Анализ «Фотография, на которой меня нет» Астафьев

Виктор Астафьев. Краткое содержание «Фотография, на которой меня нет»: анализ

Анализ «Фотография, на которой меня нет» Астафьев

Книга «Последний поклон» советского писателя Виктора Астафьева представляет собой повесть в рассказах, которая носит народный характер, складывающийся из сострадания, совести, долга и красоты. В повести задействовано много героев, но главные – бабушка и ее внук.

Мальчик-сирота Витя живет вместе с бабушкой Катериной Петровной, ставшей обобщенным образом всех русских бабушек, воплощением любви, доброты, заботы, нравственности и душевного тепла. И в то же время она была строгой и иногда даже суровой женщиной.

Иногда могла подтрунить над внуком, но однако сильно любила его и заботилась о нем безгранично.

Ценности, привитые детством

Настоящая дружба – это самая драгоценная и очень редкая награда для человека, считал Астафьев. “Фотография, на которой меня нет” – рассказ, в котором писатель хотел показать, как герой относится к своим друзьям. Для автора это было немаловажно. Ведь дружба иногда сильнее, чем родственные связи.

Рассказ «Фотография, на которой меня нет» представлен отдельной частью в повести «Последний поклон». В нем автор изобразил все волнующие моменты своего детства.
Чтобы сделать анализ рассказа, необходимо прочитать краткое содержание.

Сюжет рассказывает о том, что однажды в деревню из города специально приехал фотограф, чтобы сфотографировать учеников школы. Дети сразу стали думать, как и где им встать. Они решили, что прилежные хорошисты должны сидеть на переднем фоне, те, кто учится удовлетворительно – в середине, а плохих надо поставить сзади.

Витька и его закадычный друг Санька, по идее, должны были стоять сзади, так как не отличались прилежной учебой и тем более поведением.

Чтобы доказать всем, что они совсем ненормальные люди, мальчишки в снег пошли кататься с такого обрыва, с какого ни один нормальный человек никогда бы не стал. В итоге, извалявшись в снегу, они разбрелись по домам.

Расплата за такую горячность не заставила себя ждать, и вечером у Витьки разболелись ноги.

Бабушка самостоятельно поставила ему диагноз «рематизни». Мальчик не мог встать на ноги, выл и стонал от боли. Катерина Петровна очень сильно сердилась на внука и причитала: «Говорила тебе, не студися!» Однако она тут же отправилась за лекарствами.

Хоть и ворчит бабушка на внука, и передразнивает его, но относится к нему с огромной нежностью и сильной привязанностью. Дав ему затрещину, она принимается долго натирать внуку ноги нашатырным спиртом. Катерина Петровна глубоко сострадает ему, так как он сирота: его мама по роковой случайности утонула в речке, а у отца уже образовалась другая семья в городе.

Дружба

Так начиналось краткое содержание. «Фотография на которой меня нет» как литературное произведение рассказывает о том, что из-за своей болезни мальчик Витя все-таки пропускает одно из важнейших событий – фотографирование с классом.

Он очень сожалеет об этом, бабушка тем временем утешает внука и говорит, что как только он выздоровеет, то они сами поедут в город к «самолучшему» фотографу Волкову, и он сделает любые снимки, хоть на портрет, хоть на «пачпорт», хоть на «ероплане», хоть на коне, хоть на чем.

И вот тут к самому важному моменту подходит сюжет. Краткое содержание («Фотография на которой меня нет») описывает, что друг Витьки Санька на утро приходит за другом и видит, что тот не может стоять на ногах, и тогда он моментально решает тоже не идти фотографироваться.

Санька поступает как истинный друг, который не хочет расстраивать Витьку еще больше и поэтому тоже пропускает это событие.

Даже несмотря на то что Санька готовился и надел новую телогрейку, он начинает успокаивать Витьку, что не в последний раз приезжает к ним фотограф, и в следующий раз они попадут в кадр.

«Фотография, на которой меня нет»: отзыв и анализ

Хоть и рассматривается здесь дружба деревенских мальчишек на совсем детском уровне, но этот эпизод скажется на развитии личности героя. В дальнейшем он будет очень важным: не только бабушкино воспитание и забота повлияли на его отношение к окружающему миру, но и добропорядочные отношения с друзьями.

Произведение «Фотография, на которой меня нет» раскрывает образ истинных русских бабушек, как они жили в своих деревнях, вели свое хозяйство, украшали и утепляли свои окна мхом, потому что он “сырость засасывает”, ставили уголек, чтобы не обмерзало стекло, и рябину вешали от угара. По окну судили, какая хозяйка живет в доме.

Учитель

В школу Витя не ходил больше недели. Однажды к ним пришел учитель и принес фотографию. Катерина Петровна с огромным радушием и гостеприимством встретила его, мило беседовала, угостила чаем и поставила на стол угощения, какие только могут быть в деревне: «брусницу», «лампасейки» (леденцы в жестяной баночке), городские пряники и сушки.

Учитель у них в деревне был самым уважаемым человеком, ведь он учил детей грамоте, а также помогал местным жителям писать нужные письма и документы. За такую доброжелательность люди помогали ему дровами, молоком, за дитем присмотреть, а бабушка Екатерина Петровна его малышу заговорила пупок.

Заключение

Вот на этом, пожалуй, можно закончить краткое содержание. «Фотография, на которой меня нет» – это небольшой по размеру рассказ, который помогает читателю как можно лучше понять образы главных героев, увидеть их нравственные души, приоритеты и жизненные ценности.

Кроме этого, мы понимаем, насколько важна для этих людей фотография, потому что она составляет своеобразную летопись и настенную историю русского народа.

И какими бы смешными, иногда нелепыми и напыщенными ни были эти старинные фотографии, все равно отсутствует желание над ними смеяться, хочется просто улыбнуться, потому что понимаешь, что многие из позировавших полегли в войну, защищая свою землю.

Астафьев пишет, что дом, в котором была размещена его школа и на фоне которого была сделана фотография, был построен еще его прадедом, раскулаченным большевиками. Семьи раскулаченных в то время выгоняли прямо на улицу, но родня не давала им погибнуть, и они расселялись по чужим домам.

Вот обо всем этом и старался писать в своем творчестве Астафьев. «Фотография, на которой меня нет» – это маленький эпизод из жизни писателя и всего простого, но поистине великого народа.

Источник: http://fb.ru/article/213528/viktor-astafev-kratkoe-soderjanie-fotografiya-na-kotoroy-menya-net-analiz

Слово педагога | Тема памяти в рассказе В.П. Астафьева

Анализ «Фотография, на которой меня нет» Астафьев

Степанова Юлия Рашитовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ СОШ с.

Нижегородка
Населённый пункт: Уфимского района Республики Башкортостан
Наименование материала: методическую разработку к уроку литературы
Тема: Тема памяти в рассказе В.П.

Астафьева “Фотография, на которой меня нет”
03.10.2017
Раздел: среднее образование

Тема памяти

в рассказе Виктора Петровича Астафьева

«Фотография, на которой меня нет»

Конспект урока литературы в 8 классе учителя русского языка и

литературы МОБУ СОШ с. Нижегородка Уфимского района

Республики Башкортостан

Ю.Р. Степановой

Цель: обсудить с учащимися значение фотографии в жизни человека.

Задачи урока

Обучающие:

совершенствовать навыки анализа текста,

обобщить знания по литературе;

Развивающие:

развивать умения высказывать и отстаивать свою точку зрения;

развивать аналитические способности, умение оценивать ситуацию, поступки героев;

Воспитательные:

воспитание культуры поведения дискуссии (умения терпимо относится к различным

точкам зрения, уважать людей независимо от их позиции и мнений, уметь слушать,

аргументировано отстаивать свою точку зрения);

Ход урока:

1.Оргмомент:

Улыбнулось солнце весело.

Здравствуйте, ученики.

Не забыли,

На какой урок пришли?

2. Этап актуализации знаний:

Слово учителя.

У меня в руках старая фотография.

А что такое фотография? (слайд 2)

Чем служит фотография для нас? (памятью) (слайд 3)

Сколько счастливых и грустных воспоминаний вызывает он.

Слово «ПАМЯТЬ» очень важно сегодня на уроке. Давайте понаблюдаем в каких значениях

может использоваться это слово.

3. Работа с устойчивыми сочетаниями.(слайд 4-5)

Найдите в предложениях устойчивые сочетания и определите их значение.

1.

Во время войны дедушка был тяжело ранен и на время потерял память — не

мог вспомнить, как его зовут, откуда он, что с ним случилось. – забыл то,что

знал раньше.

2.

Петров обещал помочь с переездом, принести вещи на первое время, а теперь и

не говорит об этом — как будто память отшибло.

3.

Дед стал стар, и память стала ему изменять: начал путать, что когда

произошло.

4.

У меня в голове полный провал.

5.

Память у меня стала дырявая, всё время забываю, что собиралась сделать.

-неспособность вспомнить

6.

Он чтил память дедушки и не позволял плохо говорить о нем. – уважать,

помнить. Мы тоже должны чтить память наших ветеранов ВОВ – 70 лет.

Главный вопрос урока: Память!!! Что это: наказанье или дар божий? Помогает она нам

жить СЕЙЧАС или мешает? Может ли жизнь без нее быть полноценной?

Сколько вопросов. А где же ответы?

Писатель В. Астафьев написал целую книгу, состоящую из рассказов-воспоминаний о

своих близких, о своем детстве, о своей родной Сибири.( слайд 6)

Эта книга называется «Последний поклон». (слайд 7)

Подробнее мы остановимся на одном рассказе «Фотография, на которой меня нет»,

который вы читали дома. (слад 8) цели и задачи.

– Мы собрались сегодня для того, чтобы обсудить с вами, ребята, тему памяти в жизни

человека. Поэтому мне бы хотелось узнать ваше мнение по указанному в теме вопросу на

основе анализа рассказа Виктора Петровича Астафьева «Фотография, на которой

меня нет». Герой рассказа как и автор живет в деревне в тяжелое для страны время,

учится в школе. Действие происходит в 30-е года 20 века. Какой это был период в истории

страны расскажет…(сообщение ученика).

4. Выявление восприятия:

– В какой форме написан рассказ? (воспоминание)

– О чем этот рассказ?

Писатель рассказывает о заурядном случае, происшедшим с деревенским мальчишкой, а

выводит нас на большой и серьезный разговор о памяти исторической, о памяти

человеческой.

– Почему эти воспоминания так важны для В. Астафьева?

1.

Расскажите о главном герое, используя цитаты, свои наблюдения и выводы из

текста. Проведите наблюдение над фрагментами текста, систематизируйте

материал, распределите указанные фрагменты по группам и соотнесите со словами:

падение, очищение через страдание, восхождение.

Задание 1 группе.

Расскажите о главном герое, используя цитаты, свои наблюдения и выводы.

2.

Кто главный герой рассказа? Как ученики готовились к встрече с фотографом?

Ответы комментируйте примерами из текста.

Материал для наблюдения:

1. «полезли в драку с ребятами из-за распорядков»

2.«заболели ноги, завыл от боли, не уснул»

3.«бабушка лечила и баловала»

4.«катались со страшного обрыва»

5.«наблюдал за окнами и цветами»

6.«бабушка ругала и давала затрещины»

7.«взрослел, размышлял о людях»

8.«заревел от горького бессилия»

9.«мчались в погибель с руганью»

10.«сидел в тоске»

11.«начерпали в катанки снегу»

12.«учитель принес фотографию»

Материалы наблюдений занесите в таблицу.

падение

очищение через страдание

восхождение

Используя данные таблицы, расскажите, какие поступки совершает герой? Как они его

характеризуют?

Учитель: Трудности, испытания, ошибки встречаются на пути каждого человека. Боль,

которую ощущает человек может быть и физической, и душевной.

Как влияет это преодоление на человека? (изменяет его, делает его опытнее,

мудрее, взрослее).

Задание 2 группе.

Как изменился герой после болезни? О чем говорят его наблюдения?

Найдите эпизоды, подтверждающие ваши предположения.

Слово учителя.

Детство – непростая пора в жизни человека. Это путь проб и ошибок. Каждый по-своему

его проходит. Важно то, чему мы учимся на своих ошибках.

Задание 3 группе.

Чему научил этот случай героя? Найдите эпизоды, подтверждающие ваши предположения

(ценить доброту, заботу, быть совестливым, не допускать падений, а еще ценить красоту)

Следуя традиции русской литературы, Астафьев показывает, что страдания, входящие в

«порядок» жизни, нравственно очищают героя, делают его более чувствительным к

людям, восприимчивым к красоте. Это путь духовного становления, взросления героя. И

хочет, чтобы читатель тоже об этом помнил.

Слово учителя.

Детство – важная пора для каждого человека. Очень важно окружение ребенка в этот

период, семья.

Самым дорогим для него человеком была бабушка.

Найдите такие факты, которые могут доказать, что она стала для него самым дорогим

человеком.

Разумеется, душевную привязанность герой испытывает ко многим людям,

сопровождающим его детство. Одним из них был учитель.

Цитата из текста: «Прошли годы. А я таким вот и помню деревенского учителя – с

чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься

вперед и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить

людскую жизнь».

Автор говорит о «благодарной человеческой памяти».

Задание 4 группе.

1.

Перечитайте описание школьной фотографии.

Почему старая фотография не вызывает смеха у рассказчика?

Какие чувства она вызывает?

Запишите и продолжите предложение: «Пожелтевшая школьная фотография дорога

автору, потому что…»)

5. Чтение заключительной части рассказа: «Та школьная фотография жива до сих

пор. Она пожелтела, обломалась по уголкам. Но всех ребят я узнаю в ней.

Где они сейчас? Кто они?

Половина из них, если не больше, полегла в войну. Всему миру известно их имя –

сибиряки.

Иногда возьмешь в руки школьную фотографию, и снова нахлынет, нахлынет».

6. Итоговая беседа:

– Почему взрослый человек, прошедший войну, потерявший близких, друзей так

дорожит старой школьной фотографией, на которой его нет? Почему, несмотря на то

что на фотографии нет героя рассказа, она очень дорога ему? (обращаем внимание на

последние строчки рассказа: «своеобычная летопись народа», «настенная история

его»). Смысл названия последней строчки.

Слово учителя.

Эти воспоминания помогают ему забыть войну, воскрешают его детские воспоминания,

его детскую душу. Фотография становится «летописью детства», а память о прошлом –

«родиной души героя».

Вернемся к главному вопросу:

– Помогает ли память о прошлом жить человеку сегодня?

– Может ли жизнь без нее быть полноценной?

– А что эта память дает нам?

Прочитайте ключевые слова, которые мы записали.

Память дает человеку духовный опыт, мы свои новые шаги соизмеряем с прошлым. В.

Астафьев дает нам свои уроки памяти, обогащает душу человека. Для него память о

прошлом, о детстве стала «родиной души», т. к. именно в детстве он получил свои главные

уроки: научился сочувствовать, быть благодарным, добрым, совестливым, научился

преодолевать трудности и, главное, любить свою землю, любить своих близких.

Фотография – это память человека и память народа, портрет эпохи.

А теперь давайте обобщим все сказанное на уроке и напишем синквейны. На столах лежат

листочки.

Синквейн (от англ. «путь мысли»)

Правила написания синквейна:

Сегодняшний урок заканчивается и уходит в прошлое. Я думаю, он останется в вашей

памяти. А чтобы был и у вас повод его вспомнить, я предлагаю всем сфотографироваться.

Мы назовем этот снимок: «Фотография, на которой я

есть…

»

Рефлексия:

И в наших душах рассказ В. Астафьева оставил много впечатлений. Давайте сохраним их

в нашей памяти. У каждого на столе лежит карточка, в которой я прошу записать свои

впечатления.

Сегодня на уроке я открыл…

почувствовал…

узнал…

понял…

задумался…

испытал…

Закончите предложение.

Оценочная деятельность: 1 мин.

Домашнее задание: 1 мин.

1.

Напишите мини-сочинение «Прошлое – родина души человека»

2.

Прочитайте 2-3 рассказа из книги «Последний поклон» (на выбор).

3. Кластеры

Как

вы

думаете,

какое

слово

в

названии

рассказа

является

ключевым?

(фотография)

– У вас на столах лежат схемы-кластеры. Запишите это ключевое слово в верхний

прямоугольник.

А

в

овалах

запишите

те

понятия,

ассоциации,

которые

у

вас

вызывает слово «фотография». (Работа в группах).

Вернуть время мы с вами не в состоянии, ни один миг нашей жизни не повторяется.

А фотография позволяет хотя бы в мыслях возвратиться назад. Фотография – это

память, личная память.

Карточка №2

Закончите предложение:

«Сегодня на уроке я открыл…

почувствовал…

узнал…

понял…

задумался…

испытал…

Источник: https://slovopedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=1947

Краткое содержание «Фотография, на которой меня нет» Астафьева Помощь по литературе

Анализ «Фотография, на которой меня нет» Астафьев

Книга «Последний поклон» советского писателя Виктора Астафьева представляет собой повесть в рассказах, которая носит народный характер, складывающийся из сострадания, совести, долга и красоты. В повести задействовано много героев, но главные – бабушка и ее внук.

Мальчик-сирота Витя живет вместе с бабушкой Катериной Петровной, ставшей обобщенным образом всех русских бабушек, воплощением любви, доброты, заботы, нравственности и душевного тепла. И в то же время она была строгой и иногда даже суровой женщиной.

Иногда могла подтрунить над внуком, но однако сильно любила его и заботилась о нем безгранично.

“Фотография, на которой меня нет”: сюжет

Сюжет рассказывает о том, что однажды в деревню из города специально приехал фотограф, чтобы сфотографировать учеников школы. Дети сразу стали думать, как и где им встать. Они решили, что прилежные хорошисты должны сидеть на переднем фоне, те, кто учится удовлетворительно — в середине, а плохих надо поставить сзади.

Витька и его закадычный друг Санька, по идее, должны были стоять сзади, так как не отличались прилежной учебой и тем более поведением.

Чтобы доказать всем, что они совсем ненормальные люди, мальчишки в снег пошли кататься с такого обрыва, с какого ни один нормальный человек никогда бы не стал. В итоге, извалявшись в снегу, они разбрелись по домам.

Расплата за такую горячность не заставила себя ждать, и вечером у Витьки разболелись ноги.

Бабушка самостоятельно поставила ему диагноз «рематизни». Мальчик не мог встать на ноги, выл и стонал от боли. Катерина Петровна очень сильно сердилась на внука и причитала: «Говорила тебе, не студися!» Однако она тут же отправилась за лекарствами.

Хоть и ворчит бабушка на внука, и передразнивает его, но относится к нему с огромной нежностью и сильной привязанностью. Дав ему затрещину, она принимается долго натирать внуку ноги нашатырным спиртом. Катерина Петровна глубоко сострадает ему, так как он сирота: его мама по роковой случайности утонула в речке, а у отца уже образовалась другая семья в городе.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.