Анализ «Карась-идеалист» Салтыков-Щедрин

Хорошо ли быть идеалистом? Этот вопрос ставится Салтыковым-Щедриным в его сказке «Карась-идеалист» с практических позиций. Философский идеализм русским классиком даже не рассматривается. Итак, не откладывая дела в долгий ящик, перейдем к произведению «Карась-идеалист», краткое содержание которого представлено в статье. Салтыков-Щедрин написал его в 1824 году.

Особенности сюжета

«Карась-идеалист» сюжета как такового не имеет. Он простроен на диалоге карася и ерша. Карась начитан, умен книжной мудростью, но совершенно не знает жизни, однако это не мешает ему быть опьяненным социалистическими идеями. Он грезит о том, что все будут жить в равенстве и братстве. Щуки перестанут есть карасей, а монахи – уху.

Ерш же слушает все это, только ухмыляется и всячески ругает своего визави. Но при этом их беседы снова и снова случаются. Ерш признает, что хоть карась и олух, но ни с кем в реке, кроме него, на такие возвышенные темы не поговоришь. Поэтому рыбы снова встречаются и снова спорят.

Карась взирает на все сквозь очки розового оптимизма, а ерш критикует взгляды карася с позиций здравого смысла. И вот так, страница за страницей, они перетягивают канат диспута туда-сюда. Таким образом, ясно, что специфика сказки «Карась-идеалист» в том, что отсутствует какая-либо динамика.

Все движение и напряженность упрятаны в диалогах ерша и карася.

И вот наступает ответственный момент: теперь карасю надо убедить в справедливости своих взглядов щуку.

Непосредственный корм (карась) пытается убедить своего потребителя (щуку) в том, что ему надо изменить своим привычкам и перейти на другой рацион ради идей равенства и братства.

Нетрудно догадаться, что все заканчивается съедением щукой карася. Это происходит словно случайно в процессе беседы, и все присутствующие сразу осведомляются у щуки, хороший ли был карась на вкус.

«Карась-идеалист»: краткое содержание. Рассуждения о социальной справедливости

В процессе беседы карася и ерша затрагивается много болезненных тем как для России, так и для всего мира. Например, вопрос о социальной справедливости.

Кто из нас не мечтал об обществе равных возможностей, вот и карась тоже мечтает, а ерш его одергивает и говорит, что, мол, все это хорошо, но щуки никогда на такое не пойдут, потому что в реке всегда будет существовать иерархия.

И пока угнетенные будут «спать в тине», верхушка станет наслаждаться жизнью. Карась же пытается убедить ерша, что щуки сразу же, как только услышат об идее социальной справедливости, тут же обратятся в верных ее адептов. Ерш же только насмехается (и не зря).

Салтыков-Щедрин в сказке «Карась-идеалист», краткое содержание которой мы рассматриваем, проблемы социального неравенства описал. Мысли, высказанные Михаилом Евграфовичем за 5 лет до смерти, остаются актуальными и для России 21-го века.

Показательным моментом является и то, что карась совершенно не знает, о чем говорит. Здесь под обстрел критики автора попадают, видимо, знакомые ему мечтатели, которые хотят перестроить жизнь в России.

Для карася щука была мифическим персонажем, пока он с ней не повстречался. Он ничего не знал и о том, что делают монахи с пойманными карасями. Рыба-идеалист не знала, как вкусны ее собратья в сметане.

То, что позволено юнцу, не к лицу взрослому человеку. Все люди в юности идеалисты и мечтатели, но когда жизнь берет в руки свой кнут, то людские убеждения подвергаются проверке, и выживают только те, которые наиболее отвечают здравому смыслу. Такова общая мораль, которой наделена сказка Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист».

Общественно-политическая интерпретация

Диалог между героями строится весьма своеобразно: карась-бедолага надрывается, пытается щуке что-то доказать, и только он заикается о добродетели, сразу же щука «нечаянно» его глотает. Другими словами, с властью можно разговаривать, только если ты стоишь на коленях в просительной позе, на равных общаться с ней чревато.

Возможно, Салтыкова-Щедрина очень впечатлила судьба П.Я. Чаадаева. Напомним, что Петр Яковлевич позволил себе попытку критики социального устройства России 19-го века, а его объявили сумасшедшим и приказали провести медицинское освидетельствование.

Правда, при всем этом карась – все же фигура нелепая, но текст произведения “Карась-идеалист” (краткое содержание не дает возможности подробно осветить все подобные моменты) вольно или невольно наталкивает на такие параллели.

Хорошо ли быть идеалистом?

Вопрос сложный и неоднозначный. Если ставить знак равенства между оптимизмом, мечтательностью и идеализмом, то вера в доброе и светлое необходима, чтобы вырасти нормальным человеком. Но по мере взросления человек должен отказываться от тех устремлений и ценностей, которые морально устарели и тянут его вниз.

При этом не следует думать, что из такой позиции вытекает моральное приспособленчество. Базовые нравственные ценности так или иначе должны регулировать поведение человека.

Правда, если бы спросить у автора сказки, то сам Салтыков-Щедрин («Карась-идеалист» подтверждает эту мысль) сказал бы читателю, что не одобряет ни идеализма, ни бестолкового оптимизма, оторванного от жизненных реалий.

Для кого написана сказка русского классика?

Произведение не будет понятно школьникам, оно написано уже для взрослых людей.

Вообще кажется, что когда создавал свое произведение Салтыков-Щедрин («Карась-идеалист»), то у него уже максимально кристаллизовались убеждения и взгляды на русскую современную ему реальность.

Классик добавлял щедро эти «кристаллы» в свои поздние сочинения, а они приобретали неповторимый притчево-философский привкус.

Таков анализ сказки «Карась идеалист» Салтыкова-Щедрина. Возможно, он неполон, может быть, из этого многомерного и бездонного по значению произведения русского писателя можно было извлечь еще что-то, но, как говорил Н.В. Гоголь, «нашего человека стоит уважать хотя бы за попытку».

Источник: http://fb.ru/article/187359/karas-idealist-kratkoe-soderjanie-skazki-m-e-saltyikova-schedrina-analiz

Анализ сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина

Анализ «Карась-идеалист» Салтыков-Щедрин

Прежде чем приступить к анализу данной сказки, следует разобраться в истории ее создания и написания. Она была написана в период социальных и политических изменений в конце девятнадцатого века.

Сказку “Карась-идеалист” можно отнести к целому ряду подобных произведений в творчестве писателя. История написания данной сказки связана также с общественно-политической жизнью России в то время, с возникновением первых народных течений и подпольных организаций.

Либералы в то время отстаивали идеи равноправия, равного труда и равной способности к обучению.

Впервые опубликована данная сказка была в сборнике “XXV лет”.

Основные аспекты сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина “Карась-идеалист”

Итак, приступим к анализу данной сказки. Основными аспектами, на которых следует акцентировать внимание, в этой сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина являются:

  1. Тема и мотивы. Основным мотивом данной сказки можно назвать аллегорический образ, аналогичный образу в сказке “Премудрый пескарь”. Так, как и в этой сказке присутствует аллегория, то выделить можно не одну, а сразу несколько тем: позиция либеральных взглядов; жизнь «подводного общества».
  2. Проблемы данной сказки. Основными проблемами данной сказки можно назвать: идею социального равенства, разделение людей на “слабых” и “сильных”, лицемерие, реализм и многие другие.
  3. Герои сказки “Карась-идеалист”. По названию сказки читатель может предположить, что главные герои этой сказки – рыбы. Образы рыб аллегоричны и соответствуют образам людей; рыбы у Салтыкова-Щедрина носят некоторые человеческие черты характера. Главных героев трое: карась, ерш и щука. Карась чист, наивен, много размышляет о либеральном обществе, слепо верит в либерализм и равенство, забывая о действительности. Карася можно назвать идеалистом и максималистом, потому что он не принимает реальность такой, какая она есть, наивно полагая, что его взгляды что-нибудь изменят. Ерш – также либерал, однако, в отличии от карася, он трезво смотрит на вещи. Он понимает, что пустые слова ничем не помогут обществу и никого не изменят. Он пытается открыть глаза карасю на полный опасностей мир, но безуспешно. Щука – это хищник, так называемая “сильная мира сего”. Она – хозяйка положения в подводном царстве, ее все боятся и уважают. Щуке наплевать на взгляды карася, ее не трогают либеральные идеи. Спор щуки и карася длился три “этапа”: в первый карася пожалели, во второй он ушел искалеченным, а в третий щука его проглотила. Так карась и поплатился за слепую веру в свои идеалы и полное отрицание действительности. Второстепенными образами в этой сказке являются человеческие образы, а также образы других рыб.
  4. Идея и смысл. Идейный замысел произведения заключается в том, что любые взгляды хороши, если они учитывают реальное положение вещей. Салтыков-Щедрин в своей сказке осуждает карася за то, что тот не видит реальности, опасности, а доверяет только придуманному.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Композиция данной сказки проста, последовательна и логична. Элементом фольклора в ней является прием трехкратности: карась трижды приходил спорить с щукой. В завязке читатель знакомится с главными героями: карасем и ершом, а также узнает о щуке – хозяйке подводного царства.

Дальше идет развитие действия сказки – карась спорит с щукой. Кульминации, как таковой, в этой сказке нет. Развязка проста: щука проглатывает карася. Аллегорически, это может означать полную провальность либеральных взглядов без учета реальности, которая совсем не так проста.

Общество (то есть остальные жители подводного царства) не хотят менять привычный уклад вещей: им не жалко карася, напротив, они интересуются у щуки, вкусно ли ей было. Это означает нежелание общества меняться, вестись лишь на одни лозунги – людям, народу нужна стабильность.

Данное произведение имеет место быть в целом ряду подобных произведений Салтыкова-Щедрина. Его жанр – это сатирическая сказка, так как произведение содержит в себе как элементы фольклора, фантазийности, так и вполне реальный, хоть и аллегорически представленный, смысл.

Замечание 1

Сказку никак нельзя назвать “детской” – в ней содержатся вовсе недетские темы и проблемы.

Функции сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина “Карась-идеалист”

Поучительная функция. Автор данной сказки учит читателя принимать реальность такой, какая она есть, не верить слепо в равенство и прочие громкие лозунги. Слова, если за ними нет движущей силы – пустышки, не способные ничего изменить. Именно об этом и пишет М. Е. Салтыков-Щедрин.

Философская функция. В данном сатирическом произведении автор осуждает либеральные взгляды и позицию тех людей, которые не умеют ничего, кроме как красиво говорить. Салтыкова-Щедрина это задевает, вследствие чего, он отражает осуждение либерализма аллегорически, в, казалось бы, детской сказке.

Историческая и социальная функция. Сказка заставляет читателя задуматься над происходящим, над нашей действительностью. Также она учит прежде всего думать самим, не опираться на чьи-то взгляды, даже если они и кажутся правильными.

Историческая функция этого произведения заключается в том, что оно отражает взгляды, а в целом, и поведение либералов в конце девятнадцатого века.

В своей сказке Салтыков-Щедрин осуждает их: потому что они неспособны ни на что, кроме красивых слов и слепой веры в придуманный мир.

Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, мы можем прийти к выводу о том, что сказка “Карась-идеалист” вовсе не детская, а наоборот – содержит в себе достаточно смелые «взрослые» взгляды.

Салтыков-Щедрин использует прием аллегории в целом ряду подобных произведений. Это происходит оттого, что автор идет в обход цензуры: если он будет выражать свои взгляды напрямую, то его осудят.

Это подтверждает сказка “Карась-идеалист”, а также “Премудрый пескарь”.

Источник: https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/analiz_skazki_m_e_saltykova-schedrina_karas-idealist/

Сочинение по произведению Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист»

Анализ «Карась-идеалист» Салтыков-Щедрин

Как и в других сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина, герой произведения «карась-идеалист» имеет социальную окрашен­ность. В образе отразилось мировоззрение самого писателя и вообще передовой чести русской интеллигенции того време­ни, полагавшей, что счастье для всех не утопия, а реально дос­тижимое и естественное состояние общественного устройства. Идеалистом М.Е.

Салтыков-Щедрин называет карася потому, что тот убежден в действенности пропаганды социалистических взглядов. Писатель не случайно подчеркивает, что карася монахи любят, тем самым усматривая родственные связи хри­стианских и социалистических воззрений: и та, и другая идео­логии проповедуют всеобщее равенство.

В христианстве оно выступает под так называемой категорией соборности.

М.Е. Салтыков-Щедрин так умело переключает читатель­ское внимание из иносказательного социально-политического плана в бытовой, что мы понимаем, что под рыбной ловлей писатель имеет в виду социальные репрессии: «Лежит он [карась] больше на самом дне речной заводи (где потише) или пруда, зарывшись в ил, и выбирает оттуда микроскопических ракушек для своего продовольствия.

Ну, натурально, полежит- полежит, да что-нибудь и выдумает. Иногда даже и очень вольное. Но так как караси ни в цензуру своих мыслей не представляют, ни в участке не прописывают, то в политиче­ской неблагонадежности их никто не подозревает.

Если же иногда и видим, что от времени до времени на карасей уст­раивается облава, то отнюдь не за вольнодумство, а за то, что они вкусны».

Символично, что карась легко отзывается на шумиху в обществе («снимается со дна»), тем самым способствует своей поимке. Чтобы усилить лексику, обозначающую виды рыб (караси, ерши, плотва-белобрюшка), и названия социально­классовых групп и должностей (дворянство, губернаторы), а также просто политически окрашенную лексику.

В центре сюжета сказки оказывается спор карася и ерша, который постепенно становится для них необходимым: рыбы входят во вкус и даже начинают назначать друг другу свидания.

Карась развивает в полемике свои либеральные взгляды, говорит о возможности достижения всеобщего счастья. А скептически настроенный ерш иронизирует над его теорией, припоминает накопившиеся у него обиды. Считая карася блаженненьким, он в то же время полагает, что с ним можно ду­шу отводить.

В произведении возникает традиционная по своей символи­ке антитеза: тьма (социальное зло) — свет (чаемое будущее).

Камнем преткновения в этом споре становится вопрос о щуках, под которыми имеются в виду сильные мира сего.

Высказывания карася афористичны и на первый взгляд кажутся прописными истинами: «Зло — это так, по недоразу­мению допущено, а главная жизненная сила все-таки в добре замыкается», «Зло душило, давило, опустошало, предавало мечу и огню, а зиждущей силой являлось только добро», «Ис­тория — это повесть освобождения, это рассказ о торжестве добра и разума над злом и безумием».

Однако на горизонте событий вдруг появляется щука, ко­торая выясняет, что в данной местности водятся караси. Узнав об этом, ерш предлагает карасю самому залезть щуке в пасть. Карась же желает со щукой прежде объясниться.

Одним из средств типизации образов является обращение автора к языку народных пословиц и поговорок («А ты не вся­кое слово выговаривай, какое тебе на ум взбредет!», «С тобой, видно, гороху наевшись, говорить надо!»).

Ерш пытается остановить карася, так как в душе жалеет его. Герой указывает своему собеседнику на четкую и давно сложившуюся в обществе социальную иерархию: «Ракушками караси лакомятся, а карасями — щуки». Карась же ставит за­дачу взывать к голосу правды и хочет уговорить щуку изме­ниться.

При этом аргументами в предстоящем разговоре со щукой должны, по мнению идеалиста, стать лишь слова о добродетели и обязанностях по отношению к близким. Суть этих рассуждений сводится к тому, что рыбы не должны ры­бами питаться. Для пищи есть другие виды: мухи, черви, пау­ки, водные блохи и т.д.

Наконец долгожданная встреча со щукой состоялась. Сперва та действительно проявила к карасю интерес, но как только щука понимает, что тогда ей придется работать, то сра­зу же называет его речи бунтовскими. Не сразу проглотила щука карася.

Очевидно, была сыта от вчерашнего обжорства, как тонко отмечает автор.

Когда же тот высказал свое самое заветное слово «добродетель», которое, по мнению карася, должно было произвести магическое воздействие и перевос­питать щуку, та от удивления открыла рот и проглотила его совершенно случайно, на что автор ехидно замечает, что, оче­видно, она не знала этого слова совсем. Символично поведе­ние остальных рыб, наблюдавших эту сцену: они с подобост­растием спешат узнать, хорошо ли щука поужинать изволила, показывая тем самым свою социально-классовую лояльность.

Моралью данной сказки является авторское желание доне­сти до читателя мысль о безрезультатности морализаторских бесед и диспутов либеральной интеллигенции, ибо истина для каждой категории общества своя и добродетель высшим сфе­рам власти не свойственна.

На этой странице искали :

  • карась идеалист анализ
  • анализ сказки карась идеалист
  • карась идеалист сочинение
  • салтыков щедрин карась идеалист анализ
  • карась-идеалист анализ

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-po-proizvedeniyu-saltykova-shhedrina-karas-idealist.html

Хорошо ли быть идеалистом? Этот вопрос ставится Салтыковым-Щедриным в его сказке «Карась-идеалист» с практических позиций. Философский идеализм русским классиком даже не рассматривается. Итак, не откладывая дела в долгий ящик, перейдем к произведению «Карась-идеалист», краткое содержание которого представлено в статье. Салтыков-Щедрин написал его в 1824 году.

Об оторванности идеалистов от жизни

Показательным моментом является и то, что карась совершенно не знает, о чем говорит.

Здесь под обстрел критики автора попадают, видимо, знакомые ему мечтатели, которые хотят перестроить жизнь в России. Для карася щука была мифическим персонажем, пока он с ней не повстречался.

Он ничего не знал и о том, что делают монахи с пойманными карасями. Рыба-идеалист не знала, как вкусны ее собратья в сметане.

То, что позволено юнцу, не к лицу взрослому человеку. Все люди в юности идеалисты и мечтатели, но когда жизнь берет в руки свой кнут, то людские убеждения подвергаются проверке, и выживают только те, которые наиболее отвечают здравому смыслу. Такова общая мораль, которой наделена сказка Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист».

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.