«451 градус по Фаренгейту» главные герои

Содержание

«451 градус по Фаренгейту» — краткое содержание романа Р. Брэдбери

«451 градус по Фаренгейту» главные герои

Роман «451 градус по Фаренгейту», краткое содержание которого и его анализ приведены в данной статье, помогут глубже понять проблематику, поднятую автором.

Роман Рэя Брэдбери является ярким образцом антиутопии. Со временем книга приобрела славу и стала символом всего жанра. Мало найдется любителей фантастики, которые не знакомы с этим произведением.

  • Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» – история создания
  • Главные герои произведения
  • Второстепенные персонажи
  • Краткое содержание “Fahrenheit 451”
  • Анализ “451 градус по Фаренгейту”

Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» – история создания

В последствии, сам Рэй Брэдбери удивлялся удивительному успеху романа. Он называл свое произведение “грошовым”, так как при написании он потратил на него всего восемь долларов.

Рэй Дуглас Брэдбери (1920-2012)

Первый текст вышел в форме рассказа и назывался “Пожарник” (дата создания 1949 год). Далее, перечитывая его, Брэдбери утвердился в мысли, что герои все ещё продолжают жить своей жизнью и принял решение расширить и дополнить “Пожарника” до формата романа.

Интересно, что Рэй Брэдбери написал весь роман, от оглавления до последней страницы, на пишущей машинке, взятой в прокат.

Книга состоит из трех частей, объем составляет примерно 300 страниц.

Антиутопия была издана в 1953 году (оригинальное название на английском: Ray Bredbury “Fahrenheit 451”). Свое название книга получила благодаря температуре горения бумаги, которая и составляет четыреста пятьдесят один градус по Фаренгейту. Интересно, что в произведении есть много цитат других авторов, например, Свифта или Шекспира.

Также есть сведения, что идея сожжения книг берет свое начало в Нацистской Германии, когда уничтожалось все, что противоречило национальной идее того времени.

Роман получил разные отзывы – публика приняла его неоднозначно. Но уже в 1954 произведение удостоилось награды Американской академии искусств и литературы. Позже сам автор адаптировал его для театральной постановки.

В 2018 году в США вышел фильм на основе произведения Рэя Бредбери.

Главные герои произведения

Итак, главные действующие лица:

  1. Гай Монтэг – главный персонаж книги. В некоторых переводах встречается как Гай Монтэг. Он работает пожарником будущего и выезжает на срочные вызовы, когда у граждан обнаруживают книги. Их следует сжигать с помощью специального приспособления для поджигания бумаги. Гай никогда не задумывается, почему и зачем он должен выполнять свое задание, он полностью согласен с текущим государственным устройством. Но в один момент в его жизни происходит встреча с так называемой литературной оппозицией, что в корне меняет восприятие Монтэга. Постепенно он разочаровывается в телевидении, отдаляется от жены, теряет веру в свою службу. Он начинает замечать ограниченность и жестокость своего мира, он становится полноценной личностью, способной на спасение знаний, которые хранятся в книгах.
  2. Кларисса Маклеллан – молодая женщина, которая смогла пробудить одной из первых интерес к литературе у Монтэга. Она принадлежит к необычной семье. Всех родственников уже давно подозревают в причастности к чтению, ведь каждый вечер они подолгу и громко общаются между собой, что вызывает непонимание и негодование окружающих.
  3. Битти – Брандмейстер. Будучи начальником пожарной службы, где работал Монтэг, он одни из первых заподозрил нездоровый интерес Гая к книгам и знаниям. Именно он сказал фразу, в последствии ставшую крылатой: “Хранить книги – это не преступление. Преступление – читать их”. Именно диалоги Битти и Гая стали путеводной нитью романа. Через разговоры и споры начальника и подчиненного показана основная мысль и проблема романа.
  4. Милдред – жена Монтэга. Именно с помощью ее персонажа Рей Бредбери демонстрирует безразличие, апатию и бесчувственность общества, описываемого в романе. Женщина проводит свое свободное время, сидя перед экранами телевизора, и совершенно не интересуется окружающим миром. Когда у ее мужа обнаруживаются книги, она первая доносит на него, не испытывая никаких сожалений.
  5. Фабер – товарищ Гая, профессор английского языка. В свое время он пытался протестовать против законов, запрещающих книги, потому, встретив Монтэга, он отнесся к тому с подозрительностью, но позже преподаватель понимает, что Гай пытается познать мир литературы и соглашается стать его проводником в мир книг.

Второстепенные персонажи

Подруги Милдред – недалекие и жестокосердечные женщины, они ничем не интересуются кроме сериалов, а мужей считают досадным неудобством. Именно они находятся у Милдред, жены главного героя, когда Гай приносит книги в дом. Вместе с женой Монтэга доносят на него властям.

Механический пес – роботизированная собака, которая по нюху определяет нарушитилей и имеет иглу с прокаином — наркотиком, от которого нет пробуждения.

Краткое содержание “Fahrenheit 451”

В романе показано недалекое будущее Америки, какое виделось автору в пятидесятые года XIX века.

Гай Монтэг работает пожарником, но его задача бороться не с огнем, а с книгами, ведь в новом обществе литература под запретом.

Когда пожарники будущего находят книги, они их сжигают с помощью специального оборудования, а так же сожжению подлежат дом и имущество виновного.

Гай выполняет свою миссию безропотно – он не задумывается над смыслом происходящего. Но однажды он встречает молодую женщину по имени Кларисса. Она не такая, как все: в ней чувствуется живой огонь и интерес к окружающему. Эта встреча навсегда меняет главного героя, он начинает переосмысливать свое существование и окружающие его порядки.

Кларисса и ее семья уже давно находятся на плохом счету у государственных служб: они подозрительно шумно и весело проводят вечера, а в их доме до позднего часа горит свет. Девушка увлечена общением, природой, но она очень одинока.

Она первой задала роковой вопрос Монтэгу — счастлив ли он? Именно с этого началось путешествие Гая в мир, отличный от привычного примитивного общества. Он приходит к мысли, что невозможно и дальше жить так бессмысленно: интересоваться только сериалами и примитивными парками аттракционов.

Одним из пусковых моментов стал эпизод, когда Милдред принимает смертельное количество снотворного и Монтэг находит ее без сознания. Нет, она не собиралась покончить жизнь самоубийством, она просто механически глотала пилюлю за пилюлей, что еще раз доказало всю абсурдность социального строя будущего. Люди больше не человечны, они живые роботы.

Гай вызывает медиков, которые бездушно, но качественно выполняют свою работу – приводят Милдред в сознание с помощью новейших машин по переливанию крови. Это событие заставляет главного персонажа утвердиться в мысли, что так существовать невозможно.

Монтэг начинает превращаться из живой машины в человека – он задает неудобные вопросы и анализирует окружающую обстановку, что вызывает обеспокоенность у его коллег и начальства.

Следующим толчком для героя становится вызов к женщине, которую уличили в хранении книжек. Но обвиняемая отказывается покинуть дом и книги и выбирает смерть в огне.

Это потрясло Гая, он не может больше работать как раньше, он не способен заставить себя выйти на работу на следующий день.

Жена не понимает аргументы мужа, ее раздражает, что привычная спокойная рутина нарушена. Милдред совершенно не сочувствует Гаю.

Единственной ее целью является установка четвертой телевизионной стены в доме, таким образом она бы могла получить полное удовольствие от просмотра новых сериалов, ведь как раз накануне ей прислали сценарий нового шоу, в котором зрители могут принимать живое участие.

В это время до Монтэга доходит весть, что Кларисса погибла – она попала под автомобиль, а ее семья уехала после случившегося. Это еще больше усугубляет душевные метания героя.

В конце концов, к Гаю приходит обеспокоенный его поведением начальник, брандмейстер Битти. Он желает вернуть Монтэга в ряды законопослушных граждан – без чувств и знаний.

Он произносит речь перед Гаем, которая показывает основные принципы общества, описываемого в романе: скорость, сжатость, бесчувственность.

Никому не интересно слушать долгую историю, ни красочное описание — чем короче, тем лучше.

В данной ситуации можно легко увидеть опасность книг: они мешают обуздать человеческий разум полностью. Потому есть только одно решение – сжигать все, что волнует человеческий ум и душу.

Монтэг понимает, что он зашел уже слишком далеко и нет пути обратно. Он больше не способен быть глупой пешкой. Гай начинает искать единомышленников. Он выходит на старого профессора, преподавателя английского языка. Но тот относится к герою с опаской, учитывая его профессию и реалии того времени. Но, увидев, что Гай искренне ищет новый путь, он решает ему помочь.

Фабер сводит Монтэга с другими приверженцами книг и поверяет ему свои идеи о возобновлении печати произведений. Он надеется, что на пороге третьей атомной войны американцы снова ощутят потребность в чтении и книгах.

Также он рассказывает, что оппозиционеры научились обходить запрет на литературу – они попросту заучивают произведения наизусть. Так, например, есть человек-роман, а есть человек-повесть.

В одной части страны живет первая глава книжки, а в другой — вторая, третья и т. д.

Профессор дает Гаю прощальный подарок – секретный приемник, который можно спрятать в ухе. Это дает возможность Фаберу быть в курсе всех событий в среде пожарников и позволяет держать связь.

Итак, мобилизированы миллионы – война становится реальностью, но в доме Монтэгов своя трагедия. Гай показал книги жене и ее подругам, которые были в гостях у них дома, но попытка заинтересовать их не возымела действия, женщины в ужасе и смятении уходят, чтобы тут же донести о произошедшем.

Роман заканчивается сценой, где Милдред предает Гая, позвонив и доложив властям, что у них есть книги.

Анализ “451 градус по Фаренгейту”

Рэй Брэдбери описывает социум, который больше не пытается жить своим умом и сердцем. Люди получают сжатую информацию с телеэкранов и радиоприемников.

Властям не выгодно, чтобы в обществе читали и впоследствии задавали слишком много вопросов. На страницах романа мы видим пустых людей – только обложки и никакого содержания.

Проанализировав книгу, можно глубже раскрыть ее проблематику:

  1. Жанр: роман относится к фантастическому жанру, он представляет собой яркий образец антиутопии. В произведении глубоко раскрываются отрицательные течения всех сфер социума и государственного строя. Брэдбери гиперболизировал пороки общества, чтобы разоблачить и показать возможные последствия в будущем.
  2. Тема: автор показывает негативные последствия отказа от чтения и подчеркивает вес литературы в формировании общественного сознания.
  3. Проблематика: в романе представлен типичный конфликт сознательного и бессознательного, конфликт социума и личности. Противостояние человечности и государственного строя, которое показано через призму будущего.
  4. Критика: в связи с остротой поднятой в романе темы, книга подвергалась строгой цензуре и была напечатана не сразу. “451 градус по Фаренгейту” получил разнообразные отзывы ввиду особой проблематики сюжета: от негативных (некоторые критики писали, что даже аннотация слишком сложна для восприятия) до восторженных.

Роман Рэя Брэдбери – это глубокое по смыслу произведение, в сюжетной линии которого можно проследить несколько слоев: каждый поднимает отдельный вопрос.

Сегодня произведение стало как никогда актуальным: современные СМИ и интернет формируют мнения общественности под выгодным тем или иным политическим силам углом, а люди все меньше и меньше склонны самостоятельно анализировать полученную информацию.

Источник: //1001student.ru/literatura/451-gradus-po-farengejtu-brehdberi.html

Анализ произведения «451 градус по Фаренгейту» (Брэдбери) | Литерагуру

«451 градус по Фаренгейту» главные герои

Guru · 18.07.2018

Антиутопия Брэдбери не была первой в своем роде, но, тем не менее, смогла стать своеобразным символом этого жанра.

Она находится в тройке самых популярных антиутопий, и любой собеседник, увлекающийся фантастикой, назовет ее в числе прочитанных произведений.

Но известность книги не принесла ей повсеместного понимания: немногие читатели вникают в смысл романа, в отличие от команды «Литерагуру». Мы постараемся разобраться в этом тексте вместе с вами.

История создания: интересные факты

Про историю создания романа «451 градус по Фаренгейту» Рэй Брэдбери выделяет целую главу «Вложения по десять центов ««451 градус по Фаренгейту»» в своем произведении «Дзен в искусстве написания книг».

Писатель удивляется феерическому успеху, называя произведение «грошовым романом» в связи с тем, что Брэдбери вложил 8 долларов восемьдесят центов при работе над первым вариантом текста в виде рассказа под названием «Пожарник».

Перечитывая свое произведение в последующие годы, он убеждался, что герои играли новые картины в его голове, когда он «задавал им вопросы». Они воспринимаются писателем, как существа, рожденные в его сознании, но управлять их действиями он не в силах. Так исчезла со страниц Кларисса, своими сумасшедшими разговорами возродившая интерес книг у главного героя Монтага.

//www.youtube.com/watch?v=6aJyfiJwqDc

Рей Бредбери пишет свои произведения при полной увлеченности, каждое утро заставляя себя работать. «Для того чтобы научиться писать, надо писать».

Так, перечитывая роман спустя продолжительное время с его выхода в свет, он понял, что имя главного героя (Монтаг) идентично названию компании, производящей бумагу, тогда как Фабер, который по сюжету книги является его идейным сторонником, — это марка производителя карандашей.

Сам роман назван «451 градус по Фаренгейту». Что примерно составляет 232 градуса по Цельсию и знаменует температуру, при которой начинает гореть бумага. Название дано в связи с тем, что Монтаг работает пожарным-наоборот, то есть сжигает книги.

Суть

Мы всего лишь обложки книг, предохраняющие их от порчи и пыли, – ничего больше.

Общество, описанное в антиутопии Рэя Брэдбери, получает информацию с экранов своих телевизоров, заполонивших все стены домов, с шума радиоприемников, и других распространителей удобоваримой и необходимой государству пропаганды.

А вот книги, которые заставляют думать над всем, что происходит вокруг людей и внутри общества, в этом мире под запретом. Там, где они сжигаются, нет места бунтам и недовольствам.

Общество, не способное мыслить, легко управляемо правительством, вот почему в условиях тоталитарного режима литература запрещена законом, от чего она подлежит немедленному уничтожению.

Но наш герой, который по долгу службы очищает свой мирок огнем, внезапно увлекается запретным плодом и начинает способствовать укрывательству книг. Но все тайное становится достоянием бдительных стражей порядка.

Люди, разучившиеся общаться между собой, способны только лишь воспринимать ту информацию, которую подают, без необходимости ее осмысления. Это именно то будущее, которое нас ожидает, если мы продолжим существовать как стремительно развивающееся общество потребителей.

Жанр, направление

Роман написан в фантастическом жанре, представляющим нам мир ближайшего будущего.

Антиутопия, под которой следует понимать художественную литературу, где обязательно фигурирует разоблачение отрицательных тенденций некоторых сфер общества и государства.

Автор разоблачает пороки, показывая утрированную картину будущего, к которому неминуемо приведет такое положение вещей. Подробно и менее официально об этом жанре мы написали тут.

Наряду с этим произведением стоит утопический мир Джорджа Оруэлла «1984» (анализ романа), а так же антиутопия Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» (анализ романа).

Главные герои и их характеристика

  1. Гай Монтаг (Монтэг в некоторых переводах) — главный герой, работающий на пожарной станции будущего. Основная его задача — выезжать по экстренным вызовам в случаях обнаружения в домах книг для их сжигания посредством специального устройства — бландспойта.

    Этот человек – дитя своей эпохи, он не задумывается о сути своей миссии, пока не сталкивается лицом к лицу с несколькими личностями, поколебавшими его уверенность в правильности государственного строя.

    Он последовательно разочаровывается в жене, которая равнодушна ко всему, кроме любимых экранов, в своей службе, где он видит лишь жестокость и слепые стремления угодить начальству, в своем обществе, где он больше не чувствует себя органично. Из апатичного раба рутины он превращается в сознательного и деятельного человека, способного спасти вековую мудрость от рук варваров.

  2. Кларисса Маклеллан — юная девушка, появившаяся на первых страницах романа, которая дала толчок для проявления интереса героя к книгам и к тому, что в них заключено. Ее семью считали ненормальной, постоянно подозревая их в чтении.

    По вечерам их окна горели, и можно было наблюдать, как вся родня общается между собой, издавая громкие звуки, что вызывало жуткое недоумение и раздражение у всех соседей в округе. В экранизации романа героине было отведено больше времени, чем в тексте. Она исчезает бесследно, а Монтагу остается только гадать, куда она делась.

    Скорее всего, она ушла в леса, где скрывались хранители книжных знаний.

  3. Битти Брансмейстер — начальник пожарной части, первый заподозривший об интересе главного героя книг. Автор знаменитой цитаты «Хранить книги — не преступление. Преступление — читать их».

    Почуяв желание Гая прикоснуться к запретному, персонаж проучивает своего подчиненного, но к желаемому результату это не приводит. Его разговоры с Гаем – основа сюжета, ведь в них автор излагает свои идеи.

  4. Милдред – апатичная, бесчувственная, безучастная ко всему жена главного героя, являющаяся полным отражением общества, описываемого Рэем Брэдбери.

    Она целыми днями сидит на диване в комнате с экранами, почти не разговаривает и на книги, обнаруженные в руках мужа, реагирует с опаской. Она без зазрения совести предает его, заявляя о находке.

  5. Фабер — друг и единомышленник Монтага, профессор, не сумевший предотвратить принятие закона, запрещающего книги. Первоначально он относится к Гаю с опасением. Когда он понимает, что главный герой стремится узнать внутренний мир книг, бывший преподаватель английского языка стремится помочь собеседнику.

Темы

  1. тема романа — роль книги в жизни человека. Через утопию писатель демонстрирует мир, который может быть реальностью в случае отказа от чтения литературы. Книги заключают в себе опыт наших предков, который людям стоит перенимать для движения вперед. Читатели задаются вопросами, которые обществу массового потребления не знакомы.

    Поэтому оно зависимо от правительства и очень уязвимо. Людям, которые не способны мыслить самостоятельно, информация поносится под нужным ракурсом, что дает государству все рычаги для полного управления.

  2. Семья. Автор доказывает необходимость общения и поощрения общих семейных интересов.

    Многие люди замыкаются в себе и своих гаджетах, игнорируя важность семейных уз. Это прямой путь к отчуждению от родных и близких, которое сулит человеку одиночество и незащищенность.

    Ведь кто, как не родственники, сможет помочь в трудную минуту, поддержать и понять? Увы, герой поздно осознал разрушающую роль экранов в своей личной жизни, поэтому потерял любимую женщину.

  3. Верность и предательство. Те, кому доверял Гай, предали его, повинуясь тому, что им внушили власти.

    Когда пропаганда становится выше морали, выше чувств и привязанностей, личность разрушается, а на ее месте появляется покорный и апатичный раб, не способный на эмоции и мысли.

  4. Тема технического прогресса. Мы должны понимать, что техника – это средство, а не цель нашего существования.

    Нельзя допустить, чтобы общество ценило гаджеты и виртуальную реальность выше, чем людей. Кроме того, прогресс не должен вытеснять достижения прошлых эпох, они могут соседствовать друг с другом, только тогда все поколения достигнут гармонии взаимопонимания, которое выступает гарантией взаимовыгодного обмена опытом.

Проблематика

  1. Конфликт общества и личности. Гай Монтаг вступает в конфликт с обществом, начиная читать книги, вместо их уничтожения. Будучи пожарным, призванным для их уничтожения, он становится двойным агентом — на заданиях, вместо уничтожения литературы, он забирает их часть себе домой. Герой выделяется среди людей, с которыми вынужден делить век.

    Как белая ворона Чацкий, он не понят и изгнан, считается преступником за желание узнать новое и мыслить, тогда как общество разучилось думать и существовать самостоятельно.

  2. Пропаганда и манипулирование обществом посредством СМИ. Телевидение заполняет все проблемы, которые образовались после запрета литературы.

    Средства массовой информации становится прекрасным способом манипулирования, они «зомбировали» население, оставаясь единственным каналом для получения какой-либо информации. Однако, все, что показывают в экранных комнатах, подносится под выгодным ракурсом, а шансы заметить «что-то неладное» в подаваемой информации сводятся к нулю из-за неумения мыслить.

  3. Проблема бездуховности так же рождается из-за отсутствия книг и изобилия «информационного фастфуда» телевизионных экранов, которые на правах монополии участвуют в воспитании населения. Моральные ценности, в результате, заменяются потребительскими.
  4. Проблема исторической памяти.

    Литература, собравшая все открытия и изобретения, все осмысленное и обдуманное столетиями, является памятью поколений. Это сборник архивов всего созданного человеком с момента появления письменности. В обществе, где книги запрещены, возможность сохранения всего этого теряется, что становится залогом полного регресса для общества.

  5. Проблема утраты традиций и ценностей прошлых эпох. Технический прогресс, заменивший хрустящую книгу в руке, может принести пользу и вред, в зависимости от того, как использовать эту находку. Но без альтернативы, которую дает та же литература, общество не может судить, так ли оно распоряжается своими возможностями.

    Несмотря на улучшение качества показываемого изображения и увеличение диагоналей экранов, техника может оставаться лишь красивой обложкой для апофеоза пустоты.

Смысл

Идея Рэя Брэдбери такова: без опоры на опыт прошлых поколений, на свободное и честное искусство, будущее, которое описано в романе «451 градус по Фаренгейту», неизбежно.

Люди все чаще в выборе между книгой и развлекательным видео выбирают второе, уровень образованности населения падает, за счет чего происходит массовая деградация и развивается неспособность мыслить, влекущая за собой застой в каждой сфере деятельности человека.

Вместо того чтобы самому узнать, а заодно и проверить, те сведения, которые так удобно и просто подаются на экранах, зритель довольствуется поверхностной картиной мира, которую заботливо укладывают в 5 минут эфирного времени.

А если бы тот же зритель сам нашел, к примеру, разносторонние факты о том, что ему подают под пропагандистским соусом, то его мировоззрение было объективнее и богаче.

В искусстве, которое является лишь одним из источников информации и хранителей культуры, сохранились те крупицы истины, которые могли бы пролить свет на истинное положение вещей. К сожалению, мрачные прогнозы автора сбываются в отдельных странах, где уровень грамотности низок, а вот показатели ханжества, бедности и агрессии зашкаливают. Люди убивают друг друга, даже не задумываясь о том, зачем это нужно, если изначально все религии имели мирный посыл, а все государственные деятели должны вести народ к процветанию.

Также понятна мысль писателя о том, что человек, так же как и Гай Монтаг, не должен бояться выделяться из толпы, даже если все общество выступает против него. Желание мыслить и узнавать нечто новое — естественная потребность, а в век информационных технологий — вовсе необходимость.

Критика

Из-за своей остросоциальной направленности роман не сразу увидел свет. Перед этим роман прошел множество цензурных изменений. Так, он потерял многочисленные ругательные слова перед выпуском книги для школьного издания.

В 1980 году писателем было замечено, что издательство выпускает его книгу в сокращенном виде, исключая неприемлемые для них сцены. Данную практику писателю удалось прекратить после требования печати в полном виде.

В советской критике спектр рецензий разнообразен: от резко негативных отзывов до хвалы и даже лести.

Анастасия Трубникова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: //LiteraGuru.ru/analiz-proizvedeniya-451-gradus-po-farengejtu-bredberi/

Краткое содержание романа «451 градус по Фаренгейту»: герои и анализ, замысел автора

«451 градус по Фаренгейту» главные герои

Этот роман считается одним из самых известных его работ. Роман был издан в 1953 году. Смысл книги заложен уже в самом названии: 451 градус по Фаренгейту – это температура горения бумаги. В антиутопии рассказывается о недалёком будущем Америки.

  • Рэй Брэдбери – мэтр фантастики
  • История создания
  • Краткое содержание романа
  • Герои
  • Анализ романа

По мнению автора, в будущем перестанут читать книги, и все производство будет направлено лишь на маркетинг, продажу и «отепление» человечества. Даже в таком неприглядном будущем Рэй Брэдбери смог разбавить тьму лучиками света в виде любви и жажды человека к познанию.

Рэй Брэдбери – мэтр фантастики

Именно так часто называют этого писателя. И неудивительно: большинство рассказов Брэдбери написал именно в жанре фантастики, он заложил множество традиций этого жанра. Автор написал 11 романов, 21 пьесу и около 400 рассказов.

История создания

В конце 40-х Брэдбери написал пять произведений, благодаря которым, как он рассказывал, и разгорелся «451 градус по Фаренгейту». «Пешеход», «Костёр», «Лучезарный феникс», «Эшер II», «Изгнанники».

В этих рассказах были наблюдения на тему цензуры, запрещённого чтения, силы личности и спасения искусства. Уже позже, в 1949 году Брэдбери, связав эти рассказы воедино, написал книгу «Пожарный». Тогда редактор издательства посчитал, что книга недостаточно проработана и вернул рукопись на доработку.

Спустя год кропотливой работы, Брэдбери завершил роман в том виде, в котором мы его знаем теперь, и назвал его «451 градус по Фаренгейту».

Википедия сообщает, что роман был издан тиражом 255 тысяч книг, сейчас в интернете легко можно найти бесчисленное количество онлайн-изданий.

Брэдбери стал знаменитым, а книга об антиутопичном будущем вошла почти во все школьные курсы литературы.

Краткое содержание романа

По сюжету главный герой Гай Монтег работает пожарным. В этом мире они не тушат огонь, а, наоборот, разводят. Пожарные сжигают книги и их владельцев, потому что в будущем читать запрещено.

Правительство делает все, чтобы устроить массовое отупение человечества – так людьми проще управлять. Гай Монтег десять лет сжигал книги и людей, у которых находили запретный товар.

При этом он не задумывался о том, хорошо это или плохо – до определённого момента.

Однажды Монтег встречает молодую мечтательную девушку по имени Кларисса Маклеланд. Мимолётная встреча выбивает Монтега из привычной колеи. Кларисса сразу предупреждает, что она – сумасшедшая, но это не отталкивает Монтега. На вопрос «счастливы ли вы?» он не знает ответ. Этот вопрос переворачивает его жизнь.

Дома жена Монтега отравилась таблетками. Она не пыталась покончить с собой, просто закидывала снотворное одну за одной и не заметила, как отравилась.

Монтег понимает, что в его жизни все происходит машинально, даже брак превратился в бессмысленную рутину. Его жена мечтает о стене-телевизоре, уже четвёртой в их доме. На этом её мечты заканчиваются.

Детей она не хочет и всё больше погружается в мир сериалов и телешоу.

Монтег, благодаря коротким встречам с Клариссой, вырывается из рутины и уже не может с тем же беспристрастием жечь книги.

На очередном вызове хозяйка дома отказывается покинуть дом, и её сжигают вместе с книгами.

Гай Монтег не понимает, ради чего она умерла, и на следующий день не выходит на работу – он чувствует себя больным и разбитым. Тут же он узнаёт, что Клариссы больше нет – она попала под машину.

К больному пожарному приходит начальник, брандмейстер Битти. Судя по описанию, он неглупый человек, но придерживается радикальных взглядов: Битти читает наставления и рассказывает про общество потребления. Книги становятся меньше, издания сокращаются.

Все делается для того, чтобы человек мог проглатывать информацию. Классические книги перекраивают в 15-минутное шоу. Битти внушает, что люди должны быть одинаковы, что в современном мире нет места личностям. Только тогда все будут счастливы. Книга в таком мире – оружие, поглощающее человеческий разум.

Монтег слушает, но уже не может остановиться. Кларисса и женщина, сгоревшая в огне, не отпускают его. Гай Монтег принёс домой книги. Когда он предлагает жене вместе прочитать, та в ужасе отказывается. Пытаясь разыскать других владельцев книг, Монтег выходит на очередного подозреваемого: профессора Фабера.

За ним давно следят пожарные, и поначалу Фабер говорит с Монтегом с осторожностью. Потом все же рассказывает о своём изобретении: книгопечатание. Теперь любые книги можно размножить, пусть пока и в малых количествах. Фабер даёт приёмник-капельку, благодаря которому они могут связываться в любой момент.

Кроме того, приёмник поможет Фаберу узнавать о работе пожарных изнутри.

Когда над страной нависает угроза третьей войны, Фабер надеется, что после неё люди вспомнят о книгах и решат вернуться к истокам. Монтег же ведёт свою личную борьбу: он показывает книги не только жене, но и её подругам. Они не выдерживают и доносят на него.

Выезжая на очередной вызов, Монтег с удивлением подъезжает к собственному дому. Начальник Битти заставляет его собственноручно уничтожить книги. В этот момент Битти обнаруживает передатчик в ухе Монтега. Гай, стараясь сохранить тайну, направляет огнемёт на Битти и двух товарищей, после чего скрывается.

Его поиски объявляют по всей стране, называя опасным преступником.

В этот же момент начинается война. За Монтегом высылают Механического Пса – холодного робота убийцу. Монтегу удаётся уйти, но Механический пёс вместо него убивает случайного прохожего. Его выдают за мёртвого Гая, чтобы показать, что никто не может уйти безнаказанным.

По подсказкам Фабера, герой уходит из города и находит тайное сообщество. Оказалось, все это время были люди, которые сохраняли книжную классику – в своей голове.

Они заучивали книги целиком, а потом разносили знания, воспроизводя книги прямо из головы. Все общество с нетерпением ждёт окончания войны.

Они верят, что когда на страну сбросят бомбы, человечество вернётся к тому, с чего начало. Тогда людям вновь понадобятся книги.

Герои

  • Гай Монтег – главный герой. Работает пожарным. В начале книги он всего лишь винтик в огромной машине государства, но стоит ему познакомиться с Клариссой, и мировоззрение меняется. К моменту завершения книги Гай окончательно становится личностью – а это как раз то, с чем борется государство.
  • Кларисса Маклеланд – юная девушка. Простая, в чем-то наивная, воспитана в семье «старого типа». Она любит читать книги и природу, называет себя сумасшедшей. При этом Кларисса легка, беззаботна. Именно ей за несколько мимолётных встреч удаётся пробудить в Монтеге тягу к познаниям. Простой вопрос «Вы счастливы?» заставляет его переосмыслить жизнь. Она погибает под колёсами машины, и это сильно влияет на жизнь главного героя.
  • Милдред – жена Гая. Эта героиня олицетворяет в своём лице общество потребления. Она не имеет собственного мнения, обожает телешоу и медиапространство. Милдред всего лишь винтик в механизме, у неё нет настоящих чувств. Все, о чём она мечтает – четвёртая стена с телевиизором. В разговоре с подругами Милдред рассуждает мужей: у кого-то муж умер, и это девушки считают великой благодатью. Милдред целыми днями смотрит телевизор, это единственная её страсть.
  • Битти – начальник Монтега и брандмейстер пожарной части. Он начитан и хитер, но все равно разделяет принцип общества потребления. Битти искренне считает, что только в системе человек может быть счастлив. В этом начальник безуспешно пытается убедить Монтега. В итоге он погибает от рук Гая.
  • Фабер – старик, бывший профессор. Он придерживается мнения тайного сообщества и мечтает возродить книгопечатание. Именно он внушает Монтегу идею, что третья война сможет вернуть людей к истокам, что они снова начнут читать. При этом Фабер очень боится за свою жизнь.

Анализ романа

Структура и сюжет романа основаны на противопоставлениях: свет и тьма, суета и спокойствие.

Искренняя и живая Кларисса противопоставляется сухой, статичной Милдред. У жены главного героя даже лицо с застывшими чертами. Освещённый тёплым светом веранда Клариссы совсем непохожа на холодную спальню Монтега.

  • В романе есть символ свечи как домашнего очага, даже лицо Клариссы кажется Монтегу освещённым пламенем свечи. Также свечу упоминает и женщина, которая решила сгореть вместе со своими книгами: Гай решил, что в других обстоятельствах она могла бы быть для него другом.
  • Ещё один образ, присутствующий в романе – маска. Люди надевают маски и это считается неотъемлемым признаком агрессивной цивилизации. Гай всегда вежливо улыбается, и эта маска считается символом профессии пожарных.

Название второй главы «песо и сито» намекает на невозможность наполнения жизни смыслом. Когда Монтег в этой главе пытается прочесть в метро библию, он не может разобрать ни слова – все сознание забивает громкая музыка.

В конце книги мы видим, наконец, светлую сторону пламени: это утренние лучи солнца, освещающие вереницу людей. Ведёт просветителей, что символично, Монтег, ещё недавно сжигавший книги.

Источник: //obrazovanie.guru/literatura/roman-451-gradus-po-farengejtu-kratkoe-soderzhanie.html

451 градус по Фаренгейту – краткое содержание: о чем эта книга, кто ее автор и главные герои

«451 градус по Фаренгейту» главные герои

«451 градус по Фаренгейту» – культовый антиутопический роман, который содержит в себе элементы научной фантастики и драмы. Хотя книга Рэя Брэдбери написана в 1953 году, она содержит в себе проблемы, которые актуальны до сих пор. Произведение довольно объемное, поэтому за недостатком времени предлагаем прочесть краткое содержание романа «451 градус по Фаренгейту».

Часть первая

Главный герой, живший в неведении под контролем государства, внезапно осознаёт, что существует совершенно другая жизнь. Это прозрение кардинально меняет его внутреннее равновесие.

Встреча, перевернувшая жизнь

Главный герой Гай Монтэг, как обычно, возвращается с работы домой на метро. Каждый день он проходит небольшой парк. Мужчину не покидает ощущение того, что за ним кто-то наблюдает.

Он предчувствует, что возможная встреча способно перевернуть с ног на голову его привычное существование. На этот раз он не ошибся. По аллее навстречу ему шла юная девушка.

Она сразу показалась Монтэгу необычной. Когда он решился завести с ней диалог, оказалось, что это новая соседка. Девушка представилась как Кларисса Маклеллан и предложила совместную прогулку. Её дядя несколько стесняется племянницы, вечно витающей в облаках. Поэтому он предлагает представляться «семнадцатилетней и помешанной» другим людям.

Кларисса Маклеллан сразу определяет профессию пожарного по запаху керосина от куртки Гая. Также Кларисса признается, что не боится мужчину, хотя жители города запуганы представителями этой службы.

! Сюжет представляет героя романа «451 по Фаренгейту» в качестве пожарного. Вот уже десять лет (начиная с двадцати) Монтег проводит службу за сжиганием книжной продукции. При этом сам персонаж не прочел ни одной книги за всю свою жизнь, так как это преследуется законом.

Маклеллан задается вопросом об истинном предназначении профессии – тушить пожары. Кроме того Кларисса спрашивает о проносящихся по шоссе ракетах и людях, которые действуют по четко заложенной программе. Государство делает все, чтобы избавить народ от возможности задуматься и мыслить (арест за принижение скорости и прогулку пешком).

С этого момента Монтэг понимает, что эта задумчивая девушка, не смотрящая телевизор и рассуждающая о запретных темах, пробудила в нем искру критического мышления и заставила задуматься о собственном счастье. Главный персонаж книги понимает, что он несчастлив и необходимо что-то менять.

то интересно! Рэй Брэдбери рассказ Мальчик Невидимка: краткое содержание

Неспокойно в тоталитарном государстве

После того, как Гай Монтэг заходит домой, он слышит звуки бомбардировки. Страна постоянно находится на военном положении, но ситуация всё равно пугает.

Герои антиутопии «451 градус по Фаренгейту» противопоставляются друг другу. В противовес живой и пытливой Клариссе ставится его супруга Милдред.

Милдред — олицетворение общества потребления и слепого следования политике руководителей государства.

Этой ночью Милдред выпила целый пузырек снотворного и находилась в обморочном состоянии. Гай Монтэг предположил, что это осознанная попытка самоубийства и вызвал бригаду скорой помощи.

Приехавшие санитары с помощью особого автомата очищают желудок и кровь Милдред, сообщают об участившихся подобных случаях. Однако наутро оказывается, что жена случайно наглоталась таблеток, буквально зомбированная нескончаемым потоком низкоинтеллектуальных передач.

По дороге на работу Гай Монтег вновь встречает Клариссу Маклеллан. «Инакомыслящая» направлялась на прием к психиатру (которые «излечивают» с малолетства всех думающих). Пожарник из «451 градус по Фаренгейту» задумывается о вопросах любви и приходит к выводу, что 17-летняя девушка мудрее и опытнее, чем его 30-летняя жена.

В пожарной части на него агрессивно реагирует робопес, который действует согласно заложенной программе. Гай Монтэг считает, что это из-за книги, спрятанной под домашней вентиляцией. Опасения служащего замечает Брандмейстер Битти.

! Повесть Обелиск Быкова: краткое содержание

Крамольная затея

На следующий день Гай Монтэг впервые в «451 градус по Фаренгейту» не встречает Клариссу. Его посещают дурные мысли. На работе он едва несколько раз не проговаривается. Очередной вызов (по доносу соседки) приходится на обшарпанный домик, в котором проживает пожилая женщина.

Впервые на задание пожарные приезжают раньше полиции, которая забирала нарушителей в лечебницу для душевнобольных, поэтому Гай Монтэг сталкивается с сопротивлением хозяйки дома. У него просыпаются человеческие чувства. Дом сжигают вместе с владелицей. Однако Гаю удается забрать с собой одну книгу.

Придя к Милдред, герой «451 градус по Фаренгейту» понимает, насколько они далеки друг от друга. Милдред постоянно пропадает в гостиной с экранами, транслирующими сразу несколько передач.

Мужчина прячет тайный предмет под подушку, чтобы читать онлайн ночью. Всю ночь его мучают кошмары: видение железного пса под окном. Утром он просыпается с сильным жаром.

Впервые возникает желание бросить работу.

Неожиданно больного посещает Битти. Начальник, кажется, что-то подозревает. Битти сообщает, что у каждого пожарного бывает минута сомнения. В эту минуту сомневающийся работник хочет узнать, что же скрывается в книгах.

! Грибоедов Горе от ума – краткое содержание и характеристика по главам

Также Битти намекает, что Кларисса была устранена специальными службами. Начинается лекция, если читать онлайн «451 градус по Фаренгейту», то может выстроиться концепция унификации всего в этом тоталитарном мире.

Краткое содержание книг, двухстрочные заметки в газетах и массовая стандартизация. Кроме того, оказывается, что не все принципы были продиктованы властями. Например, комиксы люди решили оставить себе сами, привыкнув к упрощению информации. Битти сам читал несколько книг и уверяет, что в них нет ничего содержательного.

! Если пожарный захочет прочесть книгу, то у него есть сутки на ее хранение. После этого он становится вне закона. После ухода начальника Гай Монтэг открывает Милдред секрет вентиляции – там хранится несколько книг.

Часть вторая

Гай Монтэг в 451 градус по фаренгейту понимает, что Милдред не желает идти против системы. Тогда бунтарь вспоминает профессора Фабера. Герои случайно встретились год назад в парке. Тогда Фабер спрятал от своего собеседника книгу. Теперь Монтэг полон надежды найти спасение в его лице.

Поиск единомышленников

По дороге у Гая едва не случается нервный срыв в метро из-за навязчивой рекламы из динамиков и осознания всеобщей зомбированности. Фабер с недоверием относится к неожиданному гостю, но потом понимает, что он из своих.

Открывает отступнику секреты книг и объясняет, почему они не выгодны правительству. Фабер признаётся, что молчал, когда еще что-то можно было исправить.

Поэтому автоматически стал соучастником преступления. Фабер полон страха, но Гай вселяет в него веру. В «451 градус по Фаренгейту» дается описание основных постулатов:

  • качество знаний;
  • досуг;
  • право действовать, руководствуясь предыдущими двумя.

Вместе персонажи «451 градус по Фаренгейту» планируют организовать подпольную печать книг с помощью старого знакомого — бывшего профессора. Кроме того, пожарник хочет организовать диверсию.

План заключается в подбрасывании книг по домам коллег (адреса которых имеются у Монтэга), чтобы выявить союзников. Фабер дает Гаю специальный наушник, чтобы давать рекомендации и поддерживать связь.

Также через него можно читать ночью книги.

Гай Монтэг возвращается домой и застает несколько подруг жены в гостях. Они ведут разговоры о мужьях, войне, детях. Все это крайне поверхностно и цинично.

Несмотря на многочисленные предупреждения Фабера, Гай раскрывает перед Феллс и Бауэллс наличие книги в доме. Более того он буквально заставляет прослушать их стихотворение, надеясь на понимание и возможное сотрудничество.

Википедия говорит о «451 градус по Фаренгейту», что это было Берег Дувра. Однако произведение не только не находит отклика в сердцах Феллс и Бауэллс, но и приводит их в состояние меланхолии. Описание жизненных проблем и размышление над ними – вот враг «счастливого» человека и причина самоубийств. Милдред постепенно избавляется от улик в доме.

! Фонвизин – Недоросль: краткое содержание пьесы по действиям

Часть третья

Гай направляется на службу. Фабер наставляет его по прибору в ухе. На входе отсутствует металлический пес. При встрече с брандмейстером Монтэг сразу выкидывает книгу в мусор. Битти все давно понял. Напоследок он решает окончательно подавить веру подчиненного в книги.

Предательство

В «451 градус по Фаренгейту» начинается странная лекция, во время которой Фабер в наушнике бьет тревогу. Через несколько минут поступает звонок. Пожарные едут на вызов. Монтэг видит, что это его собственный дом. Милдред в спешке покидает жилище и уезжает на такси. Битти сообщает Гаю, что жена, а также ее соседки Феллс и Бауэллс совершили донос.

Начинается процесс сжигания. Битти обнаруживает передатчик и слышит голос Фабера. В итоге Гай поливает струёй пламени самого Битти и двоих коллег. Он хочет сжечь и машину «Саламандру», но планам мешает железный пес, который вонзает в ногу Гая иглу с прокаином, после чего Монтэг уничтожает его.

Опасаясь погони, главный герой «451 градус по Фаренгейту» устремляется к дому Фабера. Ему кажется, что сзади бежит полиция. Однако фольксваген-жук едва не сбивает его. Это были подростки, желавшие задавить пешехода. Монтэг забегает в общественную уборную и слышит сообщение о начавшейся войне. Напоследок он подбрасывает спасенные из сада книги в дом коллеги – мистера Блэка.

Фабер предлагает сбежать в «пешие таборы», а сам решает уехать в Сент-Луис к печатнику. Бывший пожарник бежит от полицейской погони, которая транслируется по телевидению, и переплывает реку. Там он действительно встречается с беглецами.

! Они принимают его и дают средство от запаха, чтобы пес не нашел его. Однако публичная казнь все равно состоялась над случайным прохожим. Беглецы продолжают свой путь. В это время за рекой возникает вспышка атомной бомбы. Гай Монтэг со своими новыми спутниками бросается на землю. После этого они наблюдают облако далеко за рекой.

Основной посыл антиутопии

После прочтения «451 градус по Фаренгейту», задаёшься вопросом – в чём смысл произведения. Рэй Брэдбери от лица главного героя поднимает проблему тоталитарного государства.

Сюда входит:

  1. Нарастающая цензура.
  2. Всеобщая стандартизация.
  3. Превалирование интересов государства над жизнью отдельного человека.
  4. Непрекращающееся состояние военного напряжения между державами.
  5. Тотальный контроль за всеми сферами жизни.
  6. Уничтожение человека, как единицы, и создание массы для удовлетворения потребностей правителей.

! Повесть Собачье сердце: читаем краткое содержание по главам

Также Рэй Брэдбери заставляет размышлять в романе «451 градус по фаренгейту» над такими вопросами:

  • общество потребления;
  • развитие электронных технологий и постепенное отдаление людей друг от друга;
  • страх перед государственными службами;
  • несовершенство судебной системы (человек, по ошибке убитый псом);
  • сознательный выбор потребителя в сторону некачественной массовой культуры.

Подведем итоги

В годы, когда была написан роман «451 градус по Фаренгейту», в США имело место движение маккартистов (как сообщает Википедия), сопровождавшееся репрессиями и выступления против коммунизма, о чем также намекает Рэй Брэдбери.

Источник: //znaniya.guru/russkij-i-literatura/bredberi-451-gradus-po-farengejtu.html

Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.