, не оставила никого. Даже литературные критики, утратив профессиональное хладнокровие, сердились или защищали Холдена так…

Тема преступления в творчестве Ф.М. Достоевского и П. Зюскинда: к поиску литературного родства

fГлава 2. ОБРАЗ ПРЕСТУПНИКА В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» И В РОМАНЕ П.ЗЮСКИНДА «ПАРФЮМЕР»

Фантастика и ее роль в романе М. Твена

Фантастика в романе М. Твена

Сатирический шедевр Твена «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» был создан в 1889 году. Это квинтэссенция того, что он долго носил в себе, боясь высказать вслух…

Художественное своеобразие “русских романов” В. Набокова

1. 2 Специфика образности в романе

Роман «Машенька», как уже было сказано выше, несмотря на кажущуюся бесхитростность и традиционность, обнаруживает черты поэтики зрелой прозы Набокова. Текст «вырастает» из центральной метафоры…

Эпос войны в произведениях Шолохова “Судьба человека” и “Они сражались за Родину”

1.2 Мироощущение человека на войне в романе «Они сражались за Родину». Эпическое постижение народных судеб в романе М.А. Шолохова

Шолоховская картина 1942 года, которую он стал писать тут же, в дни самих боев, поражает откровенностью рассказа о всех трудностях, какие выпали тогда на долю наших людей, нашей армии, испытываемой бедой. Написано так…

Источник: http://litra.bobrodobro.ru/8493

Анализ

Анализ «Над пропастью во ржи» Сэлинджер

Название этого произведения неразрывно связано в сознании современного общества с темой взросления, становления личности, обретения самого себя. Анализ «Над пропастью во ржи» означает возвращение в юношество ради понимания главного героя, его психологии, тонкостей и многогранности созревающей, только появляющейся на свет натуры.

За свой, пусть и не такой долгий, как хотелось бы, творческий путь Сэлинджер успел зарекомендовать не только как весьма таинственная, своенравная и свободолюбивая личность. Тот факт, что автор «Над пропастью во ржи» (анализ произведения будет представлен в данной статье) был настоящим психологом, тонко чувствующим каждую грань человеческой души, не требует никаких дополнительных пояснений.

Что роман значит для всего мира

Двадцатый век, столь богатый на литературные шедевры в целом, сумел подарить миру и этот потрясающий роман о взрослении в мире американской действительности. Анализ «Над пропастью во ржи», пожалуй, следует начать с определения его значимости для мировой культуры.

Только появившись на прилавках книжных магазинов, роман сумел вызвать настоящий фурор среди читателей всех возрастов в силу своей глубокой психологичности, актуальности и полнейшего соответствия духу времени.

Произведение было переведено почти на все языки мира и даже сейчас не теряет своей популярности, оставаясь бестселлером в самых разных уголках земного шара.

Анализ «Над пропастью во ржи» как одного из величайших произведений американской литературы двадцатого века включен в обязательную программу школ и высших учебных заведений.

Повествование в данном произведении ведется от лица семнадцатилетнего юноши – Холдена Колфилда, перед которым открывается мир в новое будущее, взрослую жизнь. Читатель видит окружающую действительность сквозь призму его развивающейся, зреющей личности, которая только становится на дорогу в будущее, прощаясь с детством.

Мир, воплощенный в этой книге, нестабилен, многогранен и калейдоскопичен, как и само сознание Холдена, постоянно впадающего из одной крайности в другую.

Это история, рассказанная от лица человека, не приемлющего лжи ни в каких ее проявлениях, но вместе с тем примеряющей ее на себя, будто маску взрослого человека, которым хочется порой казаться юноше.

Анализ «Над пропастью во ржи» – это, по сути, путешествие читателя в самые потаенные, самые глубокие человеческие переживания, показанные глазами уже не ребенка, но еще не взрослого.

Максимализм в романе

Поскольку главному герою всего семнадцать лет, повествование в книге ведется соответствующим образом.

Оно то замедляется, представляя собой незащищенную созерцательность, то ускоряется – одна картинка сменяется другой, эмоции вытесняют друг друга, поглощая не только Холдена Колфилда, но и читателя вместе с ним. В целом роману характерно удивительное единство героя и человека, взявшего в руки книгу.

Как и любому юноше его возраста, Холдену свойственно гиперболизировать действительность – школа Пэнси, из которой его отчисляют за неуспеваемость, кажется ему настоящим воплощением несправедливости, напыщенности и лжи, а стремление взрослых казаться теми, кем они не являются – настоящим преступлением в отношении чести, заслуживающим лишь отвращения.

Кто такой Холден Колфилд

В романе «Над пропастью во ржи» анализ главного героя требует особо внимательного и кропотливого подхода, ведь именно его глазами видит мир читатель.

Холдена сложно назвать примером нравственности – он вспыльчив и порой ленив, непостоянен и несколько груб – свою подругу Салли он доводит до слез, о чем потом сожалеет, да и другие его поступки весьма часто вызывают неодобрение читателя.

Это обусловлено его пограничным состоянием – юноша уже выходит из детства, однако еще не готов к переходу во взрослую, независимую жизнь.

Услышав случайно отрывок из популярной песни, он находит, как ему кажется, свое предназначение, решая стать ловцом во ржи.

Смысл названия

В оригинале роман называется «Catcher in the rye». Врываясь в текст романа в словах популярной песни, данный образ неоднократно всплывает в сознании юного Холдена Колфилда, отождествляющего себя с ловцом.

По мнению героя, его жизненное предназначение состоит в том, чтобы уберегать детей от взрослого, жестокого мира, исполненного лжи и притворства.

Сам Холден не стремится взрослеть и не хочет допустить свершения этого процесса для кого-либо.

Что хотел сказать таким названием читателю Сэлинджер? «Над пропастью во ржи», анализ которого требует комплексного, широкого подхода, – это роман, исполненный удивительной символики и тайных смыслов.

Образ ржаного поля над пропастью воплощает в себе сам процесс взросления человека, окончательный, наиболее решительный шаг к новому будущему.

Возможно, именно этот образ был избран автором потому, что в поля уходили, как правило, молодые американские юноши и девушки для тайных свиданий.

Еще один образ-символ

Утки, непонятно куда девающиеся зимой, – еще одна не менее важная составляющая «Над пропастью во ржи». Анализ романа без его рассмотрения будет попросту неполноценным.

По сути, столь наивный, немного даже глупый вопрос, мучающий героя в течение всего повествования – это еще один символ его принадлежности к детству, ведь ни один взрослый не задается этим вопросом и не может на него ответить.

Это еще один мощный символ утраты, невозвратимой перемены, ожидающей главного героя.

Разрешение внутреннего конфликта

Несмотря на весьма наглядное тяготение Холдена к некоторому эскапизму, в финале романа ему приходится сделать выбор в пользу перехода во взрослую жизнь, исполненную ответственности, решительности и готовности к самым разным ситуациям.

Причиной этому становится его младшая сестра Фиби, готовая ради брата пойти на столь решительный шаг, став взрослой до того, как этому придет время.

Любуясь не по годам мудрой девочкой на карусели, Холден осознает, насколько важен тот выбор, перед которым он стоит и насколько велика необходимость принятия нового мира, совершенно иной действительности.

Именно об этом говорят читателю Сэлинджер, «Над пропастью во ржи», анализ произведения и его художественное своеобразие. Это путь становления длиной в жизнь, помещенный в три пережитых главным героем дня.

Это безграничная любовь к литературе, чистоте и искренности, столкнувшаяся со столь многогранным, разносторонним и сложным окружающим миром. Это роман обо всем человечестве и о каждом человеке в отдельности.

Произведение, которому суждено стать отражением души еще очень многих поколений.

Источник: http://fb.ru/article/203531/analiz-nad-propastyu-vo-rji-selindjera

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.